«Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» (К.Д. Ушинский)
Во все века люди ценили духовно-нравственную воспитанность. Сегодня моральные ценности и духовное единство народа — это основа развития наравне с политикой и экономикой. Уважение к культуре, родному языку, истории и памяти предков — важный ориентир для общества.
ФГОС определяет воспитание как приоритетную цель образования. Перед школой стоит задача формирования высоконравственной и ответственной личности.
Духовность и нравственность — единые понятия. Духовность выражается в стремлении к добру, истине и красоте, в жизни по совести и любви. Нравственность — способность поступать согласно внутренним убеждениям и духовным основам.
Процесс воспитания включает взаимодействие педагога и коллектива для формирования нравственной личности подростка.
Задачи духовно-нравственного воспитания:
- формирование духовного развития и основ морали;
- развитие эстетических чувств и трудолюбия;
- патриотизм и уважение к своей культуре;
- экологическая культура и здоровье;
- ценностное отношение к семье, родителям, старшим и младшим.
Основные направления работы:
- Нравственно-патриотическое
- Нравственное
- Этическое
- Эстетическое
- Трудовое
- Экологическое
- Семейно-нравственное
Формы работы:
- классные часы, «уроки мужества»;
- встречи с интересными людьми, экскурсии, музеи, храмы;
- викторины, конкурсы, внеклассные мероприятия;
- родительские собрания, анкетирования;
- психолого-педагогические тренинги.
Примеры практической деятельности:
Нравственно-патриотическое: участие в Вахте памяти, митингах, конференциях «Города-герои» и «Герои СССР».
Творческие конкурсы: «Рождество», «Красная Пасха», «Дети о войне» — с призовыми местами.
Экскурсии: галерея в Микулино, музеи в Лотошино, школьный музей, Храм Михаила Архангела.
Встречи: беседы с Е.А. Мироновой, В.А. Ананьевым, отцом Сергием.
Классные часы: «Уроки доброты», «Милосердие — зеркало души», «Почетные люди моей Родины», «Страна вежливости», совместно с психологом: «Все профессии важны», «Я и моя семья» и др.
Трудовое воспитание: девочки учатся вышивке, поделкам; мальчики — ремонту мебели. Участие в субботниках, акциях «Наша чистая планета».
Экологическое воспитание: походы по родному краю, помощь птицам зимой.
Работа с родителями:
- собрания: «Культурные ценности семьи», «Духовно-нравственное воспитание»;
- анкеты: «Тип воспитания», «Семейные ценности»;
- мероприятия с участием родителей: «Минута славы», выставки семейного творчества.
Диагностика: тесты и анкеты с учётом возрастных особенностей.
Вывод: духовно-нравственное воспитание — длительный и важный процесс, итог которого — внутренняя потребность ребёнка в добрых поступках.