Буквы ё – о после шипящих в корне

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с правописанием букв ёо после шипящих в корне слов.
  • Формировать умение обосновывать выбор этих букв.
  • Совершенствовать орфографические навыки.
  • Формировать языковую, лингвистическую, культуроведческую и коммуникативную компетенции.
  • Развивать словарный запас.
  • Воспитывать языковое чутьё.

Оборудование: компьютер, презентация №6, медиапроектор, интерактивная доска, учебники для 5 класса.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

— Сегодня познакомимся с новой орфограммой: «Буквы ё – о после шипящих в корне».

— На доске слова: жёлудь, шёпот, пчёлы, шёлк. Поставьте ударения и выделите корень.

— В корне слова под ударением после шипящих пишется ё.

— Подберите однокоренные слова. Запомните: ё может чередоваться с е.

— В некоторых словах без ударения после шипящих пишется о. Их правописание нужно запомнить.

— Под ударением о пишется только в словах-исключениях. Запишите их в словарь.

III. Первичное закрепление

— Откройте учебник, с.180 (§86), прочитайте правило. Закройте учебник и перескажите его соседу по парте.

— Упражнение 442: один ученик у доски, остальные – в тетрадях.

IV. Закрепление материала

— Упражнение 443.

Задание «Угадай словечко»: Запишите слова с буквами ё/о после шипящих в корне, которые подходят по значению:

  • Тонкая верёвка – бечёвка
  • Прядь волос на лбу – чёлка
  • Кратный двум – чётный
  • Изысканно нарядный человек – щёголь
  • Изделие для чистки – щётка
  • Водитель автомобиля – шофёр

Задание: Спишите загадки, вставьте пропущенные буквы, выделите орфограмму:

Синий мундир,
Ж…лтая подкладка,
В середине сладко.
(слива)

Сама холодная,
А людей жж…т.
(крапива)

Ч…рный, проворный,
Кричит «крак», червякам враг.
(грач)

Это что за невидимка:
Хлопает в саду калиткой,
На столе листает книжку,
Ш…рохом пугает мышку.
(ветер)

— Выполните задания по вариантам на карточках (Приложение 4).

V. Подведение итогов урока

— Какую орфограмму изучили?
— Какая буква обычно пишется в корне после шипящих под ударением?
— Как определить, что писать?
— Какие есть слова-исключения?

— Выполните упражнение из мультимедийного приложения к учебнику (индивидуально за компьютером).

VI. Домашнее задание

  • Параграф 86, с.180.
  • Упражнение 444.

📄 Скачать презентацию урока (PPT)