foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

Интерактивные задания

Призер конкурса

Нарушения зрения у детей и подростков: причины, классификация, особенности психического развития и специального обучения


Предмет и задачи тифлопедагогики

Тифлопедагогика (от греч. typhlos - слепой) - наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения. В зависимости от степени на­рушения зрения они делятся на слепых и слабовидящих. Слепота и слабовидение с точки зрения специальной педагогики представ­ляют собой категорию психофизических нарушений, проявляющих­ся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности. У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности дея­тельности, общения и психофизического развития. Они проявля­ются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной активности, пространственной ориентации, формировании пред­ставлений и понятий, в способах предметно-практической дея­тельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социаль­ной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду.

Слепые (незрячие) - подкатегория лиц с нарушениями зрения, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения, имеется светоощущение или остаточное зрение (до 0,04 на лучше видящем глазу с коррекцией очками), а также лица с прогредиентными заболеваниями и сужением поля зрения (до 10-15°) с остротой зре­ния до 0,08.

По степени нарушения зрения различают лиц с абсолютной (тотальной) слепотой на оба глаза, при которой полностью утра­чиваются зрительные восприятия, и лиц практически слепых, у которых имеется светоощущение или остаточное зрение, позво­ляющее воспринимать свет, цвет, контуры (силуэты) предметов.

Слабовидящие - подкатегория лиц с нарушениями зрения, имеющих остроту зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками. Кроме снижения остроты зрения слабовидящие могут иметь отклонения в состоянии других зри­тельных функций (цвето- и светоощущение, периферическое и би­нокулярное зрение).

Тифлопедагогика является частью специальной педагогики. Как раздел специальной педагогики она развивается на основе принци­пов гуманистического воспитания и с учетом своеобразия развития детей и взрослых с нарушением зрения. Задачей тифлопедагогики как науки является разработка следующих основных проблем: пси­холого-педагогическое и клиническое изучение зрения и аномалий психического и физического развития при этих нарушениях; пути и условия компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении; изучение усло­вий формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушения функций зрения. Важное место занимают: раз­работка содержания, методов и организация обучения основам на­ук, политехнической, трудовой и профессиональной подготовки слепых и слабовидящих; определение типов и структуры специаль­ных учреждений для их обучения и воспитания; разработка науч­ных основ построения учебных планов, программ, учебников, част­ных методик. Большое внимание уделяется созданию специальных технических средств, способствующих расширению познаватель­ных возможностей лиц с нарушенным зрением, повышению эффек­тивности их обучения и подготовки к труду в современном общест­ве; разработке системы гигиенических мероприятий по охране и развитию неполноценного зрения, нормативов освещенности, ре­жима зрительной нагрузки и др.); проектированию специальных зданий для обучения, воспитания и трудовой подготовки.

 

Из истории тифлопедагогики

Основоположником тифлопедагогики и обучения незрячих счи­тается В. Гаюи (1745-1822), французский педагог, единомышлен­ник и последователь Д. Дидро, основатель первых образовательных учреждений для слепых во Франции и в России. Благодаря В. Гаюи не только началось систематическое обучение незрячих, но и сформировалось гуманистическое отношение к ним как к полноценным членам общества, нуждающимся в образовании и социально-трудовой реабилитации.

Л. Брайль(1809-1852), потерявший зрение в трехлетнем воз­расте, воспитанник, а затем и тифлопедагог Парижского нацио­нального института слепых, стал автором изобретения, изменив­шего систему обучения слепых. Основанная на комбинациях шес-титочия, его система рельефного письма охватывает буквенные, математические и иные символы, позволяя слепому свободно чи­тать и писать. Книгопечатание по Брайлю началось с 1852 г. во Франции. В России первая книга по Брайлю вышла в 1885 г.

Первое учебное заведение для слепых в России было организо­вано в 1807 г. при Смольнинской богадельне в С.-Петербурге. Де­тей учили Закону Божьему, пению, ремеслам.

В течение XIX в. было открыто еще несколько школ для слепых, существовавших на средства Попечительства о слепых (учреждено в 1881 г.). Обучение велось по единому учебному плану и програм­мам, действовали Единые правила приема в училища. Для боль­шинства обучающихся обучение было платным и стоимость дос­таточно высока (до 300 рублей в год).

После Октябрьской революции в 1917 г. школы для слепых детей стали составной частью системы народного образования. В 1928 г. появились первые советские школьные программы для слепых.

В начале 30-х гг. появляются первые классы охраны зрения для слабовидящих детей в структуре массовых общеобразовательных школ (в нескольких школах Ленинграда и Москвы), а с конца 30-х гг. открываются и первые школы для слабовидящих. Развитию этого нового направления в тифлопедагогике способствовала Ю.Д.Жа-ринцева.

В 30-е гг. содержание образования в школах слепых обогаща­ется предметами, которые с начала возникновения мирового опы­та обучения слепых считались ненужными и недоступными сле­пым: физика, математика, естествознание и др. Большой вклад в тифлопедагогику и разработку методик обучения слепых общеоб­разовательным предметам сделал профессор Ленинградского пе­дагогического института им. А.И.Герцена Б.И.Коваленко.

Развитие отечественной тифлопедагогики и тифлопсихологии связано с именами таких ученых, как М.И.Земцова, Б.И.Кова­ленко, Н.Б.Коваленко, А.С.Ганджий, Н.Г.Крачковская, Н.В.Сер-покрыл, Ю.А.Кулагин, Л.И.Солнцева, А.Г.Литвак, В.П.Ер­маков, А.И.Каплан, А.Б.Гордин, Р.С.Муратов, Б.В.Сермеев, В.А.Феоктистова, Э.М.Стернина, И. С. Моргулис и др.

 

Причины и последствия нарушения зрения и способы компенсации.

Нарушения зрения могут быть врожденными и приобретен­ными.

