Тема урока: «Имена существительные собственные и нарицательные»
5 класс.
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока:
- Обучить делению существительных на собственные и нарицательные.
- Совершенствовать орфографические навыки.
- Формировать языковую, лингвистическую, культуроведческую и коммуникативную компетенции.
- Развивать словарный запас учащихся.
- Воспитывать интерес к уроку русского языка.
Оборудование: компьютер, презентация №8, медиапроектор, интерактивная доска, учебники для 5 класса.
Ход урока
Организационный момент
Изучение нового материала
— Тема урока: «Имена существительные собственные и нарицательные».
— Существительные делятся на собственные и нарицательные.
- Собственные – названия отдельных лиц и предметов (Анна, Москва).
- Нарицательные – называют однородные предметы (человек, птица).
— Рассмотрим примеры собственных имен существительных.
— Собственные существительные могут переходить в нарицательные и наоборот.
Первичное закрепление
Упражнение 483.
Физкультминутка
Закрепление материала
Объяснительный диктант:
1. С большим интересом мы обсуждали повесть Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».
2. В кинотеатре «Россия» шел новый фильм.
Задание: запишите нарицательные существительные, соответствующие картинкам. Подберите к ним имена собственные.
Задание: выпишите предложения, в которых собственные имена обозначают имена людей и клички животных; затем предложения, где нарицательные имена употреблены как собственные. Вставьте пропущенные орфограммы. Постройте схему третьего предложения.
Упражнение 492 (устно).
Задание: выпишите в левую колонку имена собственные, в правую – нарицательные, соотнеся их друг с другом.
Способ проверки – самопроверка.
Задание: спишите текст, найдите собственные имена существительные, сделайте орфографический разбор.
Образец разбора:
Россия – собственное (название страны), Мария – собственное (имя).
Сколько их, детинцев, на Руси! Кремли: в Новгороде, в Казани, в Рязани, в Вологде…
Ярославль, Суздаль, Переславль-Залесский, Владимир…
Монастыри-крепости: Кирилло-Белозерский, Горицкий…
Земляные валы: Белозерский, Дмитровский…
Башни: Сухаревская…
Ворота: Красные, Мясницкие…
Скрыли, снесли многие стены, башни, монастыри, кремли.
Зачем башни, ворота?.. Только для красоты?..
(Отрывок из дневника А. Яшина)
— Используя толковый словарь, объясните значение слов детинец, вал.
— Ответьте на вопросы автора.
— Текст написан в 60-е годы XX века. Изменилось ли в наше время отношение к памятникам старины?
Подведение итогов урока
Выполнить карточку по теме «Имена существительные собственные и нарицательные».
Домашнее задание
Запишите названия ваших любимых книг и фамилии их авторов. Устно расскажите, за что вы любите это произведение.
Карточка
по теме «Имена существительные собственные и нарицательные»
1. Задание: приведите по 5 примеров собственных имен существительных в каждую колонку:
Фамилия | Имя | Отчество | Название реки | Название города | Кличка животного |
---|---|---|---|---|---|
2. Задание: Напишите напротив имени собственного созвучное имя нарицательное и поясните его значение в скобках.
- Орёл (название города) – ____________ ( )
- «Огонёк» (название журнала) – ____________ ( )
- Лев (имя) – ____________ ( )
- «Сентябрь» (стихотворение) – ____________ ( )
- Даль (фамилия писателя) – ____________ ( )
- Близнецы (знак зодиака) – ____________ ( )