Тип урока: Усвоение новых знаний
Форма урока: Урок-открытие
Цели урока
Познакомить учащихся с правилами выбора букв О – А в корне –КОС– –КАС–.
Задачи
- Научить правильно писать чередующиеся гласные О–А в корнях слов.
- Развивать орфографическую зоркость и навык анализа.
- Обогатить словарный запас.
- Воспитывать интерес к изучению русского языка.
Методы: беседа, презентация, упражнения, проблемно-поисковый метод.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент
— Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Вам потребуется внимание и аккуратность. Если есть вопросы — поднимайте руку.
II. Актуализация знаний
— Посмотрите на экран (Слайд 1). Почему слова разделены на две группы?
— Какие корни с чередованием вы знаете?
- бир – бер
- мир – мер
- раст – ращ – рос
- кос – кас
— Какая морфема самая важная в слове? (Корень.)
Сегодня мы узнаем, от какой морфемы зависит выбор гласной в корне –КОС–КАС–.
III. Объяснение нового материала
— Тема урока: «Буквы о и а в корне –кос– и –кас–». Запишите число, классную работу.
Сказка о братьях КОС и КАС:
Жила-была царица Грамматика. Служили ей братья –КОС– и –КАС–. Она не могла их различить. Тогда собрались все морфемы и решили помочь…
IV. Закрепление
Задание: Спишите слова, вставьте буквы, объясните орфограмму.
- Р..стение
- предпол..гать
- прик..снуться
- прик..саться
— От какой морфемы зависит написание гласной?
Если есть суффикс -А-, пишем КАС. Если нет — КОС.
Правило: В корне –кос– –кас– в безударной позиции пишем:
- букву А, если после корня стоит суффикс -А-
- букву О, если суффикса нет
V. Физкультминутка
— Перед вами домики братьев КАС и КОС. На «конфетах» написаны слова. Возьмите конфету, прочитайте слово, определите корень, и положите её в нужный домик.
VI. Практическая работа
Дополнительное задание: Распределите слова в два столбика (О – А):
- растительный мир
- неприкосновенность
- касание рукой
- трудное положение
Работа в группе: Кто больше придумает слов с корнями КОС и КАС?
VII. Итоги урока. Рефлексия
— Чем запомнился урок?
— Какие знания вы получили?
— Что вызвало затруднения?
Тест: Найдите слова с корнем –кас– и –кос–.
- Прикасаться
- Коснуться
VIII. Домашнее задание
— Упр. № ___, стр. ___ учебника.
Примеры
Если видишь, что за корнем появился суффикс А — корень КАС пиши всегда.