foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

Интерактивные задания

Призер конкурса

Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов

Духовно нравственное воспитание

 

 

«Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» (К.Д. Ушинский)

(СЛАЙД 1) Во все века люди высоко ценили духовно – нравственную воспитанность. В настоящее время «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории».

(СЛАЙД 2) Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет, что «важнейшей целью современного отечественного образования  и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». Поэтому перед современным образованием стоит сложная и ответственная задача – воспитание многогранной личности, личности, способной ориентироваться на духовно-значимые нормы и ценности.

( СЛАЙД 3) Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.

Нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом.

Процесс духовно-нравственного воспитания - это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности подростка.

(СЛАЙД 4) Перед Вами задачи духовно-нравственного воспитания. Как мы видим, оно объединяет в себе практически все направления работы со школьниками.

Я считаю, что каждый человек должен иметь устойчивое нравственное поведение, совершать хорошие поступки, жить в гармонии с другими людьми. Этому я и стараюсь научить моих воспитанников.

Для работы, направленной на духовно-нравственное воспитание школьников, мною определены следующие задачи: формирование способности к духовному развитию; укрепление нравственности; формирование основ морали, нравственного самосознания личности (совести); формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие трудолюбия; привитие любви к прекрасному (эстетическое воспитание); осознание школьником ценности человеческой жизни; воспитание патриотизма; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям; формирование толерантности; воспитание экологической культуры школьника; формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; формирование ценностного отношения к семье; формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим. Моя работа имеет несколько направлений. - Нравственно-патриотическое воспитание; - Нравственное воспитание; - Этическое воспитание; - Эстетическое воспитание; - Воспитание трудолюбия; - Экологическое воспитание; - Воспитание ценностного отношения к здоровью и семье.

В своей работе я использую следующие формы: классные часы; уроки мужества, встречи с интересными людьми; экскурсии (очные и заочные), посещение музеев, храмов; анкетирования и тестирования; участие в акциях; внеклассные мероприятия; конкурсы; родительские собрания.

Во-первых, это нравственно-патриотическое направление.

Ребята являются членами школьной детской организации «Сатурн». Это организует детей, помогает почувствовать ответственность за свои поступки, они учатся делать добрые дела, помогают младшим ученикам.

Каждый год в школе проходит Вахта памяти, посвященная дню рождения лётчика-истребителя Н. С. Котлова. В день освобождения района от немецко-фашистских захватчиков ребята принимают участие в митинге, возлагают цветы у обелиска в деревне Ушаково, к дому Н.С. Котлова в деревне Борки, активно принимают участие в мероприятиях, приуроченных к этой дате. Особенно хочется отметить школьные конференции «Города-герои» и «Герои Советского Союза», в которых ребята принимают участие с большим удовольствием, сами готовят материал для выступления.

Воспитанники с большим удовольствием принимают участие в конкурсах чтецов «Рождество», «Красная Пасха», «Дети о войне». И не только принимают участие, но и занимают призовые места.

Особое внимание старалась уделить нравственно-эстетическому воспитанию. Для этого были организованы различные экскурсии. Мы с классом побывали в картинной галерее села Микулино, посетили Краеведческий музей поселка Лотошино, школьный музей боевой славы. Благодаря таким экскурсиям у детей формируется неподдельный интерес к творчеству, нашему наследию, бережное отношение к результатам своего труда и труда других людей.

Вместе с классом мы посетили Храм Михаила Архангела в селе Микулино. Всё это делает духовный мир учащихся богаче, воспитывает нравственную личность, помогает научить жить в гармонии с собой и другими людьми.

Зачастую проводим встречи с интересными людьми. Ребята имели возможность побеседовать с Е.А. Мироновой, В.А. Ананьевым, отцом Сергием. Благодаря таким встречам школьники осознают ценность человеческой жизни, развивается доброжелательность и эмоциональная отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям.

Также провожу классные часы и внеклассные мероприятия, на которых школьники учатся различать хорошие и плохие поступки («Уроки доброты», «Милосердие – зеркало души» и др.), уважительному отношению к родителям и старшим, доброжелательности к сверстникам и младшим («Без притчи века не изживешь», «Почетные люди моей Родины», «Дружба», «Страна вежливости» и др.). Провожу совместные мероприятия с педагогом-психологом, соц. педагогом («Все профессии важны», «Скажем курению нет», «Основы нравственного поведения», «Я и моя семья» и т.д.).

Особое внимание уделяю воспитанию трудолюбия. Вместе с девочками вяжу и вышиваю, помогаю делать поделки. С мальчиками учимся ремонтировать мебель. Ежегодно участвуем в субботниках, экологической акции «Наша чистая планета».

Ребята любят природу. Ходят в походы по родному краю, помогают птицам зимой.

Считаю необходимым строить работу по духовно-нравственному воспитанию не только с детьми, но и с родителями. В связи с этим провожу родительские собрания по этой тематике: «Культурные ценности семьи и их значение для ребёнка», «Духовно-нравственное воспитание ребенка». Стараюсь привлечь родителей к участию в школьных мероприятиях, провожу анкетирования («Тип воспитания», «Семейные ценности» и др.). В школе проходят выставки семейного творчества, где мои ребята принимают активное участие. В этом году наш класс подготовил большой праздничный концерт «Минута славы» с участием родителей.

Для диагностики применяю различные анкеты и тестирования, учитываю возрастные особенности.

Духовно-нравственное воспитание – сложный и долгий процесс. Это большая плодотворная работа, итогом которой станет потребность ребенка в совершении нравственных поступков.

Copyright © 2021 Cайт учителя русского языка и литературы Огибалиной Виктории Михайловны.

Яндекс.Метрика