Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
- Познакомить учащихся с правописанием букв ё – о после шипящих в корне слов.
- Формировать умение обосновывать выбор этих букв.
- Совершенствовать орфографические навыки.
- Формировать языковую, лингвистическую, культуроведческую и коммуникативную компетенции.
- Развивать словарный запас.
- Воспитывать языковое чутьё.
Оборудование: компьютер, презентация №6, медиапроектор, интерактивная доска, учебники для 5 класса.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
— Сегодня познакомимся с новой орфограммой: «Буквы ё – о после шипящих в корне».
— На доске слова: жёлудь, шёпот, пчёлы, шёлк. Поставьте ударения и выделите корень.
— В корне слова под ударением после шипящих пишется ё.
— Подберите однокоренные слова. Запомните: ё может чередоваться с е.
— В некоторых словах без ударения после шипящих пишется о. Их правописание нужно запомнить.
— Под ударением о пишется только в словах-исключениях. Запишите их в словарь.
III. Первичное закрепление
— Откройте учебник, с.180 (§86), прочитайте правило. Закройте учебник и перескажите его соседу по парте.
— Упражнение 442: один ученик у доски, остальные – в тетрадях.
IV. Закрепление материала
— Упражнение 443.
Задание «Угадай словечко»: Запишите слова с буквами ё/о после шипящих в корне, которые подходят по значению:
- Тонкая верёвка – бечёвка
- Прядь волос на лбу – чёлка
- Кратный двум – чётный
- Изысканно нарядный человек – щёголь
- Изделие для чистки – щётка
- Водитель автомобиля – шофёр
Задание: Спишите загадки, вставьте пропущенные буквы, выделите орфограмму:
Синий мундир,
Ж…лтая подкладка,
В середине сладко.
(слива)Сама холодная,
А людей жж…т.
(крапива)Ч…рный, проворный,
Кричит «крак», червякам враг.
(грач)Это что за невидимка:
Хлопает в саду калиткой,
На столе листает книжку,
Ш…рохом пугает мышку.
(ветер)
— Выполните задания по вариантам на карточках (Приложение 4).
V. Подведение итогов урока
— Какую орфограмму изучили?
— Какая буква обычно пишется в корне после шипящих под ударением?
— Как определить, что писать?
— Какие есть слова-исключения?
— Выполните упражнение из мультимедийного приложения к учебнику (индивидуально за компьютером).
VI. Домашнее задание
- Параграф 86, с.180.
- Упражнение 444.