foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

Анализ учебника

"Методика преподавания русского языка в школе"

(учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; под. ред. М.Т. Баранова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 368с.)

 

Учебник «Методика преподавания русского языка в школе» под редакцией М.Т. Баранова является одной из лучших книг в этой области. Наряду с ней можно назвать такие учебные пособия, как «Теория и методика обучения русскому языку» Т.М. Воителевой, «Теория и практика обучения русскому языку» под редакцией Р.Б. Сабаткоева. Из учебника под редакцией М.Т. Баранова можно почерпнуть много важной и полезной информации. Лично для меня данный учебник является незаменимым пособием по методике преподавания русского языка при написании дипломной работы и для подготовки к занятиям по данной дисциплине. Я постоянно обращаюсь к этому учебнику и быстро нахожу в нем нужные сведения.

Проанализируем этот учебник и отметим его полезный потенциал.

Цель данного учебника – обеспечить всестороннюю подготовку студента-филолога к профессиональной деятельности педагога.

Важно, что в книге излагается в систематизированном виде теория методики преподавания русского языка с учетом новейших ее достижений. Здесь изложены общие вопросы методики преподавания русского языка, которые охватывают практически весь учебный процесс. Сюда относятся такие вопросы, как «Методика преподавания русского языка как наука», «Русский язык как учебный предмет. Цели обучения русскому языку в современной школе», «Содержание обучения и структура школьного курса русского языка», «Средства обучения…» и «Организация учебного процесса по русскому языку в школе».

Кроме того, в данном учебнике рассматривается методика изучения разделов науки о языке (фонетики, лексики, грамматики, орфографии, пунктуации). Материал дается обобщенно, чтобы показать их взаимосвязь.

Значимо также и то, что в учебнике уделяется внимание методике развития речи учащихся, включающей в себя «Обучение различным видам речевой деятельности», «Овладение нормами литературного языка» и «Обогащение речи школьника».

В конце учебника помещена глава, содержание которой составляет описание видов  контроля за усвоением знаний, формированием языковых и речевых  умений учащихся и их оценка. Это, несомненно, важная глава учебника, поскольку будущий учитель должен уметь вести регулярный и целенаправленный контроль за знаниями и умениями учащихся.

Хотелось бы отметить, что во всех разделах в той или иной мере отражаются основные этапы разработки соответствующей проблемы, приводятся примеры.

Особенностью учебника также является «Приложение», которое включает в себя «Краткий библиографический словарь методистов русского языка». В него вошли имена методистов и частично лингвистов, которые  оставили в своей науке заметный след. В словарь также вошли доктора педагогический наук по методике преподавания русского языка и авторы действующих школьных учебников. Важно, что отмечены их основные труды.

Как минусы данного учебника, на мой взгляд, можно отметить:

- небольшое количество примеров,

- отсутствие практических заданий для студентов-филологов,

- отсутствие таких разделов науки о языке, как методика синтаксиса и морфологии.

- не уделяется внимание углубленному изучению русского языка.

Таким образом, учебник под редакцией М.Т. Баранова помогает будущему учителю углубить понимание тех теоретических положений, на которых базируется методика преподавания русского языка, систематизировать знания об основных вопросах методики, обобщить имеющийся опыт преподавания русского языка.

 

Copyright © 2024 Cайт учителя русского языка и литературы Огибалиной Виктории Михайловны.

Яндекс.Метрика