Андрей Белый: поэт, прозаик, теоретик символизма
В русском символизме существовало 2 самостоятельных потока. В 1890-е годы заявили о себе так называемые "старшие символисты": Д. Мережковский. В. Брюсов, К. Бальмонт. З. Гиппиус. А в 1900-е гг. на литературную арену вышли "младосимволисты": А. Белый А. Блок. С. Соловьев, Вяч. Иванов и др.
Идеологом "старших символистов" стал Д. Мережковский, а вдохновителем "младосимволистов" был Андрей Белый. Настоящее имя - Борис Николаевич Бугаев.
Андрей Белый, поэт и прозаик, обогатил русский символизм новой литературной формой. Как справедливо писал об авторском стиле А. Белого известный философ и литературовед А. Ф. Лосев, «это поэт с невероятными возможностями словотворчества... Я считаю, что это редчайший дар. Манера образного нагромождения — одна из особенностей искусства XX века. Полет сразу во все стороны». Белый является и создателем новой музыкально-ритмической прозы.
Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев) родился 14 (26) октября 1880 года. Мать, Александра Дмитриевна (урожд. Егорова), пианистка, открыла сыну мир классической музыки; отец, Николай Васильевич Бугаев, известный математик, декан физико-математического факультета Московского университета, привил сыну и свои идеалистические взгляды, и интерес к точным наукам.
Уже в старших классах гимназии Андрей Белый увлекся различными философскими теориями: пессимистическим учением Шопенгауэра, трудами позитивистов и древней индуистской философией.
В 1899—1903 годах А. Белый — студент естественного отделения физико-математического факультета Московского университета. В это время, вспоминает писатель в «Автобиографической справке», «окончательно определяется мой интерес к философии и эстетике; я решаю поступить на филологический факультет» (туда он поступает в 1905 году, но не заканчивает, бросив учебу в 1906 году).
В первые годы XX века через своего друга С. Соловьева А. Белый знакомится с наследием философа Владимира Соловьева и с Александром Блоком. Именно философия Соловьева послужила общей почвой как для будущей дружбы Белого и Блока, так и для формирования мировоззрения и литературных взглядов самого писателя.
С Блоком (какое-то время с Д. Мережковским и младшими символистами) Белого сближало чувство космического одиночества в эмпирическом мире («Сирый, убогий в пустыне бреду — / Всё себе кров не найду» — «Одиночество», 1900) и стремление найти выход из него в вечность. «Осознать современность — осознать трагедию: вот был каков мой лозунг в те времена», — пишет Белый о своем раннем творчестве в автобиографии»[1].
Свои попытки проникнуть в двойственность мира (это — стержень философии Вл. Соловьева) молодой писатель стремится воплотить на музыкальной основе, что нашло отражение в названиях произведений 1900—1907 годов: симфонии.
Греческое слово «symphonia» буквально переводится как «созвучие». Созвучие находит отражение в четырехчастной форме симфонии, куда входят: экспозиция, разработка, реприза, кода. В экспозиции даются две основные музыкальные темы (присутствуют и побочные темы, дополняющие и развивающие основные); во второй части темы разрабатываются и варьируются; в репризе они повторяются с некоторыми изменениями; кода объединяет темы (апофеоз).
В 1900 году Андрей Белый пишет «Северную симфонию (1-ю, героическую)», в 1902-м появляется в печати «Симфония (2-я, драматическая)», в 1905-м выходит повесть «Возврат (3-я симфония)». В 1907 году цикл симфоний завершает «Кубок метелей».
Замена цельного сюжета отдельными эпизодами, связанными по принципу ассоциативности, перекликающимися и дополняющими друг друга, введение дополнительных (побочных) линий, развивающих ту или иную тему, тот или иной образ произведения, отказ от единого лирического голоса автора характерны для каждой «Симфонии». В каждой симфонии в большей или меньшей мере присутствуют все элементы музыкального произведения названного жанра.
Вместе с тем все четыре симфонии А. Белого составляют единое произведение, в котором порядковый номер симфонии соответствует ее месту в разобранной выше форме.
Во всех «Симфониях» человек и мир рассматриваются на грани двух разорванных стихий — быта и бытия. Белый ощущает эту раздвоенность мира и ждет предсказанного Соловьевым конца, ждет «последней борьбы», которая в Откровении Иоанна Богослова заканчивается победой «христианского мира, воцаряющегося с Христом на тысячу лет», а в восприятии автора — приходом людей к праистокам.