Врожденная слепота обусловлена повреждениями или заболе­ваниями плода в период внутриутробного развития либо является следствием наследственной передачи некоторых дефектов зрения.

Приобретенная слепота обычно бывает следствием заболевания органов зрения - сетчатки, роговицы и заболеваний центральной нервной системы (менингит, опухоль мозга, менингоэнцефалит), осложнений после общих заболеваний организма (корь, грипп, скарлатина), травматических повреждений мозга (ранения головы, ушибы) или глаз.

Различают прогрессирующие и непрогрессирующие нарушения зрительного анализатора. При прогрессирующих зрительных де­фектах происходит постепенное ухудшение зрительных функций под влиянием патологического процесса. Например, при глауко­ме повышается внутриглазное давление и происходят изменения в тканях глаза. Зрение снижается при появлении мозговых опухо­лей. При несоблюдении санитарно-гигиенических условий письма и чтения прогрессирует близорукость и дальнозоркость.

К непрогрессирующим дефектам зрительного анализатора от­носят некоторые врожденные его пороки, такие, как астигматизм, катаракта. Причинами этих дефектов могут стать также последст­вия некоторых заболеваний и глазных операций.

Итак, нарушения функций зрительного анализатора могут возникнуть у детей как во время внутриутробного развития, так и после рождения. Поэтому существуют такие категории детей с нарушениями зрения, как слепорожденные, рано ослепшие, ли­шившихся зрения после трех лет жизни. Такая дифференциация основывается на том, что время утраты зрения имеет очень боль­шое значение для последующего развития ребенка. Например, слепорожденные не имеют зрительных образов в памяти, кото­рыми в различной мере и объеме располагают ослепшие.

Время наступления зрительного дефекта имеет существенное значение для психического и физического развития ребенка. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны вторичные отклоне­ния, психофизические особенности и своеобразие психофизическо­го развития. Психическое развитие слепорожденных имеет такие же закономерности, как и у зрячих детей, но отсутствие визуальной ориентировки сказывается наиболее заметно на двигательной сфе­ре, на содержании социального опыта. Своеобразным ориентиром для слепого является реакция на звук, как и для нормально видяще­го в раннем возрасте реакции на звуковые раздражители, но для незрячего звук становится основным фактором ориентировки.

Потеря зрения формирует своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта. У незрячих возникают труд­ности в игре, учении, в овладении профессиональной деятельно­стью. В более старшем возрасте у лиц с нарушенным зрением воз­никают бытовые проблемы, что вызывает сложные переживания и негативные реакции. В одних случаях своеобразие характера и поведения слепых сказывается на развитии у них отрицательных черт характера: неуверенности, пассивности, склонности к само­изоляции; в других случаях - повышенной возбудимости, раздра­жительности, переходящей в агрессивность.

Развитие высших познавательных процессов (внимание, логи­ческое мышление, память, речь) у слепорожденных протекает нормально. Вместе с тем нарушение взаимодействия чувственных и интеллектуальных функций проявляется в некотором своеобра­зии мыслительной деятельности с преобладанием развития абст­рактного мышления.

Отличие ослепших детей от слепорожденных зависит от време­ни потери зрения: чем позже ребенок потерял зрение, тем больше у него объем зрительных представлений, который можно воссоз­дать за счет словесных описаний. Если не развивать зрительную память, частично сохранившуюся после потери зрения, происхо­дит постепенное стирание зрительных образов.

Слепой ребенок имеет все возможности для высокого уровня психофизического развития и полноценного познания окружаю­щего мира с опорой на сохранную анализаторную сеть. В услови­ях специального обучения формируются адекватные приемы и способы использования слухового, кожного, обонятельного, виб­рационного и других анализаторов, представляющих сенсорную основу развития психических процессов. Благодаря этому разви­ваются высшие формы познавательной деятельности, которые являются ведущими в компенсаторной перестройке восприятия.

Система компенсаторной перестройки на первоначальном эта­пе обучения создает условия для правильного отражения окру­жающего мира в наглядно-действенной форме, а по мере накоп­ления социального и бытового опыта и в словесно-логической форме при помощи сохранных анализаторных систем в организме слепого ребенка.

Компенсаторная перестройка во многом зависит от сохранно­сти зрения. Даже незначительные остатки зрения важны для ори­ентации и познавательной деятельности лиц с глубокими зри­тельными нарушениями.

Л.С.Выготский указывал, что слепые владеют так называемым шестым чувством (тепловым), позволяющим им на расстоянии замечать предметы, при помощи осязания различать цвет.

В процессе обучения педагогу, взрослому (родителям) следует исходить из того, что компенсация слепоты начинается у ребенка с первых месяцев его жизни.

Компенсация слепоты, указывает Л.И.Солнцева, представляет собой целостное психическое образование, систему сенсорных, моторных, интеллектуальных компонентов, обеспечивающую ре­бенку адекватное и активное отражение внешнего мира и соз­дающую возможность овладения различными формами деятель­ности в каждом возрастном этапе.

Слабовидящие имеют некоторую возможность при знакомстве с явлениями, предметами, а также при пространственной ориен­тировке и при движении использовать имеющееся у них зрение. Зрение остается у них ведущим анализатором. Однако их зри­тельное восприятие сохранно лишь частично и является не вполне полноценным. Обзор окружающей действительности у них сужен, замедлен и неточен, поэтому их зрительное восприятие и впечат­ления ограничены, а представления имеют качественное своеобра­зие. Например, у слабовидящего нарушено цветоощущение, цвето­вые характеристики воспринимаемого оттенка обеднены. При резко выраженной близорукости и дальнозоркости слабовидящий может не заметить некоторых внешне слабо выраженных призна­ков, важных для характеристики предмета.

У слабовидящих при косоглазии затруднена способность ви­деть двумя глазами, т. е. нарушено бинокулярное зрение. В усло­виях раннего специального обучения форменное, пространствен­ное и стереоскопическое зрение развивается и совершенствуется, что в будущем обеспечивает формирование сложных пространст­венных представлений.

