Тип урока: Усвоение новых знаний
Форма урока: Урок объяснения нового материала
Цели урока
Познакомить учащихся с разделом науки о языке — этимологией; сформировать навык морфемного и словообразовательного разбора на нестандартном материале.
Задачи
- Научить пользоваться этимологическими и толковыми словарями.
- Развивать языковое чутьё, логическое мышление и культуру речи.
- Обогатить словарный запас.
- Воспитывать интерес к истории русского языка и других народов.
Методы: объяснение, беседа, наблюдение, работа в парах, использование презентации, проблемно-поисковый метод.
Оборудование: компьютер, проектор, учебник, толковый и этимологический словари, раздаточный материал, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент
— Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Мы узнаем, как слова пришли в наш язык, откуда они произошли.
II. Мотивация деятельности
— Тема сегодняшнего урока несколько необычная, но очень интересная. Мы прикоснёмся к тайнам происхождения слов.
Оформление записей в тетради: число, классная работа. Тема урока сообщается после первого задания.
III. Актуализация знаний
— Что такое морфемика? (Раздел науки о языке, который изучает состав слова.)
— Что такое словообразование? (Раздел, изучающий, как образуются слова.)
— С помощью каких морфем образуются слова?
Задание: Образуйте новые слова и определите способ образования:
- Вред — безвредный
- След — бесследный
- Облако — безоблачный
- Учить — учитель
- Задача — задачник
- Осина — подосиновик
Запишите в столбик слова: самоварный, тепловозный, водолазный. — Каким способом они образованы?
— А как быть со словом рукопашный? Что оно обозначает?
— На все вопросы поможет ответить наука этимология.
IV. Объяснение нового материала
Тема урока: Этимология слов. Этимологические словари.
Определение: Этимология — это наука об истинном значении слов.
— Прочитайте материал учебника (§27).
— Каких разборов требует этимологический разбор? (Морфемного и словообразовательного.)
Сообщение: О слове «рукопашный». Рассуждение о происхождении и значении.
— Какие выводы можно сделать? Зачем «зрить в корень»?
— Что можно узнать в этимологическом словаре?
— Как работает этимолог?
— Примеры этимологии слов (слайды 5–9).
V. Закрепление
Задание: Работа в парах. Соедините слова-«родственники» стрелками:
- Колокол — клацать
- Колобок — околица
- Еда — недуг
- Дюжий — недуг
- Подпруга — пружина
- Печень — печаль
- Рыжий — ржавый
- Позор — зрелище
- Медведь — беспечный
— Какие открытия вы сделали? Зачем знать происхождение слов?
VI. Практическая работа
Задание: Запишите примеры с греческими и латинскими корнями. Составьте предложения с новыми словами.
Пример: Грамм(ат) — буква, запись. Слова: телеграмма, грамматика.
Дополнительное задание: Этимологический анализ слова «сутки» по алгоритму:
- Разбор по составу
- Поиск однокоренных слов
- Вывод о значении
VII. Итоги урока. Рефлексия
— Чем запомнился урок?
— Какие знания вы получили?
— О происхождении каких слов хотите узнать ещё?
Оценивание работы.
VIII. Домашнее задание
— Упр. 178, 179, подготовить сообщения об истории слов «неделя» и «замшевый».
Примеры
Знание этимологии помогает понять значение слов и запомнить их правописание.