В 1904 году вышла в свет «Северная (1-я, героическая) симфония». «Симфонии» — естественное и закономерное порождение культуры символизма, тяготевшего к синкретическому творчеству, стремившегося по-новому передать и прочувствовать идею мирового всеединства, воплощающегося во взаимопроникновении и взаимообогащении самых различных аспектов жизни и человеческой культуры — религии и философии, художественного и рационального познания, сиюминутной современности и исторического наследия, а также и в стирании привычных границ между отдельными видами искусств».
В «Северной симфонии» Белого такими в земном мире герои испытывают горе и страдания, годы один за другим бесконечной чередой, дни следуют за днями, часы за часами, вытягиваясь в одну непрерывную линию. Линия, считает писатель, складывается из бесчисленного ряда мгновений, событий, следующих одно за другим, но не приводящих к качественным изменениям. В симфонии движение раскрывает характер времени, которое может восприниматься как разделенное на равные промежутки, следующие один за другим.
Время в симфонии Белого может ощутимо замедляться, и тогда оно характеризуется как «туманное безвременье», персонажи как бы погружаются в сон, напоминают тени, которые бродят по улицам застывшего города. Безвременьем назван некий заключительный этап целой культурно-исторической эпохи, за которым последует полное и окончательное преображение мира и человека. Речь идет об ожидании второго пришествия Христа, апокалипсическими предчувствиями которого был пронизан весь период рубежа веков. Таким образом, время подвержено старению, замедлению, убыванию и порче: «дух безвременья собирался запеть свои гнусные песни… Собирался, но не собрался, а застыл в старческом бессилии...».
В «Северной симфонии» еще не появляется апокалипсический образ времен, свернувшихся как свиток, который станет одним из важнейших лейтмотивов «Кубка метелей», но уже ясно выражено ощущение конца времени. Настоящее и прошлое героев первой симфонии оценивается негативно. Короля и королеву окружают «рыцари сумрака», внушая им чувство страха и ужаса и вынуждая бежать из родного города в леса. Мрачное настоящее персонажей симфонии характеризуется такими атрибутами, как «зима», «ночь», «сон», «старость», «туман», «тоска», «смерть». Земной мир покрыт «туманом сатанизма», некий католик, который «совершал черную мессу и ему прислуживали диаволы Астарот и Богемот», пытается привлечь на сторону темных сил главного героя произведения – молодого рыцаря.
Настоящее противопоставлено в произведении будущему, которое ассоциируется с весной, рассветом, юностью, солнцем, рождением. Наступления будущего с нетерпением ожидают герои: король пытается убедить своих подданных, что «туманы должны скрыться, сожженные солнцем, и что ночь — заблуждение», а сказочный кентавр Буцентавр кричит, что «с холма увидел розовое небо... Что оттуда виден рассвет…».
Приближение момента полного и окончательного преображения мира символизирует заря. В «Северной симфонии» мотив зари непосредственно связан с главной героиней – королевной, в глазах которой «трепетали зарницы откровений». Королевна является связующим звеном между двумя мирами – земным, в котором царит время, и небесным (надмирным), подчиненным вечности. Заря символизирует приближение момента перехода героев из низшего земного мира в высший божественный мир. Эти миры неравноценны, они противопоставлены друг другу, но между ними существует множество точек пересечения. Надмирная Вечность напоминает о существовании высшего мира, постоянно вторгаясь в жизнь героев. Когда юная королевна только росла на вершине башни в лесу, «Вечность строгою птицею летала во мраке ночном», печать Вечности отражается в улыбке героини и в конце концов она сообщает своим подданным: «Я оставлю вас для Вечности!». Вечность помогает молодому рыцарю, влюбленному в королевну, преодолеть в себе темное начало и защищает от козней католика. Прорыв вечности во время – один из аспектов проблемы соотношения времени и вечности. Василий Великий считал таковым прорывом первое мгновение творения мира, и, может быть, мгновение вообще. Кроме того, и для Василия Великого, и для других отцов церкви, и для всех христиан это воскресение Иисуса Христа. В «Северной симфонии» прорывом из времени в вечность становится момент перехода из земного мира в божественный. Его символизирует последняя фраза произведения: «Ударил серебряный колокол».
Описанию божественного мира, куда попадают королевна и рыцарь после смерти, посвящена четвертая, заключительная часть симфонии. Здесь, после очищения рыцаря в водах безвременья, состоялась их встреча. Герои приобщились к жизни святых, «камышовых блаженных», отшельников и пророков, среди которых по колено в воде бродят Адам и «тысячелетняя морщинистая Ева». Адам и Ева «шли в знакомые, утраченные страны. Озирались с восторгом и смеялись блаженным старческим смехом. Вспоминали забытые места» [Там же, 78]. Таким образом, место, куда попадают главные герои симфонии, очень похоже на земной рай – Эдем, знакомое Адаму и Еве место, из которого они были изгнаны после грехопадения. Белый подчеркивает дряхлость первопредков человека: как и остальному человечеству, им не удалось избежать разрушительного воздействия времени.
