foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

Интерактивные задания

Призер конкурса

Особенности русской иконы


Происхождение иконы

Русское слово «икона» происходит (от греческого «ейкон» (eiicwv), что значит «образ» или «портрет». И хотя на иконах изображаются люди, это не портреты в привычном смысле слова, потому что человек представлен в особом, преображенном виде. Да и не вся­кий человек достоин быть изображенным на иконе, а только тот, кого мы называем святым, - Иисус Христос, Богородица, апостолы, пророки, мученики. На ико­нах изображаются также ангелы - бес­плотные духи, которые и вовсе отлича­ются от людей. Мир в иконе тоже являет­ся преображенным - это не окружающая нас действительность, а мир духовный, «Царство Небесное». Задача иконописца весьма трудна, ведь он должен написать то, чего нет или почти нет в нашем при­вычном опыте. Апостол Павел писал: «Не видел того глаз, не слышало ухо и не при­ходило на сердце человеку, что пригото­вил Бог для любящих Его».

Иконописное изображение на первый взгляд необычно: оно не реалистично, вернее, не натуралистично, а сверхприродно. Язык иконы условен и глубоко символичен, потому что в иконном обра­зе открывается нам иная реальность. Соз­дание первых икон предание относит ко временам апостолов и называет первым иконописцем апостола и евангелиста Лу­ку. Правда, историки отрицают, что в то время вообще кто-либо писал иконы. Но Лука создал одно из четырех Евангелий, а в древности Евангелия называли «словесной иконой», икону - «живописным Евангелием», так что в каком-то смыс­ле Луку можно назвать одним из первых иконописцев.

Однако первые три века своей исто­рии христиане не писали икон и храмов не строили, поскольку жили в Римской империи в окружении язычников, враж­дебно относившихся к их вере, и же­стоко преследовались. В таких условиях христиане не могли проводить богослу­жения открыто, они собирались тайно, в катакомбах. За стенами Рима простирал­ся целый город мертвых - Некрополь, состоящий из многокилометровых под­земных галерей-катакомб. Здесь-то и со­бирались римские христиане на молит­венные собрания - литургии. В катаком­бах сохранилось немало изображений II-IV вв., свидетельствующих о жизни первых христиан - рисунки-граффити, живописные композиции, образы моля­щихся людей (орант), небольшие скульптурки, рельефы на саркофагах. Именно здесь истоки иконы - в этих символиче­ских изображениях вера христиан обре­тала зримый образ.

На плитах захоронений и на сарко­фагах рядом с именами умерших встречаются очень простые рисунки: рыб­ка - символ Христа, кораблик - символ Церкви, якорь - знак надежды, птицы с веточкой в клюве - души, обретшие спасение, и др. На стенах можно видеть и композиции более сложные - сцены из Ветхого Завета: «Ноев Ковчег», «Сон Иа­кова», «Жертвоприношение Авраама», а также из Нового Завета - «Исцеление расслабленного», «Беседа Христа с самарянкой», «Крещение», «Евхаристия» и др. Часто встречается образ «Доброго пастыря» — юноши с овечкой на плечах, символизирующего Христа Спасителя. И хотя первые христиане вынуждены бы­ли скрываться в катакомбах, их искусство свидетельствует о радостном восприя­тии жизни, и даже смерть они встречали светло, не как трагичный уход в никуда, а как возвращение к Богу, в Отчий дом и встречу с Христом, их Учителем. В роспи­си катакомб нет ничего мрачного, манера письма свободная, лег­кая, сцены перемежаются орнаментами с изображениями цветов и птиц, симво­лизирующими рай и блаженство вечной жизни.

В 313 г. римский император Констан­тин Великий издал Миланский эдикт о ве­ротерпимости, отныне христиане могли исповедовать свою веру открыто. По всей империи стали возводить храмы, их укра­шали мозаиками, фресками, иконами. И все, что было наработано в катакомбах, пригодилось в украшении этих храмов.

