foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

Индивидуализация учебных заданий по литературе.


Глава 1.

Роль индивидуализации в современном процессе обучения литературе: основные цели, причины, варианты индивидуализации и виды учебных заданий на уроках.

Школа является образовательным учреждением, поэтому ведущей и системообразующей деятельностью школы является образовательная деятельность. Одной из основных задач обучения является воспитание образовательного человека гуманными методами, в гуманных формах. Ключевыми проблемами являются: как обеспечить успешность каждого ученика в обучении; как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?

Наверное, одно из основных противоречий в современной школе заключается в том, что, с одной  стороны, процесс знаний носит индивидуальный характер, с другой – обучение организуется в массовом масштабе. В этой связи одна из задач заключается в гармоничном сочетании форм массового обучения и индивидуального усвоения знаний.

Возможные пути разрешения данного противоречия – дифференциация и индивидуализация обучения, которые следует рассматривать как одно из направлений гуманизации современного процесса обучения.

Остановимся подробнее на следующих терминах: индивидуальный подход, индивидуализация обучения, технология индивидуализированного обучения.

Индивидуальный подход - это: 1) принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности; 2) ориентация на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним; 3) учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения; 4) создание психолого-педагогических условий не только для развития всех учащихся, но и для развития каждого ребенка в отдельности.

Реализация индивидуального подхода в обучении школьников не разовое “мероприятие”, это динамичный процесс, протекающий вместе с развитием и изменением ребёнка, уровень его знаний, сформированности умений и навыков, развитием и изменением интересов и склонностей, в соответствии с чем изменяются цели, содержание, приёмы подхода к ребёнку. Поэтому важно видеть перспективы развития учащихся и перспективы работы с ними.

Индивидуальный подход включает в себя следующие элементы, тесно связанные между собой и представляющие цикл, периодически повторяющийся на новом уровне:

  • систематическое изучение каждого ученика;
  • постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;
  • выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ученику;
  • фиксация и анализ полученных результатов;
  • постановка новых педагогических задач.

Важно отметить, что в индивидуальном подходе нуждается действительно каждый ребёнок, т.к. это непременное условие и предпосылка формирования гармонической и всесторонне развитой личности, формирование самой личности как неповторимой индивидуальности.

Индивидуализация – это осуществление принципа индивидуального подхода, это организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация обучения направлена на преодоление противоречий между уровнем учебной деятельности, который задают программы и реальные возможности каждого ученика. Индивидуализация – это необходимый фактор реализации разнообразных целей обучения и формирования индивидуальности.

При использовании понятия «индивидуализация обучения» необходимо иметь в виду, что при его практическом исследовании речь идёт не об абсолютной, а об относительной индивидуализации.

В реальной школьной практике индивидуализация всегда относительна по следующим причинам:

1) обычно учитываются индивидуальные особенности не каждого ученика, а в группе учеников, обладающих примерно сходными особенностями (дифференциация);

2) учитываются лишь известные особенности или их комплексы и именно такие, которые важны с точки зрения учения (например, общие умственные способности); наряду с этим может выступать ряд особенностей, учёт которых в конкретной форме индивидуализации невозможен или даже не так уж необходим (например, различные свойства характера или темперамента);

3) иногда происходит учёт некоторых свойств или состояний лишь в том случае, если именно это важно для данного ученика (например, талантливость в какой-либо области, расстройство здоровья);

4) индивидуализация реализуется не во всём объёме учебной деятельности, а эпизодически, в отдельных ее видах (например, на конкретном этапе изучения литературного произведения, на разных этапах учебного процесса, в процессе социализации или индентификации) и интегрирована с неиндивидуализированной работой.

Технология индивидуализированного обучения - такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.

Основными целями при индивидуализации обучения являются:

• Сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей (способностей).

•  Отказ от ориентировки на среднего ученика.

• Содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся.

• Формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика.

• Улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов.

•  Поиск лучших качеств личности. Формирование таких личностных качеств, как самостоятельность, трудолюбие, творчество.

 

Дифференциация учебных заданий

Индивидуальное обучение всегда предполагает дифференциацию учебного материала.

Дифференциация – это учет индивидуальных особенностей учащихся, требующий  группировки учащихся на выделенных основаниях для отдельного обучения. Процесс дифференциации обучения должен учитывать особенности индивида, его психологические и личностные характеристики.В педагогической литературе различают понятия "внутренней" и "внешней" дифференциации. Внешняя дифференциация - учащиеся специально объединяются в учебные группы. Внутренняя дифференциация – это организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности учащихся учитываются в условиях организации учебной деятельности на уроке. Остановимся на внутренней дифференциации.Так как класс комплектуется из детей разного уровня развития, неизбежно возникает необходимость дифференцированного подхода при разноуровневом обучении.Уровневая дифференциация позволяет работать как с отдельными учениками, так и с группами, сохраняет детский коллектив, в котором происходит развитие личности.

Внутренняя дифференциация предполагает условное деление класса:

  • по уровню умственного развития (уровню достижений);
  • по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и т.д.).

Разноуровненвая дифференциация

Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.

По результатам диагностирования класс делится по уровням:

1-ая группаученики с высокими учебными способностями (ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно, творчески подходить к решению задач), возможностями, показателями успеваемости по определенным предметам, умеющие хорошо работать. Ученики с уравновешенными процессами возбуждения и торможения. Они обладают устойчивым вниманием, при наблюдении вычленяют признаки предмета; в результате наблюдения у них формируется первоначальное понятие. В ходе обучения успешно осваивают процессы обобщения, владеют большим словарным запасом.

