Азбука общения.
Этот час отнесен к категории психологических, потому что его задача – привлечь внимание детей к проблеме общения.
По утверждению психологов главной и определяющей деятельностью для младших подростков является общение. А лучшие возможности для общения предоставляет совместная работа или игра. В данном сценарии автор объединяет эти два занятия и предлагает сценарий игры, в ходе которой возникают различные ситуации для общения.
Выполняя задания игры, дети обсуждают варианты ответов, учатся уважать чужое мнение, учатся находить объединяющие качества, выявлять положительных черты характера у сверстников, что способствует сплочению коллектива, выработке позитивной установки в общении.
Цели: формирование у детей коммуникативных навыков, навыков позитивного общения, умения понимать себя и других; знакомство с основными правилами общения; формирование положительной нравственной оценки таких качеств, как тактичность, доброжелательность, терпимость к мнению других; развитие умения слушать, понимать, сопереживать.
Форма: групповая игра.
Подготовительная работа.
1. Реквизит.
А) Приготовить альбомные листочки (по количеству экипажей). На каждом листке написать: «Путевой лист»
А) Приготовить квадраты (по количеству экипажей), из бумаги разного цвета разрезать их на 4 произвольные части (4 участника в экипаже). Если цветной бумаги не хватит, можно сделать квадраты в горошек, в полоску, в клетку и т. п.
2. Оформление класса.
На перемене перед классным часом нужно расставить парты, чтобы дети могли сидеть по 4 человека лицом друг к другу. На каждый стол положить по 1 тетрадному листку бумаги.
На перемене перед классным часом на доске записать положительные человеческие качества
Качества, которые украшают человека
Умный Любознательный Эрудированный Разносторонний Мудрый Рассудительный Толковый Трудолюбивый Старательный |
Добрый Мягкий Деликатный Тактичный Вежливый Воспитанный Интеллигентный Душевный Сердечный Отзывчивый |
Честный Прямой Искренний Справедливый Надежный товарищ Бескорыстный (не жадный) Скромный Веселый
|
Красивый Милый Симпатичный Аккуратный
|
План клубного часа
1. Интерактивная беседа на тему «Общение».
2. Мини-лекция «Золотые правила общения».
3. Игра «Тайна третьей планеты».
а) «Экипаж». Формирование групп.
а) Планета «Содружество». Поиск общих признаков.
б) Планета открытий. Поиск положительных качеств.
В) Планета «Бумеранг».
4. Подведение итогов (рефлексия).
Ход клубного часа
1. Интерактивная беседа на тему «Общение».
Классный руководитель. Ребята, наш сегодняшний классный час будет посвящен общению.
– Как вы считаете, можем ли мы прожить, не общаясь с другими людьми?
Примерные ответы детей:
– Дома мы общаемся с членами своей семьи.
– Мы ходим в школу, общаемся с одноклассниками, учителями.
– Потом мы будем работать, будем общаться с людьми на работе.
– Даже старые люди, которые уже не ходят на работу, ходят в магазин, на рынок, вызывают врача, общаются с работниками жэков.
– Даже если мы окажемся в кабине космического корабля, мы будем общаться по радио с Центром управления полетом.
Воспитатель . Да, вы правы, человек не может прожить без общения с другими людьми. Но общаться можно по-разному. Ссора, драка, ругань – это ведь тоже общение. Нравится ли вам такое общение?
Дети отвечают.
Воспитатель. Как вы понимаете слова «деликатность», «тактичность»? Хотели бы вы, чтобы с вами обращались деликатно, тактично?
Дети дают ответы, классный руководитель комментирует, уточняет понятия (тактичность и деликатность - это душевная тонкость, нежность вежливость)
Воспитатель. Что значит, по-вашему, «возлюбить ближнего»?
Примерные ответы детей:
– Значит принять его таким, какой он есть.
– Значит найти в нем что-то хорошее.
– Значит простить ему какие-то недостатки.
– Значит пожалеть его.
– Значит сочувствовать ему.
2. Мини-лекция «Золотые правила общения».
Воспитатель. Действительно, ребята, тысячами нитей связаны мы с другими людьми. От этих людей зависят наши успехи в учебе, работе, наше здоровье и даже сама жизнь. Поэтому человеку обязательно нужно научиться общению.
Несколько лет назад большую популярность получила книга американского психолога Дэйла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». В этой книге автор дает простые правила:
как понравиться окружающим;
как стать популярным;
как заставить людей выполнять твои желания.
