Особенности русской иконы
Происхождение иконы
Русское слово «икона» происходит (от греческого «ейкон» (eiicwv), что значит «образ» или «портрет». И хотя на иконах изображаются люди, это не портреты в привычном смысле слова, потому что человек представлен в особом, преображенном виде. Да и не всякий человек достоин быть изображенным на иконе, а только тот, кого мы называем святым, - Иисус Христос, Богородица, апостолы, пророки, мученики. На иконах изображаются также ангелы - бесплотные духи, которые и вовсе отличаются от людей. Мир в иконе тоже является преображенным - это не окружающая нас действительность, а мир духовный, «Царство Небесное». Задача иконописца весьма трудна, ведь он должен написать то, чего нет или почти нет в нашем привычном опыте. Апостол Павел писал: «Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило на сердце человеку, что приготовил Бог для любящих Его».
Иконописное изображение на первый взгляд необычно: оно не реалистично, вернее, не натуралистично, а сверхприродно. Язык иконы условен и глубоко символичен, потому что в иконном образе открывается нам иная реальность. Создание первых икон предание относит ко временам апостолов и называет первым иконописцем апостола и евангелиста Луку. Правда, историки отрицают, что в то время вообще кто-либо писал иконы. Но Лука создал одно из четырех Евангелий, а в древности Евангелия называли «словесной иконой», икону - «живописным Евангелием», так что в каком-то смысле Луку можно назвать одним из первых иконописцев.
Однако первые три века своей истории христиане не писали икон и храмов не строили, поскольку жили в Римской империи в окружении язычников, враждебно относившихся к их вере, и жестоко преследовались. В таких условиях христиане не могли проводить богослужения открыто, они собирались тайно, в катакомбах. За стенами Рима простирался целый город мертвых - Некрополь, состоящий из многокилометровых подземных галерей-катакомб. Здесь-то и собирались римские христиане на молитвенные собрания - литургии. В катакомбах сохранилось немало изображений II-IV вв., свидетельствующих о жизни первых христиан - рисунки-граффити, живописные композиции, образы молящихся людей (орант), небольшие скульптурки, рельефы на саркофагах. Именно здесь истоки иконы - в этих символических изображениях вера христиан обретала зримый образ.
На плитах захоронений и на саркофагах рядом с именами умерших встречаются очень простые рисунки: рыбка - символ Христа, кораблик - символ Церкви, якорь - знак надежды, птицы с веточкой в клюве - души, обретшие спасение, и др. На стенах можно видеть и композиции более сложные - сцены из Ветхого Завета: «Ноев Ковчег», «Сон Иакова», «Жертвоприношение Авраама», а также из Нового Завета - «Исцеление расслабленного», «Беседа Христа с самарянкой», «Крещение», «Евхаристия» и др. Часто встречается образ «Доброго пастыря» — юноши с овечкой на плечах, символизирующего Христа Спасителя. И хотя первые христиане вынуждены были скрываться в катакомбах, их искусство свидетельствует о радостном восприятии жизни, и даже смерть они встречали светло, не как трагичный уход в никуда, а как возвращение к Богу, в Отчий дом и встречу с Христом, их Учителем. В росписи катакомб нет ничего мрачного, манера письма свободная, легкая, сцены перемежаются орнаментами с изображениями цветов и птиц, символизирующими рай и блаженство вечной жизни.
В 313 г. римский император Константин Великий издал Миланский эдикт о веротерпимости, отныне христиане могли исповедовать свою веру открыто. По всей империи стали возводить храмы, их украшали мозаиками, фресками, иконами. И все, что было наработано в катакомбах, пригодилось в украшении этих храмов.
