Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
- Познакомить учащихся с правилами написания букв и и ы после ц в корнях, в окончаниях, в суффиксах, в словах на -ция.
- Научить применять знания на практике.
- Совершенствовать орфографические навыки.
- Формировать языковую, лингвистическую, культуроведческую и коммуникативную компетенции.
- Развивать устную монологическую речь.
- Воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: компьютер, презентация №7, медиапроектор, интерактивная доска, учебники для 5 класса.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Задание «Назови слово по картинке» (слайды 1–4).
На экране появляются рисунки, учащиеся записывают слова и выделяют орфограмму.
Взаимопроверка: расчёска, шоколад, жокей, жонглер, шофер, жёлудь, шорты, жёлтый, пчёлы, щётка, крыжовник, шоссе.
Изучение нового материала
— Прочитайте предложение: «Ц…ган на лекц… листал страниц…, а Синиц…н читал ц…таты».
— Какой звук слышится после Ц? (звук [ы])
— Посмотрите, какие буквы пишутся: лекции, цитаты – буква И; цыган, страницы, Синицын – буква Ы.
— Назовите орфограмму: «Буквы и – ы после ц».
Правило:
- В корнях слов и в словах на -ция пишется И (цирк, лекция).
- В окончаниях и суффиксах – Ы (улицы).
- Есть исключения: цыган, цыпленок, цыц, цыкать, на цыпочках, цыц – их запоминаем фразой:
«Цыган на цыпочках подошёл к цыплёнку и цыкнул: цыц!»
Физкультминутка
Первичное закрепление
— Учебник, с.182, §87. Прочитайте правило.
— Выполните упражнение 446.
Закрепление материала
Творческий диктант: по смыслу узнавайте слова, записывайте и объясняйте написание.
Задание «Проверь себя»: выпишите слова с пропущенными буквами, выделите орфограмму.
Способ проверки: взаимопроверка.
Упражнение 448.
Запись под диктовку:
Получить консультацию, прослушать лекцию, правильно написать цифры, вырастить цыплят, заболеть цингой, встать на цыпочки, расположиться на циновке, увидеть цыгана, любить цирк.
Вставьте пропущенные буквы (устно), объясните.
Тексты для разбора:
- На лисиц…ны приветливы слова.
- Ворона каркнула во всё воронье горло.
- Ц…ганы шумною толпою по Бессарабии кочуют.
- Три девиц… под окном пряли поздно вечерком.
- Плутовка к дереву на ц…почках подходит.
- Ц…плят по осени считают.
Объяснительный диктант
Подведение итогов урока
Выставление оценок
Домашнее задание
- Упражнение 449 (устно).
- Ответить на контрольные вопросы, с.183.