Тип урока: урок повторения и обобщения.
Форма урока: урок-сказка.
Цели урока:
- Повторить и обобщить изученный материал.
- Вспомнить русские народные сказки.
- Закрепить навыки работы с орфограммами.
- Научиться писать слова с изученными орфограммами.
- Уметь графически обозначать условия выбора правильного написания.
- Формировать языковую, лингвистическую, культуроведческую и коммуникативную компетенции.
- Воспитывать интерес к русскому языку и устному народному творчеству.
- Развивать коллективизм и самостоятельность.
Оборудование: компьютер, презентация, медиапроектор, интерактивная доска, учебники (Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Сегодня у нас урок-сказка. Вспомним сказку «Царевна-лягушка». Назовите её героев.
- К какому типу сказок она относится?
- Какие законы волшебных сказок вы знаете?
- Что произошло, когда Иван-царевич сжёг лягушечью кожу?
– В нашей сказке героя ждут трудности. Королева Орфограмма проверит его знания. Поможем Ивану-царевичу!
III. Путешествие по сказочному лесу
1. Старичок подарил Ивану волшебный клубок и дал советы.
Задание: вставьте пропущенные буквы, в скобках напишите проверочное слово.
- Сл..зами горю не поможешь.
- Риск – благ..родное дело.
- В..лков бояться – в лес не х..дить.
– Что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной?
Словарная разминка: вставьте буквы в слова с непроверяемыми гласными (варианты по столбикам).
2. Медведь проверяет знание непроизносимых согласных.
Диктант: подчеркните непроизносимые согласные.
Солнце, тростник, известный, опасность, местность, сердце, окрестность, участник, вестник, ненастный.
Задание: по значению определить слово и подчеркнуть непроизносимую согласную.
- Спортивная игра с мячом – баскетбол
- Игра с шайбой на льду – хоккей
- Заплечный мешок – рюкзак
- Дорога с твердым покрытием – шоссе
- Коллекция растений – гербарий
- Первый прием пищи – завтрак
3. Селезень задает вопрос:
– Какие гласные пишутся после шипящих? Какие есть исключения?
Задание на карточке «Буквы и, у, а после шипящих» (Приложение 1).
IV. Физкультурная минутка
V. Продолжение путешествия
4. Встреча с зайцем. Задание по теме «Разделительные Ъ и Ь» (Приложение 2).
– Когда пишется Ъ, а когда Ь?
5. Щука проверяет знание мягкого знака после шипящих.
Задание: распределите слова:
С мягким знаком | Без мягкого знака |
---|---|
меч, дочь, тушь, ключ, дичь, мышь | уж, кулич, страж |
6. Баба-Яга проверяет правописание предлогов с существительными (Приложение 3).
7. Сундук с надписью: «В этом сундуке Кощей прячет свою смерть».
– Чтобы открыть, разгадайте слово:
Написание по правилам или традиции называется… – ОРФОГРАММА
VI. Подведение итогов
– Молодцы! Иван-царевич победил с вашей помощью. Понравился урок?
VII. Выставление оценок
Оценки выставляются по результатам выполнения заданий и устных ответов.
VIII. Домашнее задание
Подготовиться к контрольному диктанту.