Древнейшие из дошедших до нас икон были найдены в монастыре Святой Екатерины на Синае, их датируют V-VII вв. Написаны они в технике энкаустики (восковыми красками), энергично, пастозно, натуралистично, как было принято в античности. Стилистически они близки фрескам Геркуланума и Помпеи и позднеримской портретной живописи. Некоторые исследователи прямо выводят икону из так называемого фаюмского портрета (первые такие портреты были найдены в оазисе Фаюм, близ Каира) - небольшие дощечки с изображением умершего человека, их клали на саркофаги при погребении. На этих портретах мы видим выразительные лица с широко раскрытыми глазами, глядящими на нас из вечности. Сходство с иконой значительно, но велико и различие, оно касается не столько изобразительных средств, сколько смысла образа. Погребальные портреты писались, чтобы удержать в памяти живых облик ушедших из жизни. Они всегда напоминают о смерти, о ее неумолимой власти над миром. Икона же, напротив, свидетельствует о жизни, о ее победе над смертью, ведь образ святого на иконе есть знак его присутствия рядом с нами. Икона есть образ Воскресения, ибо религия христиан зиждется на вере в Воскресение — победу Христа над смертью, которая, в свою очередь, есть залог всеобщего воскресения и жизни вечной, в которую первыми входят святые.
В VII-VIII вв. христианский мир столкнулся с ересью иконоборчества, которую поддержали императоры Византии, обрушившие весь репрессивный аппарат империи не только на иконы, но и на приверженцев священных изображений. Более ста лет в Византии шла борьба между иконоборцами и иконопочитателями, закончившаяся победой последних. На VII Вселенском соборе (787г.) был провозглашен догмат об иконопочитании, а Константинопольский собор (843г.) утвердил праздник Торжества Православия как истинного исповедания Христа, исповедания и в слове, и в образе. С этого времени во всей христианской ойкумене иконы стали почитать не только как священные изображения, но и как образ, в котором выражена вся полнота веры в Боговоплощение и Воскресение Христа. В иконописном изображении соединились слово и образ, догмат и искусство, богословие и эстетика, поэтому икону называют умозрением, или богословием в красках.
Согласно церковному преданию, первое изображение Иисуса Христа было создано при его земной жизни, вернее, оно проявилось само собой, без всякого человеческого усилия, отчего и получило название Нерукотворного образа, по-гречески Мандилион, в русской традиции - Нерукотворный Спас.
Происхождение Нерукотворного образа предание связывает с исцелением царя Авгаря, правителя Эдессы. Будучи неизлечимо больным, Авгарь услышал об Иисусе Христе, исцеляющем больных и воскрешающем мертвых. Он послал в Иерусалим своего слугу, чтобы пригласить Иисуса в Эдессу, но Христос не мог оставить предназначенного ему дела. Слуга попытался нарисовать портрет Христа и не смог этого сделать из-за сияния, исходившего от его лика. Тогда Иисус попросил принести воды и чистое полотенце, умыл лицо и вытерся полотенцем, и тотчас на ткани изобразился нерукотворно его лик. Слуга доставил это изображение в Эдессу, и Авгарь, приложившись к образу, получил исцеление.
Однако до IV в. о Нерукотворном образе в христианском мире ничего не было известно. Первое упоминание о нем мы находим у Евсевия Кесарийского (ок. 260-340) в «Церковной истории», где он называет Нерукотворный образ «богоданной иконой», а история Авгаря рассказана в «Учении Аддаи». Епископ Эдессы Аддаи (541 г.) повествует также, что во время нашествия персов на Эдессу плат с запечатленным на нем ликом Христа был замурован в стене, но в один момент образ проступил на стене и так был вновь обретен. Отсюда берут происхождение два иконописных варианта Нерукотворного образа: «Спас на убрусе» (то есть на полотенце), и «Спас на чрепии» (то есть на черепице, или на кирпичной стене).
Постепенно почитание Нерукотворного образа стало широко распространяться на христианском Востоке. В 944г. византийские императоры Константин Багрянородный и Роман Лекапин выкупили святыню у правителей Эдессы и торжественно перенесли в Константинополь. Этот образ стал палладиумом Византийской империи. В 1204 г. во время разгрома Константинополя крестоносцами Нерукотворный образ исчез. Считается, что французские рыцари вывезли его в Европу. Многие ученые отождествляют пропавший Нерукотворный образ с Туринской плащаницей. И сегодня в научных кругах споры о происхождении Туринской плащаницы не прекращаются, в церковном же предании Нерукотворный образ считается первой иконой.