Но многие читатели обнаружили, что, выполняя эти правила, человек просто манипулирует другими людьми. Манипулирует – значит управляет, использует в своих целях. Иногда люди поддаются на эти уловки, но крепкой дружбы, глубокого уважения, искренней привязанности с помощью этих правил добиться трудно. И человек чувствует себя одиноким и опустошенным.
Для полноценного общения нужны другие, более трудные и более серьезные правила.
Мы живем в России. Это страна тысячелетней христианской традиции. По каким правилам общались друг с другом наши предки?
Этих правил всего два. И вытекают они из Евангелия.
Правило первое: «Возлюби ближнего как самого себя».
Правило второе: «Всегда поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобою».
Легко ли выполнить эти правила? Это мы узнаем во время нашей игры «Тайна третьей планеты».
3. Игра «Тайна третьей планеты».
Цель: поиск объединяющих признаков, выявление положительных качеств у сверстников, умение поставить себя на место другого человека.
а) «Экипаж». Формирование групп.
Воспитатель. Представьте себе, что вас включили в отряд космонавтов. Комплектуются экипажи из 4 человек. Вы должны выбрать себе экипаж. Для этого нужно вытянуть из коробки разноцветные детали из бумаги. Те, у кого оказались детали одного цвета, будут в одном экипаже. И таких экипажей у нас окажется 8 (красный, белый, синий, желтый, коричневый, лиловый, зеленый и оранжевый).
Все дети выходят к доске, вытягивают детали из бумаги.
Воспитатель. А теперь вам дается 2-3 минуты, чтобы найти членов своего экипажа и занять места в космическом корабле.
Дети объединяются по цвету бумажных деталей и занимают столы.
Воспитатель. Да, кого-то мы не хотели бы видеть в своей команде, но ради дела придется находить общий язык со всеми. Первое задание. Чтобы запустить двигатель нашего космического корабля, нужно собрать квадрат из тех деталей, которые вы вытянули из коробки.
Дети собирают квадраты. Классный руководитель обходит столы, проверяет результаты
б) Планета «Содружество». Поиск общих признаков.
Воспитатель. Ну, вот, все двигатели запущены, и наши космические корабли несутся по просторам Вселенной. Внимание, вот и первая планета – Планета «Содружество». Она ставит перед экипажами вторую задачу – найти что-то общее для всех четырех членов команды. На каждом столе лежит листок бумаги. Это путевой лист вашего экипажа. Напишите на нем не меньше 5 признаков, которые вас объединяют (внешность, характер, интересы, способности, вкусы). Если экипаж не смог найти объединяющих признаков, он не сможет продолжить полет. Ведь в космическом путешествии возможны встречи с разумной жизнью. И если мы не можем договориться друг с другом, мы не сможем установить контакт и с представителями других миров.
Дети записывают объединяющие их признаки: граждане России, жители одного города, ученики одной школы, одного класса, всем по 11 лет, у всех есть домашние животные, все играют в футбол, болеют за «Динамо», все любят Глюкозу и т.п.
Воспитатель. Ну, что ж, ребята, какой экипаж не смог найти 5 признаков, которые объединяют его членов? Нет таких?
А кто нашел больше пяти таких признаков?
Дети поднимают руки, отвечают. По ходу ответов выясняется, у кого наибольшее количество объединяющих признаков. Классный руководитель просит детей зачитать свои записи.
Воспитатель. Чем больше общего нашли между собой члены экипажа, тем более успешной будет их работа. Им можно поручить сложные, ответственные задания.
Все экипажи из нашего класса прошли испытание, и наше путешествие продолжается.
в) «Планета открытий». Поиск положительных качеств.
Воспитатель. А вот и вторая планета – Планета открытий. Чтобы ступить на эту планету, нужно сделать открытие. Нужно открыть что-то хорошее в других людях. На доске записаны качества, которые украшают человека. Может быть, вы обнаружите какие-то из них в членах вашей команды? Или откроете что-то свое?
Итак, начинаем выполнять задание этой планеты.
Сделайте на своем путевом листке табличку из 4 столбиков. Вверху у каждого столбика запишите имя и фамилию членов вашего экипажа. Это будет его личная колонка. Ваша задача – найти у каждого члена своего экипажа его главное хорошее качество и записать это качество в столбик с именем. Чтобы найти хорошие качества, нужно провести обсуждение, добиться согласия всех членов экипажа. Задание понятно? Можете начинать.
Примерный вид таблички на «путевом листке»
Саша Петров |
Таня Иванова |
Игорь Сидоров |
Ира Смирнова |
ДОБРЫЙ |
УМНАЯ |
ЧЕСТНЫЙ |
ИСКРЕННЯЯ |
Потом каждый экипаж допишет в каждую колонку по одному хорошему качеству |
|
|
|
В течение 3-5 минут дети выполняют задание.
