Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка

Современная концепция образования ставит целью развитие личности, способной к эффективной реализации себя в будущем. Особое значение приобретает формирование коммуникативной компетентности школьников при изучении русского языка. Язык как средство общения требует знания социальных, ситуативных и контекстуальных правил.

Основные цели обучения русскому языку в школе включают формирование:

  • языковой компетенции,
  • лингвистической,
  • коммуникативной,
  • социокультурной компетенции.

Коммуникативная компетентность — это умение понимать позицию другого, формировать и защищать свою точку зрения, взаимодействовать и самореализовываться в обществе. Компетентностный подход позволяет определить уровень владения языком:

  • языковой — владение нормами литературного языка,
  • лингвистический — знание языка,
  • коммуникативный — использование языковых средств,
  • социокультурный — культура речи и этика общения.

Владение языком предполагает развитие языковой личности и включает не только теоретические знания, но и практические навыки: речевая деятельность, творческая работа со словом, исследовательская активность. Коммуникативная компетенция формируется на базе языковой и лингвистической подготовки.

В обучении приоритет отдается развитию речи, языкового чутья, интереса к русскому языку. Это достигается через расширение словарного запаса, навыки логичного и стилистически корректного высказывания, понимание типов речи и структуры текста.

Таким образом, формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка способствует всестороннему развитию ученика. Это требует сочетания базового обучения с творческой деятельностью, развития индивидуальности, критического мышления и способности решать нестандартные задачи общения.

Литература

  1. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход — основная стратегия обновления школы. // ИЯШ. — 2002. — № 2.
  2. Кудрявцева Т.С. Современные подходы к обучению речи. // РЯШ. — 1996. — № 3.
  3. Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов педвузов / Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. Е.А. Быстровой. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2007. — С. 40–62.