foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

Сатира и юмор в СМИ. Фельетон.


Комические приемы — одни из самых эффективных способов донесения нужной информации до читателей. Они наиболее часто ис­пользуются в фельетоне.

 Фельетон – это сатирико-юмористический художественно-публицистический жанр, главная цель которого – высмеять отрицательное явление.

Предмет фельетона — элементарно-комическое, все несообразное, проти­воречивое, парадоксальное в социальной действительности. Для него характерна сатирическая типизация. Основное оружие фельетона — юмор, ирония..

Слово «фельетон» в переводе с французского означает «лист; листок». В журналистском обиходе «листком» когда-то называли приложение к газете. Оно, как правило, располагалось в нижней части газетной полосы и «отбивалось» от верхней ее части жирной линией.

 

 

Российские журналисты нижнюю часть газетной страницы называют «подвалом». В XIX веке здесь публиковались не только про­изведения, напоминающие современные фельетоны, но и репортажи, рецензии и т. п. По мере развития жанра с понятием «фельетон» стали связывать только один вид текстов, в которых смех — средство осмеяния зла, рожденного халатностью, эгоизмом, пренебрежением, проявляющимися в действиях одних людей по от­ношению к другим. Для фельетона подходят только такие факты, ко­торые содержат в гипертрофированном виде типичные черты, харак­теризующие зло.

Существуют два основных метода работы над текстом фельетона. Первый заключается в том, что журналист излагает в определенном порядке заинтересовавшие его документальные факты, а затем соот­ветствующим образом комментирует их. Однако важно понимать, что сатирические жанры публицистики — фельетон и памфлет — редко обнаруживают точки соприкосновения с документалистикой. Препятствием служит то, что в сатире чрезвычайно слиты изображе­ние и выражение, факт и его оценка. Более того, сатирический факт часто деформирован. Отсюда и большая сложность второго метода. Суть его заключается в том, что автор, пытаясь отобразить в своем тексте какое-то сложное социальное явление, создает условную мо­дель, типизирует ситуацию. В таких фельетонах мы не найдем ни од­ного документального факта (здесь ничего не говорится о реальных людях), тем не менее аудитория легко понимает подтекст.

Задача журналиста состоит, во-первых, в том, чтобы найти факт Для фельетона, во-вторых, в том, чтобы раскрыть его через яркий са­тирический образ.

Образ всегда несет в себе обобщение, т. е. имеет типическое зна­чение. В журналистике он становится формой творческого видения и осмысления фактов, событий, ситуаций, в которых проявляются черты актуальные, характерные для эпохи, общества, среды. Образ­ная специфика фактического материала обнаруживается в ракурсе авторского, публицистического видения его смысла. Благодаря ав­торской интерпретации факта в нем и открывается образное значе­ние. Журналист смотрит словно через призму, которая помогает от­крыть связь факта с более общими процессами и закономерностями, помогает проявить и сфокусировать, заострить его значение в плане отражения этих процессов, закономерностей.

Видеть в факте образ — особое искусство. По мнению Л. Я. Гинз­бург, «в документальном контексте, воспринимаемом эстетически, жизненный факт испытывает глубокие превращения. Речь идет не о стилистических украшениях и внешней образности. Слова могут остаться неукрашенными, нагими, как говорил Пушкин, но в них должно возникнуть качество художественного образа <...> в факте пробуждается эстетическая жизнь; он становится формой, образом, представителем идеи».

Расширение факта до образа-факта происходит в том случае, когда функции первого в журналистском тексте не ограничиваются одно­значностью констатации события, ситуации и его логической оценки, суждения, а выходят в пространство художественного обобщения.

В книге «Образные ресурсы публицистики» М. Стюфляева так определяет «образ-факт»:

В узком смысле образ-факт — это эпизод, характер, деталь, в которых яв­ление предстает в предельном своем выражении и которые несут симво­лическое значение; в широком смысле образ-факт — любой документаль­ный образ в публицистике, созданный методом типизации...

Типизация — это отбор определенных общественно значимых сторон жизненных явлений и их подчеркивание в художественном изображении. Подача автором реальных фактов через литературную аналогию — уникальное выразительное средство типизации.

Гипербола и гротеск — также эффективные приемы выражения типического в тексте. Это приемы отражения фактов, когда происхо­дит художественная трансформация жизненных форм, приводящая к некой уродливой несообразности, к соединению несочетаемого при гротеске и к намеренному преувеличению при гиперболе. Известный исследователь Г. Я. Солганик пишет:

Если в художественной литературе лицо, от которого ведется повествова­ние, и личность писателя, лирический герой и автор принципиально не- отождествимы, то в публицистике автор, каким он предстает в произведе­нии, это подлинная, конкретная личность.

Его устремления, личные качества, особенности психологии — все так или иначе влияет на текст: в каждом, даже сугубо информа­ционном, есть след авторской индивидуальности, личности. Но в креа­тивном тексте этот след особенно значим.

В создании эффекта присутствия автора в тексте очень важен вы­бор тона повествования, интонации.

А. Аграновский отмечает:

Поиски верного тона — штука тонкая. Демократический юмор или интел­лигентная ирония, шумный восторг или лирическая теплота, нескрытый гнев или сдержанное негодование — это каждый из нас ищет и находит за своим столом. Но некий общий закон все-таки есть, я бы его сформулиро­вал так: чем острее проблема — тем спокойнее должен быть тон. То же от­носится к положительным очеркам: чем заметнее событие — тем сдержан­ней тон. Яркие факты говорят сами за себя. Крикливость нынешнему читателю претит и отклика не вызывает — ни в одах, ни в сатирах.

Автор фельетона обязан четко мыслить и ясно излагать ситуацию. Его присутствие в тексте становится для читателя ценным, когда опи­сываемые события оттеняются мудростью, человеческой уникально­стью автора, окрашиваются своеобразием его взгляда, а также когда пережитый журналистом опыт по-своему исключителен и значим.

Модификация фельетона — малые сатирические жанры: автор­ские колонки, где помещается пародийный монолог.

В последнее время заметна тенденция использовать в универсаль­ных газетах сатирическую афористику. Это эпиграфы, сатирические реплики на открытии номеров, уголки афоризмов, пародийные объ­явления, саркастический заголовок («шапка», рубрика), создаю­щие определенный критический настрой читателя.

Разновидностью фельетона или памфлета является публицистиче­ский комментарий. В комментарии важно дистанцироваться от факта и выстроить свою концепцию.

Журналист излагает факт или небольшую цепочку фактов и далее их «растолковывает» читателю, объясняет суть, так, как он ее сам пони­мает. Поэтому важна собственная позиция автора. Задача журнали­ста — не только убедить в правоте своей аргументации, но и создать эмоциональный настрой, тем самым приподнять значимость фактов, а возможно, и показать их противоречивость или парадоксальность, подчеркнуть остроту проблемы. В такого вида комментарии возможны «художественные пассажи», использование выразительных средств.

Copyright © 2024 Cайт учителя русского языка и литературы Огибалиной Виктории Михайловны.

Яндекс.Метрика