Воспитатель. А теперь мы передадим свои листочки по кругу всем экипажам. Каждый экипаж, посовещавшись, найдет у своих товарищей ещё что-то хорошее и допишет в каждую колонку еще по одному положительному качеству.
Когда путевой листок вернётся к своему экипажу, каждый обнаружит в своей личной колонке по (столько, сколько экипажей) прекрасных качеств, найденных вашими товарищами на Планете открытий.
Включается музыка. Дети совещаются, заполняют листочки. На каждом листочке каждый экипаж дописывает по одному хорошему качеству ниже фамилии участника. Решение о том, что писать, дети принимают совместно, в процессе обсуждения.
Воспитатель. Ну вот, все листочки вернулись к экипажам, и все с удивлением обнаружили, какие прекрасные люди учатся в нашем классе! А между тем мы неумолимо приближаемся к загадочной планете «Бумеранг».
г) Планета «Бумеранг». Поставить себя на место другого.
Воспитатель. Что такое бумеранг? Это такое орудие, которое возвращается к тому, кто его бросил. Но причём здесь планета? Почему она носит такое название? Эту загадку нам предстоит разгадать.
Тут, на этой планете, мы нашли дневник древнего ученика. Отдельные фразы в этом дневнике стерлись от времени. Нам нужно восстановить эти фразы, и тогда, может быть, мы и разгадаем секрет этой планеты. Послушайте обрывки этих фраз и попробуйте угадать их окончания, которые поглотило неумолимое время. На обсуждение и формулировку ответа вам даётся 1 минута.
Первый экипаж: «Взялся за перила, а рука наткнулась на чью-то противную и липкую жвачку. И вдруг я вспомнил…» Что же вспомнил этот древний ученик?
Примерный ответ:
– Я вспомнил, что я тоже приклеивал жвачку куда попало, не думая о других людях.
Воспитатель. Второй экипаж, слушайте вашу фразу.
«Приехал на речку, а весь берег усыпан консервными банками и грязной бумагой. И вдруг я вспомнил…» Что?
Примерный ответ:
– Я вспомнил, что я тоже бросал мусор, не думая о других людях.
Воспитатель. Третий экипаж, ваша фраза:
«Забыл ручку, и никто не дал запасную. И вдруг я вспомнил…»
Примерный ответ:
– Я вспомнил, что я тоже жадничал и не хотел делиться с другими.
Воспитатель. Четвертый экипаж, послушайте вашу фразу:
«На перемене кто-то подставил подножку, я упал, а все смеялись. Было больно и обидно. И вдруг я вспомнил…»
Примерный ответ:
– Я вспомнил, что я тоже ставил подножки ребятам и смеялся, когда они падали.
Воспитатель. А теперь фраза для пятого экипажа:
«Забыл выучить правило и получил двойку. Все надо мной смеялись. И вдруг я вспомнил…»
Примерный ответ:
– Я вспомнил, что я тоже радовался чужим неудачам.
Воспитатель. Шестому экипажу достаётся такая фраза:
«Ночью у бабушки сильно болела голова, ей нужно было уснуть, а за окном ребята включили магнитофон на полную громкость. И вдруг я вспомнил…»
Примерный ответ:
– Я вспомнил, что я тоже громко кричал во дворе, не думая о других людях.
Воспитатель. Седьмой экипаж:
«В столовой кто-то вылил чай в мою тарелку с кашей, и я остался голодным. И вдруг я вспомнил…»
Примерный ответ:
– Я вспомнил, что я тоже громко кричал во дворе, не думая о других людях.
Воспитатель. Восьмой экипаж, угадайте окончание такой фразы:
«Кто-то спрятал мой портфель, и я весь урок его искал, за это получил замечание в дневнике. И вдруг я вспомнил…»
Примерный ответ:
– Я вспомнил, что я тоже для смеха прятал чужие вещи.
Воспитатель. Девятый экипаж, ваша фраза:
«Мы убирали на школьном участке, и мне одному пришлось выносить кучи листьев, потому что все сбежали. И вдруг я вспомнил…»
Примерный ответ:
– Я вспомнил, что я тоже часто отлынивал от генеральной уборки, не думая, что за меня мою работу будут делать другие.
Воспитатель. Десятая фраза достаётся десятому экипажу:
«Мы играли в футбол, а какой-то старшеклассник забрал у нас мяч и забросил его на крышу гаража. И вдруг я вспомнил…»
Примерный ответ:
– Я вспомнил, что я тоже обижал малышей, пользуясь своей силой.
