foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

Изложение как вторичный жанр речи

 

Речевым жанром, по мнению М.М. Бахтина, называют «относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы высказываний». Существует различная типология жанровых форм, одной из них является первичные – вторичные формы.

Вторичный текст – это текст, созданный на базе другого (первичного текста) со сменой авторства.

Изложение – это вторичный жанр речи; одно из средств формирования коммуникативных умений (умений, необходимых для создания текста). Вообще, вторичный текст, а в нашем случае им является изложение, создается на базе первичного текста со сменой авторства ( т.е. заменой одной интенции (коммуникативного намерения) другой интенцией). Изложение относятся к собственно учебным, специфическим жанрам.

 

Интенцией изложения является воспроизведение содержания первичного текста, т.е. автор создает как бы вариант исходного текста или синоним первичного текста.

Классификация видов изложения очень разнообразна, многие видные деятели создавали свою классификацию. Остановимся на одной из них. Изложение можно рассматривать по трем основаниям:

  1. по цели проведения (обучающие и контрольные);
  2. по характеру текстового материала (повествовательного характера; с элементами описания; изложения-описания; с элементами рассуждения; изложения-рассуждения);
  3. по способу передачи содержания (изложение полное, подробное, близкое к тексту, сжатое, выборочное, с элементами сочинения).

 

А вот например, Т.А. Ладыженская подчеркивает необходимость учитывать при выделении видов изложений особенности воспроизводящей деятельности, которая лежит в основе передачи содержания исходного текста. «Характер воспроизводящей деятельности, - пишет автор, - в свою очередь, зависит от объема исходного текста, от способа его восприятия, от того, насколько он знаком, от задачи, которая ставится перед воспроизведением…». Т.А. Ладыженская предлагает классифицировать изложения так:

  1. по отношению к объему первичного текста (подробное и сжатое изложение);
  2. по отношению к содержанию первичного текста (полное, выборочное, с дополнительным заданием);
  3. по осложненности языковым заданием (со стилистическим, лексическим и т.д.);
  4. по восприятию исходного текста (изложения прочитанного (воспринятого зрительно), услышанного (воспринятого на слух), воспринятого и на слух и зрительно);
  5. по степени знакомства с исходным текстом (изложение знакомого и незнакомого текста).

 

А вообще, из всего сказанного нужно выделить наиболее значимые основания классификации, позволяющие увидеть специфику и потенциальные возможности изложения как важного вида вторичного жанра речи. Таких оснований два:

  1. способ восприятия текста;
  2. характер его воспроизведения.

 

По способу восприятия первичного текста изложения делятся на:

  1. изложения, в которых исходный текст воспринимается на слух (читает учитель, магнитофонная запись);
  2. изложения, в которых текст воспринимается зрительно (перед глазами находится текст);
  3. изложения, в которых текст воспринимается на слух и зрительно.

 

Разные способы восприятия первичного текста обеспечивают формирование речевых умений.

По характеру воспроизведения текста различаются следующие виды изложений:

  1. подробные изложения (содержание исходного текста воспроизводится полно, со всеми подробностями, сохраняется тип текста, его композиционные и языковые особенности).
  2. выборочные изложения (воспроизводится не весь текст, а лишь какая-то его часть, связанная с определенной темой; тип исходного текста, его композиция при этом изменяются).
  3. сжатые изложения (передается самое главное, основное содержание текста, подробности опускаются. Тип текста может сохраниться, а может измениться).
  4. изложения с творческим заданием (внесение определенных изменений в содержание и композицию исходного текста. Тип текста, языковые особенности могут сохраняться, а могут и изменяться).

 

Каждому из названных видов изложений принадлежит особое место в системе работы по формированию коммуникативных умений. При выборочном и сжатом изложении  такая мыслительная операция, как абстрагирование, способствует активности и избирательности мышления; изложения с творческим заданием  развивают воображение и активизируют творческую мысль.

Теперь рассмотрим типы изложений:

1. повествовательное – наиболее простой вид работы. В нем речь может идти о происходящих событиях, о жизни людей и т.д. Повествование бывает обычно художественное, но возможно и чисто информативное, при этом для художественного текста необходимы такие стилевые черты, как образность, эмоциональность, а для информативного текста – конкретность, точность, лаконичность выражения мысли. Главным в повествовательном изложении являются сведения о сменяющих друг друга событиях. При создании вторичного текста на основе первичного нельзя нарушать их последовательность и композицию исходного текста: завязку, кульминацию, развязку действия. В этом типе изложения нужно правильно определить тему и основную мысль первичного текста.