2-ая группа - учащиеся со средними способностями (выполняет задание первой группы, но с помощью учителя по опорным схемам), показателями обучаемости, интеллектуальной работоспособностью, учебной мотивацией, интересом. Ученики с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Не могут самостоятельно выделять признаки предмета, их представления бедны и отрывочны. Чтобы запомнить материал, им необходимы многократные повторения. Внешне их психические особенности проявляются в торопливости, эмоциональности, невнимательности и несообразительности. Для этих детей трудны задания на обобщение, так как уровень их аналитического мышления низок.

3-я группа - учащиеся с низкими учебными способностями (требуют точности в организации учебных заданий, большего количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке), сформированности познавательного интереса, мотивации учения, показателями успеваемости, быстрой утомляемостью, с большими пробелами в знаниях, в игнорировании заданий. Ученики попадают в разряд "слабых”. Они медлительны, апатичны, не успевают за классом. При отсутствии индивидуального подхода к ним, они совершенно теряют интерес к учебе, отстают от класса, хотя на самом деле могут учиться успешно.

Важно, что при дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую, т.е. состав группы не закреплен навсегда.

Выделение трех групп учеников в классе в значительной мере помогает учителям в подборе разноуровневых заданий для них. Каждое задание предполагает определенные цели и требования. Задания в группах выполняются самостоятельно.

На уроках литературы возможно использование заданий по степени углубления в текст и контекст с дифференциацией на слабых, средних и сильных учеников. Это могут быть такие задания, как:

1. Беседа внутри малой группы (работа в группе создаёт особо благоприятные условия для проявления личностных качеств).

2. Письменный ответ на вопрос (еще М. А. Рыбникова говорила о том, что «письменная работа во всех ее видах – метод усвоения пройденного, материал для работы мысли, для роста сознания ученика». Не может же ученик механически подытоживать достижения, сделанные в ряде предыдущих уроков, - нет, именно здесь-то он и растет, работая с пером в руках. Письменные ответы помогают ученику чувствовать себя уверенным при ответе (т. к. на первых уроках им разрешается даже читать ответы).

3. Индивидуальная самостоятельная работа (Под индивидуальной самостоятельной работой следует понимать такую, которая предусматривает выполнение индивидуализированных заданий и исключает сотрудничество с учащимися. Однако она открывает огромные возможности для сотрудничества ученика с учителем. Обязанности учителя при этом не менее сложны и ответственны, чем ученика. Необходим тщательный анализ содержания учебного материала, на основе которого учитель умеет выделить те же вопросы, которые доступны отдельным учащимся для самостоятельной проработки и важны для развития познавательного интереса. Например, работа с карточками. Кроме того, задания написание реферата по истории создания произведения,  сопоставление различных режиссерских постановок произведения и т.д.; также сюда можно отнести задания, учитывающие различные таланты учащихся: кто умеет рисовать – нарисовать главные эпизоды из произведения и придумать к ним обложку; кто хорошо владеет компьютером – сделать презентацию о биографии писателя или поэта, презентацию-рекламу к изучаемому произведению; усидчивым учащимся – составить кроссворд по изучаемому произведению);

4. Задания различного уровня сложности (усложнение может происходить за счет привлечения пройденного материала, за счет усложнения видов работы, усиления уровня творческой деятельности необходимой при выполнении задания. Например, пересказ фрагмента – анализ фрагмента, ответить на вопросы к произведению по плану – самостоятельно составить вопросы и ответить на них).

Эффективность занятий по литературе во многом зависит от тех требований, которые мы предъявляем ученику. Можно отметить следующие разноуровневые задания по степени углубления в текст и контекст:

 

Уровень «3»

1). Задания репродуктивного характера.

  • подготовить выразительное чтение;
  • выучить поэтическое произведение;
  • выписать определения литературоведческих терминов;
  • пересказать наиболее интересные эпизоды;

2). Эмоции читателя выполняют роль «разведчика», прокладывающего пути к сложным интеллектуальным действиям.

  • определить и обосновать собственное отношение к произведению и его героям;
  • объяснить заголовок и придумать свой (а это уже творческое задание).

 

Уровень «4» - задания этого уровня направлены на развитие умений.

  • выявить проблемы, поставленные в произведениях;
  • сопоставлять образы персонажей и анализировать их поведение;
  • определять авторскую позицию, позицию героев и собственные позиции;
  • связывать изображенную эпоху со временем создания произведения;
  • давать развернутую характеристику литературному персонажу;
  • кратко и точно излагать нужную точку зрения.

 

Уровень «5» - наиболее сложный.

Учащиеся вместе с учителем пытаются найти в тексте художественные средства.

  • понять художественную форму произведения;
  • сопоставить произведения нескольких писателей и их образов (и персонажей этих произведений);
  • сопоставить произведения разных видов искусств;
  • сопоставить разные точки зрения на одно произведение;
  • написать сочинение на заданные темы, творческую работу.

 

Дифференциация по личностно-психологическим типам

(темперамент, характер, тип мышления) 

Темперамент – это устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими особенностями его психической деятельности, то есть темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и состояний. Темперамент составляет основу развития характера.

Учет этих особенностей позволяет создавать благоприятные условия для школьников на уроках литературы. Учитель средней школы может определить названные особенности, опираясь на анкетирование, беседы с учениками, их родителями, школьным психологом.

Известно четыре типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Холерик обладает быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью, сильно подвижной выразительной мимикой, жесты его порывисты, он вспыльчив, суетлив, нетерпелив. Если ярко выраженный холерик сидит за партой, он всегда готов вскочить; если выполняет интересную или важную для него работу, он – весь внимание, все его мысли, эмоции, движения сконцентрированы на ней. Но потом ребенок испытывает упадок сил и, пока не восстановит их, организовать его очень трудно.

