foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

Говорение как вид речевой деятельности в курсе школьных учебников по риторике ( 4 – 11 классы)


Школьный курс риторики под редакцией Т.А. Ладыженской содержит множество тем, посвященных говорению. Одной из таких тем является «Говорение как вид речевой деятельности», которая начинается в начальной школе и продолжается до 11 класса.

В учебнике 4-го класса тема говорения начинается с объяснения его особенностей. Ученики начальной школы знакомятся со средствами устного общения, такими как голос, тон, темп, громкость, мимика, жест. Эти перечисленные средства относятся к невербальным, а вот слово –  вербальное средство общения. Для восприятия этой темы в книге приведены детские стихи, считалки, а также используются яркие иллюстрации. Благодаря этому, дети легче понимают, что хотели донести до них авторы учебника.

Коме того, «Детская риторика» знакомит и с такой важной темой, как «Речевые отрезки и паузы». Оказывается, темп бывает медленный и быстрый, тон во время разговора может изменяться, а громкость усиливаться. Ребятам предлагается произнести стихотворение с разной интонацией: с сожалением, восхищением, призывом. Это стихотворение под названием «Устная речь» прекрасно характеризует говорение как вид речевой деятельности.

 

Устная речь

Это так, а не иначе,

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

 

Гаснет устная словесность –

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

 

Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

 

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь – людское чудо –

Не скудела в наши дни.

 

Кроме этого, в учебнике приведены скороговорки и детские  заклички. Авторы привлекают внимание читателей к «доброму слову», «делу», которые помогают утешить и поддержать человека, к «вежливой оценки», ведь очень важно, умеет ли человек «оценить чью-либо работу, внешность или характер», и хотя это бывает не всегда просто сделать, надо учиться говорить правду, «не бояться обидеть человека». В учебнике приведено замечательное высказывание: «Вежливая оценка тем убедительнее, чем больше в ней добрых доказательств».

В учебнике 5-ого класса части первой школьников также знакомят с темой  «говорение как вид речевой деятельности», но пока что она называется гораздо проще, а именно «Словесное и несловесное общение», «Твой голос», «Речь правильная и хорошая».

Чтобы было легче понять, в учебнике приводятся яркие примеры из произведений художественной литературы. Ученики узнают, что люди могут общаться между собой не только при помощи слов, оказывается, что есть и другие средства. Например, «мама улыбнулась», «учительница укоризненно покачала головой», «дедушка нахмурился» и при этом каждый человек понимает, одобряют  или не одобряют его поступки, слова, поведение.

Например, в стихотворении В. Воскобойникова прослеживается средство несловесного общения и детям не трудно его заметить:

 

Я пришел из школы,

Я учу глаголы…

Мне их выучить – пустяк!

У меня свой метод!

Применяется он так,

Новый метод этот:

«Кричать» – кричу,

«Вертеть» – верчу,

«Двигать» – двигаю,

«Прыгать» – прыгаю.

Я и прыгал! Я и двигал!

Я и топал! Я и пел!

Пел, пока у нас в прихожей

Вдруг звонок не зазвенел!..

Открываю: наш сосед…

(Он живет над нами)

Не причесан, не одет –

В тапках и в пижаме.

Он зашел и так взглянул –

Молнии из глаз метнул!!

-        Уважаемый сосед,

 

Никого в квартире нет.

Я пришел со школы

И учу глаголы…

 

«Молнии из глаз метнул», т.е. посмотрел грозно и сердито. С помощью мимики соседа стало понятно, что он рассержен. Для говорения характерно вербальное и невербальное общение. Иногда невербальное общение помогает понять мысли, чувства, внутреннее состояние человека, но оно должно быть уместным в данной ситуации, иначе телодвижения мешают говорению.

При говорении не надо забывать про вежливые слова, вежливые жесты и мимику. Приводится пример из повседневной жизни:

«В школьной библиотеке мальчик взял книги». Судя по выражению его лица, мимики легко понять, какая книга ему понравилась, а какая нет.

 

А вот другой пример:

ученикам предлагается внимательно рассмотреть рисунки с изображением повара и сделать вывод, что удалось ему: пирог или суп? Довольно таки легко заметить, что в этой ситуации велика роль жеста (движения, телодвижения).

