Имена существительные собственные и нарицательные

Тема урока: «Имена существительные собственные и нарицательные»

5 класс.

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели урока:

  • Обучить делению существительных на собственные и нарицательные.
  • Совершенствовать орфографические навыки.
  • Формировать языковую, лингвистическую, культуроведческую и коммуникативную компетенции.
  • Развивать словарный запас учащихся.
  • Воспитывать интерес к уроку русского языка.

Оборудование: компьютер, презентация №8, медиапроектор, интерактивная доска, учебники для 5 класса.

Ход урока

Организационный момент

Изучение нового материала

— Тема урока: «Имена существительные собственные и нарицательные».

— Существительные делятся на собственные и нарицательные.

  • Собственные – названия отдельных лиц и предметов (Анна, Москва).
  • Нарицательные – называют однородные предметы (человек, птица).

— Рассмотрим примеры собственных имен существительных.

— Собственные существительные могут переходить в нарицательные и наоборот.

Первичное закрепление

Упражнение 483.

Физкультминутка

Закрепление материала

Объяснительный диктант:

1. С большим интересом мы обсуждали повесть Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».
2. В кинотеатре «Россия» шел новый фильм.

Задание: запишите нарицательные существительные, соответствующие картинкам. Подберите к ним имена собственные.

Задание: выпишите предложения, в которых собственные имена обозначают имена людей и клички животных; затем предложения, где нарицательные имена употреблены как собственные. Вставьте пропущенные орфограммы. Постройте схему третьего предложения.

Упражнение 492 (устно).

Задание: выпишите в левую колонку имена собственные, в правую – нарицательные, соотнеся их друг с другом.

Способ проверки – самопроверка.

Задание: спишите текст, найдите собственные имена существительные, сделайте орфографический разбор.

Образец разбора:

Россия – собственное (название страны), Мария – собственное (имя).

Сколько их, детинцев, на Руси! Кремли: в Новгороде, в Казани, в Рязани, в Вологде…
Ярославль, Суздаль, Переславль-Залесский, Владимир…
Монастыри-крепости: Кирилло-Белозерский, Горицкий…
Земляные валы: Белозерский, Дмитровский…
Башни: Сухаревская…
Ворота: Красные, Мясницкие…
Скрыли, снесли многие стены, башни, монастыри, кремли.
Зачем башни, ворота?.. Только для красоты?..

(Отрывок из дневника А. Яшина)

— Используя толковый словарь, объясните значение слов детинец, вал.

— Ответьте на вопросы автора.

— Текст написан в 60-е годы XX века. Изменилось ли в наше время отношение к памятникам старины?

Подведение итогов урока

Выполнить карточку по теме «Имена существительные собственные и нарицательные».

Домашнее задание

Запишите названия ваших любимых книг и фамилии их авторов. Устно расскажите, за что вы любите это произведение.

Карточка

по теме «Имена существительные собственные и нарицательные»

1. Задание: приведите по 5 примеров собственных имен существительных в каждую колонку:

Фамилия Имя Отчество Название реки Название города Кличка животного

2. Задание: Напишите напротив имени собственного созвучное имя нарицательное и поясните его значение в скобках.

  • Орёл (название города) – ____________ ( )
  • «Огонёк» (название журнала) – ____________ ( )
  • Лев (имя) – ____________ ( )
  • «Сентябрь» (стихотворение) – ____________ ( )
  • Даль (фамилия писателя) – ____________ ( )
  • Близнецы (знак зодиака) – ____________ ( )

📄 Скачать презентацию урока (PPT)