Древнейшие из дошедших до нас икон были найдены в монасты­ре Святой Екатерины на Синае, их датируют V-VII вв. Написаны они в тех­нике энкаустики (восковыми красками), энергично, пастозно, натуралистично, как было принято в античности. Стили­стически они близки фрескам Геркуланума и Помпеи и позднеримской портрет­ной живописи. Некоторые исследователи прямо выводят икону из так называемого фаюмского портрета (первые такие портреты были найдены в оазисе Фаюм, близ Каира) - небольшие дощечки с изо­бражением умершего человека, их клали на саркофаги при погребении. На этих портретах мы видим выразительные ли­ца с широко раскрытыми глазами, глядя­щими на нас из вечности. Сходство с ико­ной значительно, но велико и различие, оно касается не столько изобразительных средств, сколько смысла образа. Погре­бальные портреты писались, чтобы удер­жать в памяти живых облик ушедших из жизни. Они всегда напоминают о смер­ти, о ее неумолимой власти над миром. Икона же, напротив, свидетельствует о жизни, о ее победе над смертью, ведь образ святого на иконе есть знак его присутствия рядом с нами. Икона есть об­раз Воскресения, ибо религия христиан зиждется на вере в Воскресение — побе­ду Христа над смертью, которая, в свою очередь, есть залог всеобщего воскресе­ния и жизни вечной, в которую первыми входят святые.

В VII-VIII вв. христианский мир стол­кнулся с ересью иконоборчества, кото­рую поддержали императоры Византии, обрушившие весь репрессивный аппарат империи не только на иконы, но и на при­верженцев священных изображений. Бо­лее ста лет в Византии шла борьба меж­ду иконоборцами и иконопочитателями, закончившаяся победой последних. На VII Вселенском соборе (787г.) был провозглашен догмат об иконопочитании, а Константинопольский собор (843г.) утвердил праздник Торжества Правосла­вия как истинного исповедания Христа, исповедания и в слове, и в образе. С это­го времени во всей христианской ойку­мене иконы стали почитать не только как священные изображения, но и как образ, в котором выражена вся полнота веры в Боговоплощение и Воскресение Христа. В иконописном изображении соедини­лись слово и образ, догмат и искусство, богословие и эстетика, поэтому икону на­зывают умозрением, или богословием в красках.

Согласно церковному преданию, первое изображение Иисуса Христа бы­ло создано при его земной жизни, вер­нее, оно проявилось само собой, без всякого человеческого усилия, отче­го и получило название Нерукотвор­ного образа, по-гречески Мандилион, в русской традиции - Не­рукотворный Спас.

Происхождение Нерукотворного об­раза предание связывает с исцелением царя Авгаря, правителя Эдессы. Будучи неизлечимо больным, Авгарь услышал об Иисусе Христе, исцеляющем больных и воскрешающем мертвых. Он послал в Иерусалим своего слугу, чтобы пригла­сить Иисуса в Эдессу, но Христос не мог оставить предназначенного ему дела. Слуга попытался нарисовать портрет Христа и не смог этого сделать из-за сияния, исходившего от его лика. Тогда Иисус по­просил принести воды и чистое полотен­це, умыл лицо и вытерся полотенцем, и тотчас на ткани изобразился нерукотвор­но его лик. Слуга доставил это изображе­ние в Эдессу, и Авгарь, приложившись к образу, получил исцеление.

Однако до IV в. о Нерукотворном об­разе в христианском мире ничего не было известно. Первое упоминание о нем мы находим у Евсевия Кесарийского (ок. 260-340) в «Церковной истории», где он называет Нерукотворный образ «бо­годанной иконой», а история Авгаря рассказана в «Учении Аддаи». Епископ Эдессы Аддаи (541 г.) повествует так­же, что во время нашествия персов на Эдессу плат с запечатленным на нем ли­ком Христа был замурован в стене, но в один момент образ проступил на стене и так был вновь обретен. Отсюда берут происхождение два иконописных вари­анта Нерукотворного образа: «Спас на убрусе» (то есть на полотенце), и «Спас на чрепии» (то есть на черепице, или на кирпичной стене).

Постепенно почитание Нерукотворно­го образа стало широко распространять­ся на христианском Востоке. В 944г. ви­зантийские императоры Константин Ба­грянородный и Роман Лекапин выкупили святыню у правителей Эдессы и торже­ственно перенесли в Константинополь. Этот образ стал палладиумом Византий­ской империи. В 1204 г. во время раз­грома Константинополя крестоносцами Нерукотворный образ исчез. Считается, что французские рыцари вывезли его в Европу. Многие ученые отождествляют пропавший Нерукотворный образ с Ту­ринской плащаницей. И сегодня в науч­ных кругах споры о происхождении Ту­ринской плащаницы не прекращаются, в церковном же предании Нерукотворный образ считается первой иконой.

