Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
- Познакомить учащихся с правописанием о – а в корне -лаг- – -лож-.
- Научить обосновывать выбор гласных в этих корнях.
- Развивать умение применять эти слова и правильно их писать.
- Совершенствовать орфографические навыки.
- Формировать языковую, лингвистическую, культуроведческую и коммуникативную компетенции.
- Воспитывать уважение к языку.
Оборудование: компьютер, презентация №4, медиапроектор, интерактивная доска, учебники для 5 класса.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(слайд 1)
Фронтальный опрос:
- Когда в приставках на -з (-с) на конце пишется З, а когда С?
- Какие приставки на -з (-с) вы знаете?
- Примеры слов с этими приставками.
– Выполним небольшое упражнение. (слайд 2)
III. Изучение нового материала
– Тема урока: «Буквы о – а в корне -лаг- – -лож-». (слайд 3)
– Сравните слова левого и правого столбиков. Чем отличаются?
- В корне -лаг- под ударением и при наличии суффикса -а- пишется а.
- В корне -лож- без суффикса -а- пишется о. (слайды 4–6)
Исключение: полог – слово запоминается. (слайд 7)
Алгоритм рассуждения при написании: (слайд 8)
IV. Первичное закрепление
Задание: от данных глаголов образовать существительные с суффиксом -ение, выделить корень, обозначить орфограмму. (слайд 9)
- Излагать – …
- Предлагать – …
- Предполагать – …
- Располагать – …
- Слагать – …
- Прилагать – …
Проверка по ключу. (слайд 10)
V. Физкультурная минутка
VI. Закрепление материала
– Упражнение 435, с.178.
Задание: определите тему, которая объединяет словосочетания, отметьте орфограмму, составьте устный рассказ. (слайд 11)
Высказать предположение; обсудить положение; расположиться на отдых; предлагать маршрут; разложить вещи; расположение комнат; прилагается счет; сложить вещи.
Игра «Третий лишний»: выпишите лишнее слово и объясните орфограмму. (слайд 12)
Задание: замените словосочетания фразеологизмами с корнями -лаг- / -лож- (слайд 14):
- Говорить искренне – положа руку на сердце.
- Ничего не делать – сидеть сложа руки.
- Сдаться – сложить оружие.
- Погибнуть – сложить голову.
- Перестать действовать – сложить руки.
Запись под диктовку:
Простое предложение, положение дел, полагаться на друга, предложить помощь, расположение лагеря, перелагать стихи, изучать прилагательное, трудное положение, написать изложение.
VII. Подведение итогов
- Когда пишется буква а, а когда о в корнях -лаг-/-лож-?
- Какое слово является исключением? (полог)
VIII. Выставление оценок
IX. Домашнее задание
- Выучить правило (с.177).
- 1 группа: Упражнение 436 на с.178.
- 2 группа: Сочинить сказку с использованием слов с орфограммой о/а в корнях -лаг- и -лож-.