foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

Эпистолярный жанр. Письмо.


Эпистолярный жанр – (от греч. Epistole – письмо, послание) – текст, имеющий форму письма, открытки, телеграммы, посылаемый адресату для сообщения определенных сведений. Письмо относится к древнему виду письменных сообщений, которыми обмениваются люди, лишенные непосредственного контакта. На протяжении многих лет переписка была единственным способом общения на больших расстояниях.  Письмо составляет ту же устную беседу, тот же разговор между отсутствующими, только на бумаге.

Сегодня эпистолярный жанр переживает не лучшие времена. Письменное общение заменилось использование мобильного телефона, написанием SMS, послание сообщением с помощью ICQ, а письма отправляют по электронной почте. Несмотря на это, я считаю актуальным знать особенности написания писем, поскольку письмо, отправленное по электронной почте – это то же письмо.

В письме, как в обычном, так и в электронном, мы обязаны обозначить отправителя и получателя. Для письма характерны эпистолярные традиции, которые следует соблюдать. Во-первых, это сочетание элементов монолога (речь, не предполагающая непосредственного отклика) и диалога (обмен высказываниями (репликами) в разговоре между двумя и более людьми; обращения, приветствия,  прощания, вопросы, напоминания, описание жеста (обнимаю, жду, жму руку)

 

 

Стереотипные выражения

Приветствия

Здравствуй! Здравствуйте! Добрый день! Шлю привет! Приветствую тебя!

Обращения

Дорогой, милый, родной

Уважаемый, глубокоуважаемый

Прощания

Твой Саша.

Ваша внучка.

Твоя подруга Таня.

 

 

Поздравления

Поздравляю  (Вас, тебя) с праздником (с Новым годом, с юбилеем)

Шлю тебе свои поздравления

Благодарность за поздравление

Сердечно (горячо, от всего сердца, от всей души) благодарю Вас за поздравление.

Вы очень любезны, что…

Это очень мило с твоей стороны…

 

История письма

 

С самых давних времен, когда человек только-только приобрел способность мыслить, ему хочется что-нибудь записать: оставить память о мыслях, идеях, открытиях, захватывающих историях или интересных людях. Даже когда человек не умел еще как следует говорить, и язык его состоял из десятка невнятных междометий, он уже оставлял на стенах своих пещер восхитительные по красочности и реалистичности картины. Позже, когда у человека появилась речь, тем более важным стало казаться записать то, что люди говорили друг другу.

Письменность всюду развивается однообразно – от рисунков к письменным знакам. Пиктография превращается в графическую систему. Рисуночное письмо превращается в графику языка не тогда, когда исчезают рисунки (например, в Египте использовались рисунки, но это не рисуночное письмо), а когда мы можем угадать, на каком языке текст написан.
Иногда люди вместо письма посылали друг другу различные предметы.

Греческий историк Геродот, живший в V в. до н. э., рассказывает о "письме" скифов к персидскому царю Дарию. Скифский гонец пришел в лагерь персов и положил перед царем подарки, "состоящие из птицы, мыши, лягушки и пяти стрел". Скифы не умели писать, поэтому так выглядело их послание. Дарий спросил, что означают эти дары. Гонец ответил, что ему велено вручить их царю и сразу вернуться обратно. А персы должны сами разгадать смысл "письма". Долго совещался Дарий со своими воинами и наконец сказал, как он понял послание: мышь живет в земле, лягушка живет в воде, птица подобна лошади, а стрелы -- военная храбрость скифов. Таким образом, решил Дарий, скифы отдают ему свою воду и землю и покоряются персам, отдавая свою военную храбрость.
Но военачальник персов Гобрий иначе растолковал "письмо": "Если вы, персы, не улетите, как птицы в небеса, или подобно мышам не скроетесь в землю, или подобно лягушкам не ускачете в озера, то не вернетесь назад и падете под ударами наших стрел".
Как видите, предметное письмо можно толковать по-разному. История войны Дария со скифами показала, что правым оказался Гобрий. Персы не смогли победить неуловимых скифов, кочевавших в степях Северного Причерноморья, Дарий ушел со своим войском из скифских земель.