Человек согласно Священному Писа­нию также есть образ, или икона, Бога, т.к. в книге Бытие читаем, что Бог создал че­ловека по образу Своему. Святость в христианстве всегда вос­принималась как отражение Божьей сла­вы, как печать Бога, поэтому уже в пер­вых веках христиане почитали тех, кто последовал за Христом, и прежде всего апостолов и мучеников. Святого можно назвать живой иконой Христа.

Первые иконы Богоматери христиан­ская традиция приписывает евангелисту Луке. На Руси Луке приписывается око­ло десяти икон, на Афоне - около двад­цати, столько же на Западе. Наряду с Не­рукотворным образом Христа почитался и Нерукотворный образ Божьей Матери. Так именуется Лиддская-Римская ико­на, представляющая первоначально изображение на столбе. Предание гласит, что Богоматерь обещала апостолам Пе­тру и Иоанну, шедшим в Лидду на пропо­ведь, что она их там встретит. Когда они явились в город, то увидели в храме изо­бражение Богоматери, которое, по сло­вам жителей, нерукотворно проступи­ло на столбе. В иконоборческие времена по приказу императора это изображение пытались убрать со столба, его закраши­вали, стесывали штукатурку, но оно снова проступало с неумолимой силой. Список этого образа был отослан в Рим, где так­же прославился чудесами. Икона полу­чила именование Лиддской-Римской.

Церковное предание знает немало историй о чудотворных иконах, но церковь, утверждая иконопочитание, под­черкивает, что главный смысл его в почи­тании Иисуса Христа как истинного образа Бога. В своей глубине христианское искус­ство направлено на восстановление ис­тинного образа человека в его подлинном достоинстве, как создания богоподобно­го. Святые Отцы говорили так: «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом».

Входя в храм, мы видим множество самых разных образов: иконы в иконо­стасе и киотах, фрески на сводах и сте­нах, вышитые изображения на пеленах и хоругвях, каменные рельефы и метал­лическое литье и др. Через эти изобра­жения невидимый духовный мир стано­вится зримым. В Средние века церковное искусство называли «Библией для негра­мотных», потому что для людей, не уме­ющих читать, оно служило главным ис­точником знаний о Боге, мире и челове­ке. Но и сегодня, несмотря на то, что все стали грамотными, икона остается кладе­зем мудрости.

Ветхий и Новый Завет, сотворение мира и будущая его кончина, история церкви и судьбы царств, чудесные явле­ния и Страшный суд, подвиги мучеников и жития святых, представление о красоте и святости, о доблести и чести, об аде и рае, о прошлом и будущем — все это за­печатлено в иконописном искусстве. Ико­нопись - древнее искусство, но оно не принадлежит только прошлому, оно жи­во и сегодня: иконописцы пишут священ­ные образы, как и много веков назад, В сюжетах, казалось бы, традиционно по­вторяемых веками, как в зеркале вечно­сти, мы находим новый и порой неожи­данный взгляд на нас самих, нашу жизнь и наш мир, его идеалы и ценности.

 

Умеют ли говорить иконы?

Иконы доносят до нас Священное Писание (Библия, то есть Откровение Божие, записанное в книгах) и Священ­ное Предание (священные знания, не вошедшие в Библию, но также свято сохраняемые Церковью) - только зримо, в образах и красках.

Икон на Руси всегда было много: и в храме, и дома, и в дорогу брали с собой иконы, и на груди вместе с крестом нередко носили маленькую иконку, как гово­рят в народе, - «образок».

Иконы входили в жизнь человека с самого рожде­ния, сопровождали всю жизнь и провожали в послед­ний путь - по окончании земной жизни. И если книги долгое время умел читать далеко не каждый из наших предков, то язык иконы понимал каждый русский че­ловек. Об иконах так и говорят, что их нужно уметь «читать». Потому что они не только показывают, они и рассказывают, и объясняют. Просто они повествуют и раскрывают священную историю особым языком.