Среди слабовидящих существует большое число лиц с наруше­нием цветоразличительных функций и контрастной чувствитель­ности зрения, имеются врожденные формы патологии цветоощу­щения.

На восприятие предметов и их изображений оказывает влияние нарушение глазодвигательных функций, что вызывает трудности в фиксации взора, прослеживания динамических изменений, оценке линейных и условных величин.

Коррекционная работа поэтому направлена на использование специальных приемов и способов наблюдения явлений и предме­тов с опорой на слух, осязание, обоняние, что позволяет форми­ровать у детей сложные синтетические образы реальной действи­тельности.

Остаточное зрение слабовидящего имеет существенное значе­ние для его развития, учебной, трудовой и социальной адаптации, поэтому оно должно тщательно оберегаться: необходимы регу­лярная диагностика, периодическое консультирование у офталь­молога, тифлопедагога, психолога.

Большое значение в восприятии и познании окружающей дей­ствительности у слепых и слабовидящих имеет осязание. Тактиль­ное восприятие обеспечивает получение комплекса разнообразных ощущений (прикосновение, давление, движение, тепло, холод, боль, фактура материала и др.) и помогает определять форму, размеры фигуры, устанавливать пропорциональные отношения. Различные ощущения, воспринимаемые нервными окончаниями кожи и сли­зистыми оболочками, передаются в кору головного мозга в отдел, связанный с работой рук и кончиков пальцев. Так незрячие и сла­бовидящие учатся «видеть» руками и пальцами.

Наряду с осязанием у слепых и слабовидящих в различных ви­дах деятельности важную роль играет слуховое восприятие и речь. Возникшее на первой стадии системы компенсации слепоты диф­ференцированное слуховое восприятие и голосовые реакции при знакомстве с предметами становятся все более значимыми как средство общения с окружающими людьми. С целью привлечения внимания к себе слепой ребенок использует звуки и слова. Адек­ватная реакция взрослого стимулирует ребенка на эмоциональное отношение к этому.

С помощью звуков слепые и слабовидящие могут свободно оп­ределять предметные и пространственные свойства окружающей среды. Они могут по звуку определить его источник и местонахо­ждение с большей точностью, чем это сделали бы зрячие люди. Высокий уровень развития пространственного слуха у лиц с на­рушением зрения обусловлен необходимостью ориентироваться в условиях разнообразного звукового поля.

Поэтому в процессе обучения и воспитания слепых и слабови­дящих проводятся упражнения на дифференциацию - различение и оценку с помощью звука характера предмета, анализ и оценку сложного звукового поля: звуковые сигналы присущи определен­ным предметам, устройствам, механизмам и являются проявлени­ем процессов, происходящих в них.

Успешность овладения лицами с нарушениями зрения различ­ными видами деятельности: предметной, игровой, трудовой, учеб­ной - зависит от высокого уровня развития наглядно-образных представлений, пространственного мышления, пространственной ориентировки.

Пространственная ориентировка является существенной ча­стью свободного движения в пространстве. Умение выдерживать направление, определять свое место в пространстве, преодолевать или обходить препятствия - все это представляет трудности для слепого из-за нарушения возможности зрительно воспринимать и анализировать пространство. Различные структуры психологиче­ской системы, формирующейся у слепых разного возраста, явля­ются основой для эффективной коррекции дефектов их простран­ственной ориентировки.

Обучение пространственной ориентировке слепых детей до­школьного и школьного возраста показывает, что процесс ее формирования многоуровневый и связан с развитием и совершен­ствованием интегративных процессов, умением и возможностью слепых детей целостно и обобщенно воспринимать окружающее пространство, анализировать его, используя как конкретные, ин­дивидуальные, так и обобщенные ориентиры, наполняющие про­странство.

 

Дошкольное образование детей с нарушенным зрением. 

Домашнее воспитание и обучение ребенка при нарушении зре­ния имеет свои особенности, зависящие от состояния зрительного нарушения, от времени его возникновения. Родители ребенка с нарушенным зрением должны регулярно получать консультатив­ную помощь специалистов: тифлопедагога, психолога, офтальмо­лога и др.

Общаясь с ребенком, взрослому необходимо комментировать все свои действия, что позволит ребенку воспринимать информа­цию о происходящем вокруг него с помощью сохранных анализа­торов, как бы «видеть с помощью слуха». Успешность компенса­торной перестройки анализаторов во многом зависит от семейно­го обучения и воспитания. Важно создать условия, соответствую­щие возможностям слепого или слабовидящего ребенка. Создание чрезмерно щадящего режима или неоправданной опеки отрица­тельно сказывается на формировании личности при дефекте зре­ния. Поэтому в зависимости от воспитания у ребенка могут быть сформированы как активность, так и пассивность, эгоизм, мни­тельность, боязливость или уверенность в своих силах, иждивен­чество или самостоятельность, открытость и общительность или замкнутость и озлобленность.

Слепота и слабовидение имеют и социальные последствия для ребенка. В семье, где растет ребенок с нарушенным зрением, от­ношения с окружающими и с самим ребенком начинают строить­ся иначе. Взрослые, члены семьи, родственники, знакомые жалеют его, высказывая свое отношение вслух, ребенок становится центром излишнего внимания, жалости и заботы. Это негативно ска­зывается на воспитании ребенка, формировании его самооценки, взаимоотношений с окружающими.

Воспитание и обучение слепого или слабовидящего ребенка в семье требуют от родителей знания особенностей развития ребенка с нарушенным зрением, влияния первичного дефекта на форми­рование психических функций, двигательных, социальных, учеб­ных и других умений, способов и приемов формирования и разви­тия навыков ориентировки в пространстве, восприятия предметов и явлений окружающего мира, умения общаться и контактиро­вать со сверстниками и взрослыми, обслуживать себя, исследовать и познавать окружающий ребенка мир при помощи сохранных чувств.