Два мира, описанные в «Северной симфонии», - земной и божественный – изоморфны друг другу. Преображение героев, которые после смерти переходят из дольнего мира в горний, не окончательное. В четвертой части симфонии описана «последняя обитель», очищенная от темных сил, наполненная радостью и счастьем. Тем не менее, этот мир тоже не обладает всей полнотой божественной вечности. В нем происходит смена дня и ночи, что свидетельствует о его несовершенстве. Но изменения в этом мире минимальны, действия персонажей здесь подчинены единой цели – все они ожидают знаменательного момента, в который произойдет их окончательное преображение. Об этом сообщает им пророчица Ия: «Это ли счастье! Оно придет с зарею после ночи. Оно будет нежданно. Уже прошли старики великаны к своему Богу. Уже среди нас бродит Он, как блуждающий огонек... Настанет день нашего вознесения... И меркнет счастье сумерек пред новым, третьим счастьем, счастьем Духа-Утешителя...» [Там же, 85]. Таким образом, Белый описывает в симфонии два мира – низший (земной, дольний) и высший (последнюю обитель, горний), между которыми есть черты как сходства, так и противоположности, т.е. они сопоставимы друг с другом. Переход героев из одного мира в другой символизирует их очищение. Пребывание в последней обители является необходимым этапом, готовящим их к окончательному преображению и обретению всей полноты вечной жизни в божественном мире, но что собой этот мир представляет, так и остается загадкой. Не только в первой, но и в последующих симфониях он не фигурирует. Предполагаем, это связано с тем, что мир Вечности несопоставим ни с земным миром, ни с последней обителью, несравним с ними по сходству или по противоположности.
Наиболее значимой в художественном плане стала 3-я симфония «Возврат». В ней, как и в предыдущих, продолжает звучать кантовская тема: два мира сосуществуют, значит, их соединение возможно...
Это единственная из четырех симфоний, где Белый отходит от четырехчастной композиции, отказывается и от присущего предыдущим симфониям нагромождения образов, усиливает роль сюжета. По этим причинам в 1922 году А. Белый заменил в подзаголовке слово «симфония» на «повесть».
Трехчастность симфонии сопоставима с названием — «Возврат». 1-я часть — мир Вечности, гармонии, изначального всеединства, где живут мифологически обобщенные Ребенок и Старик; 2-я часть — реальный (бытовой) дисгармоничный мир, в котором мучается приват-доцент Хандриков; 3-я часть — возвращение к праистокам Вечности.
В центре 1-й части ребенок, обладающий мифологическим сознанием, ощущающий свою связь с вселенной. Ему кажется, что «вселенная заключила его в свои мировые объятья», и он счастлив от этого единства. Он не боится даже змея, зная, что есть старик.
И если сознание ребенка мифологично, то старик, напротив, живет в системе абстрактно-обобщенных понятий: тысячелетия, скорость, Господь Бог и т. д. Создавая образ старика, писатель выстраивает целую цепь ассоциаций, связанных с белым цветом: белый старик — серебряно-белые розы — белый камень — белоструйная седина — снежно-серебряный. По христианской символике белый цвет — чистота, справедливость, что, безусловно, является символом гармонии, Вечности, Христа.
Вместе с тем мир ребенка и мир старика — единое целое: они живут в мире Вечности. Их разница — в осознании перспектив развития мира.
Ребенок не понимает, что, прежде чем «наступит развязка», ему предстоит многократно повториться, претерпеть борьбу с черными силами, воплощенными в морском гражданине, вытащенном змеем из моря. И лишь когда он пройдет «пустыню страданий», старик пошлет к нему орла, и тот вернет его в Вечность.
Одним из воплощений ребенка во 2-й части симфонии станет магистрант Хандриков.
Живя в реальном мире, он постоянно ощущает свою связь с миром иным. Способом соединения миров Белый избирает простое стекло или зеркало: «Хандриков глядел в зеркало, и оттуда глядел на него Хандриков, а против него другое зеркало отражало первое. Там сидела пара Хандриковых. И дальше опять пара Хандриковых с позеленевшими лицами, а в бесконечной дали можно было усмотреть еще пару Хандриковых, уже совершенно зеленых».