2. описательное изложение – более сложный вид работы. Здесь главное изображение предмета и его признаков. При написании описательного изложения важны выразительность, эмоциональность речи, способность «нарисовать» картину первичного текста, не упустить из виду какую бы ни было мелочь. Например, изложения «о человеке» развивают образность, конкретность описания предмета. А бывает, что нужно описать ни один предмет, а несколько, тогда будет параллельное описательное изложение, где главным будет сопоставление предметов.

  1. изложение-рассуждение – последний вид, где главным является понять основную мысль исходного текста, умение строить рассуждения, воспроизведение первичного текста от третьего лица, построение собственных рассуждений, обосновывающих вывод из сказанного. Такие изложения помогают развитию логического мышления, приучают к развертыванию аргументации, обоснованию своих положений, а также к точным формулировкам, четко определяющих цель высказывания.

В «чистом» виде изложения одного и того же типа встречаются редко, обычно в текстах наблюдается сочетание нескольких типов. Так в описательных текстах присутствуют элементы рассуждения, в повествовательных – нередко включены элементы описания, а в текстах рассуждения – и описание, и повествование.

Бывают не только письменные изложения, но и устные, например, пересказ первичного текста. При этом мы получаем вторичный текст со своей коммуникативной интенцией.

Особенностью изложения является составление плана, а план – это самостоятельная речевая деятельность и средство осмысления, запоминания исходного текста и организации его воспроизведения. Он способствует совершенствованию речи.

Кроме того, в изложении заметно проявляются коммуникативные качества речи, которые помогают сделать общение более эффективным, а в нашем случае, понимание первичного текста. Коммуникативными качествами речи являются  такие, как уместность, богатство, чистота, точность, логичность, доступность, выразительность и правильность.

Если рассматривать школьное изложение, то в процессе обучения можно проследить несколько этапов обучения коммуникативным умения:

  1. I.      ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (1 – 3 кл.)

На этом этапе формируются такие умения, как умения определять тему и основную мысль текста, пересказывать его в сжатом виде, составлять план прочитанного.

  1. II.      СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ ЭТАП (4 – 8 кл.)

На этом этапе происходит обогащение понятийного аппарата на базе практического осмысления.

  1. III.      ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП (9 – 10 кл.)

На этом этапе применяются знания и умения, полученные и сформированные на предыдущих этапах  для самостоятельного воспроизведения текста. Большое значение имеет понятийный аппарат (или теоретический фундамент).

 

В основе изложений лежит подражание образцу, но оно также сохраняет для автора возможность самостоятельных проявлений (как воспроизведение исходного текста, так и творческое мышление). Работа с образцами художественных текстов положительно влияет на эмоциональную сферу, учит чувствовать образ, развивает воссоздающее и творческое воображение.

Изложения играют важную роль в воспитании, интеллектуальном и речевом развитии, развивает речевой этикет и речевую культуру. Как нам известно, речевой культурой называется умение правильно и красиво говорить, излагать мысли, и при работе над изложением мы учимся правильной речи. Углубленная работа над текстом, предшествующая изложению, повышает читательскую культуру. Различные по содержанию тексты расширяют кругозор, обогащают автора новыми познаниями  об окружающем мире, развивают логику, память и, конечно же, речь, а развитая речь – это основа уверенности и успеха. Кроме того, некоторые произведения помогают развивать эстетические вкусы, воспитывают гордость за наш народ, создавший такой богатый и красивый язык. Изложение – это одно из средств формирования совершенствования умений, необходимых для реализации коммуникативной задачи в разных жизненных ситуациях общения.

Изложение (как устное, так и письменное) формирует умения в различных видах речевой деятельности. С одной стороны, умение воспринимать текст на слух (аудирование, слушание) или зрительно (чтение), с другой – умение пересказывать текст устно (говорение) или письменно (письмо). Анализ исходного текста, его темы, идей, композиционных особенностей и последующее его воспроизведение формирует такие коммуникативные умения, как умение планировать и создавать высказывание с учетом его коммуникативной интенции; умение раскрывать основную мысль высказывания, его тему; систематизирование материала на заданную тему по первичному тексту  и  др. Проведение специальной подготовки к изложению положительно влияет на обогащение словарного запаса новыми словами и понятиями и грамматического строя речи, совершенствует навыки такого вида речевой деятельности как письмо, учит правильному и целесообразному использованию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей и условиями общения.

Таким образом, мы доказали, что такой вторичный жанр речи как изложение имеет свои специфические особенности. Изложения – это работы творческого характера, а разнообразие способов восприятия и характера воспроизведения делают этот вид работы многогранным, плодотворным и, следовательно, очень важным не только  в системе обучения речи, но и в риторике.

 

Copyright © 2024 Cайт учителя русского языка и литературы Огибалиной Виктории Михайловны.

Яндекс.Метрика