Реферирование учебного пособия: Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. - М.: Совершенство, 1998. - 608 с.
Книга Б.С. Гершунского «Философия образования для XXI века» – это попытка заглянуть в будущее образования, разобраться в сложнейших вопросах философского, методологического и прикладного характера, связанных с многоплановой образовательной деятельностью.
Книга состоит из введения, трех значимых глав: «Образование как объект системного обоснования. Статус философии образования», «Ценностно-целевые приоритеты образования (прогностический аспект)», «Прикладные аспекты философии образования», – и заключения.
Цель данной книги – разбудить мысль читателя, породить дискуссии и споры по поводу будущего образования в третьего тысячелетии.
Рассмотрим подробнее данное пособие.
В «Философии образования для XXI века» гипотетически рассматриваются глобальные проблемы третьего тысячелетия.
Во введении автор отмечает, что глобальные проблемы 21 века – это вызов сфере образования. Возникают вопросы, на которые автор и пытается найти ответы в своей книге: «В чем суть этого глобального вызова? Сможет ли сфера образования осознать свою меру ответственности в поисках решения назревающих глобальных проблем? Как, каким путем должно развиваться образование в будущем, в чем должны состоять его стратегические приоритеты и ценности, его важнейшие функции?»
Здесь же обозначены и три «важнейшие составляющие вызова грядущего XXI века»:
- проблема гармоничного единения Знания и Веры, их мировоззренческого синтеза, возвращения Человеку понимания Смысла его жизни, Веры в свое уникальное предназначение и Знание путей наиболее полной жизненной самореализации.
- объективная необходимость единения, конвергенции, духовной интеграции человеческих сообществ, преодоления их разобщенности, ментальной, мировоззренческой несовместимости, постоянной угрозы конфронтации.
- необходимость осознания глубинных, ментальных оснований движущих сил развития цивилизации и в активном воздействии на эти ментальные основания, на характеристики индивидуального и коллективного менталитета в направлении нравственного, духовного прогресса человечества, жизнесохранения.
По-мнению автора, именно эти глобальные проблемы «предопределяют важнейшие, поистине судьбоносные направления усилий цивилизации, каждой страны, каждого народа в предотвращении нависшей над Миром угрозы необратимой духовной деградации и физического взаимоуничтожения».
В течение всей книги подробно раскрывается сущность философии образования.
В первой главе обосновываются ценностно-целевые компоненты, представлен анализ и синтез системных качеств образования, которые должны опираться на должным образом организованные философско-образовательные знания. Здесь же показан процессуальный характер философии образования. Автор отмечает, что лишь на основе междисциплинарного философско-образовательного знания возможно наметить подход к разработке системы критериев, контроля и оценки результатов образования на всех уровнях – от оценки параметров грамотности до оценки ментальных качеств личности и общества. В этой же главе автор утверждает, что стратегия развития образования на длительную перспективу может быть разработана только на системной, междисциплинарной основе, поскольку образование во всех его аспектах - это объект научного обоснования многих наук, которые должны находиться в постоянном интегративном взаимодействии. Кроме того, в конце первой главы автор говорит о трех основных подходах к определению статуса философии образования.
Вторая глава посвящена теоретическому обоснованию сущности категории «менталитет» - иерархически высшему ценностному и целевому компоненту в структуре образовательно-педагогического целеполагания. В этой главе приведена прогностическая гипотеза о том, что образование должно обеспечить мировоззренческий синтез Знания и Веры как необходимое условие их взаимодополнения и взаимообогащения в едином процессе миропонимания и способствовать тем самым ликвидации методологических и мировоззренческих тупиков в понимании функций и возможностей науки, религии и самой сферы образования.
В третьей главе отмечены возможности практического использования философско-образовательного знания при прогнозировании целей, содержания и методов обучения, воспитания и развития учащихся, стандартизации, информатизации и компьютеризации в области образования, а также взаимоотношений наук об образовании и педагогической практики.
Заключение – это своеобразный итог книги. Именно здесь намечаются возможные направления дальнейшего развития философии образования и ее практико-ориентированным возможностям.
Особенностью данной книги является то, что в конце каждой главы помещены «Вопросы для обдумывания и обсуждений», что в свою очередь оправдывает цель пособия – разбудить мысль читателя, попытаться самостоятельно найти ответы на поставленные вопросы.
Таким образом, «Философия образования для XXI века» Б.С. Гершунского является незаменимым пособием, благодаря которому и учитель, и студент-филолог может не только углубить свои профессиональные знания, но и гипотетически взглянуть на глобальные проблемы развития образования в третьем тысячелетии.