Рабочая программа "Юный журналист" 2-й год обучения
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей творческого объединения «Юный журналист» составлена на основе авторских программ И.П. Большаковой, Чернышевой Г.В. «Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа» (сост. Е. С. Савинов — М.: Просвещение, 2011), соответствует требованиям Стандартов второго поколения; учитывает особенности образовательного учреждения, его организационную структуру, запросы участников образовательного процесса в основном общем образовании.
Дополнительная образовательная программа «Юный журналист» рассчитана на 2-й год обучения. Данная программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Занятия проводятся по расписанию. Предлагаемый курс обучения основам журналистики адресован учащимся в возрасте 12 – 14 лет.
Программа подразумевает как теоретическую, так и практическую подготовку, предполагает овладение навыками написания материалов в различных жанрах публицистического стиля.
Программа кружка «Юный журналист» является программой интеллектуального творчества, направленного на развитие речи, коммуникативных навыков, которые необходимо оперативно применить в той или иной жизненной ситуации. На занятиях юные корреспонденты учатся пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремятся не только реально оценивать мир, но и себя в нѐм.
Цели программы:
1. Развитие одарѐнности в области филологии.
2. Формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников, поддержка детских объединений и ученического самоуправления.
3. Продолжение знакомства учащихся с журналистикой как профессией и областью
литературного творчества в средствах массовой информации, обеспечение
планируемых результатов по достижению обучающимися целевых установок в
области филологии.
4. Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей
профессиональной сферы деятельности, становление и развитие личности в еѐ
индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.
Задачи:
1. Выявить и поддержать одарѐнных детей, а также детей с особыми образовательными
потребностями.
2. Создать редакционный актив кружка, ответственный за выпуск периодического
издания - газеты «Школьный вестник».
3. Формировать знания, умения, навыки, компетенции и компетентности в области
филологии, определяемые личностными потребностями и возможностями
обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его
развития.
Общая характеристика курса
Программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку. В ходе освоения программы обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. На практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределѐнности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Программа направлена на формирование личностных качеств:
1. основ гражданской идентичности личности – патриотическое воспитание;
2. основ социальных компетенций - опыт социальных и межличностных
отношений.
Формированию готовности и способности к выбору направления профильного образования способствуют:
1. целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания
(филологии, лингвистике) и видам деятельности, педагогическая поддержка
любознательности и избирательности интересов;
2. формирование навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии на основе
использования критериальной системы оценки;
3. приобретение практического опыта пробного проектирования жизненной и
профессиональной карьеры на основе соотнесения своих интересов, склонностей,
личностных качеств, уровня подготовки с требованиями профессиональной
деятельности.
Приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату. Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию.
Кроме того, особое внимание уделяется формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества.
Планируемые результаты изучения курса «Юный журналист»
Учащиеся должны уметь:
определять стиль и тип речи;
давать характеристику текста публицистического стиля;
в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал;
составлять план и использовать его в устных и письменных высказываниях;
совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения;
пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях
публицистического характера;
находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и
речевые ошибки;
соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях;
строить связные высказывания, используя различные газетные жанры;
фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и
письменным высказываниям;
проводить литературное редактирование и литературную правку текста;
участвовать в дискуссии, обсуждении.
На занятиях вырабатываются следующие умения и навыки:
1. Умение работать с разной литературой.
2. Умение работать с диктофоном, компьютером, фотоаппаратом.
3. Умение брать и давать интервью.
4. Использование знаний основных жанров периодической печати.
5. Умение создавать собственную газеты.
Занятия в кружке журналистики развивают фантазию, память, психологические
навыки, коммуникабельность, умение ориентироваться в любой ситуации, повышают
грамотность. На занятиях проводятся журналистские тренинги.
Основные требования к учащимся при изучении основ журналистики:
- желание овладеть навыками работы корреспондента;
- активная позиция во время занятий;
- выполнение творческих домашних заданий, участие в играх, творческих конкурсах.
Виды деятельности обучающихся и формы проведения занятий:
теоретические занятия;
творческий практикум (сочинения разных жанров);
работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование,
исследование);
работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями
и каталогами, энциклопедиями и т.п.);
анкетирование;
социологический опрос;
экскурсии;
встречи с журналистами, интересными людьми;
участие в школьных и поселковых мероприятиях, конкурсах сочинений, авторских
стихотворений;
выпуск школьной газеты;
публикации в местной прессе.
