Обобщающее повторение по теме «Имя прилагательное»

Цели урока

  • Обучающая: повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки; закрепить навыки определения разрядов и правописания.
  • Развивающая: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения, развивать внимание и логическое мышление.
  • Воспитательная: формировать умения сотрудничать, уважать слово.

Тип урока: урок-обобщение

Форма урока: урок-прогулка

Видеоматериал

Ход урока

I. Организационный момент

Вступительное слово учителя

— Ребята, наш урок я хочу начать со стихотворения «Сказка про краски»:

Если б всё на свете было одинакового цвета,
Вас бы это рассердило
Или радовало это?

Пусть же всё на свете будет
Удивительным и разным.

II. Формулирование темы и целей урока

Учитель: «Какую часть речи мы используем, чтобы рассказать об удивительном и разном?» (Имена прилагательные.)

— Для чего они нужны?

  • Обозначают признак предмета
  • Украшают речь
  • Позволяют описывать мир, природу, чувства

Запись темы урока: Урок обобщения по теме «Имя прилагательное»

III. Актуализация и обобщение знаний

Вопросы для обсуждения:

  • Что такое имя прилагательное?
  • Какие вопросы задаём?
  • Какие бывают разряды прилагательных?

Ответы:

  • Часть речи, обозначающая признак предмета.
  • Отвечает на вопросы какой? чей?
  • Разряды:
    • Качественные — могут быть в большей/меньшей степени (яркий, ярче)
    • Относительные — не изменяются по степени (деревянный)
    • Притяжательные — обозначают принадлежность (лисий)

IV. Практическая работа

Задание: Распределите прилагательные по разрядам:

Тёмная туча, деревянная ложка, вчерашний хлеб, волчий хвост, бледная луна, собачий лай.

Морфологический разбор:

Предложение: Ослепительные облака плыли по небу.

  • Ослепительные — прилагательное
  • Начальная форма: ослепительный
  • Качественное, полное
  • Множественное число, именительный падеж
  • В предложении — определение

V. Работа с правописанием НЕ

Правила:

  • Слитно:
    • Без НЕ не употребляется (небрежный)
    • Можно заменить синонимом без НЕ (неправда — ложь)
  • Раздельно:
    • Есть противопоставление с союзом «а»
    • Есть слова «далеко не», «совсем не», «отнюдь не»

Задание: Спишите, объясните написание НЕ:

Он говорил (не)правду, а ложь; (не)ряшливый вид; (не)глубокая речонка; далеко (не)красивый поступок.

VI. Суффиксы прилагательных

Таблица суффиксов:

-к--ск-
ткацкийнемецкий
казацкийдеревенский
дерзкийапрельский

VII. Орфограммы с -Н- и -НН-

Задание: Спишите, вставьте пропущенные буквы:

Карти..ая галерея, деревя..ый ящик, соловьи..ые трели, ветре..ый день, румя..ые щеки.

VIII. Творческое задание

Сам себе редактор: Найдите ошибки в тексте:

Вот и наступил самый последний месяц весны — март.
Весна поздняя в сравнении с будущим годом, но ребята всё равно проводят всё своё занятое время на водных горках и строят песочные городки ещё лучше прошлогодних.
А затем они идут домой и пьют холодный чай с невкусными пирожками.

— Что не так? (Неправильные прилагательные.) Исправьте устно и запишите.

IX. Итоги урока

  • Что повторили?
  • Что показалось интересным?
  • Оценки.

X. Домашнее задание

Упражнение 340, повторить тему по учебнику.

📄 Скачать презентацию