Кружок "Юный журналист" даст опыт творческого постижения разнообразных граней русского языка, поможет учащимся интересно излагать свои мысли в сочинениях, расширит кругозор, поможет сформировать активную жизненную позицию. Кружок "Юный журналист" направлен на воспитание интереса к журналистике как профессии, на выявление индивидуальных особенностей учащихся. Таким образом, благодаря этим занятиям школьники научатся работать коллективно, оценивать события с нравственных позиций, станут более эродированными и коммуникабельными людьми, повысят общий уровень культуры.
Рабочая программа "Юный журналист" 2-й год обучения
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей творческого объединения «Юный журналист» составлена на основе авторских программ И.П. Большаковой, Чернышевой Г.В. «Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа» (сост. Е. С. Савинов — М.: Просвещение, 2011), соответствует требованиям Стандартов второго поколения; учитывает особенности образовательного учреждения, его организационную структуру, запросы участников образовательного процесса в основном общем образовании.
Дополнительная образовательная программа «Юный журналист» рассчитана на 2-й год обучения. Данная программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Занятия проводятся по расписанию. Предлагаемый курс обучения основам журналистики адресован учащимся в возрасте 12 – 14 лет.
Программа подразумевает как теоретическую, так и практическую подготовку, предполагает овладение навыками написания материалов в различных жанрах публицистического стиля.
Программа кружка «Юный журналист» является программой интеллектуального творчества, направленного на развитие речи, коммуникативных навыков, которые необходимо оперативно применить в той или иной жизненной ситуации. На занятиях юные корреспонденты учатся пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремятся не только реально оценивать мир, но и себя в нѐм.
Подробнее: Рабочая программа "Юный журналист" 2-й год обучения
Рабочая программа "Юный журналист" 1-й год обучения
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей творческого объединения «Юный журналист» разработана на основе краткого курса «Основы творческой деятельности журналиста» (Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб.: Питер, 2009. – 272с. – серия «Краткий курс»).
Дополнительная образовательная программа «Юный журналист» рассчитана на 1 год. Предлагаемый курс обучения основам журналистики адресован учащимся в возрасте 12 – 17 лет.
Программа подразумевает как теоретическую, так и практическую подготовку.
Программа предполагает овладение навыками написания материалов в различных жанрах публицистического стиля.
Данный курс предусматривает ознакомление с такими темами, как «Профессия-журналист: призвание или увлечение», «Методы получения информации. Индивидуальный стиль», «Специфика текста (тема, идея, композиция). Фигуры речи». Программа включает освоение и таких тем, как «Мемуарный жанр. Личный дневник» и «Эпистолярный стиль. Письмо» с углублением в историю их возникновения. Чтобы научиться правильно проверять и редактировать собственное сочинение в программу «Юный журналист» включено занятие «Я – редактор». Интересными для изучения являются такие темы занятий, как «Зарисовка. Фотозарисовка», «Заголовок. Лид», «Хэдлайн».
Подробнее: Рабочая программа "Юный журналист" 1-й год обучения
Интервью как речевой жанр
(на материале газет)
(Практическая часть данной курсовой работы содержит анализ жанра интервью на основе моих собственных публикаций в СМИ)
Введение
Актуальность и многофункциональность жанра интервью в современной журналистики чрезвычайно велика. Это один из самых востребованных жанров в современных средствах массовой информации, особенно в печатных изданиях, поскольку интервью – это стержневой материал номера.
За последние годы интервью стало каждодневным явлением в нашей прессе. Интервью становятся содержательнее, разнообразнее по тематике и по форме. Возрос интерес к мнению конкретной личности и к самой личности. Важнейшие и непременные достоинства интервью, как и ряда других публицистических материалов, – злободневность и общественная значимость.
Интервью позволяет газете информировать общественность о значительном событии, важном начинании, привлечь внимание к актуальной проблеме, узнать авторитетное мнение по тому или иному существенному вопросу. Информационный факт, событие нередко нуждаются в истолковании и разъяснении, поэтому в этом случае интервью – эффективная форма убеждения. Оценка и комментарий авторитетного лица придает выступлению газеты большую силу убедительности.
Сатира и юмор в СМИ. Фельетон.
Комические приемы — одни из самых эффективных способов донесения нужной информации до читателей. Они наиболее часто используются в фельетоне.
Фельетон – это сатирико-юмористический художественно-публицистический жанр, главная цель которого – высмеять отрицательное явление.
Предмет фельетона — элементарно-комическое, все несообразное, противоречивое, парадоксальное в социальной действительности. Для него характерна сатирическая типизация. Основное оружие фельетона — юмор, ирония..
Слово «фельетон» в переводе с французского означает «лист; листок». В журналистском обиходе «листком» когда-то называли приложение к газете. Оно, как правило, располагалось в нижней части газетной полосы и «отбивалось» от верхней ее части жирной линией.
Статья
Статья — популярный газетный жанр. Использование этой литературной формы требует высокой степени журналистского мастерства.
Задача статьи – привлечь внимание людей к какому-либо важному вопросу, проблеме, убедить их в справедливости или ошибочности какой-то мысли. Статья должна быть убедительной, доказательной.
Статья – это типичный сюжетный жанр, т.е. время в статье течет в ту сторону, куда надо автору; факты упоминаются не обязательно в строго хронологическом порядке. Время может останавливаться, возвращаться, резко убегать вперед – это лишь выразительный прием. Главное – рассуждение о чем-то и общезначимом, и существенном для самого автора. Позиция автора четко видна, но она не выдвигается на первый план, поскольку читатель должен сам сделать свои выводы.
Эссе
К жанрам художественной публицистики относится также эссе — прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальное впечатление и соображение по конкретному поводу и заведомо не претендующее на определяющую и исчерпывающую трактовку предмета.
Публицистическое эссе переключает внимание с объекта рассуждения на субъект. Стиль эссе — размышление, требующее доверительности интонаций. «Мысли вслух», ритмический рисунок повествования, способы его достижения, иронические или сатирические ноты, образная ткань текста, неожиданные ассоциации делают данный жанр уникальным коммуникативным средством общения с читателем.