Цели урока
- Обучающая: пополнить практический опыт употребления имён прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте; формировать навыки определения морфологических признаков и синтаксической роли прилагательных.
- Развивающая: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения; развивать логическое мышление.
- Воспитательная: учить сотрудничеству, вниманию и уважению к слову.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: урок-открытие
Методы и приёмы: исследовательская деятельность, работа по вариантам, работа с поэтическим текстом, упражнения на развитие памяти, работа с «Картой путешествия»
Литература
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе. М.: Просвещение, 2008.
- Раман Т.В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку. М.: Экзамен, 2007.
- Русский язык: учебник для 5 класса / Т.А. Ладыженская и др. М.: Просвещение, 2005.
Средства обучения
- Презентация по теме (Microsoft PowerPoint)
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Интерактивная доска
Ход урока
I. Организационный момент
Вступительное слово учителя
Чтение стихотворения «Сказка про краски»:
Если б всё на свете было одного цвета,
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
…
Пусть же всё на свете будет
Удивительным и разным.
Чтобы рассказать об удивительном и разном, нам нужны прилагательные.
II. Проверка домашнего задания
Домашняя работа не была задана.
III. Формулирование темы и целей урока
Учитель: «Сегодня мы с вами будем исследователями и откроем часть речи — имя прилагательное.»
Запись темы урока.
IV. Изучение нового материала
Работа по «Карте путешествия». Последовательно рассматриваются:
- Значение прилагательного: выполняется упражнение №566, обсуждается роль прилагательных в речи.
- Вопросы, на которые отвечает прилагательное: работа с текстом С. Есенина, выписывание прилагательных, формулировка вопросов (какой? чей?).
- Морфологические признаки: склонение словосочетаний, вывод о согласовании по родам, числам, падежам.
- Синтаксическая роль: определение прилагательных как определения или сказуемого.
V. Первичное закрепление знаний
- Определение прилагательных среди слов.
- Подсчёт количества прилагательных в стихотворении.
- Подчеркивание грамматической основы в предложении:
- Подбор существительных к прилагательным.
- Работа с карточками: определение падежа, рода, числа.
Красота нашей земли хрупкая и уязвимая.
VI. Подведение итогов урока
Фронтальный опрос:
- Какое значение имеет прилагательное?
- На какие вопросы отвечает?
- Какие морфологические признаки?
- Каким членом предложения может быть?
- Что такое имя прилагательное?
VII. Домашнее задание
Стр. 217 — выучить правило, упражнение 567.