Воспитатель. Мне кажется, что вам удалось угадать смысл этих стертых фраз. Мы слишком задержались на этой планете, и нам пора возвращаться домой. Но для того, чтобы вернуться, нужно разгадать тайну этой планеты. Итак, последнее задание – дать ответ, почему эта планета называется «Бумеранг»? И какое золотое правило нарушил этот древний ученик?
Примерные ответы детей:
– На этой планете к человеку бумерангом возвращаются все его плохие поступки.
– Все, что сделал человек плохого, потом возвращается к нему от других людей.
– Этот ученик нарушил главное правило общения: нужно всегда поступать с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.
Воспитатель. Ну, вот мы и разгадали тайну третьей планеты, и нам пора возвращаться на Землю. А чтобы мы никого здесь не оставили, нужно встать и всем взяться за руки.
Дети встают за партами, берутся за руки, смыкая цепь.
4. Подведение итогов (рефлексия).
Воспитатель. Ну, вот мы и прибыли на Землю. Понравилось ли вам, ребята, наше путешествие? Что вам запомнилось?
Примерные ответы детей:
– Мне очень понравилось находить хорошее в людях
– Мне понравилось находить общее у нас, таких разных
– Мне запомнилось, как мы вспоминали свои плохие поступки, разгадывая стертые фразы.
– Мне кажется, я буду смотреть на людей другими глазами.
– Мне кажется, мы стали немножко добрее друг к другу.
Дополнительные материалы.
Игры на развитие навыков общения.
«Поздороваемся»
Участники рассчитываются на раз-два-три. Получаются три группы. Разделиться можно и любым другим способом. Например, заранее по числу участников приготовить цветные квадратики: красный-синий-зеленый. Каждой группе предписывается какая-то поза: на корточках, на цыпочках, полуприсев, наклонившись вперед, вбок. Изменять позу нельзя, при этом здороваться придется, соприкоснувшись локтями. Много смеха, веселой неразберихи, прекрасный заряд бодрости.
А еще каждой группе можно предложить роль. «Вы европейцы – здороваетесь за руку. Вы индийцы – здороваетесь, сложив ладони у лица. Вы японцы – здороваетесь полупоклоном. Вы папуасы – здороваетесь, потершись носами. Вы инопланетяне – здороваетесь, подпрыгивая. А теперь пусть каждый поздоровается с соседом!» В этой игре дети получают урок толерантности: все мы разные, но рады друг другу.
«Дадим отпор»
Эта игра дает сильное чувство принадлежности к группе и защищенности. Все становятся в круг. Ведущий начинает: «На нас напали комары (жара, холод...)». Ему дружно отвечают: «Дадим отпор комарам» Ведущий быстро указывает на кого-то из участников. Тот предлагает свой вариант. «На нас напала скука!» – «Дадим отпор скуке!» Игру можно сделать проблемной и развивающей внимание. Ведущий говорит, например: «На нас напало желание много знать!», «На нас напали угрызения совести!». Тогда группа кричит не «дадим отпор!», а «поддержим!».
«Тайный дирижер»
Игра на внимание. Участникам надо угадать игрока, который «дирижирует» поведением остальных.
Все становятся в круг. Один из игроков (доброволец или выбранный считалкой) выходит за дверь, а оставшиеся назначают «тайного дирижера», движения которого они будут повторять. Ушедший возвращается в центр круга. Игроки (вслед за «дирижёром») хлопают, топают, кружатся, раскачиваются, исполняют танцевальные движения, водят хоровод, а водящий должен угадать, кто же ими руководит. Раскрытый «тайный дирижер» сам потом превращается в ведущего.
«Волшебные квадраты»
Игра вырабатывает умение работать в команде. Потребуются два листа ватмана, одинаково расчерченные на 16 квадратов. Первый лист – у ведущего. В квадратах он располагает различные предметы. Они должны быть парные. Например: в квадратах №1 и №5 лежат одинаковые ручки; в квадратах №3 и №10 – монетки или баночки с краской, а квадраты №6 и №12 остаются пустыми...
Ведущий на пятнадцать секунд открывает свой лист команде – ей предстоит запомнить расположение предметов. Получив такой же расчерченный лист, игроки должны по памяти разложить на нем только что увиденные предметы в той же последовательности, что и на листе у ведущего, для чего у игроков есть набор предметов, среди которых и такие, каких нет на листе у ведущего. Разговаривать, советоваться вслух – можно.
Изюминка игры в том, что ребята должны сообразить, как использовать преимущества команды. За пятнадцать секунд одному трудно успеть заметить и запомнить расположение всех предметов во всех квадратах, но если каждый член команды фиксирует только свой фрагмент (три-четыре квадрата), задание выполняется безошибочно