Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
- Познакомить учащихся с правописанием з и с на конце приставок.
- Развивать умение правильно писать слова с этой орфограммой.
- Развивать способность находить лишнее.
- Совершенствовать орфографические навыки.
- Формировать языковую, лингвистическую, культуроведческую и коммуникативную компетенции.
- Воспитывать интерес к словарному запасу русского языка.
Оборудование: компьютер, презентация №3, медиапроектор, интерактивная доска, учебники для 5 класса.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
– Тема урока: «Буквы з и с на конце приставок». (слайд 1)
– Рассмотрим примеры слов. (слайд 2)
- Произнесите слова первого столбика. Какой звук слышим в конце приставки? Почему?
- Произнесите слова второго столбика. Почему слышим другой звук?
– Обратите внимание на перечень приставок. (слайд 3)
– Попробуем вместе сформулировать правило. (слайд 4)
III. Первичное закрепление
– Проверим знания. (слайд 5)
– Выполнение: упражнение 423, с.175.
IV. Физкультурная минутка
V. Закрепление материала
- Задание: замените словосочетания словами с приставками бес-, без-. (слайд 6)
- Задание: вставьте пропущенные буквы, распределите слова по столбикам. (слайд 7)
- Самопроверка. (слайд 8)
- Выполнение: упражнение 425, с.175.
- Игра: «Третий лишний». (слайды 9–10)
- Объяснительный диктант.
1. Ласковым словом и камень растопишь.
2. Беспорядочный человек не проживёт в добре и век.
3. Бездонную бочку водой не растопишь.
4. Мальчику хотелось расспросить его о многом.
VI. Подведение итогов
– Выполнить задания на карточках по вариантам. (Приложение 11)
VII. Выставление оценок
VIII. Домашнее задание
- Параграф §83.
- Упражнение 424.
- Подготовиться к словарному диктанту. (слайд 12)
Карточка по теме «Буквы з и с на конце приставок»
I вариант
Задание 1. Вставьте пропущенные буквы:
Сумерки ..гущаются; бе..следно и..чезнуть в темноте; бе..снежная зима; громко ра..смеяться; ..дание школы; ..жал руку; ..делал правильно; ..дешний климат; ..бил огонь; красивая ро..пись; ра..писаться в журнале; бе..численные вопросы; хмурый ра..свет.
Задание 2. Вставьте пропущенные буквы, распределите слова по 2 столбика:
- з на конце приставки
- с на конце приставки
Ра..сыпать; в..дрогнуть; ра..писание; ..гибать; бе..ценный; бе..звучный; ..бросил; ро..сказни; бе..порядок; ..жег; бе..толковый; ра..ведчик; бе..цельный; ра..пилить; ра..чирикался; ..дуть; и..далека; бе..шумный; в..пахать; ..двинуть; бе..полезный.
II вариант
Задание 1. Вставьте пропущенные буквы:
Бе..звездная ночь; ра..целовать бабушку; ра..цвел под окном; ра..смотреть пейзаж; бе..связный ра..сказ; бе..сердечный человек; ра..спросить отца; ра..следовать до конца; точно ра..считать; точный ра..чет; бе..спорный ответ.
Задание 2. Вставьте пропущенные буквы, распределите слова по 2 столбика:
Ра..сыпать; в..дрогнуть; ра..писание; ..гибать; бе..ценный; бе..звучный; ..бросил; ро..сказни; бе..порядок; ..жег; бе..толковый; ра..ведчик; бе..цельный; ра..пилить; ра..чирикался; ..дуть; и..далека; бе..шумный; в..пахать; ..двинуть; бе..полезный.