В связи с вышесказанным необходимо отметить, что задания на уроках литературы для холериков должны быть интересными и привлекающими  для них, создающими «ситуацию успеха».

Сангвиник говорит громко, быстро, отчетливо, сопровождает речь выразительными жестами и мимикой, он весел, энергичен, деловит. Сидит за партой обычно непринужденно. Необходимо постоянно поддерживать интерес сангвиников. Если им скучно, они начинают играть с ручками, карандашами и т.д. или заниматься посторонними делами.

Поскольку сангвиники уверенны в себе, их речь громкая и сопровождается выразительной мимикой, то целесообразно задавать им выразительное чтение отрывка художественного произведения или целого стихотворения, либо выразительное чтения наизусть.

Речь флегматика спокойна, равномерна, с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции, мимики; флегматик спокоен, рассудителен, молчалив, медлителен. За партой сидит спокойно, непринужденно, не вертится, даже когда прозвенит звонок встает как бы нехотя, не сразу.

Флегматики несколько неуверенно чувствуют себя в новых, необычных ситуациях, поэтому предпочитают, чтобы необходимый речевой материал был заранее подготовлен. Кроме того, им больше нравится работать письменно с книгой.

Меланхолик обладает слабой неритмичной речью, иногда снижающейся до шепота, стеснителен, застенчив, малоактивен, робок, необщителен. Голова часто опущена, подбородок втянут. Внешне ребенок спокоен, его можно принять за флегматика. Однако беседы с родителями, близкими помогут узнать, что он сильно переживает из-за неудач: впадает в уныние, плачет, плохо спит и т.д.

Работая в группе, их самочувствие при выполнении заданий, зависит от того, кто подобран им в партеры.

Кроме того, по типологическим особенностям и самооценки учащихся можно разделить на два типа: экстраверты и интроверты. Экстраверты – обычно холерики и сангвиники; интроверты – флегматики и меланхолики.

Экстраверты, особенно холерики, не любят письменных видов работ, избегают их, часто не доделывают, не пользуются черновиками. В связи с этим, будет правильнее задавать таким детям устные задания: различные инсценировки, устные пересказы, чтение наизусть.

Интроверты же больше любят работать с книгой, выполнять письменную работу. Стремятся не только набросать план устного высказывания, но и полностью его записать. Целесообразными заданиями для интровертов становятся: письменные ответы на вопросы, самостоятельное написание вопросов к тексту произведения, сочинения, рефераты.

При изучении образов литературных героев, при написании сочинений и составлении портретных характеристик каждому типу личности интереснее рассмотреть и понять поступки и характер героев, аналогичных учащемуся по темпераменту и характеру: сангвиникам – веселые и жизнерадостные типы героев (Стива Облонский – герой романа Л.Н.Толстого "Анна Каренина"; Ольга Ларина ("Евгений Онегин"), холерикам – эмоциональные, энергичные, вспыльчивые типы героев (старый князь Болконский – из романа Л.Н.Толстого "Война и мир"; Ноздрев – герой "Мертвых душ" Н.В.Гоголя; Григорий Мелехов – герой романа М.Шолохова "Тихий Дон"), флегматикам -  уравновешенные, спокойные, статичные типы героев (Илья Обломов – герой романа И.А.Гончарова "Обломов"; герой "Мертвых душ" – Собакевич; герой романа Л.Н.Толстого "Война и мир" Пьер Безухов), меланхоликам – необщительные, неэнергичные, слабые типы герое (княжна Марья Болконская – героиня романа Л.Н.Толстого "Война и мир";  Татьяна – героиня романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин" - в литературе). Однако, ввиду компенсации отрицательных проявлений своего характера, необходимо постепенно предлагать учащимся анализировать противоположных им по темпераменту героев.

 

Социализация и индентификация

На уроках литературы важно учитывать процессы социализации и индентификации.

Социализация — это процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Особенно социализация личности важна после окончания школы. В связи с этим, при социализации необходимо использовать так называемую  «Я-концепцию».

Я-концепция - это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение. В школьные годы Я-концепция - основа внутреннего стимулирующего механизма личности. Положительная Я-концепция (Я нравлюсь, Я способен, Я значу) способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности. Отрицательная Я-концепция (Я не нравлюсь, не способен, не нужен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.

Индивидуальный подход включает как одну из важнейших задач – формирование у ребенка положительной Я-концепции. Для этого в первую очередь необходимо:

• видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее;

• создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость.

Таким образом, необходимо задавать такие задания на уроках литературы, как: реферативные выступления по поводу волнующего вопроса, различные исследовательские работы, поиск неразрешимых вопросов в тексте художественного произведения.

При социализации иногда имеет место процесс идентификации.

Индентификация – это процесс эмоционального и иного самоотождествления личности с другим человеком, группой, образцом. Образцом может быть литературный герой. Здесь можно отметить такие задания, как написание сочинений, письменные ответы на вопросы по произведению, которые помогут учащемуся  найти ответы на неразрешимые для него вопросы, помогут преодолеть трудные жизненные ситуации; анализировать поступки литературных героев в сходной ситуации.

Индивидуализация учебных заданий на разных этапах изучения художественного произведения

Изучение художественного произведения в школе складывается из четырех основных этапов: вступительное занятие, чтение, анализ, заключительное занятие.

Индивидуальными заданиями на вступительном занятии могут быть:

- инсценировка басен,

- рассказ о писателе,

- сообщение об истории создания произведения,

- презентация об историко-культурном /историко-литературном  контексте.

При анализе художественных произведений возможны следующие индивидуальные задания:

- письменный ответ на вопрос,

- устное выступление,

- самостоятельное придумывание вопросов к тексту.