Следующий раздел учебника называется «Главный секрет Демосфена», который открывается первой темой: «Твой голос», где школьники узнают, что умение «красно говорить» предполагает хорошее владение голосом. Недаром, «когда к Сократу однажды привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же ты наконец, чтобы я мог тебя узнать». Действительно, как много смысла помимо слов, кроется в самом звуке голоса! Тембр, манера говорить, интонация расскажут многое о чувствах и характере человека. Дети узнают, что голос бывает теплый и мягкий, грубый и мрачный, испуганный и робкий, ликующий и уверенный, ехидный и вкрадчивый, твердый, живой, торжественный.

Голос должен быть благозвучный, чистый, ясный, в меру громкий, интонационный, выразительный, летящий, гибкий, устойчивый, выносливый. «Нехорошо, когда звуки выговариваются слишком подчеркнуто; нехорошо, когда их затемняет излишняя небрежность; нехорошо, когда их произносят слабым, умирающим голосом, пыхтя, как в одышке. Существуют недостатки, которых следует избегать, например, голос слабый, немузыкальный, неблагозвучный и глухой».

Меткую характеристику говорящего дают приведенные русские пословицы, например:

« Голосом – петь, а конем – воевать.

« Видом сокол, а голосом ворона.

« Голос тих, да в сердце лих.

«Всяк своим голосом скажется.

 

Чтобы объяснить ребятам, что важно для говорения, в «Школьной риторике» 5-го класса приводятся примеры, где немаловажную роль играют: правильное произношение слов, ударение, владение языком. Ученики узнают, что «речь человека – эта его визитная карточка, его языковой паспорт. По этой визитке составляется впечатление о человеке», поэтому при говорении надо соблюдать определенные нормы: произносительные, грамматические, лексические.

Речь бывает правильная, т.е. без ошибок, без нарушений норм, и хорошая, т.е. уместная, успешная и удачная. Ребята учатся различать богатство языка и богатство речи. Богатство языка накоплено веками. Словари отражают сокровища языка, но ни один словарь не может быть полным, т.к. язык постоянно обогащается всеми говорящими на этом языке людьми. Богатство речи зависит от того, что и как из накопленного языка использует человек, насколько он стремится овладеть языком и обогатить свою речь.

Речь людей часто бывает неточной, если они допускают фактические ошибки, неверно называют предметы, и точнойречевая точность и коммуникативная точность.

Пятиклассников учат не употреблять при говорении слова-«пустышки», которые мешают понять говорящего. Чтобы облегчить понимание этой темы, приводится в пример обыкновенная ситуация:

 

Песенка про лишние слова

Видит как-то гражданин,

Что сарай пылает.

Он звонит по «01»,

Срочно сообщает:

-         я не знаю, как начать…

Но, как говорится,

Я звоню вам, так сказать,

Чтобы поделиться…

В общем, значит, стало быть,

Тут такое дело…

Можно трубку положить:

Всё уже сгорело!

 

Во  второй части этого учебника тему говорения развивает тема «Пересказы, пересказы…», где приведены вторичные тексты – пересказы: подробные и короткие.

Также ребят знакомят с темой «Давайте говорить друг другу комплименты». Например:

-         Я рад, что ты это заметил;

-         Мне было очень приятно это слышать;

-         От твоих слов у меня поднялось настроение.

Иногда на комплимент отвечают комплиментом:

-         Спасибо. Ты тоже сегодня прекрасно выглядишь.

Пятиклассники узнают «Секреты устных объявлений», учатся передавать информацию точно, обращаться к слушающим вас людям.

Кроме того, прекрасно объясняется тема «Как строить рассказ». Хотелось бы привести текст из учебника:

«Представьте себе, что у вас в руках чудесный конструктор. В нем есть самый разнообразный по форме и цвету материал для строительства. Из него можно построить не только обычный дом, но и всевозможные фантастические постройки». Начинается всё со вступления, затем завязкаразвитие действия. В основании постройки лежит лежит случай, верхушка – кульминация. Затем завершение действияразвязка и, конечно же, заключение.

 

В «Школьной риторике» 6-го класса продолжается тема «говорение как вид речевой деятельности», только здесь она имеет другое название и  начинается с тем: «Великая сила голоса» и «Учим голос летать». Ребята уже знают, что голос – «портрет» говорящего. Они вспоминают то, что они изучали в курсе 5-го класса, но к тому же ещё и учатся делать свой голос гибким, стараются научить его «лететь» с помощью различных упражнений.

