Буквы о – а в корне -лаг- – -лож-

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с правописанием о – а в корне -лаг- – -лож-.
  • Научить обосновывать выбор гласных в этих корнях.
  • Развивать умение применять эти слова и правильно их писать.
  • Совершенствовать орфографические навыки.
  • Формировать языковую, лингвистическую, культуроведческую и коммуникативную компетенции.
  • Воспитывать уважение к языку.

Оборудование: компьютер, презентация №4, медиапроектор, интерактивная доска, учебники для 5 класса.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(слайд 1)

Фронтальный опрос:

  • Когда в приставках на -з (-с) на конце пишется З, а когда С?
  • Какие приставки на -з (-с) вы знаете?
  • Примеры слов с этими приставками.

– Выполним небольшое упражнение. (слайд 2)

III. Изучение нового материала

– Тема урока: «Буквы о – а в корне -лаг- – -лож-». (слайд 3)

– Сравните слова левого и правого столбиков. Чем отличаются?

  • В корне -лаг- под ударением и при наличии суффикса -а- пишется а.
  • В корне -лож- без суффикса -а- пишется о. (слайды 4–6)

Исключение: полог – слово запоминается. (слайд 7)

Алгоритм рассуждения при написании: (слайд 8)

IV. Первичное закрепление

Задание: от данных глаголов образовать существительные с суффиксом -ение, выделить корень, обозначить орфограмму. (слайд 9)

  • Излагать – …
  • Предлагать – …
  • Предполагать – …
  • Располагать – …
  • Слагать – …
  • Прилагать – …

Проверка по ключу. (слайд 10)

V. Физкультурная минутка

VI. Закрепление материала

– Упражнение 435, с.178.

Задание: определите тему, которая объединяет словосочетания, отметьте орфограмму, составьте устный рассказ. (слайд 11)

Высказать предположение; обсудить положение; расположиться на отдых; предлагать маршрут; разложить вещи; расположение комнат; прилагается счет; сложить вещи.

Игра «Третий лишний»: выпишите лишнее слово и объясните орфограмму. (слайд 12)

Задание: замените словосочетания фразеологизмами с корнями -лаг- / -лож- (слайд 14):

  • Говорить искренне – положа руку на сердце.
  • Ничего не делать – сидеть сложа руки.
  • Сдаться – сложить оружие.
  • Погибнуть – сложить голову.
  • Перестать действовать – сложить руки.

Запись под диктовку:

Простое предложение, положение дел, полагаться на друга, предложить помощь, расположение лагеря, перелагать стихи, изучать прилагательное, трудное положение, написать изложение.

VII. Подведение итогов

  • Когда пишется буква а, а когда о в корнях -лаг-/-лож-?
  • Какое слово является исключением? (полог)

VIII. Выставление оценок

IX. Домашнее задание

  • Выучить правило (с.177).
  • 1 группа: Упражнение 436 на с.178.
  • 2 группа: Сочинить сказку с использованием слов с орфограммой о/а в корнях -лаг- и -лож-.

📄 Скачать презентацию урока (PPT)