Волшебное путешествие в русскую сказку.
Вы любите сказки? Конечно, сказки любят все! А каких героев русских народных сказок вы знаете? (Выслушать ответы детей).Сегодня мы попытаемся разобраться - кто же они, эти сказочные герои, что представляют собой те, кто живет в русских сказках. Но перед тем, как начать свой путь, мы должны заглянуть в гости к древней и могущественной богине, ибо без ее разрешения никто не вправе вступить в таинственный мир. А живет она в глухом лесу, в избушке "на курьих ножках". Как ее зовут? Баба Яга.
По русским народным сказкам мы знаем ее как злую, уродливую и сварливую старуху - волшебницу. Когда-то давным-давно, у наших предков - славян Баба Яга была могущественной богиней: хозяйкой леса, зверей и богиней царства мертвых. Ее избушка считалась входом, воротами в нижнее, подземное царство - НАВЬ. Ее избушка была сторожевой заставой на границе между миром живых людей и миром мертвых.
И эту границу ревностно охраняла от посторонних Баба Яга. Чтобы войти в избушку, надо было произнести заклинание. Какое?"Избушка-избушка, встань по-старому, как мать поставила - к лесу задом, ко мне передом. Мне в тебя лезть, хлеб-соль есть". Почему избушка стоит именно таким образом - спрятав дверь? Древние славяне считали, что войти в нее можно только со стороны Нави - царства мертвых. Мертвым не нужен солнечный свет, не нужны двери и окна: "Избушка там, на курьих ножках стоит без окон, без дверей..." Герой-путешественник, приходящий в Навь в поисках мудрости и счастья, представал перед Бабой Ягой, и она решала, достоин ли он, быть посвященным в тайные знания или должен умереть за дерзость. Вспомните, как Баба Яга встречала своего гостя?"Фу-фу-фу, русским духом пахнет. Вот зажарю тебя и съем, а потом на твоих костях поваляюсь-покатаюсь". Это тоже не пустые слова. Русский дух - это дух живого человека, чужака. И к нему Баба Яга настроена враждебно. Ей не нужны непрошеные гости, и она грозиться умертвить героя. Почему она грозиться изжарить путника? В Древней Руси покойников сжигали, а пепел собирали в сосуд и уносили в глубь леса. Там в чаще стоял маленький домик - его называли "домом мертвых". Сосуд с прахом заносили внутрь, а кости привязывали к шестам и выстраивали вокруг в виде забора. Теперь нам понятно, что послужило прообразом жилья Бабы Яги. Но как бы не злилась Баба Яга, она должна спросить путника: "Кто ты, добрый молодец, зачем пожаловал: дело пытаешь, аль от дела лытаешь?" А что отвечает ей добрый молодец? "Ты меня сперва напои, накорми, в баньке попарь да спать уложи, а потом пытай!" Был такой древний ритуал посвящения, который существовал у многих языческих народов. Человека, пришедшего в общину, надо накормить - приблизить к себе. Ведь до сих пор гостя принято угощать. И только после этого Баба Яга может испытать гостя мудрыми загадками. Попробуйте и вы отгадать загадки:
• Без рук, без ног, а в гору лезет (тесто)
• Кругом вода, а с питьем беда (море, болото)
• Ты за ней - она от тебя, ты от нее - она за тобой (тень)
• Вокруг носа вьется, а в руки не дается (запах)
• Течет-течет - не вытечет, бежит-бежит - не выбежит (ручей, река)
• Без рук, без ног, а в избу скок (ветер)
• Сам без рук, без глаз, а рисовать умеет (мороз).
Тех, что не отгадали загадки, варят в котле или сажают в печь на огромной лопате. А если молодец проявил ум и смекалку – укажет ему Баба Яга путь-дорогу в Тридевятое царство, да еще и одарит чудесными вещами. Здесь она уже выступает, как добрая богиня, мудрая наставница и дарительница.
