Формирование личностных УУД на внеурочных занятиях «В гостях у сказки»

Доклад подготовила: В.М. Огибалина, учитель русского языка и литературы

Внеурочная деятельность «В гостях у сказки» направлена на воспитание интереса к сказкам и книгам, расширение читательского кругозора, развитие духовной культуры и эстетики личности, осмысление традиционных духовно-нравственных ценностей.

Сказка — это доступный детям способ познания жизни. В ней отражаются мечты народа, мораль, характер, история. Хорошо рассказанная сказка — начало культурного воспитания. Многие сказки вселяют веру в себя и надежду на победу, чего часто не хватает современным детям.

Современная школа не только передаёт знания, но и формирует универсальные учебные действия (УУД) — умения применять знания в разных жизненных ситуациях.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию, понимание социальных ролей, моральных норм и эмоциональное развитие. Они помогают ответить на вопрос: «Какой смысл имеет для меня учение?»

На занятиях «В гостях у сказки» воспитание строится через пробуждение сочувствия, сопереживания, чувства прекрасного. Дети учатся оценивать поступки, выражать эмоции, понимать других.

Используются интерактивные формы работы: беседы, мультфильмы, литературные игры, конкурсы, творческие задания, «путешествия» по страницам книг.

Например, беседа по сказке строится на вопросах, которые помогают:

  • понять моральную суть ситуации;
  • оценить мотивы поступков с разных позиций;
  • распознать и осмыслить моральные чувства.

Такие беседы формируют у детей ценности: щедрость, доброту, милосердие, заботу, честность, искренность, верность слову.

Примеры:

  • Семья и доброта: «Лягушонок ищет папу», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди».
  • Дружба и взаимовыручка: «Теремок», «Рукавичка», «Кот, петух и дрозд».
  • Труд: «Разные колёса», «Морозко», «Просто так».

Формируемые личностные УУД:

  • знание моральных норм;
  • этические чувства (стыд, вина, сочувствие);
  • понимание и сопереживание чувствам других;
  • чувство прекрасного и эстетические эмоции;
  • осознание гражданской идентичности.

Освоив личностные универсальные умения, ребёнок начинает:

  • принимать нормы поведения в обществе;
  • оценивать свои поступки;
  • отличать добро от зла в сказках и жизни;
  • делать нравственный выбор;
  • сопереживать, помогать другим;
  • воспитывать патриотизм и сопричастность к своей стране.

Вывод: формирование личностных УУД — важнейшая часть учебного и внеурочного процесса. Учителю важно найти методы, которые помогут эффективно раскрыть воспитательный потенциал сказки.