При интерпретации произведения:

- написание сочинений, рефератов,

- самостоятельное составление тестов, кроссвордов, викторин по изученному произведению,

- подготовка выставки репродукций по изученной теме,

- сопоставление ярких сцен произведения в различных режиссерских постановках.

Индивидуальные и групповые задания дифференцируют и разнообразят виды деятельности учащихся на всех этапах урока, углубляют знания и закрепляют учебный материал на практике.

Таким образом, благодаря технологии индивидуализированного обучения учитель может эффективно проверить знания своих учеников и сберечь при этом время.

 

Глава 2.

Практическое применение индивидуализации учебных заданий на уроках литературы в средней школе

Рассмотрим несколько произведений, изучаемых в средней школе, и на их примере покажем, как работают индивидуальные учебные задания. Представим конспекты данных уроков.

Мы решили рассмотреть по одному уроку на изучение произведений разных жанров в 6 классе: лиро-эпики, эпоса и лирики. Благодаря этому мы докажем, что индивидуализация учебных заданий возможна при изучении разных жанров литературы. Кроме того, отметим индивидуальные задания с учетом темперамента учащихся, а также задания с дифференциацией на слабых, средний и сильных учащихся по степени углубления в текст

 

6 класс

Конспект урока по теме: «Анализ баллады В.А. Жуковского «Светлана»

(урок 2-й)

Индивидуальные задания перед уроком:

(Цель: работа с текстом поможет углубить восприятие учащихся, осознать идейные и художественные особенности произведения).

Задание для холериков, поскольку людей этого типа темперамента необходимо заинтересовать, привлечь к уроку таким образом, чтобы его ответ создал для него «ситуацию успеха»: 

- Подготовить сообщение (устное выступление) о святочных гаданиях, обычаях, приметах.

Задания для сангвиников:

- Подготовить сообщение о значении слов запона, Зиждитель, налой, паникадило, провиденье, ворота тесовы, фимиам, ярый.

- Подготовить сообщение о значении имени Светлана.

Задания для флегматиков и меланхоликов, т.к. они  преимущественно любят выполнять письменные задания и работать с книгой:

- Выписать из текста баллады слова, связанные с понятиями «белый цвет», «светлый», а также слова с корнем «свет».  Какое значение они приобретают в тексте? 

- Выписать из текста баллады слова, связанные с понятиями «темный цвет», «тьма».  Какое значение они приобретают в тексте?

Цели урока:

-Выявление лейтмотива баллады и особенностей оптимистического ми­ровосприятия героини.

-Формирование логического мышления, исследовательских навыков учащихся.

-Развитие нравственно-эстетических представлений в ходе выявления значения понятий оптимизм, меланхолия.

 

Этапы урока

Ход урока

  1. 1. Обращение к индивидуальному домашнему заданию.

Сообщение учащегося  о значе­нии имени Светлана. 

 

Светлана — русское имя, означает «светлая». Светозарностъ была ос­новным свойством характера Саши Протасовой и восприятии Жуковского.

 

2. Лексическая работа. 

 

•   Составьте ассоциативный ряд со слономсвет.

Спет - счастье, надежда, молодость, беспечность и др.

•   Что всегда противопоставляется свету? Составьте ассоциативный рЯл со словом тьма.

Тьма — горе, несчастье, рок и др.

•   Выяснение значение слов.

Запона, Зиждитель, лоно, налой, паникадило, перси, провиденье, тесовы фимиам, ярый.

 

3. Обращение к индивидуальному домашнему заданию. 

 

- Назовите слова, связанные с понятиями «белый цвет», «светлый», а так­же слова с корнем свет-.

Какое значение они приобретают в тексте?

Ответ группы 1.

Белым цвет — цвет чистоты и непорочности, счастья.

Белый снег «валит клоками», «на солнышке блестит», «вьюга под саня­ми», «метелица кругом».

Белый платок, белая скатерть, «белоснежный голубок», «белое полот­но», которым накрыт мертвец.

Светлана, светлая.

Свеча, огонек: свет свечи, которую зажгла Светлана, начиная гадать; свет в распахнувшихся дверях церкви, «брезжит в поле огонек» из окон избушки, в хижине горит свеча.

Слова с корнем свет-: светлица, свеча, свечки, светлыми, светит, свет­ла, светится и т. д.

 

-Назовите слова, связанные с понятием «темный цвет*, «тьма».

- Какое значение они приобретают в тексте?

Ответ группы 2.

«Темно в зеркале» во время гадания, «темна даль» дороги, «одинокая, впотьмах» стоит Светлана перед избушкой.

Темный цвет, тьма обозначает враждебные человеку мистические силы, несчастье.

Слово учителя 

Вся баллада представляет собой сложное переплетение эмоционально контрастных мелодий, связанных с темой света (счастья) и тьмы (несчастья). Сюжет баллады — это движение от мрака к снегу, от тяжкого ночно­го сновидения к солнечному, ясному утру.

4. Чтение наизусть от слов «Смолкло все опять кругом...» до слов «Ах!., и пробудилась». 

 

-Найдите в тексте образы, противопоставленные друг другу.

-Что обозначает такое противопоставление?

Образ белоснежного голубка с светлыми глазами и мертвеца-призрака противопоставлены в балладе. В народе существовало поверье о светлой силе голубя. Именно в этом образе на русских иконах предстает Дух Святой. Белоснежный голубок поворачивает движение баллады от мрака к свету, к радостному финалу.

5. Беседа. Балладе «Светлана» присущи ярко выраженные нацио­нальные черты. Она словно приоткрывает дверь в мир русских народ­ных преданий и поверий. 

- О каких приметах мы узнаем, читая произведение?

- Прослушивание романса «Раз в крещенский вечерок...» на музыку А.Е. Варламова.

