Буквы и – ы после ц

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с правилами написания букв и и ы после ц в корнях, в окончаниях, в суффиксах, в словах на -ция.
  • Научить применять знания на практике.
  • Совершенствовать орфографические навыки.
  • Формировать языковую, лингвистическую, культуроведческую и коммуникативную компетенции.
  • Развивать устную монологическую речь.
  • Воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: компьютер, презентация №7, медиапроектор, интерактивная доска, учебники для 5 класса.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Задание «Назови слово по картинке» (слайды 1–4).

На экране появляются рисунки, учащиеся записывают слова и выделяют орфограмму.

Взаимопроверка: расчёска, шоколад, жокей, жонглер, шофер, жёлудь, шорты, жёлтый, пчёлы, щётка, крыжовник, шоссе.

Изучение нового материала

— Прочитайте предложение: «Ц…ган на лекц… листал страниц…, а Синиц…н читал ц…таты».

— Какой звук слышится после Ц? (звук [ы])

— Посмотрите, какие буквы пишутся: лекции, цитаты – буква И; цыган, страницы, Синицын – буква Ы.

— Назовите орфограмму: «Буквы и – ы после ц».

Правило:

  • В корнях слов и в словах на -ция пишется И (цирк, лекция).
  • В окончаниях и суффиксах – Ы (улицы).
  • Есть исключения: цыган, цыпленок, цыц, цыкать, на цыпочках, цыц – их запоминаем фразой:
    «Цыган на цыпочках подошёл к цыплёнку и цыкнул: цыц!»

Физкультминутка

Первичное закрепление

— Учебник, с.182, §87. Прочитайте правило.

— Выполните упражнение 446.

Закрепление материала

Творческий диктант: по смыслу узнавайте слова, записывайте и объясняйте написание.

Задание «Проверь себя»: выпишите слова с пропущенными буквами, выделите орфограмму.

Способ проверки: взаимопроверка.

Упражнение 448.

Запись под диктовку:

Получить консультацию, прослушать лекцию, правильно написать цифры, вырастить цыплят, заболеть цингой, встать на цыпочки, расположиться на циновке, увидеть цыгана, любить цирк.

Вставьте пропущенные буквы (устно), объясните.

Тексты для разбора:

  • На лисиц…ны приветливы слова.
  • Ворона каркнула во всё воронье горло.
  • Ц…ганы шумною толпою по Бессарабии кочуют.
  • Три девиц… под окном пряли поздно вечерком.
  • Плутовка к дереву на ц…почках подходит.
  • Ц…плят по осени считают.

Объяснительный диктант

Подведение итогов урока

Выставление оценок

Домашнее задание

  • Упражнение 449 (устно).
  • Ответить на контрольные вопросы, с.183.

📄 Скачать презентацию урока (PPT)