Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме «Имя существительное»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков

Форма урока: урок-экскурсия

Цели урока

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное».
  2. Закрепить умения находить имя существительное в тексте.
  3. Совершенствовать речевые и орфографические навыки.
  4. Формировать языковую, лингвистическую, культуроведческую и коммуникативную компетенции.
  5. Способствовать развитию творческих способностей учащихся.
  6. Воспитывать чувство коллективизма и любовь к русскому языку.

Оборудование

Компьютер, презентация №11, медиапроектор, интерактивная доска, учебники для 5 класса (авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.).

Ход урока

Организационный момент

Актуализация знаний

Ребята, у нас сегодня важный день – мы отправимся на экскурсию по стране «Имя существительное». Перед нами карта-путеводитель, на ней указан наш маршрут. Но прежде чем занять места в автобусах, я познакомлю вас с правилами: быть дружными, наблюдательными и быстро выполнять задания. Итак, поехали!

Систематизация и обобщение материала

Посмотрите внимательно, как называется деревня, в которую мы приехали? (Деревня Собственников.)

Какие существительные здесь живут? (Собственные и нарицательные.)

Ребята, жители деревни просят выполнить упражнение: распределить слова в два столбика:

Нарицательные имена существительные Собственные имена существительные

Слова для распределения:
Дождь, (Л,л)уна, камыш, (В,в)олк, (И,и)лья, (М,м)уромец, Байкал, книга, Шарик, «Мурзилка», человек, Александр, (Н,н)овый год, Рентген, Сидоров, «Бородино», рентген.

Чем отличаются имена собственные от нарицательных?

Почему одно слово встречается дважды – с большой и с маленькой буквы? (Рентген – ученый и рентген – процедура.)

Задание по вариантам:
I вариант – записать имена собственные и их значение.
II вариант – записать нарицательные и их значение.

Река Олицетворяемая

Если искупаться в этой реке, какое чудо может произойти? (Неживой предмет станет живым.)

Какой признак существительного вспомним? (Одушевленность и неодушевленность.)

Найдите «пятое лишнее»:

  • Мастер, лошадь, бабочка, толпа, сверстница.
  • Реклама, кукла, рябина, пейзаж, земляника.

Село Родное

По какому признаку можно отличать существительные? (По роду.)

Найдите слова общего рода:

Неряха, адвокат, визажист, злюка, молодчина, работяга, директор.

Придумайте предложения, чтобы было ясно, о мужчине или женщине идёт речь.

Хутор Численный

Какие существительные имеют только форму единственного или множественного числа?

Только единственное число Только множественное число

Примеры:
молодежь, студенчество, человечество, часы, грабли, брюки, шахматы, будни, каникулы, молотьба, косьба, Карпаты, Афины.

Усадьба Мастеров

Образуйте новые существительные (в скобках способ образования):

  • Футбол (суффиксальный) –
  • Храбрый (суффиксальный) –
  • Погода (приставочный) –
  • Город (приставочный) –
  • Стакан (приставочно-суффиксальный) –
  • Служить (приставочно-суффиксальный) –
  • Луна, ходить (сложение основ) –
  • Железо, бетон (сложение основ) –

Поселок Склоняемый

Распределите слова по склонениям и выделите окончания:

1 склонение 2 склонение 3 склонение

Слова: страна, инженер, собрание, лекция, площадь, земля, завод, конь, ночь, село.

Город Орфографический

Спишите, вставьте пропущенные буквы и обозначьте условия выбора написания:

Посадить р..стение, написать изл..жение, повесить об..явление, сидеть на лекц.., кричать от бол.., работать стор..ж..м, салат с огурц..м, составить ра..писание, низкое со..нце, опасный хищ..ник, вкусный крыж..вник, сложный м..ршрут, тяжелый рю..зак.

Подведение итогов урока

Вот и закончилась наша экскурсия. Сегодня все молодцы! Но путешествие продолжается.

Не привыкайте к чудесам!
Дивитесь им, дивитесь.
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
За годом год, за шагом шаг
Впадайте в изумленье!
Все будет так или не так
Через одно мгновенье!

Выставление оценок

Домашнее задание

Для всех: повторить все орфограммы имени существительного (по учебнику).

По выбору:

  • Сочинить грамматическую сказку про любой признак имени существительного.
  • Составить карточки-задания по любой изученной орфограмме.
  • Составить кроссворд по теме «Имя существительное».

📄 Скачать презентацию урока (PPTX)