Вокруг лика Господа, Пресвятой Богородицы, анге­лов или святых мы видим золотой или светлый круг, обозначающий сияние славы, святость. Называется та­кой круг нимбом, или ореолом. Этот круг символизирует вечный, гор­ний мир, и образы, имеющие нимб (ореол), принадлежат вечности, горнему миру. А нимб с вписанным в него широким крестом принадлежит только образу Спаси­теля, на Кресте искупившему грех человека. Крест на нимбе Спасителя изображается особым образом: с по­мощью девяти линеек - по числу ангельских чинов. На трёх элементах этого креста написаны буквы, вместе составляющие слово «сущий», значит: истинно суще­ствующий. А выше, над нимбом, слева направо сокра­щённо пишется имя Спасителя: с одной стороны - IС (Иисус), а с другой стороны - ХС (Христос).

В каждой иконе, как и в каждом православном хра­ме, символично присутствует образ мира, вселенной.

Мир, представленный иконой, - цельный, единый и гармоничный организм. Все существа и части все­ленной - не отдельные и разрозненные осколки или случайно возникшие организмы, но творения Божий, объединённые общим замыслом и любовью своего Создателя.

Как храм являет собой образ вселенной в единстве горнего и дольнего миров, так и икона представляется вселенной и сочетает в себе горний и дольний миры.

Дольний (земной) мир присутствует как материаль­ная основа иконы. Это прежде всего доска. Она напо­минает нам о райском дереве жизни, потерянном для человека в результате грехопадения, и о Кресте - ору­дии Искупления греха человека для возвращения в рай. На лицевую часть доски наклеивается паволока - обычно льняная ткань. Доска и паволока изо льна пред­ставляют мир растений.

Животный мир и элементы земли собраны в левка­се - грунте, которым покрывается паволока. Левкас готовится из тёртого мела и животного или рыбьего (осетрового) клея. Краска - темпера - приготовлялась из минералов, которые растирались и смешивались с яичным желтком, так соединялись камни и животный мир. Яйцо - символ жизни. Из яйца вылупляется пте­нец - живое творение. Таким образом, в материальной основе иконы присутствует дерево и представлены все элементы тварного мира: земля, животный и рас­тительный мир. Это означает, что весь тварный мир участвует в прославлении святости духовного мира.

Прямоугольная форма доски также не случайна, т.к. четырёхугольник символизирует зем­лю, земной мир. А человеческий мир представлен осознанным и усердным трудом, сопровождающимся молитвой - словесным прославлением Бога. Из всего животного мира это дано только человеку.

На подготовленной основе затем пишется образ, представляющий горний мир.

 

О чем рассказывает цвет иконы?

Важнейшее значение в иконе имеет цвет.

Посмотрим на иконы Божией Матери. Они разные: с Младенцем и без Младенца, в полный рост и по по­яс. Но человек, хоть немного знакомый с иконописны­ми особенностями, сразу догадается, что перед ним образ Пресвятой Богородицы.

- Во-первых, на иконах написаны буквы МР OV, сокращённо означающие по-гречески Матерь Бога.

- Во-вторых, об этом говорят одеяния.

- В-третьих, многое рассказывают цвета.

 

Пресвятая Богородица одета в синее платье и пур­пурный мафорий, похожий на плащ с капюшоном. Си­ний цвет - цвет неба. А на Руси синий цвет считали ещё и цветом печали. Здесь этот цвет говорит не толь­ко о принадлежности духовному небу, но и о материн­ской скорби из-за страданий Сына. Пурпур, в котором к красному добавлен синий, считается царственным цветом, пурпурные одежды носили цари. Поэтому пур­пурный мафорий указывает на то, что перед нами Ца­рица Небесная.

Сочетание синего и пурпурного в одеянии Пресвя­той Богородицы символизирует соединение земного и  небесного:  земная Женщина,  ставшая  Матерью Спасителя мира, соединила в себе земное и небесное начала и олицетворяет собой Церковь, соединяющую человека с Богом.

Золотые звёзды на мафории Богородицы - тоже не простое украшение, они «говорящие» и имеют два значения: 1) знак непорочности Богородицы и 2) сим­вол Святой Троицы.

 

Золото на иконах символизирует Божественный цвет. Для икон используют сусальное золото (тонкие золотые пластины), но при отсутствии такого дорогого материала применяют краски, которые могут переда­вать золотое сияние: жёлтые, оранжевые.