Формы подведения итогов
- «Выпуск газеты «Школьный вестник»;
- разработка проекта «Моя газета»;
- практические задания.
Содержание программы
«Профессия – журналист»
Ознакомление с планом работы объединения «Юный журналист», с целями, задачами. Правила работы и поведения. Повторение известных фактов о профессии журналиста.
«Творческий отчет «Летние каникулы»
Практическая работа:
- подготовить статью.
«Художник-иллюстратор»
Основы оформительской работы.
«Виды газетных и журнальных публикаций. Проблемная статья»
Что такое проблемная статья. Как найти проблему.
Практическая работа:
- провести анализ проблем, с которыми сталкиваются школьники.
- написать статью.
«Журналистский эксперимент»
Эксперимент как метод и жанр современной журналистики. Динамичность и "живое" наглядное изложение. Соединение аналитического начала и репортажного.
Практическая работа:
- провести эксперимент и подготовить материал.
«Выпуск газеты «Школьный вестник»
«Социологический опрос»
Социальная культура журналиста, социальная аргументация журналиста, особенности проведения социального опроса.
«Интервью»
Интервью как универсальный метод получения информации. Виды интервью: интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью-зарисовка, интервью-мнение, анкета, опрос. Логика интервью. Моделирование ситуации.
Практическая работа:
- разработать план вопросов и провести интервью.
«Обзор печатных изданий»
Общий обзор, обзор-презентация, информационный обзор, общий обзор местных печатных СМИ.
«Отзыв»
Предмет отзыва. Цели и задачи. Логический план отзыва.
Практическая работа:
- подготовить отзыв о книге.
Выпуск газеты «Школьный вестник»
«Разработка проекта «Моя газета»
«Подготовка текста, оформление работы»
«Репортаж. Фоторепортаж»
Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. Критерий отбора события
для репортажа, предметная основа жанра. Оперативность, динамичность, наглядность,
активно действующее авторское "я", внимание к детали и подробности. Событийный репортаж (оперативность, хронологичность ), познавательный репортаж (в основе тема, а не событие), спортивный репортаж.
Практическая работа:
- подготовить спортивный репортаж;
- подготовить фоторепортаж на заданную тему.
«Подборка материала по темам для рубрики школьников «Юность»
«Деловая игра»
Игры «Живая речь», «Время», «Фраза-картинка», «Реплики», «Ассоциации», «Жесты и мимика», «Первая фраза», «Три газеты», «Стоп-кадр».
«Встреча с журналистами»
«Встреча с интересными людьми»
«Выпуск газеты «Школьный вестник»
«Конкурс творческих работ»
«Разработка проекта «Моя газета». Подготовка текста, оформление работы»
«Итоговое занятие. Выпуск газеты «Школьный вестник»
Учебно-тематический план
№ п\п |
Название тем |
Количество часов |
||
теория |
практика |
всего |
||
1 |
Профессия – журналист |
1 |
|
1 |
2 |
Творческий отчет «Летние каникулы» |
|
1 |
1 |
3 |
Художник-иллюстратор. Основы оформительской работы |
1 |
1 |
2 |
4 |
Виды газетных и журнальных публикаций. Проблемная статья |
1 |
1 |
2 |
5 |
Журналистский эксперимент |
1 |
1 |
2 |
6 |
Выпуск газеты «Школьный вестник». |
1 |
2 |
3 |
7 |
Социологический опрос |
|
1 |
1 |
8 |
Интервью |
1 |
1 |
2 |
9 |
Обзор печатных изданий |
1 |
|
1 |
10 |
Отзыв на статью |
1 |
1 |
2 |
11 |
Выпуск газеты «Школьный вестник» |
|
2 |
2 |
12 |
Разработка проекта «Моя газета». Подготовка текста, оформление работы |
1 |
1 |
2 |
13 |
Репортаж. Фоторепортаж |
|
2 |
2 |
14 |
Подборка материала по темам для рубрики школьников «Юность» |
|
1 |
1 |
15 |
Деловая игра |
|
1 |
1 |
16 |
Встреча с журналистами |
|
1 |
1 |
17 |
Встреча с интересными людьми |
|
1 |
1 |
18 |
Выпуск газеты «Школьный вестник» |
|
2 |
2 |
19 |
Конкурс творческих работ |
|
1 |
1 |
20 |
Разработка проекта «Моя газета». Подготовка текста, оформление работы |
|
2 |
2 |
21 |
Итоговое занятие. Выпуск газеты «Школьный вестник» |
|
2 |
2 |
|
Всего: |
9 |
25 |
34 |