Тип урока: комбинированный урок
Форма урока: урок-путешествие
Цели урока:
- Повторить написание букв О и Е после шипящих в корне слова, открыть правило написания О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
- Познакомить с алгоритмом выбора написания о – е после шипящих в существительных.
- Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, работать по вариантам.
- Совершенствовать орфографические навыки учащихся.
- Формировать языковую, лингвистическую, культуроведческую и коммуникативную компетенции.
- Воспитывать творческие способности учащихся.
- Формировать личность, развивать интеллект, эмоции, самостоятельность мышления.
Оборудование: компьютер, презентация №10, медиапроектор, интерактивная доска, учебники для 5 класса (авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.).
Ход урока
Организационный момент
Изучение нового материала
Ребята, сегодня мы отправимся в удивительную страну Знаний, где побываем в гостях у шипящих согласных. Познакомимся с правилами их жизни. Шипящие приготовили загадку. Кто готов отправиться в путешествие?
Обратите внимание на тему урока. Найдите и подчеркните шипящие. Какая шипящая отсутствует? Верно, Ж.
Шипящие приглашают вас на бал. По дороге они встретили букву Ц, которая захотела присоединиться.
На рисунках зашифровано правило: после шипящих и Ц в окончаниях существительных под ударением пишется О, без ударения – Е.
Первичное закрепление
Работа с учебником: стр. 221, параграф 101. Работа в парах, обсуждение правила.
Физкультминутка
Закрепление материала
Выполнение упражнения 556 (стр. 221): вставить существительные в нужной форме.
Обсуждение похожих орфограмм. Алгоритм различия:
- Определить часть слова, где орфограмма.
- Если в корне – подобрать проверочное слово.
- Если в окончании – проверить ударением.
Упражнение 560 (стр. 222): выполнение в тетрадях и на доске.
Дополнительное задание: записать существительные в творительном падеже с предлогами над, под, перед, с.
Лексико-орфографическая работа
Разбор значений слов «невежа» и «невежда» (упражнение 558).
Подведение итогов
Самостоятельная работа (по вариантам)
- 1 вариант: списать текст, вставить буквы, объяснить их выбор, придумать продолжение.
- 2 вариант: списать текст, вставить буквы, объяснить выбор.
- 3 вариант: списать текст, вставить буквы, пользоваться правилом на стр. 221.
Выставление оценок
Домашнее задание
1 вариант: подобрать и записать 6–7 слов с е/о после шипящих в корне и в окончаниях. Фонетический разбор слова «идем», синтаксический разбор третьего предложения из упражнения 556.
2 вариант: сочинить сказку о шипящих согласных. Сделать фонетический и синтаксический разборы.
Карточка по теме «Буквы ё – о после шипящих в корне» (I вариант)
Задание: обведите в кружочек необходимую гласную.
Представьте, что вы забрели в лесную трущ(о, ё)бу… (текст карточки)
Карточка по теме «Буквы ё – о после шипящих в корне» (II вариант)
Задание: обведите в кружочек необходимую гласную.
Озеро около берегов было засыпано ворохами ж(о, ё)лтых листьев… (текст карточки)