Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: урок-исследование
Цели урока:
- Научить правильному написанию падежных окончаний существительных.
- Научить выделять ключевые признаки орфограммы, составлять алгоритм действий.
- Графически обозначать условия выбора правильных написаний.
- Совершенствовать орфографические навыки.
- Формировать языковую, лингвистическую, культуроведческую и коммуникативную компетенции.
- Формировать навыки исследовательской и коллективной работы.
Оборудование: компьютер, презентация №9, медиапроектор, интерактивная доска, учебники для 5 класса.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
— Можно ли ошибиться в написании падежного окончания существительного? (Можно)
— Какие буквы можно спутать? (-е и -и)
— Сегодня научимся писать окончания правильно, составим таблицу и алгоритм.
Тема: «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных»
Проверка домашнего задания
- В русском языке 6 падежей.
- Изменение слова по падежам – склонение.
- При склонении изменяется окончание.
- Изменяется грамматическое значение.
- Три типа склонения.
Изучение нового материала
— Рассмотрите диалог учеников:
У меня в тетради 12 листов.
А в моей тетрадке – 24 листа.
— Почему разные окончания? (От склонения и падежа)
Работа в группах
- Составьте таблицу окончаний по склонениям.
Падеж | 1 скл. | 2 скл. | 3 скл. |
---|---|---|---|
Родительный | -и (-ы) | — | -и |
Дательный | -е | — | -и |
Предложный | -е | -е | -и |
Опорные слова: 1 скл. – луна, земля; 2 скл. – конь, окно; 3 скл. – печь, степь.
— Дополнительный вопрос: почему именно эти падежи?
— Какой вывод: когда пишется -е, а когда -и?
Дополнительные задания
- Просклоняйте слова на -ия, -ий, -ие: армия, санаторий, произведение.
- Составьте алгоритм правильного написания окончания.
Алгоритм (варианты)
1 группа:
- Поставить слово в начальную форму.
- Определить склонение.
- Определить падеж.
- По таблице определить окончание.
- Написать букву.
2 группа:
- Поставить слово в начальную форму.
- Определить склонение.
- Подобрать опорное слово.
- Поставить его в тот же падеж.
- Написать окончание по аналогии.
Первичное закрепление
Упражнение 530.
Физкультминутка
Закрепление материала
Объяснительный диктант:
Вдоль дороги, около оранжереи, запах полыни, из поездки по Америке, первенство в соревновании, быть на лекции, по тропинке к станции, книги по истории, говорить о воспитании, спустился на парашюте, в огромном здании.
Подведение итогов
Карточка по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных»
Домашнее задание
Карточка: вставьте пропущенные буквы в окончаниях.
Это лето мы с товарищ.. м провели у моей бабушк.. в деревн… Деревня расположилась далеко от станц…, на берегу узкой, но глубокой речк…
По утрам мы бегали к речк… купаться. Разбежишься и ныряешь с берега прямо в воду. Во все стороны расходятся круги, летят брызги. Утки в испуг… отплывают в камыш. Здесь они ждут, когда мы перестанем плескаться, возиться в вод…
Если на неб… нет туч, мы ложимся на песок и с наслаждением греемся на солнце. После купан… залезаем в густые заросл… малины.
Осенью мы расскажем ребятам о нашем беззаботном отдых…
(По В. Пескову)