Духовно нравственное воспитание

«Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» (К.Д. Ушинский)

Во все века люди ценили духовно-нравственную воспитанность. Сегодня моральные ценности и духовное единство народа — это основа развития наравне с политикой и экономикой. Уважение к культуре, родному языку, истории и памяти предков — важный ориентир для общества.

ФГОС определяет воспитание как приоритетную цель образования. Перед школой стоит задача формирования высоконравственной и ответственной личности.

Духовность и нравственность — единые понятия. Духовность выражается в стремлении к добру, истине и красоте, в жизни по совести и любви. Нравственность — способность поступать согласно внутренним убеждениям и духовным основам.

Процесс воспитания включает взаимодействие педагога и коллектива для формирования нравственной личности подростка.

Задачи духовно-нравственного воспитания:

  • формирование духовного развития и основ морали;
  • развитие эстетических чувств и трудолюбия;
  • патриотизм и уважение к своей культуре;
  • экологическая культура и здоровье;
  • ценностное отношение к семье, родителям, старшим и младшим.

Основные направления работы:

  • Нравственно-патриотическое
  • Нравственное
  • Этическое
  • Эстетическое
  • Трудовое
  • Экологическое
  • Семейно-нравственное

Формы работы:

  • классные часы, «уроки мужества»;
  • встречи с интересными людьми, экскурсии, музеи, храмы;
  • викторины, конкурсы, внеклассные мероприятия;
  • родительские собрания, анкетирования;
  • психолого-педагогические тренинги.

Примеры практической деятельности:

Нравственно-патриотическое: участие в Вахте памяти, митингах, конференциях «Города-герои» и «Герои СССР».

Творческие конкурсы: «Рождество», «Красная Пасха», «Дети о войне» — с призовыми местами.

Экскурсии: галерея в Микулино, музеи в Лотошино, школьный музей, Храм Михаила Архангела.

Встречи: беседы с Е.А. Мироновой, В.А. Ананьевым, отцом Сергием.

Классные часы: «Уроки доброты», «Милосердие — зеркало души», «Почетные люди моей Родины», «Страна вежливости», совместно с психологом: «Все профессии важны», «Я и моя семья» и др.

Трудовое воспитание: девочки учатся вышивке, поделкам; мальчики — ремонту мебели. Участие в субботниках, акциях «Наша чистая планета».

Экологическое воспитание: походы по родному краю, помощь птицам зимой.

Работа с родителями:

  • собрания: «Культурные ценности семьи», «Духовно-нравственное воспитание»;
  • анкеты: «Тип воспитания», «Семейные ценности»;
  • мероприятия с участием родителей: «Минута славы», выставки семейного творчества.

Диагностика: тесты и анкеты с учётом возрастных особенностей.

Вывод: духовно-нравственное воспитание — длительный и важный процесс, итог которого — внутренняя потребность ребёнка в добрых поступках.