 

1. Пиктографическое письмо. Собственно письмо, письмо начертательное началось с рисунков. Письмо рисунками называется пиктографией (от латинского pictus -- живописный и греческого grapho -- пишу). В пиктографии искусство и письмо нерасчленимы, поэтому наскальными рисунками занимаются археологи, этнографы, искусствоведы, историки письменности. Каждого интересует своя область. Для историка письменности важна информация, заключенная в рисунке. Рисунок-пиктограмма обычно обозначает или какую-нибудь жизненную ситуацию, например охоту, или животных и людей, или различные предметы - лодку, дом и др.
Первые надписи были о хозяйственных заботах – еде, оружии, запасах – предметы просто изображались. Постепенно происходит нарушение принципа изоморфизма (т.е. достоверного изображения количества предметов – сколько ваз есть, столько и рисуем). Изображение теряет связь с предметом. Вместо 3-х ваз теперь ваза и 3 черточки, которые передают количество ваз, т.о. количественная и качественная информация даются отдельно. Первые писцы должны были разделить и осознать различие качественных и количественных знаков. Потом развивается иконичность, появляется собственная грамматика. 
На рубеже IV -- III тысячелетия до н. э. фараон Нармер покорил Нижний Египет и приказал увековечить свою победу. Рельефный рисунок изображает это событие. А в правом верхнем углу -- пиктограмма, которая служит подписью к рельефам. Сокол держит веревку, продетую сквозь ноздри человеческой головы, которая как бы выходит из полоски земли с шестью стеблями папируса. Сокол -- символ царя-победителя, он держит на привязи голову побежденного царя Севера; земля с папирусами -- это Нижний Египет, папирус ее символ. Шесть его стеблей -- шесть тысяч пленных, так как знак папируса означает тысячу. Но можно ли было рисунком передать имя царя? Откуда известно, что его звали Нармер?
Оказывается, в это время египтяне из рисунков уже начали выделять знаки, которые обозначали не нарисованный предмет, а звуки, составлявшие его название. Рисунок навозного жука означал три звука ХПР, а рисунок корзины -- два звука НБ. И хотя такие звуки оставались рисунками, они уже стали фонетическими знаками. В древнеегипетском языке были слова с одно-, двух- и трехбуквенными слогами. А так как египтяне гласных не писали, то односложные слова изображали один звук. Когда египтянам надо было написать имя, они использовали однобуквенные иероглифы.
Переход от конкретных к абстрактным предметам, которым не соответствует наглядный образ. Китайские иероглифы возникли из рисунков (13в до н.э.) До настоящего времени иероглифы мало изменились, но изменилась грамматика языка (современный китаец может прочитать тексты, написанные до н. э., узнает символы, но смысла не уловит). Рисунок стилизуется, упрощается, стандартизируется. 
В конце концов во всех очагах земного шара знаки начинают отображать звуки. Знаки получали привязку к звучанию целого слова. Пользоваться таким письмом было очень сложно – это искусство. Очень сложная система письма, но она удовлетворяла древних, т.к. ею могла пользоваться лишь ограниченная каста людей, для которых это знание было средством к существованию. 
2. Иероглифическое письмо. Необходимость быстро записывать сложные и длинные тексты привела к тому, что рисунки упростились, стали условными значками -- иероглифами (от греческого hieroglyphoi -- священные письмена).
Иероглифы обозначают слова. Древние иероглифические системы построены по единым принципам - будь то древнеегипетские, китайские или иероглифы майя в Америке. Также однотипны и источники происхождения иероглифов - везде они стали результатом развития пиктограмм. Важнейшими отличиями более прогрессивного иероглифического письма стали упрощенная, стилизованная форма символов и их меньшее количество.
Иероглифы обычно подразделяются на три группы. Первая группа - это логограммы, или идеограммы, т.е. знаки, обозначающие понятия, будь то предмет или действие: "голова", "идти", "меч" и т.д.
Вторая включает символы, базирующиеся на фонетическом принципе: как, например, уже упоминавшийся знак "ласточка" для обозначения прилагательного "большой". Такие фонограммы существовали в древнеегипетском, шумерском, китайском письме. Абстрактные понятия, многие глаголы, прилагательные, географические и собственные имена всегда обозначаются фонограммами.