Дошкольные учреждения для детей с нарушением зрения явля­ются государственными учреждениями общественного воспита­ния детей слепых, слабовидящих, включая детей с косоглазием и амблиопией, в возрасте от 2-3 до 7 лет. Эти учреждения имеют целью воспитание, лечение, возможное восстановление и развитие нарушенных функций зрения у детей и подготовку их к обучению в школе.

Педагогическая работа направлена на гармоническое развитие ребенка в той степени, в которой это позволяет сделать уровень нарушения зрения в каждом отдельном случае, а также психическое и физическое развитие ребенка. Педагогическая работа исходит из программ обучения и воспитания в массовых детских садах, на основе которых разрабатываются специальные программы.

Кроме образовательной составляющей работа в дошкольных группах направлена на коррекцию отклонений в развитии, вос­становление остаточных функций зрения, оздоровление детей. Значительное внимание уделяется развитию всей компенсирую­щей системы, прежде всего слуха, осязания, мобильности и ориен­тировки в пространстве, а также формированию навыков самооб­служивания. Проводится работа по гигиене, охране и развитию остаточного зрения, коррекции познавательной, личностной и двигательной сферы, формированию навыков ориентировки в пространстве и самообслуживанию.

Дети обучаются основным навыкам гигиены зрения, а также, если это необходимо, и пользования очками. У детей развиваются все элементы зрительного восприятия: способность видеть вблизи и вдаль, наблюдать за движущимися предметами, способность различать форму предметов, краски, рассматривать картинки, ориентироваться в пространстве. Развитие зрительных функций дополняется развитием слуха и осязания. Дети подготавливаются к систематическим занятиям в школе.

 

Обучение детей с недостатками зрения в школе. 

Школы для слепых и слабовидящих являются составной частью единой государственной системы специального образования и функционируют на основе принципов, присущих этой системе обу­чения и воспитания детей с особыми образовательными потребно­стями. Обучение и воспитание в школах слепых и слабовидящих имеют ряд собственных принципов и особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недо­развитых функций, организацию дифференцированного обучения. Обосновывая основные положения обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей, тифлопедагогика исходит из учения о раз­ностороннем развитии личности, естественнонаучных основ ком­пенсации слепоты и слабовидения, концепции о единстве биологи­ческих и социальных факторов в развитии детей с отклонениями в развитии. Это единство, как отмечал Л.С.Выготский, представляет собой единство сложное, дифференцированное и изменчивое как по отношению к отдельным психическим функциям, так и к разным этапам возрастного развития детей.

В связи с этим школы для слепых и слабовидящих детей должны выполнять следующие функции: учебно-воспитательную, коррекционно-развивающую, санитарно-гигиеническую, лечебно-восста­новительную, социально-адаптационную и профориентационную. Это обеспечивает нормализацию развития детей с нарушенным зрением, восстановление нарушенных связей с окружающей их средой (социальной, природной и др.).

Психическое развитие слепых и слабовидящих детей, форми­рование у них компенсаторных процессов, активной жизненной позиции, осознания способов самореализации и овладение ими зависят прежде всего от социальных условий, в первую очередь от образовательных.

Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспи­тания предусматривает развитие процессов компенсации, исправ­ление и восстановление нарушенных функций, сглаживание недос­татков познавательной деятельности, поиск потенциальных воз­можностей в становлении личности слепых и слабовидящих детей (М. И. Земцова, Ю. А. Кулагин, А. Г. Литвак, Л. И. Солнцева и др.). Специфика работы школ для слепых и слабовидящих детей проявляется в следующем:

-учете общих закономерностей и специфических особенностей развития детей, в опоре на здоровые силы и сохранные возможности;

-модификации учебных планов и программ, увеличении сроков обучения, перераспределении учебного материала и изменении темпа его прохождения;

-дифференцированном подходе к детям, уменьшении наполняе­мости классов и воспитательных групп, применении специальных форм и методов работы, оригинальных учебников, наглядных по­собий, тифлотехники;

-специальном оформлении учебных классов и кабинетов, созда­нии санитарно-гигиенических условий, организации лечебно-восстановительной работы;

-усилении работы по социально-трудовой адаптации и само­реализации выпускников.

Для обучения и воспитания детей с нарушением зрения в стране имеется развитая сеть специальных школ. При некоторых массовых общеобразовательных школах имеются классы охраны зрения.

Школы для слепых и слабовидящих детей (специальные школы III и IV видов) состоят из трех ступеней: I ступень - начальная школа, II ступень - основная школа или неполная средняя школа, III ступень - средняя школа. Ступени школы соответствуют трем основным этапам развития ребенка: детство, отрочество, юность.

Школа I ступени призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие ее потенциальных возможностей, лечение, гигиену и охрану зрения, формирование у школьников умения и желания учиться. В начальной школе проводятся заня­тия по развитию зрительного восприятия, слуха, осязания, по ло­гопедии, ЛФК, ритмике, социально-бытовой ориентировке, ори­ентировке в пространстве. Учащиеся начальной школы приобре­тают умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, пониманию изображений, овладевают элементами наглядно-образного и теоретического мышления, основами лич­ной гигиены, элементарными приемами и способами самообслу­живания, мобильности и ориентировки. Обучение ведется по спе­циальным планам, программам, учебникам.

Школа II ступени закладывает прочный фундамент общеобра­зовательной и трудовой подготовки, необходимый выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь общества. Продолжается работа по коррекции познава­тельной, личностной и двигательной сферы детей, гигиене и охра­не зрения, укреплению здоровья. Неполная средняя школа разви­вает потенциальные возможности ребенка, формирует научное мировоззрение и способности к социальному самоопределению, расширяет сферу познания и овладения различными видами тру­довой деятельности с учетом профессионального обучения и тру­доустройства.

