Цели урока
- Обучающая: повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки; закрепить навыки определения разрядов и правописания.
- Развивающая: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения, развивать внимание и логическое мышление.
- Воспитательная: формировать умения сотрудничать, уважать слово.
Тип урока: урок-обобщение
Форма урока: урок-прогулка
Видеоматериал
Ход урока
I. Организационный момент
Вступительное слово учителя
— Ребята, наш урок я хочу начать со стихотворения «Сказка про краски»:
Если б всё на свете было одинакового цвета,
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
…
Пусть же всё на свете будет
Удивительным и разным.
II. Формулирование темы и целей урока
Учитель: «Какую часть речи мы используем, чтобы рассказать об удивительном и разном?» (Имена прилагательные.)
— Для чего они нужны?
- Обозначают признак предмета
- Украшают речь
- Позволяют описывать мир, природу, чувства
Запись темы урока: Урок обобщения по теме «Имя прилагательное»
III. Актуализация и обобщение знаний
Вопросы для обсуждения:
- Что такое имя прилагательное?
- Какие вопросы задаём?
- Какие бывают разряды прилагательных?
Ответы:
- Часть речи, обозначающая признак предмета.
- Отвечает на вопросы какой? чей?
-
Разряды:
- Качественные — могут быть в большей/меньшей степени (яркий, ярче)
- Относительные — не изменяются по степени (деревянный)
- Притяжательные — обозначают принадлежность (лисий)
IV. Практическая работа
Задание: Распределите прилагательные по разрядам:
Тёмная туча, деревянная ложка, вчерашний хлеб, волчий хвост, бледная луна, собачий лай.
Морфологический разбор:
Предложение: Ослепительные облака плыли по небу.
- Ослепительные — прилагательное
- Начальная форма: ослепительный
- Качественное, полное
- Множественное число, именительный падеж
- В предложении — определение
V. Работа с правописанием НЕ
Правила:
- Слитно:
- Без НЕ не употребляется (небрежный)
- Можно заменить синонимом без НЕ (неправда — ложь)
- Раздельно:
- Есть противопоставление с союзом «а»
- Есть слова «далеко не», «совсем не», «отнюдь не»
Задание: Спишите, объясните написание НЕ:
Он говорил (не)правду, а ложь; (не)ряшливый вид; (не)глубокая речонка; далеко (не)красивый поступок.
VI. Суффиксы прилагательных
Таблица суффиксов:
-к- | -ск- |
---|---|
ткацкий | немецкий |
казацкий | деревенский |
дерзкий | апрельский |
VII. Орфограммы с -Н- и -НН-
Задание: Спишите, вставьте пропущенные буквы:
Карти..ая галерея, деревя..ый ящик, соловьи..ые трели, ветре..ый день, румя..ые щеки.
VIII. Творческое задание
Сам себе редактор: Найдите ошибки в тексте:
Вот и наступил самый последний месяц весны — март.
Весна поздняя в сравнении с будущим годом, но ребята всё равно проводят всё своё занятое время на водных горках и строят песочные городки ещё лучше прошлогодних.
А затем они идут домой и пьют холодный чай с невкусными пирожками.
— Что не так? (Неправильные прилагательные.) Исправьте устно и запишите.
IX. Итоги урока
- Что повторили?
- Что показалось интересным?
- Оценки.
X. Домашнее задание
Упражнение 340, повторить тему по учебнику.