В следующем разделе этого учебника ученики узнают, что при произнесении речи можно использовать жесты, а также с их помощью выражать слова. Например, рукопожатие, благодарный взгляд, улыбка, поклон и т.д., но они должны быть уместны в данной ситуации. Для шестиклассников приводятся самые простые и понятные им примеры:

- «Во время ответа, сообщения, доклада иногда используется запись на доске, таблица, рисунок», поэтому «в этих случаях оправдан жест с указкой, карандашом в руках тех, кто говорит».

-         «Ученик у доски (отвечает, делает сообщение). От волнения он прикрывает рот рукой»; «Девочка, волнуясь, ломает пальцы, хрустит ими, мнёт платочек». Эти движения неуместны, так как они отвлекают наше внимание.

 

В разделе «Устная речь» ребята узнают, что речь бывает: звучащая, произносимая, говоримая, живая, творимая на глазах – а говорить можно свободно, легко, раскованно, гневно, своими словами. Устная речь рассчитана на восприятие. При чтении вслух или произнесении стихотворения наизусть человек воспринимает звучащую речь, но так как письменная форма речи в этом случае была первичной, то и воспроизводится эта форма речи. Письменный текст при произнесении может приобретать особенности устной речи, звучащая речь не является устной в полном смысле слова. Так ребята узнают, что это озвученная письменная речь.

До сведения ребят доводится то, что когда люди говорят, пишут, читают, они обязательно мыслят. У человека всегда «работает» мысль: он наблюдает, говорит (не вслух) сам с собой, мечтает, воображает. В этом случае можно говорить о внутренней, беззвучной речи.

В учебнике 7-го класса первой части продолжается развиваться тема говорения. Она дополняется «личным и публичным общением». До сведения ребят доводится, что личное общение – это общение с одним человеком или с большим числом лиц, которые хорошо знакомы между собой. Публичное общение – это выступление перед большой незнакомой, а порой и вовсе неизвестной аудиторией, публикой.

«Вежливое возражение» для говорения также очень важно. Надо уметь возражать так, чтобы собеседник не обиделся. Поэтому, существуют такие вежливые возражения, как, например, «вы не правы», «я не согласен с вами», «я не разделяю ваше мнение», «я не думаю, что это так», «с этим нельзя согласиться», «я позволю себе не согласиться», «я в целом разделяю ваше мнение, но…»  и т.д .

У семиклассников продолжается глава «Учим голос летать», начатая в  6-ом классе, только теперь они узнают, «что мешает голосу летать». «Хорошее, незатрудненное звучание голоса зависит от работы его помощников: губ, органов дыхания, голосовых связок, гортани, нижней и верхней челюстей». Чтобы улучшить звучание голоса и усилить его воздействие на слушателя, существуют средства звуковые: средства языка; голос, включающий громкость, высоту, тембр и дикцию; темп речи; паузы –

а также зрительные, т.е. поза, жесты, взгляд, мимика.

Кроме средств, есть и способы достижения звучания: прямые: управление дыханием, смыкание голосовых связок, управление органами произнесения – и косвенные, т.е. воздействие на голос через осанку, темп говорения, телодвижения, дикцию.

Для того, чтобы научить ребят «лепить» свой голос, сделать его полнозвучным и красивым, в учебнике приведены специальные упражнения для тренировки органов речи. Оказывается, что тренировка позвоночника – первый шаг к свободному голосу, умелое дыхание – второй, незатрудненное движение челюсти – третий, тренировка языка – четвертый шаг, научиться зевать – пятый, и, наконец, посмеяться от души – шестой шаг.

Одним из разделов о говорении посвящен качеству речи, ведь она содержит как достоинства, так и недостатки. Одними из её достоинств являются уместность (соответствие речи коммуникативной ситуации) и выразительность (выражение своего отношения к предмету и (или) форме речи в соответствии с коммуникативной ситуацией).

Во второй части учебника 7-го класса присутствует тема важная для говорения – «Учимся спорить». Спор – устное речевое общение, в основе которого лежат противоположные точки зрения. Тезис, который выдвигает спорящий, должен быть: одним и тем же в ходе всего доказательства, логически не противоречивым, четко сформулированным. Чтобы ввести тезис в аргументированный текст используются речевые стереотипы, такие как: «я хотел бы сказать следующее…», «я хочу сказать о том, что…», «мне хочется обратить ваше внимание на…»  и т.д.