6. Индивидуальное сообщение учащегося о святочных гаданиях, обычаях, приметах.

 

В произведении «Светлана» перечислены самые распространенные га­дания и приметы.

«За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали», чтобы узнать, в какой сто­роне живет суженый. Направление должен был указать носок обуви.

«Снег полоть» — подбрасывать его вверх и наблюдать, как он падает. Если ровно - быть девушке скоро замужем. Если при этом лает собака, то тонкий лай говорит о красивом муже; глухой, сердитый — о неказистом.

Загадывая судьбу, ходили подслушивать под окна чужого дома. Если говор слышался веселый, то и жизнь в замужестве ожидалась нескучной, а муж — ласковым и добрым. А если хозяева приметят, что их подслушивают, и при этом скажут: «Гроб да могила да ободранная кобыла» — быть несчастью.

«Кормили счетным курицу зерном» и считали, сколько зерен склюет. Четное число — желание сбудется. Нечет — увы.

«Ярый воск топили», а по образовавшимся фигуркам судили о своем жребии: если похоже на церковь — к венчанию, если напоминает по очер­таниям яму или пещеру жди смерти. Изображение, похожее на дом, предрекает хозяйство: склонившиеся растения или деревья — грусть, пря­мые — радость; развалины города — к измене.

Подблюдное гадание было одним из самых распространенных. Девуш­ки, сложив свои кольца в блюдо и накрыв его платком, «пели в лад песен­ки подблюдны». После каждой такой песенки блюдо встряхивали, кольца перемешивались и гадальщица наугад вытаскивала одно из них. К его хозяйке относилось содержание только что исполненной песни, предсказы­вающей судьбу. Пожалуй, самым интересным, но и самым страшным было гадание с зеркалом и свечой: девушка смотрела сквозь пламень свечи в зеркало, а в нем должен появиться суженый...

7. Слово учителя

Сюжет баллады построен на народно-поэтической и религиозной основе.  Народные поверья составляют романтическую сущность души русской девушки. В своей героине Жуковский хотел изобразить национально-русский женский тип.

8. Беседа. Какие черты присущи характеру Светланы? 

- Чтение наизусть от слов «Тускло светится луна...» до слов «Ангел-утешитель».

Душевный мир героини полон колебаний: она то соглашается присое­диниться к гадающим, то откалывается. Девушка и боится, и надеется получить желанную весть.

Светлана, ожидающая жениха целый год, «молчалива и грустна», но душа ее ясна, согрета добрым чувством к сегодняшнему дню, верой в день зав­трашний: «Я молюсь и слезы лью! Утоли печаль мою, ангел-утешитель».

Жуковский не случайно погрузил свою героиню в народный деревен­ский быт с его праздниками, гаданиями, обычаями. Он подчеркивает этим народные истоки романтических чувств Светланы. Счастье девушки зави­сит только от нее самой, от ее внутреннего мира, от заложенных в нем нравственных ценностей, от способности девушки сопротивляться жиз­ненным невзгодам и верить в благую волю Провидения.

 

9. Чтение наизусть от слов «Где ж?.. У зеркала одна...* до слов «Радость иль кручину?». 

- Вспомните, что такое лейтмотив. Найдите в прочитанном отрывке строчку, являющуюся лейтмотивом баллады.

 

10. Словарная работа. 

 

Светлому мотиву беспечной юности, радующейся жизни, с любопыт­ством и верой заглядывающей в будущее, противостоит, дополняя и усложняя его, контрастный мотив печального знания жизни, «горькой судьбины», «тайного мрака грядущих дней». Баллада драматична. Ее лейтмотив — тревожный вопрос, обращенный к судьбе: «Что сулишь ду­ше моей, / Радость иль кручину?»

 

11. Чтение наизусть от слов «Что же твой, Светлана, сон...» до конца баллады. 

 

-  Что помогает героине преодолеть дурные предчувствия и стать счастливой? Найдите в прочитанном отрывке строчку, содержащую ответ на вопрос.

Все страхи влюбленной Светланы рассеялись. Вера в провидение озна­чает веру в возможность счастливой жизни. Отступление от веры, живут щей в душе, несет гибель, а преданность ей, несмотря на все испытания и искушения, дарит победу над темными, злыми силами. Светлана не потеряла надежды на счастье, и оно пришло к ней.

12. Итога урока. 

 

Слово учителя 

В годы работы над «Светланой» Жуковский пережил и надежду, и разочарование. Ему казалось, что брак Саши с Воейковым смягчит ее мать, приблизит его собственную женитьбу. У поэта были также все основания тревожиться за судьбу и своей любимицы Саши. Он опасался, что его ученица не будет счастлива в замужестве.

Таким образом, любовь поэта к Маше проявляет себя в балладе глубин­ой, меланхолическим мотивом, противостоящим оптимистическому звучанию темы беспечности юности, кажущейся простоты бытия.

Определите значение слов меланхолия, оптимизм,

 

Индивидуальные задания к следующим урокам:

Уровень «5»

- Написать сочинение-отзыв: «Светлана» Жуковского В.А. - русская баллада;

- Сопоставительный анализ баллад «Ленора» и «Светлана» (поможет учащимся увидеть разницу в образах двух героинь, в их жизненной позиции, а также сравнить авторское отношение к изображенной ситуации в произведениях).

Уровень «4»

Подготовить письменный рассказ по картине К. П. Брюллова «Гадающая Светлана». Учащимся предлагается примерный план рассказа по картине:
1. Какой теме посвящена картина К. П. Брюллова?
2. Что изображено на картине?
3. Описание портрета Светланы: лицо (глаза, волосы, выражение лица), одежда, поза, руки.
4. Детали картины, пространство вокруг Светланы.
5. Цветовая гамма.
6. Черты характера, выделенные художником в героине.
7. Близость образа Светланы образам героинь других литературных произведений.
8. С каким фрагментом баллады можно соотнести эпизод, изображенный на картине?
9. Общее впечатление от картины.
10. Светлана как национальный тип русской девушки. 