Третья группа символов - это детерминативы: знаки, помогающие читателю определить значение последующего или предшествующего слова еще до его звукового прочтения. Например, в шумерской клинописи перед мужскими именами всегда ставился детерминатив в виде вертикальной черты. Отдельные детерминативы употреблялись перед именами царей, цариц, названиями городов, стран, рек и пр. Сегодняшние китайские иероглифы имют похожее явление: символ со значением "дерево" присутствует в составе множества иероглифов, обозначающих деревянные предметы или виды деревьев; знак "вода" есть во многих иероглифах, имеющий "водную" тематику - напр., "ручей", "лед". В древнеегипетском письме детерминативы были также многочисленны и следовали за словом.
Иероглифика заставляет людей запоминать сотни и даже тысячи знаков: в древнем Китае их было более 50 тысяч. Вполне естественно, что люди стремились, во-первых, сократить их количество, и во-вторых, упростить начертания. В условиях, когда грамотными становилось все большее количество людей, логограммы постепенно теряли надобность, а фонетические знаки, напротив, множились. Например, в поздней ассирийской клинописи, наследнице клинописи шумеров, название города Арбела писалось как (город)Arba'ilu, в составе этого слова были детерминатив "город", знак "четыре" (читается arbau) и знак ilu "бог". Система письма "один символ - одно слово" постепенно транформировалось в систему "один символ - один слог".
3Слоговое письмо. В 12-13 вв. до н.э. на ближнем востоке - время появления синайских надписей. Это шаг к резкому уменьшению количества письменных знаков. Были выработаны знаки, которые обозначали слог. Письменность стала слоговой. Для разных слов сочетание согласного и гласного разное.
4Алфавит. Благодаря наличию таких однослоговых знаков, обозначающих один звук, из сложной системы письма выделился алфавит. Финикийцы, познакомившись с этими буквами, на их основе создали свое алфавитное письмо, упростив знаки слоговой письменности. Каждому знаку этой письменности была приписана безразличная огласовка. Арабами и евреями использовалось письмо без гласных. Существовала сложная система угадывания, дававшая тем не менее постоянные сбои. Позднее появилась система огласовок, но тем не менее в быту евреи и арабы пользовались письмом без огласовок.
Греки заимствовали финикийскую систему. Греческий язык – индоевропейский. Греки вводят знаки для гласных – это переворот. Греки изобрели полную систему письменности. Изображались все гласные. Позже стали изображать ударение (место и тип), придыхание. Также ввели изображение просодики (аналог нотам), что невозможно в случае русской письменности и потому нами не используется.
Можно ли ответить на вопрос: кто, какой человек изобрел систему письменности? Кто первым стал применять алфавитное письмо? На эти вопросы нет ответа. Возникновение письменности было вызвано требованием жизни общества и государства, хозяйственной деятельности людей -- и письменность появилась. Но алфавиты создавались и позже, в эпоху нашей, новой эры, образованными людьми своего времени. Так, Кириллом и Мефодием было создано письмо для славянских языков. Месроп Маштоц создал алфавитное письмо для армянского языка. Вместе со своими учениками Маштоц отправился в разные страны изучать письменность. Это была "настоящая научная, быть может, первая в мире лингвистическая экспедиция, поставившая своей целью выработку алфавита", -- писал член-корреспондент АН СССР Д. А. Ольдерогге.
У народов Крайнего Севера и Сибири до Октябрьской революции не было письменности. Теперь научные сотрудники Института народов Севера создали для них алфавитное письмо.
В Таджикской республике было много неграмотных, так как арабское письмо, которым некогда пользовались таджики, очень сложное. Теперь таджики пишут по-таджикски русскими буквами.
Создаются письменности и в странах современной Африки.

 

Д/з: Написать письмо своему другу (подруге, маме, папе, бабушке, дедушке и т.д.).

 


 

Copyright © 2024 Cайт учителя русского языка и литературы Огибалиной Виктории Михайловны.

Яндекс.Метрика