Школа III ступени обеспечивает завершение общеобразова­тельной подготовки и курса профессионального обучения на ос­нове его дифференциации. Средняя школа создает условия для наиболее полного учета интересов учащихся, социально-психо­логической адаптации, активного включения их в жизнь совре­менного общества и общественно полезный труд. С этой целью в учебный план школы включены факультативные занятия по вы­бору самого учащегося.

 

Особенности обучения слепых и слабовидящих общеобразовательным предметам.

Программы специальных классов общеобразовательных школ для слепых и слабовидящих детей по русскому языку, математике, ознакомлению с окружающим миром, природоведению соответст­вуют аналогичным программам общеобразовательной массовой школы по объему и содержанию изучаемого материала. При этом программы специального образования построены с учетом особен­ностей развития незрячих и слабовидящих детей. В них учтена не­обходимость коррекционно-компенсаторной работы, направлен­ной на развитие восприятия, конкретизацию представлений, со­вершенствование наглядно-образного мышления, формирование приемов и способов самоконтроля и регуляции движений с исполь­зованием специальных форм, приемов и способов. Поскольку вос­приятие учебного материала слепыми и слабовидящими по скоро­сти, полноте и точности уступает восприятию его нормально видя­щими людьми, а представления этих детей об окружающем их ре­альном мире бедны, фрагментарны, а в ряде случаев искажены, уве­личено время на выполнение измерительных действий, проведение наблюдений, опытов, экскурсий и предметных уроков.

Программами предусмотрено использование средств коррек­ции и компенсации значительно нарушенного и компенсации от­сутствующего зрения с помощью оптических приспособлений, тифлоприборов, рельефно-графических пособий (для слепых), плоскопечатных (для слабовидящих).

Особенностью программы по русскому (национальному) языку в начальных классах специальных школ для слепых и слабовидя­щих детей является то, что они предусматривают увеличение про­должительности подготовительного периода. Это связано с осо­бенностями познавательной деятельности этих детей и недоста­точной подготовкой их к школе по сравнению со зрячими сверст­никами. В школе слабовидящих курс русского (национального) языка начинается с работы по формированию представлений на основе обогащения зрительного опыта учащихся, установлению соответствия между словом и конкретным образом предмета, подготовке глаза и руки к письму. Эта работа продолжается и на последующих этапах обучения русскому (национальному) языку.

Своеобразие программы по языку в школах для слепых состоит в том, что в ней уделяется большое внимание обучению чтению и письму по системе Брайля на основе использования тактильно-двигательных ощущений. Программа предусматривает формирова­ние предметных представлений, уточняющих содержание слов, уме­ние работать с рельефными грамматическими схемами, сюжетными рисунками и другими специальными дидактическими материалами.

Программа по математике, так же как и программа по русско­му языку, предусматривает увеличение подготовительного перио­да. В содержание обучения по математике включен материал, на­правленный на обогащение опыта и овладение ориентировочны­ми навыками в микро- и макропространстве. Большое внимание уделяется формированию конкретных представлений о величине, форме, количестве, пространственном положении предметов и чертежно-измерительных действий.

В программах школ для слабовидящих «Ознакомление с окру­жающим миром и природоведение» увеличено количество пред­метных уроков, экскурсий и практических занятий, что позволяет обогатить зрительный опыт детей и сформировать у них пред­ставления об окружающей действительности. В тему «Организм человека и охрана его здоровья» введен материал об органе зре­ния и его охране, что способствует овладению навыками гигиены и охраны зрения. Введено изучение специальных приемов и спо­собов ориентирования и выполнения правил дорожного движения (знакомство с дорожным знаком «Осторожно, слепые», рельеф­ными схемами улиц и площадей, маршрутами движений, звуко­выми светофорами и локаторами). Предусмотрены специальные занятия по овладению правилами пользования тростью при дви­жении, переходе улицы, обнаружении препятствий.

При изучении природоведения в школе слепых особое внима­ние уделяется умениям выделить элементарные сигнальные при­знаки предметов и объектов живой и неживой природы при по­мощи осязания, слуха, обоняния, остаточного зрения. Увеличива­ется время на проведение опытов, наблюдений, предметных уро­ков и экскурсий для восполнения отсутствующей или недостаю­щей зрительной информации.

Особенности программ по изобразительному искусству для слепых и слабовидящих состоят прежде всего в подборе видов объ­ектов и средств изобразительной деятельности. Особое внимание обращено на обучение чтению и выполнению изображений, пла­стическому моделированию и декоративно-прикладной деятель­ности. Это способствует развитию восприятия и наглядно-образ­ного мышления, художественно-эстетическому воспитанию слепых и слабовидящих учащихся.

Обучение общеобразовательным предметам слепых и слабови­дящих учащихся в основном осуществляется по программам об­щеобразовательной массовой школы с учетом специфики их раз­вития. В связи с увеличением по сравнению с обычной школой срока обучения слепых и слабовидящих в этом звене на один год дается иное распределение программного материала по годам обучения. Обучение общеобразовательным предметам учащихся с нарушением зрения в средней школе также ведется по програм­мам массовой общеобразовательной школы с применением спе­циальных форм и методов работы, дидактических средств на­глядности и тифлотехнических устройств.

Дети с нарушениями зрения могут обучаться в общеобразова­тельной массовой школе, если для них созданы там специальные образовательные условия: специальная освещенность, наличие тиф­лотехнических средств, специальных учебников, психолого-педа­гогическое сопровождение детей специалистами - тифлопедаго­гами, тифлопсихологами; образовательный процесс должен иметь коррекционную направленность в той же мере, что и в специаль­ной школе. Для детей с нарушенным зрением должны быть орга­низованы специальные коррекционные занятия: ритмика, лечеб­ная физкультура, коррекция нарушений речи, занятия по соци­ально-бытовой и пространственной ориентировке, развитию зри­тельного восприятия.

