Функционально-смысловые типы речи. Фигуры речи.
Мы с вами знаем, что в русском языке существуют 3 типа текста по цели высказывания. Какие?
В журналистике всё то же самое. Только называть мы их будем функционально-смысловыми типами речи – повествование, описание, рассуждение.
Повествование – это рассказ о событиях во временной последовательности.
Схематично повествование можно представить так:
Повествование = событие1 + событие2 + событие3 …
Для повествования важно выбрать те события, которые станут узлами вашего рассказа и которые действительно значимы. А не случайны. Важно также выстроить их во временной последовательности.
Описание – это такой тип речи, который является ос6новным способом изображения пространства.
Для описания характерно:
- статичность
- перечислительная интонация
- перечислительная структура однородных компонентов (на столе стояли чашки, блюдца, тарелки …(посуда)
Схема описания:
Описание = признак1 + признак2 + признак3 …
Рассуждение – это тип текста, в котором исследуются предметы и явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются определенные положения.
Рассуждение представляет собой ряд суждений, которые относятся к определенному предмету или вопросу, идут одно за другим таким образом, что из последующих суждений вытекают другие, а в результате получается ответ на поставленный вначале вопрос.
Схема рассуждения:
Рассуждение = вопрос (тезис) -> суждения1 -> суждение2 -> суждение3… = вывод
Фигуры речи
Фигура речи – это оборот речи, синтаксическое построение; используемые для усиления выразительности высказывания.
Рассмотрим их подробнее.
Анафора
|
Единоначатие, повторение определенного слова или отдельных звуков в начале нескольких строф, стихов или полустиший. Цель: сделать акцент на этом слове. «Жди, когда наводят грусть // Желтые дожди, // Жди, когда снега метут, // Жди, когда жара, // Жди, когда других не ждут…» К.М. Симонов) |
Эпифора
|
(от греч. – добавка) повтор слова или группы слов в конце нескольких стихов, фраз. Реже употребляется, чем анафора.
|
Антитеза
|
(от греч. – против; положение) — противопоставление различных понятий или явлений, постановка рядом противоположных по значению слов. Ты и убогая, |
Перифраз, или Перифраза |
[греч. Perifrasis] – фигура, состоящая в замене однословного наименования предмета или действия описательным многословным выражением. «люди в белых халатах»(врачи), «рыжая плутовка»(лиса), «царь зверей»(лев), «голубой экран»(телевизор), «ночное светило»(луна), корабль пустыни (верблюд), королева полей (кукуруза), черное золото (нефть), |
Синонимы |
Слова, близкие по значению. Верх – высь, большой – огромный, сообщить – уведомить, лицо – лик, будущий – грядущий. Родина – отчизна, |
Эпитет |
[греч. ephiteton – приложение]. Слово, образно определяющее предмет или действие, подчеркивающее характерное свойство, эстетическая функция. Светлое будущее, золотая осень, молодой день, шелковые кудри |
Метафора |
[греч. metaphora – перенос] – слово, употребленное в переносном значении для определения предмета или явления на основе какой-либо аналогии, сходства. "Сугробов белые телята" (Б.Ахмадулина), "Костер рябины красной" (С.Есенин). подножие горы, Вместо того, например, чтобы сказать, что пчела летит из улья, напоминающего келью, сделанную из воска, – А.С.Пушкин пишет: Пчела из кельи восковой
Летит за данью полевой.
|
Бессоюзие
|
(от греч. - несвязанное) — такое построение поэтической речи, при котором союзы, соединяющие слова, опущены для усиления выразительности и оживления фразы. Классические примеры бессоюзия в русской поэзии. Ночь, улица, фонарь, аптека, (А.Блок) |
Градация
|
асположение ряда выражений, относящихся к одному предмету, в последовательном порядке повышающейся или понижающейся смысловой или эмоциональной значимости членов ряда. Например у Блока: "Но чернеют пламенные дали — у Белого наоборот (понижение ряда) "Все грани чувств, все грани правды стерты: |
Инверсия
|
(от лат. - переворачивание, перестановка) — нарушение или изменение общепринятого порядка слов в речи; перестановка частей фразы придает речи своеобразный выразительный оттенок. «Белеет парус одинокий/ В тумане моря голубом...». (Лермонтов) |
Многосоюзие
|
(от греч. - многосвязное) — построение поэтической речи, при котором увеличено число союзов между словами - все или почти все однородные члены предложения связаны между собой обычно союзом «и». Повтор союза в данном случае ощущается как избыточный и воспринимается в качестве выразительного языкового средства. Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность (В. Короленко) |
Риторический вопрос
|
Вопрос, который не требует ответа. Для выразительности речи. Ответ на него и так всем известен. О Волга!.. колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я? Н. А. Некрасов Быть или не быть?! Вот в чем вопрос! |
Риторическое обращение
|
стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, отсутствующему лицу; цель риторического обращения усиление выразительности речи. «О Русская земля, далеко уж ты за горами!» «Слово о полку Игореве». |
Риторическое восклицание |
приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п. Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство! (Ф.Тютчев). |
Умолчание
|
стилистический прием, при котором выражение мысли остается незаконченным, ограничивается намеком, начатая речь прерывается в расчете на догадку читателя; говорящий как бы объявляет, что не будет говорить о вещах, не требующих подробного или дополнительного объяснения.
|
Д/з: Задания по группам:
- 1. Напишите текст-рассуждение на одну из предложенных тем: «Вредные привычки», «Загрязнение природы», «Современное поколение».
- 2. Напишите сочинение-описание на одну из предложенных тем: «Мой лучший друг», «Мой любимый учитель», «Моё домашнее животное», «Моя самая интересная поездка».