Белый цвет - цвет чистоты, цвет рая. Белый цвет также обозначает Небесный свет, сияние Света Преоб­ражения. На горе Фавор Иисус Христос предстал перед Своими учениками в Преображённом, Божественном виде. В Евангелии говорится, что лицо Его просияло, как солнце, а одежды Его сделались блистающими и белыми, как снег.

Зелёный цвет - цвет весны, жизни, цветения и наде­жды. В зелёном плаще и с зелёной ветвью обычно изо­бражают архангела Гавриила, возвестившего Приснодеве Марии о будущем рождении у Неё Божественного Младенца. Зелёный цвет и зелёные ветви на иконах говорят о надежде человечества на спасение.

Голубой цвет, как и синий, - цвет неба, горнего ми­ра, цвет духовности и вечной истины.

Чёрный и тёмно-коричневый цвета на иконах - цвета тьмы, ада.

Красный цвет - цвет крови, мученичества, подвига. В красном плаще изображают архангела Михаила – предводителя воинства Христова. В красных одеждах предстают на иконах мученики и великомученики.

 

Как различить, кто изображен на иконе?

Пользуясь изобразительным языком иконы, люди разных стран мира, говорящие на разных языках, мо­гут понять всё, что иконы рассказывают о святых, кото­рые на них изображены.

На иконах не пишут, что захочется и как захочется. В иконописи есть строгие каноны - правила, порядок. Иконописные каноны Россия унаследовала от Визан­тии тысячу лет назад. За это время Православная Цер­ковь пополнилась новыми святыми, написаны новые иконы, которые продолжают иконописную традицию, пользуются иконописным языком.

Икон очень много, и на них, кроме Спасителя и Богородицы, изображаются ангелы, святые и даже события.

Рассмотрим подробнее изображение святых.

К святым относятся апостолы, евангелисты, равноапостольные, мученики и велико­мученики, святители, преподобные, бла­женные, целители, бессребреники, архангелы. Как различить, кто изображён на иконе?

Оказывается, не только цвет и надписи «говорят» на иконах, но и все детали и композиция иконы. Зная некоторые общие правила изображения святых, можно многое узнать о том, кто изображён на иконе.

Все мученики (мученики Гурий, Самон и Авив; святой мученик Иоанн Воин; Священномученик Киприан и мученица ИустинаСвятая великомученица Варвара), например, изображаются с крестом в руках, крест выступает здесь как символ мученичест­ва.

Преподобные ( Преподобный Серафим Саровский, преподобный Алексий, преподобный Макарий, святой преподобный Илия Муромец, святой преподобный Кукша, святой преподобный Моисей Угрин, святой преподобный Сергий Радонежский) - святые из монашествующих - изо­бражаются в монашеском облачении, обычно с раз­вёрнутым или скрученным свитком и с чётками (бусины, собранные на нити, или соединённый в коль­цо шнур с узелками; монах, сосредоточиваясь на молитве, пе­ребирает чётки в руках, на каждую бусинку (узелок) про себя произносит молитву) - символом  монашеского  молитвенного  подвига.  На свитке пишут изречение, завещание святого. Святость преподобных - это достижение непрерывного обще­ния с Богом в любви и молитве за весь мир.

Стоящими на столбах изображаются святые препо­добные столпники (преподобный Симеон Столпник)Для сосредоточенной молитвы они добровольно удалялись от мира, ограничивая себя во всём, и избирали для себя стояние на столбе как вид аскетического подвига (добровольное и строжайшее ограничение тела в пище, воде, тепле, движениях и т.д.).

Особым видом святости отличались бла­женныеили юродивые (святой блаженный Василий)Внешне безумные, на самом деле они обладали духовной муд­ростью и духовным зрением, даром пред­видения. Под видом безумства юродивые отвергали условности этого мира и имели возможность пророчествовать, предупреж­дать об опасностях, обличать и призывать к покаянию. Блаженные изображаются в том виде, в каком они остались в памяти народ­ной, совершая духовный подвиг; с верига­ми(различные металлические предметы, которые носи­ли аскеты на теле для умерщвления плоти) на плечах, обнажёнными или с повязкой на бёдрах, в ветхих одеждах. Фоном для об­раза служит вид города или храма, с которы­ми связан подвиг святого.

