Современная концепция образования ставит целью развитие личности, способной к эффективной реализации себя в будущем. Особое значение приобретает формирование коммуникативной компетентности школьников при изучении русского языка. Язык как средство общения требует знания социальных, ситуативных и контекстуальных правил.
Основные цели обучения русскому языку в школе включают формирование:
- языковой компетенции,
- лингвистической,
- коммуникативной,
- социокультурной компетенции.
Коммуникативная компетентность — это умение понимать позицию другого, формировать и защищать свою точку зрения, взаимодействовать и самореализовываться в обществе. Компетентностный подход позволяет определить уровень владения языком:
- языковой — владение нормами литературного языка,
- лингвистический — знание языка,
- коммуникативный — использование языковых средств,
- социокультурный — культура речи и этика общения.
Владение языком предполагает развитие языковой личности и включает не только теоретические знания, но и практические навыки: речевая деятельность, творческая работа со словом, исследовательская активность. Коммуникативная компетенция формируется на базе языковой и лингвистической подготовки.
В обучении приоритет отдается развитию речи, языкового чутья, интереса к русскому языку. Это достигается через расширение словарного запаса, навыки логичного и стилистически корректного высказывания, понимание типов речи и структуры текста.
Таким образом, формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка способствует всестороннему развитию ученика. Это требует сочетания базового обучения с творческой деятельностью, развития индивидуальности, критического мышления и способности решать нестандартные задачи общения.
Литература
- Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход — основная стратегия обновления школы. // ИЯШ. — 2002. — № 2.
- Кудрявцева Т.С. Современные подходы к обучению речи. // РЯШ. — 1996. — № 3.
- Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов педвузов / Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. Е.А. Быстровой. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2007. — С. 40–62.