Вводится новое понятие – «аргументация». «Аргументация – это процесс доказательств». «Аргументы – лишь часть аргументативного текста», которые защищают тезис «от нападения противоположных точек зрения». Они должны быть истинными, четко сформулированными и достаточными для доказательства какого-либо тезиса. Для более упрощенного понимания приводится другое  определение аргументам: «мысли, суждения». В учебнике 7-го класса дана схема, из которой ребята могут выяснить, что существуют разные аргументы.

При введении аргументов, употребляются такие фразы, как «во-первых …, во-вторых …, в-третьих …», «далее следует …», «и наконец, такой факт …» и т.д. Можно при разговоре ссылаться на авторитет: « как утверждает …», «как сказал ещё …», «как утверждал ещё …», - на источник: «я прочитал об этом в …», «как показывает опыт …», - на общее мнение: «насколько я знаю …»,  «по общему признанию …», «говорят …», «по данным печати (специалистов, из газет, из литературы) …».

Кроме всего сказанного, для спора важна и культура, ведь всегда нужно с уважением относится к чужим мнениям.

Уметь говорить важно для такой профессии как  репортер, т.е. журналист, сообщающий о происходящих событиях. Его речь должна быть живая, яркая, точная, включающая в себя разговорную лексику, допускающая разговорные интонации, оригинальные фразы, остроумные выражения и шутки.

В части первой учебника 8-го класса авторы продолжают развивать тему говорения. Повторяются некоторые известные факты из учебника 7-го класса для того, чтобы ученики вспомнили то, что знают, а затем уже получали новые знания.

Подготовленная и неподготовленная устная речь характерна для говорения. Неподготовленная речь – это речь, когда не продуманы содержание, структура, языковые средства высказывания. Например, в разговоре с подругой, в разговоре с семьёй или когда человека что-то задело, и у него нет времени обдумать речь, возникает неподготовленное выступление длительностью примерно 5 – 7 минут. В таких случаях речь не подготовлена, спонтанна, поизносится экспромтом (т.е. без предварительного обдумывания).  С помощью приведённых примеров авторы учебника хотят сказать, что  из-за не обдумывания высказывания могут возникать недоразумения, «поэтому необходимо следить за своей речью, говорить не спеша». Важно, чтобы речь была интересна, понятна и приятна. Кроме неподготовленной устной речи, существует частично подготовленная устная речь – когда продумано в основном содержание и цель высказывания. Ученики знакомятся с частично спонтанными жанрами, в которых используется эта речь: деловая беседа, интервью (подготовленные вопросы), научный доклад, выступление в прениях, юбилейная публичная речь. Кроме этих видов речи есть ещё и подготовленная устная речь, т.е. «речь, в которой продумано главное, о чем будет сказано, последовательность, но не во всех деталях продумано его словесное выражение». Жанрами подготовленной речи являются научное оппонирование, выступление в дискуссии и публичная юбилейная речь. Для подготовки к устной речи в учебнике помещены приемы подготовки. Их всего три: речь можно продумать, можно записать, а также, можно проговорить, произнести заранее.

Тема голоса, начатая ещё в  7-ом классе, продолжает развиваться, только теперь дети должны «подружиться со своим голосом», т.е. уметь произносить выразительно монологи, а также по звучанию голоса коммуникантов (тех, кто говорит) определять, каковы их намерения. Как уже известно, намерения выдают темп речи, высота, тембральная окраска, сила звучания. Авторы учебника убеждают, что если человек не уверен., что сдержит обещание, лучше его не давать, т.к. голос может выдать скрытые намерения. Для закрепления материала  в учебнике даются упражнения, содержащие задания для голоса: например, чтение стихотворения с выражением, голосовые сценарии.