 

Трудовая подготовка и профориентация в школе

Трудовое обучение в специальной школе имеет три ступени, учитывающие специфические и возрастные особенности развития детей с нарушениями зрения:

-первоначальное трудовое обучение в I-IV классах;

-трудовая подготовка, осуществляемая на общеобразователь­ной основе, имеющей политехническую направленность в V-X классах;

-широкопрофильная трудовая подготовка с переходом в про­фессиональную с активным вовлечением учащихся в общественно полезный производительный труд в XI-XII классах.

Первоначальное трудовое обучение (I-IV классы) направлено на привитие любви к труду, ознакомление с элементами техниче­ского, сельскохозяйственного и обслуживающего труда. Дети по­лучают элементарные сведения об основных свойствах некоторых материалов (бумаги, картона, дерева, жести, проволоки, пласти­ческих масс, глины и др.), знакомятся с устройством, назначением и применением рабочих и измерительных инструментов (метра, масштабной линейки, угольника, рулетки, различных шаблонов),усваивают основные понятия мер длины, веса и объема. Большое внимание уделяется бытовому труду и самообслуживанию.

Трудовая подготовка на втором этапе (V-X классы) осуществ­ляется на общеобразовательной основе, имеет политехнический ха­рактер и предусматривает активное вовлечение школьников в общественно полезный труд. Трудовое обучение на этом этапе расширяет знания и умения учащихся в сфере технического, сель­скохозяйственного и обслуживающего труда. В сфере технического труда они изучают элементы электроники, машиноведения, специ­альной графики, овладевают приемами пользования инструмен­тами и способами обработки различных материалов (дерева, ме­талла, пластмасс и др.), выполнения механосборочных и электро­монтажных работ. В процессе выполнения сельскохозяйственных работ они получают знания и навыки выращивания ведущих для данной местности овощных, плодово-ягодных и цветочно-декора­тивных растений. Обслуживающий труд предусматривает занятия по кулинарии, ремонту бытовой техники, обработке тканей, уходу за одеждой. На этом этапе трудового обучения решаются не толь­ко учебно-воспитательные, но и профориентационные задачи, поскольку этот этап обучения связан с последующей профессио­нальной подготовкой учащихся.

На третьем этапе (XI-XII классы) осуществляется широкопро­фильная трудовая подготовка с переходом в профессиональную с активным вовлечением учащихся в общественно полезный произ­водительный труд. Обучение сочетается с производительным тру­дом в условиях школы и на предприятиях.

 

Воспитание учащихся

Образование детей и подростков с нарушениями зрения вклю­чает в себя процесс нравственного, физического, эстетического, трудового воспитания, социально-психологическое адаптирова­ние учащихся, формирование активной жизненной позиции.

Сохранность речи и мышления, достаточный уровень компен­саторного развития у большинства слепых и слабовидящих школь­ников позволяют овладеть высоким уровнем образования, отно­сительно легко усваивать основные нормы морали и правила по­ведения. Однако практическое овладение этими нормами для них осложнено, так как им трудно наблюдать за поведением людей в различных жизненных ситуациях и подражать их действиям.

На формирование личностных качеств у слепых и слабовидя­щих значительное влияние оказывает социально-психологический микроклимат (в семье, школе, ближайшем окружении), который часто характеризуется излишне сочувственным отношением, созданием щадящего режима, ограничением их деятельности и ак­тивности. Это приучает детей к пассивности, инертности, зависи­мости, неверию в свои силы, осознанию себя инвалидами. Следст­вием этого становятся неадекватная требовательность к обществу, школе, семье, иждивенческие настроения. Поэтому весь комплекс воспитательных мероприятий направляется на раскрытие широ­ких возможностей лиц с нарушением зрения, формирование у них активной жизненной позиции, предполагающей возможно более полное участие в социальной и культурной жизни, полноценный труд, независимую жизнь.

Особую заботу проявляет школа в решении проблемы эстети­ческого воспитания. Слепые и слабовидящие с различными спосо­бами восприятия окружающей действительности в разной мере способны к эстетической оценке предметов и объектов учебной, игровой и трудовой деятельности.

Познавательно-образное мышление, художественно-эстетиче­ское чувство материализуются в различных видах деятельности. Поэтому игру, учение, труд можно рассматривать как познаватель­но-оценочную, преобразующую деятельность, в которой отобра­жается взаимодействие с окружающей действительностью. В про­цессе обучения музыке, графике, скульптуре, художественному моделированию и конструированию, декоративно-прикладному искусству дети знакомятся с содержательными элементами эсте­тического (формой, ритмом, гармонией, симметрией, пластикой, цветосочетанием и др.), У них формируются эстетические потреб­ности, эмоциональная отзывчивость, предрасположенность к вос­приятию эстетических и художественных ценностей.

Важное внимание уделяется физическому воспитанию, которое имеет чрезвычайно важное значение для улучшения состояния здоровья и физического развития слепых и слабовидящих.

Для них проводятся специальные коррекционные занятия по физическому воспитанию, лечебной физкультуре, ритмике, вклю­чающие развитие силовых, пространственно-временных компонен­тов моторных действий, координации, точности, ловкости движе­ний. Тифлопедагоги строят образовательный процесс таким об­разом, чтобы обеспечить возможно большую двигательную ак­тивность учащихся за счет постановки всех видов физкультурно-оздоровительной работы: гимнастики до занятий, физкультурных минуток, подвижных перемен, ежедневных спортивных часов, ежемесячных дней здоровья и спорта и др.

В программах по физической культуре многие виды упражне­ний имеют специфическую коррекционную направленность, из­менены нормативы и качественные характеристики выполняемых движений с учетом показанных и противопоказанных факторов к

физическим нагрузкам, формированию навыков пространствен­ной ориентировки и коррекции движений, обусловленных слабовидением и слепотой.