Человек согласно Священному Писанию также есть образ, или икона, Бога, т.к. в книге Бытие читаем, что Бог создал человека по образу Своему. Святость в христианстве всегда воспринималась как отражение Божьей славы, как печать Бога, поэтому уже в первых веках христиане почитали тех, кто последовал за Христом, и прежде всего апостолов и мучеников. Святого можно назвать живой иконой Христа.
Первые иконы Богоматери христианская традиция приписывает евангелисту Луке. На Руси Луке приписывается около десяти икон, на Афоне - около двадцати, столько же на Западе. Наряду с Нерукотворным образом Христа почитался и Нерукотворный образ Божьей Матери. Так именуется Лиддская-Римская икона, представляющая первоначально изображение на столбе. Предание гласит, что Богоматерь обещала апостолам Петру и Иоанну, шедшим в Лидду на проповедь, что она их там встретит. Когда они явились в город, то увидели в храме изображение Богоматери, которое, по словам жителей, нерукотворно проступило на столбе. В иконоборческие времена по приказу императора это изображение пытались убрать со столба, его закрашивали, стесывали штукатурку, но оно снова проступало с неумолимой силой. Список этого образа был отослан в Рим, где также прославился чудесами. Икона получила именование Лиддской-Римской.
Церковное предание знает немало историй о чудотворных иконах, но церковь, утверждая иконопочитание, подчеркивает, что главный смысл его в почитании Иисуса Христа как истинного образа Бога. В своей глубине христианское искусство направлено на восстановление истинного образа человека в его подлинном достоинстве, как создания богоподобного. Святые Отцы говорили так: «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом».
Входя в храм, мы видим множество самых разных образов: иконы в иконостасе и киотах, фрески на сводах и стенах, вышитые изображения на пеленах и хоругвях, каменные рельефы и металлическое литье и др. Через эти изображения невидимый духовный мир становится зримым. В Средние века церковное искусство называли «Библией для неграмотных», потому что для людей, не умеющих читать, оно служило главным источником знаний о Боге, мире и человеке. Но и сегодня, несмотря на то, что все стали грамотными, икона остается кладезем мудрости.
Ветхий и Новый Завет, сотворение мира и будущая его кончина, история церкви и судьбы царств, чудесные явления и Страшный суд, подвиги мучеников и жития святых, представление о красоте и святости, о доблести и чести, об аде и рае, о прошлом и будущем — все это запечатлено в иконописном искусстве. Иконопись - древнее искусство, но оно не принадлежит только прошлому, оно живо и сегодня: иконописцы пишут священные образы, как и много веков назад, В сюжетах, казалось бы, традиционно повторяемых веками, как в зеркале вечности, мы находим новый и порой неожиданный взгляд на нас самих, нашу жизнь и наш мир, его идеалы и ценности.
Умеют ли говорить иконы?
Иконы доносят до нас Священное Писание (Библия, то есть Откровение Божие, записанное в книгах) и Священное Предание (священные знания, не вошедшие в Библию, но также свято сохраняемые Церковью) - только зримо, в образах и красках.
Икон на Руси всегда было много: и в храме, и дома, и в дорогу брали с собой иконы, и на груди вместе с крестом нередко носили маленькую иконку, как говорят в народе, - «образок».
Иконы входили в жизнь человека с самого рождения, сопровождали всю жизнь и провожали в последний путь - по окончании земной жизни. И если книги долгое время умел читать далеко не каждый из наших предков, то язык иконы понимал каждый русский человек. Об иконах так и говорят, что их нужно уметь «читать». Потому что они не только показывают, они и рассказывают, и объясняют. Просто они повествуют и раскрывают священную историю особым языком.