Тема  «Учимся отвечать», о которой уже упоминалось  в «Школьной риторике» 7-го класса, представлена более развёрнуто. Надо уметь хорошо отвечать, т.к. это играет большую роль для говорения. В своём ответе каждый должен научиться применять правила сравнения, их всего два. В первом говорится о том, что объекты для сравнения должны быть сопоставимыми, а во втором, что при сравнении нужно найти общие основания для сравнения. Авторы учебника 8-го класса приводят сравнительно-сопоставимые слова, которые часто нужны для речи людей. Например,  «… подобно (сущ. в д.п.)», «… так же, как и …», «сходство между … заключается в следующем: во-первых, … , во-вторых, ...» и т.д.

В учебнике отмечается, что сравнение может быть построено по-разному: параллельно, когда сравнивают два предмета одновременно, и последовательно, когда описывают сначала признаки первого предмета, а затем аналогичные признаки второго предмета. Кроме того, для говорения важна инструктивная речь, устанавливающая порядок действий для достижения поставленной цели, предписывающая действовать в этом порядке. Подчеркивается, что для хорошей речи надо уметь пользоваться правилом классификации, т.е. делить и объединять объекты по единому основанию (общим признакам, свойствам).

Анализируя «качества речи» авторы отмечают, что «выразительность  - особое качество речи». Выразительность стремится вызвать интерес к высказыванию, затронуть воображение слушателя.

Из второй части учебника 8-го класса ученики узнают, что тост – это «речь за праздничным столом». Тосты, как и устная речь, могут быть подготовленными и неподготовленными, а также краткими и развернутыми, но как бы то ни было они должны быть красочными, сказанными от души и включающие искренние комплименты.

 

В «Риторике» 9-го класса тема «говорение как вид речевой деятельности дополняется «устными информативными жанрами». Одним из них является реферативное сообщение, в основе которого лежит «задача – пробудить интерес к каким-либо фактам и явлениям действительности, сообщить слушателям новые сведения о чем-то». Из приведённых примеров можно сделать вывод, что оно «информирует слушателей и предполагает воспроизведение научного ( учебного, научно-популярного) текста». Другие жанры устной речи – доклад и сообщение, с которыми приходится выступать перед большой аудиторией. Доклад –развернутое суждение, отличающееся полнотой раскрытия темы и законченностью. Он готовится заранее и конспектируется в виде тезисов. Доклад хорошо воспринимается, если затрагивает жизнь, интересы, проблемы той аудитории, перед которой выступают. В докладе уместны слова: следует, нужно, необходимо, должно быть. Но следует избегать, например, таких слов: вот, это, это самое, мол, можно сказать, ну и др. Самое главное – нужно говорить доходчиво, выразительно и живо.

Авторы учебника упоминают и об ораторской речи, которая играет немаловажную роль для говорения. Ораторская речь – это «речь публичная, т.е. обращенная к многочисленной аудитории», «отличается убежденностью, желанием воздействовать не только на ум, но и чувства слушателей».

Как говорится в учебнике, «ораторская речь – это монолог», поэтому для поддержания контакта со слушателями нужно использовать «обращения, вводные конструкции, глаголы совместимости», «выдерживать психологическую паузу». Во время выступления выделяют пять частей ораторской речи. Во-первых,  вступление, где оратору следует установить взаимопонимание с аудиторией, подготовить к восприятию речи и вызвать у неё интерес. Дальше следует само повествование – изложение фактологического аспекта темы, а затем – подтверждение - применение аргументов для защиты сказанного. В четвертой части (опровержение) надо уметь разрушить слабый аргумент оппонента (возражающего в споре) и показать его необоснованность. И, наконец, взаключении следует вывод, где нужно закрепить интерес от речи.

Кроме того,  авторы учебника 9-го класса обращают внимание читателей на виды ораторской речи: торжественная, которая в свою очередь делится на хвалебную и порицательную речи, политическая: убеждающая или разубеждающая речи, - судебная: защищающая или обвиняющая.

В «Риторике» для девятиклассников отмечается, что для такого жанра речи, как анекдот, большую роль играет произнесение, т.е. исполнение. От того как представит его рассказчик, употребит главные средства выразительности: видение, подтекст и паузу, - зависит реакция слушателей на анекдот.

Также в этом учебнике упоминается об экскурсионной речи. От того, как экскурсовод преподнесет данный материал, пояснит свою точку зрения, зависит многое. Если он хорошо знает материал, может говорить свободно, не допуская речевых ошибок и лишних слов, при этом обращаясь к слушателям с доброжелательным взглядом для поддержания контакта, то и слушатели будут внимательны к его сообщению.