Целители (святой великомученик Пантелеимон Целитель) в руках держат ящички с лекар­ственными снадобьями. За труд целители обычно не брали платы, так как это дар от Бога. К Божиим дарам в правосла­вии принято относиться бескорыстно: даром взял, да­ром отдай. Поэтому многие целители прославились и как бессребреники (святые бессребреники Косма и Дамиан) - святые, безвозмездно (не за деньги - серебро) лечившие людей, исключительно во славу Божию. Бессребреники изображаются так же, как целители.

Образы святых дополняют другие предметы и де­тали. Например, опушённая мехом круглая шапочка говорит о принадлежности княжескому роду, корона - царскому роду. А шлем, доспехи и щит характеризуют воина (страстотерпцы Борис и Глеб).

Апостолы (апостол Андрей Первозванный, апостол и евангелист Иоанн Богослов) – ученики Христа, посланные Им распространять Евангелие среди людей. Обычно они изображаются со свитком или с книгой в руках, это – символы учения Спасителя. Одежда апостолов – хитон и гиматий. Хитон – верхняя одежда в виде рубахи. Гиматий – тоже верхняя одежда из прямоугольного куска ткани, которая набрасывается на плечи поверх хитона.

Первоверховный апостол Петр на иконах нередко предстает со связкой ключей. Они символизируют совокупность таинств, которые открывают Царство Небесное.

Сидящими в помещениях над раскрытыми книгами и пишущими Евангелие предстают на иконах еванге­листы Матфей, Марк и Лука. А евангелист Иоанн часто изображается среди гор на острове. Потому что сосланный на остров Патмос евангелист Иоанн имен­но здесь получил откровение Господа о судьбах мира и продиктовал Богодухновенный текст своему ученику Прохору.

Четверо евангелистов получили и свои символы: Матфей - ангел, Марк - лев, Лука - бык, Иоанн - орёл. Нередко евангелисты изображаются каждый со своим символом.

Есть святые, жившие после первых апостолов и особенно послужившие Богу и миру обращением це­лых народов в веру христианскую. Такие просветите­ли прославлены Церковью как равноапостольные. Это известные нам святые равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга, а также святые равно­апостольные Кирилл и Мефодий, создавшие сла­вянскую азбуку и просвещавшие славян, святая рав­ноапостольная Нина - просветительница Грузии - и другие святые. Их изо­бражают обычно с книгой, как апостолов, и с крестом, который здесь символизирует крещение народов для спасения.

По определенным деталям нетрудно узнать святителей (святитель Николай чудотворец).

Святителями называют епископов, которые своей святой жизнью и пастырским (священническим) служением прославились, осуществляя Промысл Божий. Святители изображаются в богослужебном епископском облачении, на плечах – омофор, длинный лентообразный плат, украшенный крестами. Это обязательная часть облачения епископа, без омофора он не совершает богослужения. Подобно Господу Вседержителю, святители правой рукой благословляют, а в левой руке держат книгу – символ учения Христа.

Архангелы (архангел Михаил) изображаются в виде прекрасных крылатых юношей то в доспехах, как воины небесного воинства, то в красивых туниках, как придворные Небесного Царя, а то в стихарях  дьяконов, как участники Небесной литургии.

 

Таким образом, очень важно знать историю иконы, уметь ее «читать» и различать кто на ней изображен, потому что даже в наше время икона является кладезем мудрости.

 

Литература

  1. Алексеев С.В. Зримая истина. Изд. Ладан, Троицкая школа. 2006. – 287с.
  2. Учебно-методическая газета «Искусство». Издательский дом «Первое сентября». № 5 (413), 2009г. – С. 3 – 6, 13, 16 – 17.
  3. Цеханская К.В. Икона в жизни русского народа. Изд. Паломник. 1998. 316с.
  4. Шевченко Л.Л. Духовное краеведение Подмосковья (История и культура религии (Православие)). Учеб. пособие / под ред. Л.Н. Антоновой. – 2-е изд. – М, 2007. – С. 80 – 85.

 

 

 

 

Copyright © 2017 Cайт учителя русского языка и литературы Огибалиной Виктории Михайловны.

Яндекс.Метрика