Давайте вспомним, какие волшебные вещи встречаются в русских народных сказках? (Шапка-невидимка, зеркало, яблочко с блюдечком, гребень и др.) А о каких волшебных вещах говорится в этих загадках:
• Маленький кругленький, аза хвост не поймаешь (клубок, который показывает дорогу)
• Два арапа – родных брата: ростом по колено. Везде с нами гуляют, нас защищают (сапоги-скороходы)
• Интересная вещица – без начала, без конца (кольцо)
У Бабы Яги есть и волшебные помощники. Каких помощников бабы Яги вы знаете? (Выслушать ответы детей). Самый первый помощник - Кот-Баюн – не обычный кот. Роста он огромного, шерсть черная, как уголь, глаза горят недобрым огнем. Он самый главный помощник: наделен большой мудростью, хитростью и силой. А еще у него особенный голос. Звук его слышен за семь верст. А если замурлычет – напустит на кого захочет заколдованный сон, который не отличишь от смерти. И если заснешь в сказке под его мурлыканье – можешь и не проснуться. Потому и имя у кота соответствующее – Баюн, Баюнок. Он знает множество песен и сказок. Помните: "У Лукоморья дуб зеленый. Златая цепь на дубе том..." Кошка особое животное не только у славян, в славянской мифологии, но и у других народов. Кошек и любили, и опасались. Кошка оберегает дом от мышей, предсказывает погоду. Но вместе с тем, кошка спутница колдунов и нечистой силы, особенно черная. Говорят, что в черную кошку превращаются черти и ведьмы. Вот поэтому с кошкой и связано много примет, суеверий и поговорок. Какие вы знаете?
Следующий волшебный помощник Бабы Яги – Полкан (полуконь). Существо с телом коня и головой человека. Персонаж этот невзрачен с виду, даже уродлив: маленький, с горбом и длинными ушами. Но он мудр, немного плутоват и добр: понимает людей и говорит человеческим голосом. Я думаю, что он вам напомнил героя одной сказки. Откуда это: "Ростом только с три вершка, на спине с двумя горбами да с аршинными ушами. На земле и под землей, он товарищ будет твой. Он зимой тебя согреет, летом холодом обвеет, в жару медом напоит, в голод хлебом угостит". Конечно же, это - Конек-горбунок из сказки Ершова.
Вот путник отгадал загадки, получил дары, знает помощников Бабы Яги – и отправляется в путь дальше. На его пути встречаются и другие сказочные существа. Если путь его идет через лес, надо быть очень осторожным. Лес для наших предков был не только кормильцем, но и олицетворением таинственного, а значит враждебного мира: "В лесу есть ворота: филины и совы стерегут засовы, в каждой щелке живут злые волки". Но лес населяют не только звери и птицы, но и множество духов, которые следят за человеком, проникшим в их владения.
Царем, хозяином леса считается кто? – Леший. С виду, Леший похож на человека. Но приглядитесь, и заметите, что в его одежде все перепутано. Тулуп вывернут на изнанку. Левый лапоть одет на правую ногу. Глаза у него зеленые, как мох, а по ночам горят, как два светлячка. Бровей и ресниц у него нет, а также нет и правого уха. Осенью Леший буянит и куролесит в лесу, а зимой спит до весны. Живет он обычно в буреломе или старом дупле. Показывается и исчезает внезапно. Хлопает в ладоши, свищет, аукает. Может превратиться в любого зверя или растение. А то прикинется стариком, путником. Если вы пришли в лес с добрыми намерениями, уважительно к зверью и лесу относитесь, то он вас не тронет. Над боязливым и робким человеком он подшутит. Но если вы ему чем-то не понравились – берегитесь, заблудитесь. Недаром говорят: "Леший водит!" Непочтительных он в чащу заведет да там и оставит одних – так и пропадут в дебрях, не выберутся.
В старину, заблудившись в лесу, винили в этом Лешего и принимали меры, чтобы его обмануть. Надо было вывернуть одежду наизнанку, переобуться наоборот, и, пятясь задом из леса, произнести три раза заклинание: "Шел, нашел, потерял..." Следы будут идти в лес, вот Леший и запутается. (Предложить ребятам сделать это)
Но особенно опасны лесные дороги в сумерках и ночью. Это любимое время одного злого лесного духа. Он тоже может менять свой облик: ударившись оземь, он может оборотиться в человека, камень или любого зверя – чаще всего в волка. Как его зовут? –Оборотень. На Руси считалось, что если колдун знает настоящее имя человека, он может сделать его оборотнем. Поэтому настоящее имя знали только близкие люди. От остальных его утаивали, называясь вымышленными прозвищами (многие из них потом стали фамилиями). Особенно страшны оборотни в июле - в Иванов день: это день ведьм и колдунов. В это время славяне совершали магические обряды: втыкали ножи в крышку стола, приставляли кочергу к двери, скручивали веточку бузины крест накрест. Считалось, что если этого не сделать, то оборотень проникнет в дом под видом таракана или сверчка. Тогда придется ждать марта (дня Григория Гречевника). Чтобы выжить оборотня при помощи колдуна. А к колдунам старались обращаться как можно реже. Вспомните, в каких сказках герои были обращены колдунами в каких-либо животных, птиц или предметы? То есть стали оборотнями?("Белая уточка", "Финист - ясный сокол", "Аленушка и братец Иванушка", "Царевна-лягушка" и т.д.)
