Формирование личностных УУД Формирование личностных УУД на внеурочных занятиях «В гостях у сказки»
Доклад подготовила: В.М. Огибалина, учитель русского языка и литературы
Внеурочная деятельность «В гостях у сказки» имеет своей целью воспитание интереса к сказкам и книгам, расширение читательского кругозора, формирование духовной культуры, эстетическое развитие личности ребенка, осмысление им традиционных духовно-нравственных ценностей народа.
Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя ученика начальных классов в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания. Многие сказки вселяют в учеников веру в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу. А именно этого часто не хватает современным детям.
За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Школа должна не только вооружать знаниями, умениями и навыками, но и формировать УУД для использования и применения этих знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации.
В широком значении универсальные учебные действия – это умение учиться. В узком (собственно психологическом значении) – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность посредством самостоятельного усвоения новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Остановимся подробнее на формировании личностных УУД во время занятий внеурочной деятельностью «В гостях у сказки».
Вообще, личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Становление личностных УУД помогает ребенку ответить на вопрос «Какое значение и какой смысл имеет для меня учение?»
На занятиях «В гостях у сказки» я стремлюсь воспитывать ребёнка не в лоб, не путём прямых нравоучений и назиданий, а пробуждая в нём чувство участия, сочувствия, сопереживания к таким же, как он сам, к животным и птицам, воспитывая в нём чувство прекрасного, которое поможет в жизни.
Ребята пытаются оценивать поступки людей и жизненные ситуации как хорошие или плохие с точки зрения общепринятых норм и ценностей, учатся эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
В ходе реализации Программы используются разнообразные формы работы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей, стимулирующий их интерес к материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.
Это может быть беседа, просмотр мультфильма по теме, литературные игры, конкурсы, творческие задания, путешествия по страницам книг. Например, беседа по сказке предполагает систему вопросов, которая является своеобразным инструментом для формирования личностных универсальных действий. Мы вместе с ребятами прослеживаем судьбу героя, пытаемся поставить себя на его место. Каждый ребенок высказывает своё отношение к героям, к их поступкам, думает, а как бы поступил он в этой ситуации? Насколько бы верно это было с точки зрения морали? В результате беседы происходит: во-первых, выделение морального содержания ситуации; во-вторых, ориентация на мотивы поступка, которая предполагает возможность ребенка увидеть ситуацию нарушения нормы с разных позиций; в-третьих, ориентация на идентификацию моральных чувств и их осознание. Благодаря этому у ребят формируется ориентация на такие ценности и нормы, как щедрость, бескорыстие, доброта, милосердие, сострадание, забота, честность, искренность, верность своему слову. Например, ценность семьи и доброты находим в сказках «Лягушонок ищет папу», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»; ценность дружбы и взаимовыручки в сказках «Теремок», «Грибок-теремок», «Рукавичка», «Кот, петух и дрозд»; ценность труда в сказках «Разные колеса», «Морозко», «Просто так» и т.д.
Так какие же основные личностные универсальные учебные действия формируются на занятиях «В гостях у сказки»?
- знания основных моральных норм поведения; - этические чувства – сочувствия, стыда, вины, как регуляторы морального поведения; - понимания чувств других людей и сопереживание им; - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе учебного материала; - осознание своей гражданской идентичности.
Таким образом, осваивая личностные универсальные умения, ребенок более успешно принимает нормы поведения в обществе, учится правильно оценивать себя и свои поступки, приобретает способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, делать нравственный выбор, подражать положительным героям сказок. Школьник начинает осознавать свою сопричастность к стране, в которой он живет, и, как следствие, у него воспитывается чувство патриотизма. Каждый из нас живет в определенном обществе и умение сосуществовать в нем с другими людьми — залог полноценной жизни. В этом заключен нравственный аспект: умение сопереживать, оказывать взаимопомощь, проявлять отзывчивость к своим близким. Однако для этого ребенку необходимо научиться понимать, а что же может чувствовать его одноклассник, друг или родственник в той или иной ситуации. Он должен уметь разглядеть, что человеку, находящемуся рядом требуется, например, эмоциональная поддержка, а может быть какая-либо другая помощь.
В конце своего выступления я хочу сделать вывод о том, что формирование личностных универсальных учебных действий – неотъемлемая часть как учебного процесса, так и внеурочной деятельности. Главное в работе учителя – это найти такие методы и формы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал учебных и внеучебных занятий.