Уровень «3»

- определить и обосновать собственное отношение к произведению и его героям.

 

6 класс

Конспект урока по теме: «Настя и Митраша»

в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

Индивидуальное задания перед уроком:

- проинсценировать эпизод спора Насти и Митраши от слов «В это время, отдохнув на камне и согревшись в лучах солнца…» до слов «Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали»(данное индивидуальное задание можно предложить девочке-сангвинику (роль Насти), поскольку обычно речь их громкая, выразительная, сопровожденная мимикой и жестами, и мальчику-холерику (роль Митраши), т.к. именно этому типу темперамента удастся лучше всего изобразить упрямство Митраши. Роль автора можно дать флегматику, т.к. его речь спокойна, равномерна, без эмоций).

Цели урока:

  1. Выявление свойств характеров героев; определение авторской позиции, роли сказочных мотивов в произведении.
  2. Формирование навыка составления художественного пересказа, выразительного чтения по ролям, анализа эпического произведения в единстве формы и содержания; умения соотносить текст и иллюстративный материал.
  3. Развитие нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе лексической работы.

Этапы урока

Ход урока

  1. 1. Обращение к домашне­му заданию. 

Какие эпизоды повести показались нам наиболее захватывающими? 

 

- В какой момент сказочные мотивы начинают звучать более отчетливо В рассказе о Насте и Митраше?

- Чтение по ролям от слов «Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах...» до слов «И терпеливо повторил ей уже на ходу все, что слышал от отца о не известной никому палестинке, где ра­стет сладкая клюква».

Сказочный мотив звучит в рассказе Митраши о «чудесной палестин­ке», которую никогда никто не видел. Это место необыкновенно богато сладкой ягодой клюквой, но найти его трудно. На пути к палестинке погиб­ло много людей.

- Обращение к иллюстрациям эпизода «Ель и сосна». Конкурс рисунков. Учащиеся комментируют изображенное, объясняют значение подписей под рисунками.

- На какую деталь обращает наше внимание автор в .эпизоде «Ель и сосна»? «Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими су­чьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга*.

- Почему стон и вой несчастных деревьев не лают покоя обитателям ле­са (лисичке, одичавшей собаке на болоте)?

Стонать и выть могут лишь живые существа, когда им больно и страш­но. Эту боль чувствуют даже на расстоянии все обитатели леса и по-разно­му на нее откликаются: лисичка лишь поднимает мордочку, а собака воет от тоски. Она тоже испытывает душевную боль от разлуки со своим любимым хозяином. Стоны сосны и ели вызывают у нее чувство сострадания.

- Почему рассказ о приключениях Насти и Митраши па болоте начина­ется с описания жизни несчастных деревьев?

Деревья эгоистично и жестоко борются за жизнь. Эгоизм делает и жизнь невыносимой. Деревья будто предупреждают путешественников о том, что нельзя следовать такому примеру. Природа в сказках всегда помогает человеку.

Лексическая работа 

Эгоизм — себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, общественным интересам, пренебрежение ими.

2. Групповая работа с текстом. 

 

- Прочитать отрывок от слов «Сюда, к Лежачему камню, пришли дети в го самое время...» до слов «Ветер рванул еще раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала».

1 группа. Выписать из текста слова, передающие красоту окружающей природы. Какова природа в сказке-были?

группа. Назвать сказочные образы в указанном отрывке, объяснить их значение. Найти в тексте ответ на вопрос: «Как природа пытается

предотвратить несчастье?»

Природа у Пришвина — великий храм, в который нужно входить с чистым сердцем и открытой душой. Это сказочный мир, живущий по своим таинственным законам. Каждое существо в этом мире одухотворено. И название у этого места сказочное -  «Звонкая борина».

Дети, как сказочные герои, оказываются перед Лежачим камнем. В сказках такой камень лежит на перепутье двух дорог. У Лежачего камня Настя и Митраша должны были выбрать свой путь. Природа, предугадывая намерения героев, пытается предотвратить беду: «Но случилось на не­бе в это время одно облако. Оно явилось, как холодная синяя стрелка, и пересекло собой пополам восходящее солнце. В то же время вдруг ветер рванул, елка нажала на сосну, и сосна простонала. Ветер рванул еще раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала».

Однако дети не внимают предупреждениям.

3.  Индивидуальное задание: инсценировка спора Насти и Митраши от слов «В это время, отдохнув на камне и согревшись в лучах солнца...» до слов «...на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали». 

 

-  На чьей стороне симпатии автора?

Автору нравится намерение Митраши не выбирать проторенные до­рожки, а идти своим путем.

- Какие свойства характера М.М. Пришвина присущи Митраше?

Сам Пришвин был агрономом, биохимиком, естествоиспытателем. Он хорошо понимал, что путь исследователя не может быть легким. Чтобы пройти его, необходимо учитывать и опыт, накопленный людьми. Митраша, вспомнив указания отца, пошел по тонкой тропинке. Но ему не хватило жизненного опыта, чтобы прийти к цели.

4.  Обращение к иллюстрации Е.М. Рачева «Митраша в болоте». 

 

- Выразительное чтение эпизода, к которому дана иллюстрация, от слов «Митраша по елани шел вначале лучше, чем даже раньше по болоту»- до слов «По его загорелому лицу, по щекам блестящими ручейками поте­кли слезы».

- В каких словах сочувствие автора к своему герою звучит наиболее от­четливо?

