Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

  • Научить грамотно использовать мягкий знак для обозначения мягкости предыдущего согласного; изучить написание сочетаний чк, чн, нч, нщ, рщ.
  • Развивать умение применять изученное правило на практике.
  • Совершенствовать орфографические навыки.
  • Формировать языковую, лингвистическую, культуроведческую и коммуникативную компетенции.
  • Развивать внимание учащихся.
  • Воспитывать уважительное отношение к богатству и разнообразию слов русского языка.
  • Воспитывать умение работать коллективно и индивидуально.

Оборудование: компьютер, презентация №2, медиапроектор, интерактивная доска, учебники для 5 класса.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

– Сегодня мы поговорим о мягком знаке и его роли: обозначение мягкости согласных. (слайд 1)

Кроме этого, мягкий знак может:

  • указывать на грамматическое значение слова;
  • быть разделительным мягким знаком.

Задание: закончите стихотворение, дополнив слова с мягким знаком на конце. (слайды 2–3)

Без ключа, ты мне поверь,
Не откроешь эту ______.

В лесу мне видеть довелось,
Как грыз кору могучий ______.

Не робей, но берегись
В том лесу, где бродит ______.

От зубастых щук таясь,
Стороной проплыл ______.

Слова: дверь, лось, рысь, карась.

– Что общего у этих слов? (Мягкий знак на конце.) Подчеркните его.

Задание: запишите слова по парам и укажите различия:

  • Угол – уголь ( [л] – [л’] )
  • Кон – конь ( [н] – [н’] )
  • Галка – галька ( [л] – [л’] )
  • Банка – банька ( [н] – [н’] )

– Чем отличаются эти слова?
– Какая буква указывает на мягкость?
– Где может находиться Ь?

Вывод: в русском языке на конце и в середине слова перед согласной мягкость может указывать мягкий знак.

Начертите таблицу. Заполним графу «Пишется» словами из задания. (слайд 5)

– Посмотрите на слова «брошь, ложь». Здесь Ь обозначает мягкость? (Нет, это показатель 3-го склонения.)

Задание: найдите мягкие согласные и объясните, почему нет Ь. (слайд 6)

  • лев [л’]
  • люк [л’]
  • мяч [м’]
  • осёл [с’]

Вывод: мягкость также могут обозначать буквы е, ё, ю, я.

– Откройте учебник на с.123, прочитайте правило.

– Обратите внимание на слова с сочетаниями чк, чн, нщ, рщ. (слайд 7)
– Какое правило нужно помнить при их написании?

– Запишем слова в таблицу. (слайд 8)

– Прочитаем правило на с.124 и выпишем примеры в графу «Запомни».

III. Первичное закрепление

– Упр. 296.

IV. Физкультурная минутка

V. Закрепление материала

Задание: найдите орфограмму и объясните написания. (слайд 9)

– Спишите, раскрыв скобки и обозначая орфограмму. (слайд 10)

VI. Подведение итогов

– Когда для обозначения мягкости пишем мягкий знак?
– Когда не пишем?

VII. Выставление оценок

VIII. Домашнее задание

  • §60, упр.297.
  • Заполнить таблицу до конца. (слайд 11)

📄 Скачать презентацию урока (PPTX)