Вокруг лика Господа, Пресвятой Богородицы, ангелов или святых мы видим золотой или светлый круг, обозначающий сияние славы, святость. Называется такой круг нимбом, или ореолом. Этот круг символизирует вечный, горний мир, и образы, имеющие нимб (ореол), принадлежат вечности, горнему миру. А нимб с вписанным в него широким крестом принадлежит только образу Спасителя, на Кресте искупившему грех человека. Крест на нимбе Спасителя изображается особым образом: с помощью девяти линеек - по числу ангельских чинов. На трёх элементах этого креста написаны буквы, вместе составляющие слово «сущий», значит: истинно существующий. А выше, над нимбом, слева направо сокращённо пишется имя Спасителя: с одной стороны - IС (Иисус), а с другой стороны - ХС (Христос).
В каждой иконе, как и в каждом православном храме, символично присутствует образ мира, вселенной.
Мир, представленный иконой, - цельный, единый и гармоничный организм. Все существа и части вселенной - не отдельные и разрозненные осколки или случайно возникшие организмы, но творения Божий, объединённые общим замыслом и любовью своего Создателя.
Как храм являет собой образ вселенной в единстве горнего и дольнего миров, так и икона представляется вселенной и сочетает в себе горний и дольний миры.
Дольний (земной) мир присутствует как материальная основа иконы. Это прежде всего доска. Она напоминает нам о райском дереве жизни, потерянном для человека в результате грехопадения, и о Кресте - орудии Искупления греха человека для возвращения в рай. На лицевую часть доски наклеивается паволока - обычно льняная ткань. Доска и паволока изо льна представляют мир растений.
Животный мир и элементы земли собраны в левкасе - грунте, которым покрывается паволока. Левкас готовится из тёртого мела и животного или рыбьего (осетрового) клея. Краска - темпера - приготовлялась из минералов, которые растирались и смешивались с яичным желтком, так соединялись камни и животный мир. Яйцо - символ жизни. Из яйца вылупляется птенец - живое творение. Таким образом, в материальной основе иконы присутствует дерево и представлены все элементы тварного мира: земля, животный и растительный мир. Это означает, что весь тварный мир участвует в прославлении святости духовного мира.
Прямоугольная форма доски также не случайна, т.к. четырёхугольник символизирует землю, земной мир. А человеческий мир представлен осознанным и усердным трудом, сопровождающимся молитвой - словесным прославлением Бога. Из всего животного мира это дано только человеку.
На подготовленной основе затем пишется образ, представляющий горний мир.
О чем рассказывает цвет иконы?
Важнейшее значение в иконе имеет цвет.
Посмотрим на иконы Божией Матери. Они разные: с Младенцем и без Младенца, в полный рост и по пояс. Но человек, хоть немного знакомый с иконописными особенностями, сразу догадается, что перед ним образ Пресвятой Богородицы.
- Во-первых, на иконах написаны буквы МР OV, сокращённо означающие по-гречески Матерь Бога.
- Во-вторых, об этом говорят одеяния.
- В-третьих, многое рассказывают цвета.
Пресвятая Богородица одета в синее платье и пурпурный мафорий, похожий на плащ с капюшоном. Синий цвет - цвет неба. А на Руси синий цвет считали ещё и цветом печали. Здесь этот цвет говорит не только о принадлежности духовному небу, но и о материнской скорби из-за страданий Сына. Пурпур, в котором к красному добавлен синий, считается царственным цветом, пурпурные одежды носили цари. Поэтому пурпурный мафорий указывает на то, что перед нами Царица Небесная.
Сочетание синего и пурпурного в одеянии Пресвятой Богородицы символизирует соединение земного и небесного: земная Женщина, ставшая Матерью Спасителя мира, соединила в себе земное и небесное начала и олицетворяет собой Церковь, соединяющую человека с Богом.
Золотые звёзды на мафории Богородицы - тоже не простое украшение, они «говорящие» и имеют два значения: 1) знак непорочности Богородицы и 2) символ Святой Троицы.
Золото на иконах символизирует Божественный цвет. Для икон используют сусальное золото (тонкие золотые пластины), но при отсутствии такого дорогого материала применяют краски, которые могут передавать золотое сияние: жёлтые, оранжевые.
