Буквы о – а в корне -раст- и -рос-

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

  • Изучить орфографическое правило написания о – а в корне -раст- и -рос-.
  • Совершенствовать орфографические навыки учащихся.
  • Формировать языковую, лингвистическую, культуроведческую и коммуникативную компетенции.
  • Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, строить текст-рассуждение.
  • Воспитывать интерес к изучению русского языка, умение работать в группах и индивидуально.

Оборудование: компьютер, презентация №5, медиапроектор, интерактивная доска, учебники для 5 класса.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(слайд 1)

Фронтальный опрос:

  • С какими корнями, где чередуются гласные, вы познакомились?
  • Когда в корне пишется А, а когда – О?
  • Приведите примеры.

Задание: Выпишите слова с пропущенными буквами и разберите их орфографически. (слайд 2)

Кто ясно мыслит, тот ясно изл..гает.

Чужую беду руками разведу, а к своей ума не прил..жу.

Если сл..жить все ошибки умного, получится гора.

Отработав, что пол..гается, съешь, что причитается.

Ум заключается не только в знании, но и в умении прил..гать знание на деле.

Где мысль ясна, там ясно изл..женье, там нужные слова придут без затрудненья.

III. Изучение нового материала

– Сегодня мы познакомимся с новой орфограммой. Сначала решим задачи:

Задача 1: Выписать глаголы из загадок, выделить корень. (слайд 3)

  • Что вниз вершиной растет? (сосулька)
  • Не сеют, не сажают, сами вырастают? (волосы)
  • Один лил, другой пил, а третий зеленел да рос? (дождь, земля, трава)
  • На окне стоит горшок. Я там выращу цветок. Посмотреть — не разберешь, не растение, а ёж. (кактус)

– Какое существительное нужно выписать из последней загадки?

– Какие согласные и гласные чередуются в корне?

– Какая тема урока?

Задача 2: По таблице определить, когда пишется А, а когда – О. (слайды 5–9)

Задача 3: Запомнить слова-исключения. (слайд 11)

IV. Первичное закрепление

– Прочитайте правило в учебнике (с.179, §). Совпали ли ваши выводы с правилом?

– Упражнение 437.

V. Физкультурная минутка

VI. Закрепление материала

Игра-задача «Составь слово»: (слайд 12)

1 вариант:
Приставка из слова ЗАПАХ
Корень из слова ПОРОСЛЬ
Суффикс прошедшего времени из слова ПИСАЛ
Окончание из слова ПИРОГИ

2 вариант:
Приставка из слова ПРИЕЗД
Корень из слова ВЫРАЩЕННЫЙ
Суффикс из слова ДЕЛЕНИЕ
Окончание из слова МОРЕ

– Какие слова получились? (1 вариант – заросли, 2 вариант – приращение)

Объяснительный диктант:

Листья растения, молодая поросль, росток розы, морские водоросли, выращивание молодняка, заросли камыша, отрасль промышленности.

– Упражнение 438 и 439 (работа с орфографическим словарем).

Творческая работа (слайд 13): Восстановить пропущенные слова по смыслу, записать текст и озаглавить.

Тропинка почти …, и мы с трудом угадывали дорогу. Вот знакомый, … осокой луг. … этой жесткой травы больно хлестали по ногам. Дальше … широкий овраг, а направо раскинулась чудесная поляна с … молодых елочек. На поляне уютно … лесная сторожка.

Слова для справок: расположилась, заросла, поросль, располагался, зараставший, заросли.

VII. Подведение итогов урока

  • С какой орфограммой познакомились?
  • От чего зависит выбор гласной?
  • Какие слова-исключения знаете?

VIII. Домашнее задание

  • 1 группа – придумать 5 загадок «Составь слово».
  • 2 группа – упражнение 441.
  • 3 группа – составить кроссворд со словами на изученное правило.
  • Всем – выполнить карточку по теме «Буквы о – а в корне -лаг- – -лож- и -раст- – -рос-»:

Задание: распределите слова по видам орфограмм и вставьте пропущенные буквы.

Предл..жение, р..стение, изл..жение, отр..сль, прил..гательное, возр..ст, р..сток, пол..жение, р..стительность, перел..гать, расположение, зар..сла.

📄 Скачать презентацию урока (PPT)