Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
- Научить грамотно использовать мягкий знак для обозначения мягкости предыдущего согласного; изучить написание сочетаний чк, чн, нч, нщ, рщ.
- Развивать умение применять изученное правило на практике.
- Совершенствовать орфографические навыки.
- Формировать языковую, лингвистическую, культуроведческую и коммуникативную компетенции.
- Развивать внимание учащихся.
- Воспитывать уважительное отношение к богатству и разнообразию слов русского языка.
- Воспитывать умение работать коллективно и индивидуально.
Оборудование: компьютер, презентация №2, медиапроектор, интерактивная доска, учебники для 5 класса.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
– Сегодня мы поговорим о мягком знаке и его роли: обозначение мягкости согласных. (слайд 1)
Кроме этого, мягкий знак может:
- указывать на грамматическое значение слова;
- быть разделительным мягким знаком.
Задание: закончите стихотворение, дополнив слова с мягким знаком на конце. (слайды 2–3)
Без ключа, ты мне поверь,
Не откроешь эту ______.
В лесу мне видеть довелось,
Как грыз кору могучий ______.
Не робей, но берегись
В том лесу, где бродит ______.
От зубастых щук таясь,
Стороной проплыл ______.
Слова: дверь, лось, рысь, карась.
– Что общего у этих слов? (Мягкий знак на конце.) Подчеркните его.
Задание: запишите слова по парам и укажите различия:
- Угол – уголь ( [л] – [л’] )
- Кон – конь ( [н] – [н’] )
- Галка – галька ( [л] – [л’] )
- Банка – банька ( [н] – [н’] )
– Чем отличаются эти слова?
– Какая буква указывает на мягкость?
– Где может находиться Ь?
Вывод: в русском языке на конце и в середине слова перед согласной мягкость может указывать мягкий знак.
Начертите таблицу. Заполним графу «Пишется» словами из задания. (слайд 5)
– Посмотрите на слова «брошь, ложь». Здесь Ь обозначает мягкость? (Нет, это показатель 3-го склонения.)
Задание: найдите мягкие согласные и объясните, почему нет Ь. (слайд 6)
- лев [л’]
- люк [л’]
- мяч [м’]
- осёл [с’]
Вывод: мягкость также могут обозначать буквы е, ё, ю, я.
– Откройте учебник на с.123, прочитайте правило.
– Обратите внимание на слова с сочетаниями чк, чн, нщ, рщ. (слайд 7)
– Какое правило нужно помнить при их написании?
– Запишем слова в таблицу. (слайд 8)
– Прочитаем правило на с.124 и выпишем примеры в графу «Запомни».
III. Первичное закрепление
– Упр. 296.
IV. Физкультурная минутка
V. Закрепление материала
Задание: найдите орфограмму и объясните написания. (слайд 9)
– Спишите, раскрыв скобки и обозначая орфограмму. (слайд 10)
VI. Подведение итогов
– Когда для обозначения мягкости пишем мягкий знак?
– Когда не пишем?
VII. Выставление оценок
VIII. Домашнее задание
- §60, упр.297.
- Заполнить таблицу до конца. (слайд 11)