Имя прилагательное как часть речи

Цели урока

  • Обучающая: пополнить практический опыт употребления имён прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте; формировать навыки определения морфологических признаков и синтаксической роли прилагательных.
  • Развивающая: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения; развивать логическое мышление.
  • Воспитательная: учить сотрудничеству, вниманию и уважению к слову.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок-открытие

Методы и приёмы: исследовательская деятельность, работа по вариантам, работа с поэтическим текстом, упражнения на развитие памяти, работа с «Картой путешествия»

Литература

  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе. М.: Просвещение, 2008.
  2. Раман Т.В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку. М.: Экзамен, 2007.
  3. Русский язык: учебник для 5 класса / Т.А. Ладыженская и др. М.: Просвещение, 2005.

Средства обучения

  • Презентация по теме (Microsoft PowerPoint)
  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Интерактивная доска

Ход урока

I. Организационный момент

Вступительное слово учителя

Чтение стихотворения «Сказка про краски»:

Если б всё на свете было одного цвета,
Вас бы это рассердило
Или радовало это?

Пусть же всё на свете будет
Удивительным и разным.

Чтобы рассказать об удивительном и разном, нам нужны прилагательные.

II. Проверка домашнего задания

Домашняя работа не была задана.

III. Формулирование темы и целей урока

Учитель: «Сегодня мы с вами будем исследователями и откроем часть речи — имя прилагательное.»

Запись темы урока.

IV. Изучение нового материала

Работа по «Карте путешествия». Последовательно рассматриваются:

  • Значение прилагательного: выполняется упражнение №566, обсуждается роль прилагательных в речи.
  • Вопросы, на которые отвечает прилагательное: работа с текстом С. Есенина, выписывание прилагательных, формулировка вопросов (какой? чей?).
  • Морфологические признаки: склонение словосочетаний, вывод о согласовании по родам, числам, падежам.
  • Синтаксическая роль: определение прилагательных как определения или сказуемого.

V. Первичное закрепление знаний

  • Определение прилагательных среди слов.
  • Подсчёт количества прилагательных в стихотворении.
  • Подчеркивание грамматической основы в предложении:
  • Красота нашей земли хрупкая и уязвимая.

  • Подбор существительных к прилагательным.
  • Работа с карточками: определение падежа, рода, числа.

VI. Подведение итогов урока

Фронтальный опрос:

  • Какое значение имеет прилагательное?
  • На какие вопросы отвечает?
  • Какие морфологические признаки?
  • Каким членом предложения может быть?
  • Что такое имя прилагательное?

VII. Домашнее задание

Стр. 217 — выучить правило, упражнение 567.

📄 Скачать презентацию урока