Доклад подготовила: В.М. Огибалина, учитель русского языка и литературы
Внеурочная деятельность «В гостях у сказки» направлена на воспитание интереса к сказкам и книгам, расширение читательского кругозора, развитие духовной культуры и эстетики личности, осмысление традиционных духовно-нравственных ценностей.
Сказка — это доступный детям способ познания жизни. В ней отражаются мечты народа, мораль, характер, история. Хорошо рассказанная сказка — начало культурного воспитания. Многие сказки вселяют веру в себя и надежду на победу, чего часто не хватает современным детям.
Современная школа не только передаёт знания, но и формирует универсальные учебные действия (УУД) — умения применять знания в разных жизненных ситуациях.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию, понимание социальных ролей, моральных норм и эмоциональное развитие. Они помогают ответить на вопрос: «Какой смысл имеет для меня учение?»
На занятиях «В гостях у сказки» воспитание строится через пробуждение сочувствия, сопереживания, чувства прекрасного. Дети учатся оценивать поступки, выражать эмоции, понимать других.
Используются интерактивные формы работы: беседы, мультфильмы, литературные игры, конкурсы, творческие задания, «путешествия» по страницам книг.
Например, беседа по сказке строится на вопросах, которые помогают:
- понять моральную суть ситуации;
- оценить мотивы поступков с разных позиций;
- распознать и осмыслить моральные чувства.
Такие беседы формируют у детей ценности: щедрость, доброту, милосердие, заботу, честность, искренность, верность слову.
Примеры:
- Семья и доброта: «Лягушонок ищет папу», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди».
- Дружба и взаимовыручка: «Теремок», «Рукавичка», «Кот, петух и дрозд».
- Труд: «Разные колёса», «Морозко», «Просто так».
Формируемые личностные УУД:
- знание моральных норм;
- этические чувства (стыд, вина, сочувствие);
- понимание и сопереживание чувствам других;
- чувство прекрасного и эстетические эмоции;
- осознание гражданской идентичности.
Освоив личностные универсальные умения, ребёнок начинает:
- принимать нормы поведения в обществе;
- оценивать свои поступки;
- отличать добро от зла в сказках и жизни;
- делать нравственный выбор;
- сопереживать, помогать другим;
- воспитывать патриотизм и сопричастность к своей стране.
Вывод: формирование личностных УУД — важнейшая часть учебного и внеурочного процесса. Учителю важно найти методы, которые помогут эффективно раскрыть воспитательный потенциал сказки.