foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

Духовно нравственное воспитание

 

 

«Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» (К.Д. Ушинский)

(СЛАЙД 1) Во все века люди высоко ценили духовно – нравственную воспитанность. В настоящее время «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории».

(СЛАЙД 2) Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет, что «важнейшей целью современного отечественного образования  и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». Поэтому перед современным образованием стоит сложная и ответственная задача – воспитание многогранной личности, личности, способной ориентироваться на духовно-значимые нормы и ценности.

( СЛАЙД 3) Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.

Нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом.

Процесс духовно-нравственного воспитания - это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности подростка.

(СЛАЙД 4) Перед Вами задачи духовно-нравственного воспитания. Как мы видим, оно объединяет в себе практически все направления работы со школьниками.

Я считаю, что каждый человек должен иметь устойчивое нравственное поведение, совершать хорошие поступки, жить в гармонии с другими людьми. Этому я и стараюсь научить моих воспитанников.

Для работы, направленной на духовно-нравственное воспитание школьников, мною определены следующие задачи: формирование способности к духовному развитию; укрепление нравственности; формирование основ морали, нравственного самосознания личности (совести); формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие трудолюбия; привитие любви к прекрасному (эстетическое воспитание); осознание школьником ценности человеческой жизни; воспитание патриотизма; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям; формирование толерантности; воспитание экологической культуры школьника; формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; формирование ценностного отношения к семье; формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим. Моя работа имеет несколько направлений. - Нравственно-патриотическое воспитание; - Нравственное воспитание; - Этическое воспитание; - Эстетическое воспитание; - Воспитание трудолюбия; - Экологическое воспитание; - Воспитание ценностного отношения к здоровью и семье.

В своей работе я использую следующие формы: классные часы; уроки мужества, встречи с интересными людьми; экскурсии (очные и заочные), посещение музеев, храмов; анкетирования и тестирования; участие в акциях; внеклассные мероприятия; конкурсы; родительские собрания.

Во-первых, это нравственно-патриотическое направление.

Ребята являются членами школьной детской организации «Сатурн». Это организует детей, помогает почувствовать ответственность за свои поступки, они учатся делать добрые дела, помогают младшим ученикам.

Каждый год в школе проходит Вахта памяти, посвященная дню рождения лётчика-истребителя Н. С. Котлова. В день освобождения района от немецко-фашистских захватчиков ребята принимают участие в митинге, возлагают цветы у обелиска в деревне Ушаково, к дому Н.С. Котлова в деревне Борки, активно принимают участие в мероприятиях, приуроченных к этой дате. Особенно хочется отметить школьные конференции «Города-герои» и «Герои Советского Союза», в которых ребята принимают участие с большим удовольствием, сами готовят материал для выступления.

Воспитанники с большим удовольствием принимают участие в конкурсах чтецов «Рождество», «Красная Пасха», «Дети о войне». И не только принимают участие, но и занимают призовые места.

Особое внимание старалась уделить нравственно-эстетическому воспитанию. Для этого были организованы различные экскурсии. Мы с классом побывали в картинной галерее села Микулино, посетили Краеведческий музей поселка Лотошино, школьный музей боевой славы. Благодаря таким экскурсиям у детей формируется неподдельный интерес к творчеству, нашему наследию, бережное отношение к результатам своего труда и труда других людей.

Вместе с классом мы посетили Храм Михаила Архангела в селе Микулино. Всё это делает духовный мир учащихся богаче, воспитывает нравственную личность, помогает научить жить в гармонии с собой и другими людьми.

Зачастую проводим встречи с интересными людьми. Ребята имели возможность побеседовать с Е.А. Мироновой, В.А. Ананьевым, отцом Сергием. Благодаря таким встречам школьники осознают ценность человеческой жизни, развивается доброжелательность и эмоциональная отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям.

Также провожу классные часы и внеклассные мероприятия, на которых школьники учатся различать хорошие и плохие поступки («Уроки доброты», «Милосердие – зеркало души» и др.), уважительному отношению к родителям и старшим, доброжелательности к сверстникам и младшим («Без притчи века не изживешь», «Почетные люди моей Родины», «Дружба», «Страна вежливости» и др.). Провожу совместные мероприятия с педагогом-психологом, соц. педагогом («Все профессии важны», «Скажем курению нет», «Основы нравственного поведения», «Я и моя семья» и т.д.).

Особое внимание уделяю воспитанию трудолюбия. Вместе с девочками вяжу и вышиваю, помогаю делать поделки. С мальчиками учимся ремонтировать мебель. Ежегодно участвуем в субботниках, экологической акции «Наша чистая планета».

Ребята любят природу. Ходят в походы по родному краю, помогают птицам зимой.

Считаю необходимым строить работу по духовно-нравственному воспитанию не только с детьми, но и с родителями. В связи с этим провожу родительские собрания по этой тематике: «Культурные ценности семьи и их значение для ребёнка», «Духовно-нравственное воспитание ребенка». Стараюсь привлечь родителей к участию в школьных мероприятиях, провожу анкетирования («Тип воспитания», «Семейные ценности» и др.). В школе проходят выставки семейного творчества, где мои ребята принимают активное участие. В этом году наш класс подготовил большой праздничный концерт «Минута славы» с участием родителей.

Для диагностики применяю различные анкеты и тестирования, учитываю возрастные особенности.

Духовно-нравственное воспитание – сложный и долгий процесс. Это большая плодотворная работа, итогом которой станет потребность ребенка в совершении нравственных поступков.

Copyright © 2024 Cайт учителя русского языка и литературы Огибалиной Виктории Михайловны.

Яндекс.Метрика