«И очень умные на всякое поганое дело сороки смекнули о полном бессилии погруженною в болото маленького человечка. Они соскочили с верхних пальчиков елок на землю и с разных сторон начали прыжками свое сорочье наступление.

Маленький человечек с двойным козырьком кричать перестал. По загорелому лицу, по щекам блестящими ручейками потекли слезы».

5. Итоги урока. 

 

- Какова роль сказочных мотивов к повествовании о путешествии на б лото Насти и Митраши? Па чьей стороне симпатии автора?

-Как и в русских народных сказках, природа в сказке-были М.М. Приш­вина является полноправным героем. Она откликается на происходящее, пытается предупредить об опасности.

Горячий защитник природы, М.М. Пришвин подчеркивает в таких эпи­зодах нерасторжимое ее единство с человеком, существующее в действи­тельности. Он приветствует порыв человека к познанию окружающего мира на основе опыта, накопленного многими поколениями, осуждает эгоистические проявления.

 

 

 

 

 

Индивидуальные задания на следующий урок:

 

1.Карточки для письменных ответов с дифференциаций на слабых, средних и сильных учащихся.

Уровень «3»

1.Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе?

2.Расскажите о поведении Насти, когда она оказалась одна?

3.Объясни смысл названия сказки – были.

4.Чем были удивлены жители деревни, когда дети вернулись домой?

Уровень «4»

1. Почему Митраша попал в беду?
2. Почему Настя забыла о брате?
3. Как вы думаете, почему Травка пришла на помощь человеку?
4. Найдите одно, два описания природы в «Кладовой солнца». Какую роль они играют в раскрытии переживаний героев?

Уровень «5»

1. Какой смысл вкладывает автор в слова «кладовая солнца»?
2. Как автор относится к Митраше и Насте?
3. Докажите, что в произведении ребята «проходят проверку на мужество, выносливость»?
4. Приведите примеры олицетворения в повести.

 

2. Подготовить выразительное чтение эпизодов (для сангвиников): 

«Посмотреть на него с одной стороны…» до «Лось, обдирая осинку, с высоты своей спокойно глядит на ползающую девочку, как на всякую ползающую тварь» (благодаря этому эпизоду учащийся делает вывод, что человек перестал быть похожем на себя, у него все повадки обычных зверей, на которых он смотрит равнодушно).

- «Эх вы! – бывало, говорил нам Антипыч, когда мы провалимся в болото» до слов «Не знавши броду, не лезьте в воду» (Антипыч много повидал на своем веку, говорит пословицами и поговорками, загадками, в которых сосредоточена вековая народная мудрость). 

3. Задание к последнему уроку: Мальчикам – нарисовать портрет Митраши, девочкам – портрет Насти (гентерный подход)

 

6 класс

Конспект урока по теме: «Листок» М.Ю. Лермонтова

Индивидуальные задания перед уроком:

- Подготовить яркий и красочный плакат-комментатор слов чинара, самодовольный, самодостаточный, родимый, суровый (это индивидуальное задание хорошо выполнят флегматики и меланхолики, поскольку данным типам темперамента больше нравится работать письменно. Интерес к работе будет поддерживаться за счет условия красочности оформления, поскольку учащийся обязательно захочет показать, что он умеет это делать, тем более что плакат увидят и оценят его одноклассники).

Следующие два задания одного типа можно разделить между учащимися сангвиниками и холериками, поскольку при представлении работы на уроке им необходима  выразительная и громкая  речь.

- Подготовить сообщения о переводе В.А. Жуковского стихотворения «Листок» и о стихотворении «Кленовый листок» В.А. Луговского.

- Выучить наизусть стихотворение «Листок» В.А. Жуковского и «Кленовый лист» В.А. Луговского (данное индивидуальное задание можно предложить

Цели урока:

1. Выявление автобиографических мотивов в стихотворении, значения темы бесцельного существования как выражения разрыва исторических связей, отрыва от корней и преждевременной душевной старости лермонтовского поколения, трагического одиночества человека в мире и одновременно исторической «бездомности» поколения в творчестве М.Ю. Лермонтова.

2. Формирование навыка многоуровневого анализа поэтического текста выразительного чтения, образного мышления.

3. Развитие нравственно-эстетических представлении учащихся в ходе выявления значения слов самодостаточность, самодовольство.

 

Этапы урока

Ход урока

1. Выразительное чтение учащимися стихотворения «Листок».

 

2. Выявление первоначального восприятия.

 

- Назовите ключевые образы стихотворения.

- С какими явлениями связаны в вашем сознании эти образы?

3Анализ стихотворения.

 

 

 

 

 

 

 

4. Индивидуальное сообщение учащегося.

- Назовите образы стихотворения, противопоставленные друг другу. Центральный образ стихотворения — гонимый жестокой бурей листок, одинокий скиталец. Ему противопоставлен образ самодовольной чинары, чье существование самодостаточно.

------------------------------------------------

 

Исследовательская работа в группах.

Выпишите слова и словосочетания, содержащие характеристику листка (1 вариант) и чинары (2 вариант). Оформите исследование в виде таблицы.

 

Листок

 

Чинара

 

Листок — странник. Оторвался от вет­ки, в степь укатился, жестокою бурей гонимый; засох и увял... от холода, зноя и горя; молит с тоскою глубокой; бед­ный листочек дубовый, до срока созрел; вырос в отчизне суровой; один и без це­ли по свету ношуся давно; засох без те­ни, увял без сна и покоя; немало знаю рассказов мудреных и чудных

 

Молодая; с ней шепчется ветер, зе­леные ветви лаская; на ветвях зеле­ных качаются райские птицы; поют они песню про славу морской царь-девицы; листья изумрудные; солнцем любима; цвету для него и блистаю; по небу ветви раскинула на просторе; корни умывает холод­ное море.

