Очерк
Окунемся немного в историю возникновения жанра очерка.
В прежние времена очеркист не посмел бы сделать материал, «не прожив» его. Газеты регулярно отправляли своих журналистов в творческие командировки, где он мог неделями и даже месяцами изучать обстановку, знакомиться с будущими героями, наблюдать, думать, писать наброски. Зачастую из этих командировок журналисты возвращались уже как «авторы темы», и в следующую командировку очеркист ехал уже за продолжением, развитием этой темы. Нередко началом всей этой деятельности служило письмо, присланное в редакцию читателем, обеспокоенным тем или иным конфликтом.
А теперь обратимся к теории.
Запишим три признака очерка:
- герой и события. Герой очерка всегда реальный человек, а описываемые события документальны.
- очеркист хочет рассказать о других.
- подготовка к работе. Очеркист собирает строго документальный материал. Нельзя ничего домысливать самому. В данном случае очеркист обязан написать, что здесь информация отсутствует. Но может потом добавить, что «Я думаю, что…». И так далее, что он думает. Но точно не знает.
Слово «очерк» происходит от глагола чертить, очерчивать, т. е. рисовать контуры. Существует много разновидностей очерка.
- Физиологический или этнографический, описывающий быт и нравы людей, их неповторимые признаки и черты.
- Портретный очерк раскрывает духовный мир человека, его характер, психологические характеристики, привычки, конкретные поступки и их последствия. В портретном очерке важным художественным методом выступает психологизм. В портретном очерке автор фокусирует внимание на самых существенных характеристиках личности, направляя «объектив» так, чтобы наиболее полно и зримо создать образ человека. Это может выразиться и в подробном описании внешности героя, и в изображении его внутреннего мира. В выборе определенного ракурса очеркист свободен.
- Одна из разновидностей — юбилейный портретный очерк. Поводом для его написания служит празднование юбилея известного деятеля культуры, искусства, литературы, науки и т. д. В данном случае важно показать тот позитивный вклад, который внес человек в жизнь общества. Чтобы очерк не получился «парадным», от публициста требуется особое мастерство. Юбилейная дата должна быть лишь импульсом к размышлению о судьбе человека. Главное, на чем должен сконцентрироваться журналист, — духовные искания личности.
- Познавательную функцию выполняет путевой очерк (публицистические заметки о каком-либо путешествии). Это требует от журналиста постоянных ежедневных записей, наблюдений. В основе очерка — раскрытие диалектики событий, противоречий.
Путевой очерк относятся к наиболее ранним формам текстов, публиковавшихся на страницах первых печатных периодических изданий. Они повествуют о дорожных приключениях. Они могут создаваться с самыми разными целями. Так, главным для журналиста может стать рассказ о том, как в разных городах, районах, через которые пролегал его путь, решается какая-то одна проблема (например, как содержатся зоопарки). Возможно поставить перед собой и цель иного плана, например, выявить, какие спортивные развлечения предпочитает население разных стран и регионов. Или вполне вероятен рассказ о памятниках архитектуры. В результате реализации той или иной цели соответственно появляются самые разные по содержанию путевые очерки.
К художественным средствам изображения в очерке, как правило, относят пейзажное описание, художественную деталь, речевую характеристику, диалог, портрет. Все средства в очерковых произведениях применяются не только в качестве украшения или создания своеобразного фона: они выполняют «служебные» функции. Например, пейзаж служит обрисовке жизненной ситуации, постановке социально значимых проблем, передаче читателям определенного настроения и показу внутреннего состояния героя произведения, наконец, композиционным элементом. Формы и приемы использования пейзажных зарисовок во многом зависят от стоящих перед журналистом целей и задач, а также от вида очерка.
Таким образом, специфика очерка — в одновременной индивидуализации и типизации образов, сочетании документализма и художественности; стремлении разглядеть в личности социальный тип, а в конкретном событии — актуальную проблему. Средства создания художественно-публицистических образов практически неисчерпаемы. Очерк допускает определенную степень условности и домысла. Психологизм при этом служит основным методом раскрытия человека во взаимосвязи с другими людьми, ситуациями и обстоятельствами.