 

Средства обучения слепых и слабовидящих

Для учащихся школ III вида выпускается весьма разнообразная литература, издаваемая по системе Брайля. Это учебники, учебные пособия, социально-экономическая, политическая, художественная, научно-популярная, музыкальная литература. Все выпускаемые учебники по Брайлю иллюстрируются рельефными рисунками, чертежами, схемами. Для слепых, имеющих остаточное зрение, выпускаются пособия, сочетающие рельефную и цветную печать.

В школах для слабовидящих широко используются специаль­ные учебники с укрупненным шрифтом и адаптированными цвет­ными иллюстрациями.

Для подбора, построения и реконструкции изображений для слепых и слабовидящих разработаны специальные методики, учи­тывающие зрительные и осязательные возможности детей (В.П.Ер­маков).

Понятие тифлотехника включает в себя как теоретическое обоснование технических устройств и методов помощи людям со зрительной недостаточностью, так и практическое приложение этих устройств и методов применительно к условиям деятельно­сти слепых и слабовидящих с учетом структуры нарушенных зри­тельных функций. Учебная тифлотехника совершенствует и раз­вивает учебную материально-техническую базу, обогащает со­держание и методы обучения, оптимизирует обучение учащихся с нарушениями зрения в общеобразовательных школах, высших и средних специальных учебных заведениях, а также в процессе по­литехнической и производственной подготовки.

В основе разработки тифлотехнических средств компенсации нарушенных функций зрительного анализатора лежит преобразо­вание (перекодирование) визуальной информации в сигналы, дос­тупные для восприятия посредством слуха и осязания (сохран­ными анализаторами). Функции приемника световых сигналов и их перекодирование выполняет тифлоприбор.

Коррекция неполноценного зрения с помощью тифлотехниче­ских средств ведется путем усиления (повышения уровня) полез­ного оптического сигнала над уровнем помех, обусловленных не­полноценностью зрительного анализатора. Это достигается уве­личением яркости, контрастности, угловых размеров изображе­ния наблюдаемого объекта на сетчатке глаза. В тех случаях, когда при пониженном зрении обычная коррекция аметропии неэффективна,   используются  специальные   оптические,   телевизионные, светотехнические средства.

К оптическим средствам коррекции относятся различного рода лупы (ручные, опорные, стационарные), очки (микроскопические, телескопические, гиперокулярные),  монокуляры и бинокуляры, проекционные увеличивающие аппараты (эпи- и диапроекторы). Все эти средства могут быть использованы для зрительных работ на близком или далеком расстоянии. Лупы помимо этого устанав­ливаются над шкалами измерительных приборов, на станочном оборудовании. Очки для лиц с ослабленным зрением выпускаются унифокальные или бифокальные. Используются телевизионные увеличивающие устройства для слабовидящих, позволяющие по­лучить шестидесятикратное увеличение. В зависимости от характе­ра использования различают телевизионные устройства индивиду­ального или коллективного пользования. При обучении слабови­дящих используются специальные замкнутые телевизионные сис­темы, позволяющие осуществлять фронтальные методы обучения. Для лиц, страдающих дефектом поля зрения (трубчатое зрение, гемианопсия), предназначены специальные оптические системы, изменяющие в необходимых пределах поле зрения.

В случаях, когда зрение ухудшается в условиях повышенной освещенности, используются светотехнические средства в виде светозащитных корригирующих линз из цветного стекла или бес­цветного стекла с покрытием.

Для незрячих разработаны различные по сложности техниче­ские устройства и приспособления: простые приспособления для вдевания нитки в иголку, трости для обеспечения возможности самостоятельного передвижения, грифели и приборы для ручного письма по системе Л. Брайля. Разработаны специальные пишущие машинки для незрячих программистов электронно-вычислитель­ных машин. Имеются специальные приборы для рельефного чер­чения и рисования.

Выпускаются «говорящие» книги, представляющие собой ти­ражированные на грампластинках, магнитных носителях записи книг, а также специальные устройства для их прослушивания.

В целях улучшения физической подготовки слепых и слабовидя­щих и развития их двигательной активности используются специ­альные виды тренажеров, звуковые мишени, звучащие мячи и т. п.

Специальные технические средства и приспособления, исполь­зуемые для трудового и профессионального обучения и на рабо­чих местах производственных предприятий, позволяют осуществ­лять слепым и слабовидящим сборку электротехнических и ра­диоэлектронных изделий, производить механическую обработку различных материалов, холодную штамповку и другие операции.

 

Лечебно-профилактическая, санитарно-гигиеническая и восстановительная работа

Составной частью деятельности школ является организация лечебно-профилактической, санитарно-гигиенической и восста­новительной работы, которая осуществляется врачами-специа­листами (окулистом, педиатром, психоневрологом) и средним ме­дицинским персоналом. Лечебно-консультативная помощь врачей других специальностей при наличии показаний оказывается по­ликлиникой, в районе деятельности которой находится школа. Вся лечебная работа в школе направлена на максимальное вос­становление, улучшение и охрану зрения учащихся. С этой целью проводятся следующие мероприятия:

-консервативное лечение глазных заболеваний (медикамен­тозная терапия, оксигенотерапия, физиотерапия и др.);

-своевременное направление учащихся, нуждающихся в хирур­гическом лечении, в глазной стационар;

-активное плеоптическое и плеоптоортоптическое лечение;

-назначение очковой коррекции;

-создание офтальмогигиенических условий в процессе обучения.

При проведении лечебно-восстановительной работы в зависи­мости от показаний ведется консультирование учащихся в спе­циализированных клинических центрах. Для получения консуль­тативной помощи и методического руководства школа закрепля­ется за соответствующим специализированным учреждением, ока­зывающим офтальмологическую помощь.

