Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

Тип урока: комбинированный урок

Форма урока: урок-путешествие

Цели урока:

  • Повторить написание букв О и Е после шипящих в корне слова, открыть правило написания О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
  • Познакомить с алгоритмом выбора написания о – е после шипящих в существительных.
  • Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, работать по вариантам.
  • Совершенствовать орфографические навыки учащихся.
  • Формировать языковую, лингвистическую, культуроведческую и коммуникативную компетенции.
  • Воспитывать творческие способности учащихся.
  • Формировать личность, развивать интеллект, эмоции, самостоятельность мышления.

Оборудование: компьютер, презентация №10, медиапроектор, интерактивная доска, учебники для 5 класса (авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.).

Ход урока

Организационный момент

Изучение нового материала

Ребята, сегодня мы отправимся в удивительную страну Знаний, где побываем в гостях у шипящих согласных. Познакомимся с правилами их жизни. Шипящие приготовили загадку. Кто готов отправиться в путешествие?

Обратите внимание на тему урока. Найдите и подчеркните шипящие. Какая шипящая отсутствует? Верно, Ж.

Шипящие приглашают вас на бал. По дороге они встретили букву Ц, которая захотела присоединиться.

На рисунках зашифровано правило: после шипящих и Ц в окончаниях существительных под ударением пишется О, без ударения – Е.

Первичное закрепление

Работа с учебником: стр. 221, параграф 101. Работа в парах, обсуждение правила.

Физкультминутка

Закрепление материала

Выполнение упражнения 556 (стр. 221): вставить существительные в нужной форме.

Обсуждение похожих орфограмм. Алгоритм различия:

  1. Определить часть слова, где орфограмма.
  2. Если в корне – подобрать проверочное слово.
  3. Если в окончании – проверить ударением.

Упражнение 560 (стр. 222): выполнение в тетрадях и на доске.

Дополнительное задание: записать существительные в творительном падеже с предлогами над, под, перед, с.

Лексико-орфографическая работа

Разбор значений слов «невежа» и «невежда» (упражнение 558).

Подведение итогов

Самостоятельная работа (по вариантам)

  • 1 вариант: списать текст, вставить буквы, объяснить их выбор, придумать продолжение.
  • 2 вариант: списать текст, вставить буквы, объяснить выбор.
  • 3 вариант: списать текст, вставить буквы, пользоваться правилом на стр. 221.

Выставление оценок

Домашнее задание

1 вариант: подобрать и записать 6–7 слов с е/о после шипящих в корне и в окончаниях. Фонетический разбор слова «идем», синтаксический разбор третьего предложения из упражнения 556.

2 вариант: сочинить сказку о шипящих согласных. Сделать фонетический и синтаксический разборы.

Карточка по теме «Буквы ё – о после шипящих в корне» (I вариант)

Задание: обведите в кружочек необходимую гласную.

Представьте, что вы забрели в лесную трущ(о, ё)бу… (текст карточки)

Карточка по теме «Буквы ё – о после шипящих в корне» (II вариант)

Задание: обведите в кружочек необходимую гласную.

Озеро около берегов было засыпано ворохами ж(о, ё)лтых листьев… (текст карточки)

📄 Скачать презентацию урока (PPTX)