foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

Интерактивные задания

Призер конкурса

Методы получения информации. Индивидуальный стиль.


Информация – основа журналистики, поскольку именно при помощи информации журналист рассказывает об окружающей действительности, выражает свою позицию.

Информация – это сведения, полученные о событиях, фактах и явлениях окружающей действительности, т.е. в общем смысле сообщение о чем-либо.

Информация может поступать к журналисту тремя путями. Как вы думаете, какими?

  1. Путь. Опыт и личное наблюдение, участие в событии, в результате которых журналист  получает информацию за счет своих собственных органов чувств.
  2. Путь. Работа с источниками информации.
  3. Путь. Аналитический, который приводит к получению информации за счет анализа других сведений, ее синтезу в сознании журналиста.

Теперь мы с вами рассмотрим методы получения информации, характерные для каждого из трех путей.

 

 

1 путь: Опыт и личное наблюдение, участие в событии

Видеть, слышать, обонять и осязать окружающий мир журналисту необходимо не только потому, что у человека есть зрение, слух, обоняние и осязание, но и для эффективного получения информации. Если журналист внимателен к каким-либо событиям, то за большинством простых явлений он старается разглядеть социальные (общественные) проблемы, о которых необходимо рассказать. Все, что журналист видит и слышит сам, может стать отправной точкой произведения.

Личное наблюдение: вы пришли в гости к другу или подруге. Однако пообщаться у вас не получилось, потому что с квартиры сверху:

- распространялся ужасный запах. Оказалось, что там живет женщина, которая приютила в своей квартире 20 кошек и гулять их не выпускает.

- там живет человек, который собирает с местной мусорки всё, что ему нравится. Таким образом, в его квартире завелись тараканы, которые распространяются по всему дому, доставляя хлопоты жильцам.

Участник события: поездка в летний оздоровительный лагерь, прохождение практики в школе, посещении мероприятия в ДК, посещения митинга.

 

2 путь: Источники информации

Типы:

документальные (печатные, письменные и аудиовизуальные документы).

персонифицированные (люди, сообщающие сведения).

предметно-вещественные (все то, что так или иначе может дать сведения. Это предметы, обстановка).

 

3 путь: коммуникативный (общение с источником информации)

Для него характерно:

- активная позиция со стороны журналиста

- коммуникатор (источник информации) и коммуникант (ее потребитель, т.е. журналист).

Коммуникативные способы получения информации:

 

Интервью – системный и структурированный диалог с целью получения определенной информации по определенному плану.

Сильная сторона интервью – структурированность.

 

Беседа – диалог равноправных участников общения, построенный в определенной тематике по свободной структуре.  Сильная сторона беседы – непредсказуемость развития беседы.

Беседа – один из наиболее эффективных методов получения информации, поскольку во многих случаях позволяет получить самый широкий объем разнообразной информации. Результат беседы всегда шире, чем результат интервью, поскольку только в беседе присутствует коммуникативная свобода и коммуникативное равноправие, способствующее раскрытию личности. Манера, речь, эмоции и жесты, которые используются в беседе, зачастую несут в себе не меньше смысла, чем слова.

Чтобы провести беседу, необходимо:

- составить общее представление о проблеме

- определить общий круг вопросов (только общий, т.к. вопросы будут рождаться в ходе беседы)

- получить информацию о личности, индивидуальных особенностях человека

- дать глубокий, целостный портрет  или представление проблемы

 

Опрос – метод получения информации, объектом которого является определенная группа людей; одни и те же вопросы задаются нескольким людям. Самое важное здесь: постановка цели проведения опроса.

Заранее необходимо четко составить опросный лист.

Например,

  1. как вы оцениваете новую детскую площадку?
  2. Часто ли вы ее посещаете?
  3. Где вы больше проводите время на этой площадке?
  4. Чтобы еще хотели пожелать для развития детской площадки?
  5. Какие детские развлекательные центры вы бы хотели видеть в нашем районе?

Телефонный опрос

 
Участие в пресс-конференциях – то же самое, что при проведения интервью. Отличие: поскольку много участников, то журналисту удается задать всего 2-3 вопроса, поэтому вопросы должны быть важными и весомыми.

 

Индивидуальный стиль

В журналистской деятельности особое значение имеет стиль. Это понятие употребляется в разных значениях — в широком и узком. В первом говорят о стиле определенной эпохи, связанном с осо­бенностями развития общества. Во втором это слово отражает особен­ности различных творческих методов и литературных направлений, или особенности творчества одного автора, или же, наконец, отдель­ного произведения.

Наиболее употребительно понятие индивидуального стиля авто­ра (как общих стилевых особенностей его творчества, так и своеоб­разия отдельных произведений).

Что же следует понимать, согласно современным научным воз­зрениям, под стилем автора или отдельного произведения?

Стиль — художественное своеобразие произведений, прояв­ляющееся в их структуре (языковой, сюжетной, композиционной), во всей их содержательной форме.

Стиль неразрывно связан с тематическими единствами и — что особенно важно — с определенными композиционными единствами, с определенными типами построения целого, типами его завершения.

В последнее время в связи с демократическими реформами про­исходят большие изменения в сторону индивидуализации стиля.

Необходимо стремиться к неповторимому своеобразию своих материалов.

Самая важная творческая задача — поиск стиля. А это прежде всего поиск индивидуальности. Наиболее ощутимо стиль проявляет­ся в речевых особенностях автора. Индивидуальность же создается определенным набором выразительных средств. Они делают журна­листа узнаваемым, популярным. Естественно, при условии, что уже достигнут достаточно высокий уровень компетентности, оператив­ности, актуальности выбранных тем. Бездумнее, некритическое ус­воение норм и правил приводит к безликости текстов журналиста, стандартности материалов.

Copyright © 2017 Cайт учителя русского языка и литературы Огибалиной Виктории Михайловны.

Яндекс.Метрика