Диагностическая работа для выявления уровня литературного развития учащихся.
Класс 6 Полугодие I
Таблица:
№ |
Сферы литературного развития |
Вопрос или задание для диагностики |
Аргументация целесообразности вопросов и заданий |
1 |
Начитанность, читательские интересы и литературный кругозор |
Назовите автора и жанры следующих произведений: «Волк и ягнёнок», «Ворона и лисица»…, «Свинья под дубом», «Волк на псарне». Назовите других писателей, которые создавали свои произведения в том жанре? Укажите ваше любимое произведение в этом жанре. |
С помощью первого вопроса на уроке литературы мы определяем начитанность шестиклассника. Отвечая на него, ученик покажет, способен ли он назвать имя, фамилию и отчество писателя, может ли соотнести имя и фамилию писателя с названиями произведений, умеет ли определять его жанровую принадлежность. Второй вопрос направлен на раскрытие уровня литературного кругозора: читал ли учащийся произведения других баснописцев, помнит ли басни Эзопа и Лафонтена. Третье задание покажет читательские интересы: нравятся ли учащемуся басни вообще, есть ли любимое произведение в этом жанре? |
2 |
Уровень читательского восприятия |
Кому в рассказе И.С. Тургенева «Муму» вы сочувствовали? Какие беды испытал в своей жизни Герасим? |
С помощью первого вопроса мы можем узнать, какие чувства возникли у школьника при прочтении, определить распределение его эмоционального внимания. Второй вопрос направлен на обнаружение полноты читательского впечатления шестиклассника. Анализируя все беды, ученик должен прийти к выводу о том, что именно цепь оскорблений горько отзывалась в душе Герасима и привела к его протесту и одиночеству. |
3 |
Способность к актуализации социально-нравственной проблематики произведения |
В чем нравственный смысл сказки К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»? |
Благодаря этому вопросу мы увидим, смог ли учащийся постичь глубокий нравственный смыл о бесчеловечном поступке главного героя, может ли объяснить неправильность этого поступка. |
4 |
Навыки анализа произведения, связанные с его пониманием и интерпретацией |
Определите настроение стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино». В чём, по-вашему, заключается основная мысль стихотворения? |
Благодаря этим вопросам мы узнаем, понял ли учащийся то, что в стихотворении идет речь об историческом событии, как именно ученик воспринял это произведение, понял ли общее торжественное настроение, патриотический пафос и чувства, которые испытывает рассказчик к своей Родине. |
5 |
Объём теоретико-литературных знаний и умение применять их в анализе текста |
Назовите виды сказок. Приведите примеры. |
Учащийся покажет знания в области теории литературы и умения определять особенности каждого виды сказки. Кроме того, этим вопросом мы сможет определить и уровень начитанности, если ученик сможет привести пример на каждый вид сказки. |
6 |
Уровень развития речи и литературно-творческие способности |
Объясните ваши мысли и чувства, возникшие при чтении баллады В.А. Жуковского «Кубок». |
Благодаря полному и развернутому ответу учащегося мы узнаем уровень развития речи и способность составлять небольшие творческие сочинения. Также выясним, умеет ли ученик аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев и их поступки, свои мысли и чувства.
|