А еще на путях-дорогах поджидал путника – Соловей-разбойник. По древнему преданию, заложил он дорогу до Киева на 30 лет: никакой человек по ней не пройдет, зверь не пробежит, птица не пролетит. Свил себе Соловей-разбойник гнездо на 12 дубах и сидя в нем, свистел так громко и сильно, что все вокруг разрушал своим посвистом на 10 верст: темные леса к земле преклонялися, богатырский конь спотыкался, мать-река Смородина с песком замутилася. Народная фантазия сравнивает свист бури со свистом соловья – отсюда и имя: Соловей-разбойник. Он воплощает злую, разрушительную силу ветра. Соловей-разбойник – воплощение славянского бога Прозвизда (холодного северного ветра). До сих пор существует поверье, что свистом можно накликать несчастье. Лесные разбойники пересвистывались подавая друг другу сигналы. До наших дней дошла пословица: не свисти в доме – денег не будет. Кто же сумел победить Соловья-разбойника? Вспомните, как звали этого былинного героя-богатыря? (Илья Муромец.)
Прошел наш герой через лес и вышел к реке. Кого он там может встретить, кто хозяин вод? – Водяной. Он живет в нарядном тереме из самоцветных камней и ракушек, он очень богат и могущественен. Есть у него сундуки с золотыми монетами и стада лошадей, коров и овец, которые по ночам выгоняют на берег и пасут его верные слуги. Свои владенья он объезжает верхом на огромном соме - недаром рыбаки называют его "чертовым конем". Зимой он спит, а весной пробуждается, буянит: ломает лед на реках, вызывает половодье, разгоняет рыбу. Чтобы его задобрить в воду лили масло, кидали гусей. Любимое место у Водяного – мельница. Мельников часто считали за колдунов, говорили, что они водятся с нечистой силой. А выглядит Водяной так: полурыба-получеловек, борода как трава и тина, волосы длинные, тело гладкое и переливается, как рыбья чешуя. Иногда он приходил в деревню под видом человека, но его можно было узнать потому, что с полы его кафтана постоянно текла вода. Иногда зимой Водяной просыпался, и в виде большой щуки смотрел, все ли в порядке в его царстве. Вспомните, как звали героя русской народной сказки, встретившего зимой Водяного в образе щуки? (Емеля из сказки "По щучьему велению, по моему хотению...")
Но главные обитатели водоемов кто? – Русалки. Одни говорят, что это дочери Водяного; другие считают, что утонувшие девуш-ки, жертвы несчастливой любви стали русалками. Это прекрасные бледнолицые девы с длинными волосами. В лунную летнюю ночь они выходят на берег, где водят хороводы, поют песни или качаются на ветвях деревьев. Или выйдет ночью на берег русалка, сядет на камень и расчесы-вает свои прекрасные волосы, с которых струится вода. Про русалок говорят, что они заманивают путников, рыбаков в свои объятья, из которых никому не вы-рваться, и утаскивают с собой под воду. Давным-давно на Руси русалки были добрыми духами-берегинями. Но потом им стали приписывать и коварные черты: ведь они могут защекотать до смерти или заманить с собой в воду и утопить. В древности считалось, что самое верное средство отвадить русалку - полынь "трава окаянная". Если встретится тебе русалка, увидев у тебя траву спросит: "Что у тебя в руках - полынь или петрушка?", надо отвечать - полынь и бросить ее в глаза русалке. Тогда она оставит тебя в покое и опрометью бросится прочь. А если скажешь - петрушка, то она воскликнет: "Ах, ты моя душка!", набросится на тебя и защекочет до смерти. Летом с Троициного дня русалки выходят на сушу. Чтобы их задобрить девушки на Троицу повязывали разноцветные ленточки на ветки березы - это самое любимое дерево русалок. На русалочью неделю женщины и девушки исполняли ритуальный танец. Они приходили на луг к реке, снимали браслеты, распускали волосы и длинные рукава, превращаясь в русалок, размахивающих руками-крыльями и сеющих дождь. Женщины взмахивали руками и просили у русалок обильных дождей и хорошего урожая. Этот древний танец плодородия так и назывался "спустя рукава". Описание этого танца сохранилось в одной русской народной сказке: "Уж она плясала, плясала - всем на диво. Махнула левым рукавом - вдруг сделалось озеро, махнула правым рукавом - поплыли по озеру белые лебеди. Царь и гости диву дались". Вспомните, как называется эта сказка? ("Царевна-лягушка").