Белый цвет - цвет чистоты, цвет рая. Белый цвет также обозначает Небесный свет, сияние Света Преображения. На горе Фавор Иисус Христос предстал перед Своими учениками в Преображённом, Божественном виде. В Евангелии говорится, что лицо Его просияло, как солнце, а одежды Его сделались блистающими и белыми, как снег.
Зелёный цвет - цвет весны, жизни, цветения и надежды. В зелёном плаще и с зелёной ветвью обычно изображают архангела Гавриила, возвестившего Приснодеве Марии о будущем рождении у Неё Божественного Младенца. Зелёный цвет и зелёные ветви на иконах говорят о надежде человечества на спасение.
Голубой цвет, как и синий, - цвет неба, горнего мира, цвет духовности и вечной истины.
Чёрный и тёмно-коричневый цвета на иконах - цвета тьмы, ада.
Красный цвет - цвет крови, мученичества, подвига. В красном плаще изображают архангела Михаила – предводителя воинства Христова. В красных одеждах предстают на иконах мученики и великомученики.
Как различить, кто изображен на иконе?
Пользуясь изобразительным языком иконы, люди разных стран мира, говорящие на разных языках, могут понять всё, что иконы рассказывают о святых, которые на них изображены.
На иконах не пишут, что захочется и как захочется. В иконописи есть строгие каноны - правила, порядок. Иконописные каноны Россия унаследовала от Византии тысячу лет назад. За это время Православная Церковь пополнилась новыми святыми, написаны новые иконы, которые продолжают иконописную традицию, пользуются иконописным языком.
Икон очень много, и на них, кроме Спасителя и Богородицы, изображаются ангелы, святые и даже события.
Рассмотрим подробнее изображение святых.
К святым относятся апостолы, евангелисты, равноапостольные, мученики и великомученики, святители, преподобные, блаженные, целители, бессребреники, архангелы. Как различить, кто изображён на иконе?
Оказывается, не только цвет и надписи «говорят» на иконах, но и все детали и композиция иконы. Зная некоторые общие правила изображения святых, можно многое узнать о том, кто изображён на иконе.
Все мученики (мученики Гурий, Самон и Авив; святой мученик Иоанн Воин; Священномученик Киприан и мученица ИустинаСвятая великомученица Варвара), например, изображаются с крестом в руках, крест выступает здесь как символ мученичества.
Преподобные ( Преподобный Серафим Саровский, преподобный Алексий, преподобный Макарий, святой преподобный Илия Муромец, святой преподобный Кукша, святой преподобный Моисей Угрин, святой преподобный Сергий Радонежский) - святые из монашествующих - изображаются в монашеском облачении, обычно с развёрнутым или скрученным свитком и с чётками (бусины, собранные на нити, или соединённый в кольцо шнур с узелками; монах, сосредоточиваясь на молитве, перебирает чётки в руках, на каждую бусинку (узелок) про себя произносит молитву) - символом монашеского молитвенного подвига. На свитке пишут изречение, завещание святого. Святость преподобных - это достижение непрерывного общения с Богом в любви и молитве за весь мир.
Стоящими на столбах изображаются святые преподобные столпники (преподобный Симеон Столпник). Для сосредоточенной молитвы они добровольно удалялись от мира, ограничивая себя во всём, и избирали для себя стояние на столбе как вид аскетического подвига (добровольное и строжайшее ограничение тела в пище, воде, тепле, движениях и т.д.).
Особым видом святости отличались блаженные, или юродивые (святой блаженный Василий). Внешне безумные, на самом деле они обладали духовной мудростью и духовным зрением, даром предвидения. Под видом безумства юродивые отвергали условности этого мира и имели возможность пророчествовать, предупреждать об опасностях, обличать и призывать к покаянию. Блаженные изображаются в том виде, в каком они остались в памяти народной, совершая духовный подвиг; с веригами(различные металлические предметы, которые носили аскеты на теле для умерщвления плоти) на плечах, обнажёнными или с повязкой на бёдрах, в ветхих одеждах. Фоном для образа служит вид города или храма, с которыми связан подвиг святого.
