foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

Интерактивные задания

Призер конкурса

Реферирование учебного пособия: Гершунский Б.С. Философия образования для XXI   века. - М.: Совершенство, 1998. - 608 с.


Книга Б.С. Гершунского «Философия образования для XXI века» – это попытка заглянуть в будущее образования, разобраться в сложнейших вопросах философского, методологического и прикладного характера, связанных с многоплановой образовательной деятельностью.

Книга состоит из введения, трех значимых глав: «Образование как объект системного обоснования. Статус философии образования», «Ценностно-целевые приоритеты образования (прогностический аспект)»,  «Прикладные аспекты философии образования», – и заключения.

Цель данной книги – разбудить мысль читателя, породить дискуссии и споры по поводу будущего образования в третьего тысячелетии.

Рассмотрим подробнее данное пособие.

В «Философии образования для XXI века» гипотетически рассматриваются глобальные проблемы третьего тысячелетия.

Во введении автор отмечает, что глобальные проблемы 21 века – это вызов сфере образования. Возникают вопросы, на которые автор и пытается найти ответы в своей книге: «В чем суть этого глобального вызова? Сможет ли сфера образования осознать свою меру ответственности в поисках решения назревающих глобальных проблем? Как, каким путем должно развиваться образование в будущем, в чем должны состоять его стратегические приоритеты и ценности, его важнейшие функции?»

Здесь же обозначены и три «важнейшие составляющие вызова грядущего XXI века»:

  1. проблема гармоничного единения Знания и Веры, их мировоззренческого синтеза, возвращения Человеку понимания Смысла его жизни, Веры в свое уникальное предназначение и Знание путей наиболее полной жизненной самореализации.
  2. объективная необходимость единения, конвергенции, духовной интеграции человеческих сообществ, преодоления их разобщенности, ментальной, мировоззренческой несовместимости, постоянной угрозы конфронтации.
  3. необходимость осознания глубинных, ментальных оснований движущих сил развития цивилизации и в активном воздействии на эти ментальные основания, на характеристики индивидуального и коллективного менталитета в направлении нравственного, духовного прогресса человечества, жизнесохранения.

По-мнению автора, именно эти глобальные проблемы «предопределяют важнейшие, поистине судьбоносные направления усилий цивилизации, каждой страны, каждого народа в предотвращении нависшей над Миром угрозы необратимой духовной деградации и физического взаимоуничтожения».

В течение всей книги подробно раскрывается сущность философии образования.

В первой главе обосновываются ценностно-целевые компоненты, представлен анализ и синтез системных качеств образования, которые должны опираться на должным образом организованные философско-образовательные знания. Здесь же показан процессуальный характер философии образования. Автор отмечает, что лишь на основе междисциплинарного философско-образовательного знания возможно наметить подход к разработке системы критериев, контроля и оценки результатов образования на всех уровнях  – от оценки параметров грамотности до оценки ментальных качеств личности и общества. В этой же главе автор утверждает, что стратегия развития образования на длительную перспективу может быть разработана только на системной, междисциплинарной основе, поскольку образование во всех его аспектах - это объект научного обоснования многих наук, которые должны находиться в постоянном интегративном взаимодействии. Кроме того, в конце первой главы автор говорит о трех основных подходах к определению статуса философии образования.

Вторая глава  посвящена теоретическому обоснованию сущности категории «менталитет» - иерархически высшему ценностному и целевому компоненту в структуре образовательно-педагогического целеполагания. В этой главе приведена прогностическая гипотеза о том, что  образование должно обеспечить мировоззренческий синтез Знания и Веры как необходимое условие их взаимодополнения и взаимообогащения в едином процессе миропонимания и способствовать тем самым ликвидации методологических и мировоззренческих тупиков в понимании функций и возможностей науки, религии и самой сферы образования.

В третьей главе отмечены возможности практического использования философско-образовательного знания при прогнозировании целей, содержания и методов обучения, воспитания и развития учащихся, стандартизации, информатизации и компьютеризации в области образования, а также  взаимоотношений наук об образовании и педагогической практики.

Заключение – это своеобразный итог книги. Именно здесь намечаются возможные направления дальнейшего развития философии образования и ее практико-ориентированным возможностям.

Особенностью данной книги является то, что в конце каждой главы помещены  «Вопросы для обдумывания и обсуждений», что в свою очередь оправдывает цель пособия – разбудить мысль читателя, попытаться самостоятельно  найти ответы на поставленные вопросы.

Таким образом, «Философия образования для XXI века» Б.С. Гершунского является незаменимым пособием, благодаря которому и учитель, и студент-филолог может  не только углубить свои профессиональные знания,  но и гипотетически взглянуть на глобальные проблемы развития образования в  третьем тысячелетии.

Copyright © 2017 Cайт учителя русского языка и литературы Огибалиной Виктории Михайловны.

Яндекс.Метрика