Нашему герою на пути может встретиться и препятствие в виде топи или болота. Вспомните, кто живет в болоте? – Кикимора. А в омуте водятся - кто? – Черти. Пословица говорит: "В тихом омуте черти водятся" или "Было бы болото, а черти найдутся". Болотные черти живут семьями. Маленьких чертят в старину называли хохликами. Вспомните черта или беса из сказки А.С.Пушкина "Сказка о попе и работнике его Балде". Черти всюду на земле могут проникнуть. А как же они выглядят? Это черные мохнатые существа с двумя острыми маленькими рожками на макушке и длинным хвостом. Черти - хромые, потому что сломали ноги, когда бог сбросил их на землю. Они умеют менять свой облик и представать в виде черной кошки, черной собаки или черной свиньи.
Черта боялись упоминать вслух, а называли его "лукавым" или "нечистым". Ведь черт постоянно норовит обмануть человека и приносит несчастье. "Я за порог, а черт поперек" или "Не бойся смерти, а бойся черта". А еще люди очень боялись родственников чертей – бесов. "Бес" – значит "без чего-либо": без тела, без души. Бес – бестелесен и опасен тем, что невидим. Бес может вселиться в кого-нибудь. Человек в которого попадает бес заболевает, бесится. Как и черта, беса лучше лишний раз не упоминать вслух, что бы ни накликать беду: "Бес легок на помине". Чтобы выжить из человека беса проводили магический обряд в котором помогали березовые ветки. Береза – светлое, доброе, изгоняющее бесов дерево-оберег. Березовый веник в бане. Из ветвей березы делали розги и ими выгоняли бесов, которые вселялись в нерадивых учеников.
А когда путник благополучно уйдет от всяческой нечисти, в конце пути он должен сразиться с Кощеем Бессмертным. Живет Кощей в мрачном непреступном замке, стоящем на вершине скалы. Его имя происходит от слова "кощь" – кость т.е. закостенеть, исхудать, засохнуть. Его изображают высохшим старцем, почти скелетом. Он хитер и жесток. В славянской мифологии его образ связан с зимним замиранием природы. Зима, в представлении наших предков, это маленькая временная смерть. Зимой природа, весь мир засыпает мертвым сном покрытый белым снежным саваном. В это время власть над миром принадлежит Кощею Бессмертному. Он владеет бесценным сокровищем – солнечными лучами. Есть у него еще и гусли-самогуды: как запоют – нагонят тяжелый непробудный сон, погружающий в долгую спячку всю природу. Кощей зовется Бессмертным потому, что вроде бы умирая, исчезая с первыми весенними лучами – оживает каждую зиму: убить Кощея нельзя. Но в некоторых сказках он был пойман и посажен в подвал на цепях. Дать ему силу разорвать цепи и сокрушить темницу может вода. Для восстановления сил ему нужно выпить несколько ведер воды. Но смерть Кощеева все же есть на свете. Где же она? Вспомните: "На дубе сундук, в сундуке – заяц, в зайце утка, в утке яйцо, а в яйце – игла. На конце иглы смерть Кощеева". Яйцо у наших предков олицетворяло солнце. Солнце – свет, способный противостоять и победить тьму, зло и страх.
Есть еще много сказочных, мифологических и фольклорных персонажей в славянской культуре: домовой, кикимора, лихо-одноглазое, Лада, Ярило, Велес, Даждьбог и т.д. О них вы сможете прочитать в книгах, которые есть в нашей библиотеке.
Сегодня наше волшебное путешествие в сказку закончилось. Вы познакомились с необычными сказочными персонажами, с историей происхождения многих обычаев и суеверий. Надеюсь, что теперь, когда вы будете читать русские народные сказки, вы будете лучше понимать их таинственный смысл...