Урок русского языка «Буквы О – А в корне -КОС – КАС-»

Тип урока: Усвоение новых знаний

Форма урока: Урок-открытие

Цели урока

Познакомить учащихся с правилами выбора букв О – А в корне –КОС– –КАС–.

Задачи

  • Научить правильно писать чередующиеся гласные О–А в корнях слов.
  • Развивать орфографическую зоркость и навык анализа.
  • Обогатить словарный запас.
  • Воспитывать интерес к изучению русского языка.

Методы: беседа, презентация, упражнения, проблемно-поисковый метод.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент

— Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Вам потребуется внимание и аккуратность. Если есть вопросы — поднимайте руку.

II. Актуализация знаний

— Посмотрите на экран (Слайд 1). Почему слова разделены на две группы?

— Какие корни с чередованием вы знаете?

  • бир – бер
  • мир – мер
  • раст – ращ – рос
  • кос – кас

— Какая морфема самая важная в слове? (Корень.)

Сегодня мы узнаем, от какой морфемы зависит выбор гласной в корне –КОС–КАС–.

III. Объяснение нового материала

— Тема урока: «Буквы о и а в корне –кос– и –кас–». Запишите число, классную работу.

Сказка о братьях КОС и КАС:

Жила-была царица Грамматика. Служили ей братья –КОС– и –КАС–. Она не могла их различить. Тогда собрались все морфемы и решили помочь…

IV. Закрепление

Задание: Спишите слова, вставьте буквы, объясните орфограмму.

  • Р..стение
  • предпол..гать
  • прик..снуться
  • прик..саться

— От какой морфемы зависит написание гласной?

Если есть суффикс -А-, пишем КАС. Если нет — КОС.

Правило: В корне –кос– –кас– в безударной позиции пишем:

  • букву А, если после корня стоит суффикс -А-
  • букву О, если суффикса нет

V. Физкультминутка

— Перед вами домики братьев КАС и КОС. На «конфетах» написаны слова. Возьмите конфету, прочитайте слово, определите корень, и положите её в нужный домик.

VI. Практическая работа

Дополнительное задание: Распределите слова в два столбика (О – А):

  • растительный мир
  • неприкосновенность
  • касание рукой
  • трудное положение

Работа в группе: Кто больше придумает слов с корнями КОС и КАС?

VII. Итоги урока. Рефлексия

— Чем запомнился урок?

— Какие знания вы получили?

— Что вызвало затруднения?

Тест: Найдите слова с корнем –кас– и –кос–.

  • Прикасаться
  • Коснуться

VIII. Домашнее задание

— Упр. № ___, стр. ___ учебника.

Примеры

Если видишь, что за корнем появился суффикс А — корень КАС пиши всегда.

Приложения