Целители (святой великомученик Пантелеимон Целитель) в руках держат ящички с лекарственными снадобьями. За труд целители обычно не брали платы, так как это дар от Бога. К Божиим дарам в православии принято относиться бескорыстно: даром взял, даром отдай. Поэтому многие целители прославились и как бессребреники (святые бессребреники Косма и Дамиан) - святые, безвозмездно (не за деньги - серебро) лечившие людей, исключительно во славу Божию. Бессребреники изображаются так же, как целители.
Образы святых дополняют другие предметы и детали. Например, опушённая мехом круглая шапочка говорит о принадлежности княжескому роду, корона - царскому роду. А шлем, доспехи и щит характеризуют воина (страстотерпцы Борис и Глеб).
Апостолы (апостол Андрей Первозванный, апостол и евангелист Иоанн Богослов) – ученики Христа, посланные Им распространять Евангелие среди людей. Обычно они изображаются со свитком или с книгой в руках, это – символы учения Спасителя. Одежда апостолов – хитон и гиматий. Хитон – верхняя одежда в виде рубахи. Гиматий – тоже верхняя одежда из прямоугольного куска ткани, которая набрасывается на плечи поверх хитона.
Первоверховный апостол Петр на иконах нередко предстает со связкой ключей. Они символизируют совокупность таинств, которые открывают Царство Небесное.
Сидящими в помещениях над раскрытыми книгами и пишущими Евангелие предстают на иконах евангелисты Матфей, Марк и Лука. А евангелист Иоанн часто изображается среди гор на острове. Потому что сосланный на остров Патмос евангелист Иоанн именно здесь получил откровение Господа о судьбах мира и продиктовал Богодухновенный текст своему ученику Прохору.
Четверо евангелистов получили и свои символы: Матфей - ангел, Марк - лев, Лука - бык, Иоанн - орёл. Нередко евангелисты изображаются каждый со своим символом.
Есть святые, жившие после первых апостолов и особенно послужившие Богу и миру обращением целых народов в веру христианскую. Такие просветители прославлены Церковью как равноапостольные. Это известные нам святые равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга, а также святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, создавшие славянскую азбуку и просвещавшие славян, святая равноапостольная Нина - просветительница Грузии - и другие святые. Их изображают обычно с книгой, как апостолов, и с крестом, который здесь символизирует крещение народов для спасения.
По определенным деталям нетрудно узнать святителей (святитель Николай чудотворец).
Святителями называют епископов, которые своей святой жизнью и пастырским (священническим) служением прославились, осуществляя Промысл Божий. Святители изображаются в богослужебном епископском облачении, на плечах – омофор, длинный лентообразный плат, украшенный крестами. Это обязательная часть облачения епископа, без омофора он не совершает богослужения. Подобно Господу Вседержителю, святители правой рукой благословляют, а в левой руке держат книгу – символ учения Христа.
Архангелы (архангел Михаил) изображаются в виде прекрасных крылатых юношей то в доспехах, как воины небесного воинства, то в красивых туниках, как придворные Небесного Царя, а то в стихарях дьяконов, как участники Небесной литургии.
Таким образом, очень важно знать историю иконы, уметь ее «читать» и различать кто на ней изображен, потому что даже в наше время икона является кладезем мудрости.
Литература
- Алексеев С.В. Зримая истина. Изд. Ладан, Троицкая школа. 2006. – 287с.
- Учебно-методическая газета «Искусство». Издательский дом «Первое сентября». № 5 (413), 2009г. – С. 3 – 6, 13, 16 – 17.
- Цеханская К.В. Икона в жизни русского народа. Изд. Паломник. 1998. 316с.
- Шевченко Л.Л. Духовное краеведение Подмосковья (История и культура религии (Православие)). Учеб. пособие / под ред. Л.Н. Антоновой. – 2-е изд. – М, 2007. – С. 80 – 85.