 

 

- Составьте вопросы для диалога, связанные с образами листка (1 вари­ант)  и чинары (2 вариант).

1 вариант 

Примерные вопросы, связанные с образом листка.

Почему листок «созрел до срока»?

Какое горе пережил листок?

Почему свою отчизну листок называет «суровой»?

По своей ли воле странствует листок?

Почему он просит убежища у чинары?

2 вариант 

- Примерные вопросы, связанные с образом чинары.

Почему чинара живет в гармонии с миром, ее окружающим?

Почему ее оставляет равнодушной пение райских птиц?

Почему она отказывает в приюте листку?

 

-Каковы миры чинары и листка?

Два мира противопоставлены: мир листка и чинары. Листок пережива­ет враждебность окружающего мира: он засох от зноя, увял от холода. Но те же самые стихии живут в согласии с чинарой.

- Какое слово, характеризующее образ листка, звучит дважды? «И странник прижался у корня чинары высокой».

«Иди себе дальше, о странник! тебя я не знаю!»

- «Листок оторвался от ветки родимой». Какое значение имеет слово родимый в контексте стихотворения? Составьте словосочетание с этим словом.

- Почему он оторвался от ветки? Найдите в тексте строчки, которые по­могут ответить на вопрос. Объясните значение слова суровый. «До срока созрел я и вырос в отчизне суровой».

Слово учителя 

В движении на юг листка выявляется автобиографический момент изгнанничества. Стихотворение проникнуто темой бесцельного суще­ствования, отрыва от корней и преждевременного взросления лермонтов­ского поколения. Листок, выросший в «суровой отчизне» и гонимый «жестокою бурей», - символ трагического одиночества человека в мире и одновременно исторической «бездомности» поколения.

- Почему чинара не принимает листок в свой мир?

Ее мир отгорожен от реальной жизни, она не желает знать ничего, что выходит за границы собственного мира, и может нарушить стабильность самодостаточного существования.

- Прочитайте выразительно слова чинары, обращенные к листку. Как вы

Думаете, продолжится ли странничество листка?

Чинара отказывается приютить странника. Финал стихотворении тается открытым: дальше лететь листку некуда, дальше   море. Оно дает жизнь чинаре, но обреченному на скитание листку оно сулит гибель.

Образ одинокого листка широко известен по переводам элегии французского поэта А. Арно(1815): В.А.Жуковского, И.И. Козлова. Д.В. Давыдова и др.

5. Индивидуальное задание: выразительное чтение наизусть стихотворения В.А. Жуковского «Листок» и сообщение о нем.

 

6. Индивидуальное задание: сообщение учащегося о В.А. Луговском и выразительное чтение наизусть стихотворения В.А. Луговского «Кленовый листок».

-  Обращение к иллюстрациям художников. ГС. Берендгофа, A.M. Васне­цова, Я. Когана, В.М. Конашевича, Д.И. Митрохина. М.И. Пикова.

7. Итоги урока.

 

- Что объединяет стихотворения М.Ю. Лермонтова. В.А. Жуковского, В.А. Луговского?

Эти стихотворения — размышления о судьбе человека одинокого, неуспокоенного, вечно ищущего чего-то, не имеющего надежды на счастье, страдающего.

8. Домашнее задание.

 

Выучить стихотворение «Листок» наизусть.

Написать от имени листка рассказ о его путешествии к Черному морю из «отчизны су­ровой». Создать иллюстрации к работам или подобрать иллюстрации рус­ских  художников, совпадающие по теме и настроению.

 

Таким образом, мы показали на практике как возможно применять индивидуальные задания на уроках литературы. Индивидуальные задания способствуют развитию познавательного интереса, развитию способностей; создают для учащихся с низкими способностями ситуацию комфортности, придают уверенность в своих силах; для учащихся со средними способностями дают возможность видеть образец лучших ответов и пытаться создавать свои; увеличивают объем изучаемого материала, высвобождают время для закрепления ранее изученного.

Применение данной формы организации учебного процесса на уроках литературы вызывает положительные эмоции, благотворно влияет на учебную мотивацию и отношение к учебной работе;

содействует формированию и сохранению неповторимой индивидуальной личности каждого обучающегося, ведь для достижения цели у каждого есть возможность выбора.

 

 

Литература

  1. Бутузов И.Г. Дифференцированное обучение - важное дидактическое   средство  эффективного  обучения  школьников. М.: Педагогика, 1968. – 140 с.
  2. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М.,-1956 г. – 240 с.
  3. Данилочкина Г.А. Индивидуализация обучения как средство развития познавательной самостоятельности учащихся// М.: 1973. - 23с.
  4. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. – Казань, 1982. – 207с.
  5. Лийметс Х.И. Групповая работа на уроке// М.: Наука, 1975. – С. 78-104.
  6. Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / (авт.-сост. В.П. Полухина и др.); под ред. В.Я. Коровиной. – 13-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2006. – 320с.
  7. Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / (авт.-сост. В.П. Полухина и др.); под ред. В.Я. Коровиной. – 13-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2006. – 319с.
  8. Рабунскип B.C. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников: на основе анализа их самостоятельной учебной деятельности. - М., 1975.
  9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  10. Соловьева Ф.Е. Уроки литературы. К учебнику  «Литературы. 6 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин): методическое пособие / Ф.Е. Соловьева; под ред. Г.С. Меркина. – 2-е изд. – М.: ООО ТИД «Русское слово – РС», 2011. – 320с.
  11. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика. 1990. – 192с.
  12. Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. – 256 с.

Copyright © 2024 Cайт учителя русского языка и литературы Огибалиной Виктории Михайловны.

Яндекс.Метрика