«Дискуссия – устная форма организации публичной речи, в процессе которой сталкиваются различные, как правило противоположные, точки зрения». Участники дискуссии доказывают свою точку зрения, стараются убедить или переубедить оппонентов, применяя при этом аргументы, конструкции идентификации (т.е. подобные, похожие), конструкции с повторением, что помогает более точно выразить мысль, создать эмоциональную атмосферу, убедить.

 

В «Риторике» 10 класса авторы продолжают развивать тему ораторской речи, только теперь рассматривается использование цитат при говорении. Цитирование – это «непосредственное воспроизведение цитаты в речи». Аргументировать, доказать, убедить, воздействовать – это и есть цель употребления цитат в речи. Оказывается, что для любой цитаты характерны общие функции: информативная, аргументирующая, экспрессивная – и частные: отсылочная, поясняющая, описательная, эмотивная, оценочная.  Поясняя каждую из них, авторы тем самым облегчают восприятие данного материала. Например, эмотивная функция: «Посредством использования чужой речи цитирующий передает свои переживания, настроение, а также объясняет эмоциональное состояние цитируемого автора. Например: Проникновенная японская поэзия, спокойная, ритмичная, передает душевное состояние поэтов»:

Срезали пион –

И себе настроенье испортил

На целый вечер.

(Бусон)

 

Также, авторы учебника отмечают, что кроме цитаты в говорении используется прецедент, т.е. случай, который был ранее и теперь служит примером или оправданием для последующих случаев подобного рода. «Прецедентные тексты - это слова, словосочетания, предложения, которые человек хранит в своей памяти», например, афоризмы, пословицы («За словом в карман не полезет») , крылатые выражения(«Ахиллесова пята»). Благодаря этому, речь становится более информативной и выразительной.

В «Риторике» 10 класса развивается тема вежливости, начатая ещё в 7-ом классе. Сначала повторяется уже изученный материал, а затем вводится новое понятие – протест. Это речевой жанр несогласия, употребляется в публичном общении. Когда протест вежливый, то «человек говорит спокойно, хотя и решительно, не употребляет ненормативную лексику, не оскорбляет партнера».

Тема спора, напрямую относящаяся к говорению, раскрывается ещё глубже. Теперь авторы приводят такие понятия как конфликтная ситуация (отражающая противоположные интересы, взгляды, стремления людей) и конфликт (столкновение противоположных сторон, мнений. Сопровождается негативными эмоциями). Для понимания этих понятий в учебнике приведены ситуации публичного спора с комическим эффектом, а также примеры, с которыми ребята могут столкнуть в повседневной жизни.

В 8 классе ребята уже знакомились с тостами, которые произносятся в неофициальной обстановке, а теперь они узнают, что есть ещё и официальные тосты. Они предполагают соблюдение определенных речевых формальностей, произносятся сдержанно. Официальные тосты посвящаются какому-либо торжественному событию, язык отличается особенной торжественностью и пафосом, соответствует публицистическому стилю.

В учебнике 11 класса раскрывается более подробно тема аргументации, с которой дети познакомились на уроках риторики в 7 – 10 классах. Оказывается, аргументация уместна и в ситуации публичного спора: прениях и дебатах. Прения, как утверждают авторы учебника, - это «устные формы организации публичного спора, в процессе которого сталкиваются разнообразные точки зрения». Дебаты- обмен мнениями на собрании или заседании. Очень важно при таких устных выступлениях подкреплять свою точку зрения какими-либо аргументами, иначе она не будет иметь успех. Кроме того, аргументация используется при повседневном общении, например, при даче интервью, в речевом этикете, деловом общении. Действительно, «без аргументации не проживешь», она нужна всегда и везде.

Курс школьной риторики достаточно полно раскрывает тему «говорение как вид речевой деятельности». Учебники содержат рисунки и образные примеры, поэтому они доступны для понимания. По моему, говорение очень важно для человека, ведь это большая проблема, когда даже в самой простой ситуации, он не может возразить, убедить, аргументировать свой ответ, высказывание, поэтому, наверняка, многие дети, изучившие тему говорения на протяжении всего курса риторики, смогут применить эти знания в жизни.

Copyright © 2024 Cайт учителя русского языка и литературы Огибалиной Виктории Михайловны.

Яндекс.Метрика