 

Профориентация, профессиональное образование и трудовая деятельность слепых и слабовидящих 

Профориентация лиц с нарушенным зрением ведется с учетом медицинских показаний и противопоказаний, установленных НИИ глазных болезней им. Гельмгольца, и на основе принципов рацио­нального и качественного трудоустройства инвалидов по зрению, разработанных ЦИЭТИНом.

В специальной профориентационной карточке ведется систе­матическая регистрация данных медицинского и психолого-педа­гогического изучения школьников. Дети не всегда могут сами адекватно соотнести свои возможности с требованиями будущей профессии, поэтому наличие таких данных помогает в оказании правильной консультативной профориентационной помощи в выборе факультатива, кружка, видов работы по трудовому обу­чению, а после окончания школы - в выборе профессии.

Значительное число лиц с нарушенным зрением трудится на промышленных предприятиях. Одни из них работают за станками, другие - на конвейерах, третьи - на испытательных стендах. На промышленных предприятиях системы Всероссийского общества слепых распространены механосборочные, радио- и электромон­тажные работы. Процесс изготовления деталей и узлов разбит на простые операции.

Для освоения таких профессий уже в школе у учащихся разви­вают технические способности, конструктивное творческое вооб­ражение. В этих целях школьники изучают черчение, машинове­дение, электро- и радиотехнику, овладевают рабочими умениями и навыками, участвуют в кружковых и факультативных занятиях. Среди незрячих много рационализаторов и изобретателей. Достойное место занимают незрячие в мире науки, искусства, литературы. Значителен вклад в сокровищницу науки выдающих­ся незрячих философов Греции - Демокрита (V-IV в. до н.э.) и Диодота (I в. до н. э.). Известны имена выдающихся математиков -Дидима (Александрия, IV в. до н. э.), Н. Саундерсона (Шотландия, XVIII в.), Д. Гоффа (Англия, XVIII в.), историков - Ауфидия (Рим, II в. н.э.), О.Тьерри (Франция, XIX в.), В.Пресскота (США, XIX в.), энтомолога Ф. Губера (Швейцария, XVIII в.), тифлолога Л. Брайля (Франция, XIX в.), русского, советского профессора A.M.Щер­бины (1874-1934).

Среди русских и советских ученых много незрячих, которые являются гордостью отечественной науки, - свыше 40 докторов и более 200 кандидатов наук. Широко известны имена отечествен­ных математиков: академика Л. С. Понтрягина, д-ра физико-математических наук А. Г. Витушкина, д-ра физико-мате­матических наук В.И.Зубова и др. Свой вклад в специальную пе­дагогику, тифлопедагогику сделали незрячие ученые: д-р педа­гогических наук, профессор Б.И.Коваленко, д-р педагогических наук, профессор В.С.Сверлов. Люди с нарушенным зрением ус­пешно работают программистами, экономистами, историками, филологами, в области теоретической и прикладной математики. Много замечательных незрячих людей заняли достойное место в искусстве и литературе. Известны имена слепых писателей и по­этов Николая Николаева, Ивана Козлова, Всеволода Рязанцева, Александра Белорукова, Федора Шоева, Николая Островского и более молодых, принадлежащих другому поколению, - Эдуарда Асадова, Николая Силкова, Глеба Еремеева, Михаила Суворова, Николая Рыбалко, Анны Притчиной и других.

Среди слепых много замечательных композиторов и музыкан­тов. Многие незрячие получают музыкальное образование и ра­ботают по избранной специальности.  Окончив консерваторию или музыкальное училище, они становятся солистами филармо­ний, музыкально-эстрадных объединений. Профессия настройщи­ка музыкальных инструментов уже давно широко распространена среди незрячих. Ученик Национального института для слепых де­тей в Париже К. Монталь, ослепший в шестилетнем возрасте, спе­циализировался в настройке и починке пианино и роялей. Он пользовался славой лучшего настройщика в ^Париже, за что был удостоен ордена Почетного легиона. В Нью-Йорке на знаменитой фабрике «Стейнвэй», продукция которой высоко ценится среди профессионалов и любителей музыки, главным настройщиком му­зыкальных инструментов был слепой по фамилии Шотте. В Рос­сии среди незрячих также были знаменитые настройщики форте­пиано (П. Трекше, В. Чернов). В разные времена широко известны были имена слепых резчиков по дереву и скульпторов, таких, как Л.Видаль, Л.По, М.Р.Макаров. Л.По, будучи балериной, в 21 год потеряла зрение. Талант и целеустремленность позволили ей стать профессиональным скульптором, членом Союза художников СССР. Ее лучшие произведения выставлены в картинных галереях и музеях Москвы, С.-Петербурга, Перми, Киева.

Среди незрячих много преподавателей высших и средних спе­циальных учебных заведений, общественных деятелей, организа­торов производства.

Популярна среди незрячих профессия массажиста. В сельской местности живет и работает значительное число лиц с нарушенным зрением. Те, кто имеет остаточное зрение, ра­ботают лесоустроителями, пчеловодами, садоводами, агронома­ми. Около 30% выпускников школ-интернатов для слабовидящих стремятся поступить в сельскохозяйственные вузы и техникумы.

Подготовка специалистов из числа слепых и слабовидящих (инвалидов I и II групп по зрению) ведется в библиотечных техни­кумах, музыкальных училищах и училищах культуры, а также в специальном медицинском училище, выпускающем массажистов широкого профиля.

В вузах незрячие и слабовидящие могут обучаться по специ­альностям: правоведение, родной язык и литература, история, философия, экономика, математика, прикладная математика, на­родные инструменты, пение, фортепиано, композиция, музыкове­дение и др.

 

Литература:

 

  1. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М., 1992.
  2. Муратов Р.С. Технические средства обучения слепых и слабовидящих школьников. – М., 1968.
  3. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. – М., 1980.
  4. Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; под ред. Н.М. Назаровой. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – С. 279 – 299.

Copyright © 2017 Cайт учителя русского языка и литературы Огибалиной Виктории Михайловны.

Яндекс.Метрика