Этимология слов. Этимологические словари

Тип урока: Усвоение новых знаний

Форма урока: Урок объяснения нового материала

Цели урока

Познакомить учащихся с разделом науки о языке — этимологией; сформировать навык морфемного и словообразовательного разбора на нестандартном материале.

Задачи

  • Научить пользоваться этимологическими и толковыми словарями.
  • Развивать языковое чутьё, логическое мышление и культуру речи.
  • Обогатить словарный запас.
  • Воспитывать интерес к истории русского языка и других народов.

Методы: объяснение, беседа, наблюдение, работа в парах, использование презентации, проблемно-поисковый метод.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, толковый и этимологический словари, раздаточный материал, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент

— Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Мы узнаем, как слова пришли в наш язык, откуда они произошли.

II. Мотивация деятельности

— Тема сегодняшнего урока несколько необычная, но очень интересная. Мы прикоснёмся к тайнам происхождения слов.

Оформление записей в тетради: число, классная работа. Тема урока сообщается после первого задания.

III. Актуализация знаний

— Что такое морфемика? (Раздел науки о языке, который изучает состав слова.)

— Что такое словообразование? (Раздел, изучающий, как образуются слова.)

— С помощью каких морфем образуются слова?

Задание: Образуйте новые слова и определите способ образования:

  • Вред — безвредный
  • След — бесследный
  • Облако — безоблачный
  • Учить — учитель
  • Задача — задачник
  • Осина — подосиновик

Запишите в столбик слова: самоварный, тепловозный, водолазный. — Каким способом они образованы?

— А как быть со словом рукопашный? Что оно обозначает?

— На все вопросы поможет ответить наука этимология.

IV. Объяснение нового материала

Тема урока: Этимология слов. Этимологические словари.

Определение: Этимология — это наука об истинном значении слов.

— Прочитайте материал учебника (§27).

— Каких разборов требует этимологический разбор? (Морфемного и словообразовательного.)

Сообщение: О слове «рукопашный». Рассуждение о происхождении и значении.

— Какие выводы можно сделать? Зачем «зрить в корень»?

— Что можно узнать в этимологическом словаре?

— Как работает этимолог?

— Примеры этимологии слов (слайды 5–9).

V. Закрепление

Задание: Работа в парах. Соедините слова-«родственники» стрелками:

  • Колокол — клацать
  • Колобок — околица
  • Еда — недуг
  • Дюжий — недуг
  • Подпруга — пружина
  • Печень — печаль
  • Рыжий — ржавый
  • Позор — зрелище
  • Медведь — беспечный

— Какие открытия вы сделали? Зачем знать происхождение слов?

VI. Практическая работа

Задание: Запишите примеры с греческими и латинскими корнями. Составьте предложения с новыми словами.

Пример: Грамм(ат) — буква, запись. Слова: телеграмма, грамматика.

Дополнительное задание: Этимологический анализ слова «сутки» по алгоритму:

  • Разбор по составу
  • Поиск однокоренных слов
  • Вывод о значении

VII. Итоги урока. Рефлексия

— Чем запомнился урок?

— Какие знания вы получили?

— О происхождении каких слов хотите узнать ещё?

Оценивание работы.

VIII. Домашнее задание

— Упр. 178, 179, подготовить сообщения об истории слов «неделя» и «замшевый».

Примеры

Знание этимологии помогает понять значение слов и запомнить их правописание.

Приложения