Наиболее полным соединением с бытием становятся сны героя. Именно в снах он видит себя ребенком, играющим на берегу океана — Вечности.
По мере развития сюжета Хандрикову предстоит сразиться с земным воплощением — змея доцентом химии Ценхом. Не случайно в портрете Ценха («Человек с мертвенно-бледным лицом и кровавыми устами... выставил из шубы волчью бородку. На голове его была серая, барашковая шапка, торчащая колпаком») проявляются черты увиденного в первой части симфонии ребенком злого незнакомца, «колпачника» («войлочный колпак и землисто-бледное лицо, обрамленное волчьей бородкой»). Позитивист Ценх отрицает в своем тосте на банкете, устроенном Хандриковым после защиты им магистерской диссертации, единство настоящего, прошедшего и будущего, признавая только реальную действительность.
Таким образом, перед нами не просто столкновение Хандрикова и Ценха, а столкновение двух миров — мира Вечности и мира бытового, когда силы зла согласно еще царствуют на земле, но царство их приближается к концу.
Этот спор решается вмешательством в жизнь Хандрикова доктора Орлова, известного психиатра, в феноменальном мире «пришедшего к Хандрикову неизвестно почему», но в мире ноуменальном — являющегося тем самым орлом, которого старик обещал прислать за ребенком.
Фамилия Орлов входит в ассоциативный ряд, организуемый белым цветом. Орел — символ небесной солнечной силы, огня и бессмертия (в мифах народов мира). В преданиях античного мира орел — атрибут Зевса, намек на образ которого содержится в тексте «Симфонии». В христианской символике Орел — синоним Христа, силы, мощи, а его борьба со змием — это борьба с Антихристом. Наконец, в светской эмблематике Орел — атрибут правосудия.
И действительно, с появлением Орлова Хандриков получает в третьей части симфонии искомую возможность вернуться в Вечность, к утраченному миром праисторическому всеединству.
Это для присяжного поверенного, стоявшего на берегу озера и увидевшего, что Хандриков утопился, герой повести «Возврат» погиб. Но в рамках бытийно-философской концепции А. Белого происходит возврат в мир гармонии. Герой возвращается туда, где жил, где ребенком смеялся над туманами, где царит всеединство и гармония. Он «радуется возвратной встрече», а старик говорит: «Много раз ты уходил и приходил, ведомый Орлом. Приходил и опять уходил». Герой вновь обретает чистоту (белый цвет), получает «звезды серебра».
В «Возврате» намечен, но до конца не определен путь к достижению заветной цели (дан только уход из бытового мира через смерть, возврат).
Попыткой ответить на вопрос — каков этот путь? — стала 4-я симфония «Кубок метелей».
Однако следует признать, что предложенное Белым в «Кубке метелей» решение носит вторичный характер, излишне теоретизировано, выведено разумом. Это наименее удачное из «симфонических» произведений писателя. Видимо, и сам автор почувствовал это, написав в предисловии: «Должен оговориться, что пока не вижу достоверных путей реализации... смутного зова...» к Вечности.
В художественном наследии Андрея Белого стихи имеют меньшее значение, чем его проза, но они отмечены печатью подлинного искусства, они оказали влияние на поэтов его времени.
В тот же период, когда Андреем Белым создаются симфонии, выходит его поэтический сборник «Золото в лазури» (1904), стихотворения которого — своеобразное интермеццо к симфониям, разработка ряда тем симфоний. Более того, в основе построения сборника — тот же принцип музыкальности, о котором речь шла выше.
В соответствии с названием книги поэт всевозможными способами разрабатывает лейтмотив лазури. Его вариации — в соотносимых с этим существительным прилагательных: невозможное, грустное, милое, вечно старое и новое, заставляющее читателя постигать написанное не рациональным путем, а через впечатления, чувства, знаки, символы. (Впрочем, собственно лазурь — не оригинальная находка Андрея Белого, а заимствование образа из поэзии Владимира Соловьева.) «Звучащая» тема религиозного ожидания (Зори) переходит в музыкальную тему приближения, нарастания этого ожидания (поэт может даже превознестись над миром). Название первого сборника Белого одновременно содержит в себе как импрессионистическое восприятие мира поэтом, так и мистический смысл. Об этом писатель сказал позже в мемуарах. С одной стороны, «стоя посреди горбатых равнин и ища забвения, я часами изучал колориты полей; и о них слагал строчки; книгу же стихов назвал «Золото в лазури», «золото» — созревшие нивы; «лазурь» — воздух». С другой, «я вглядывался в облака, в небо, в нивы; меня волновали оттенки воздушных течений; «мистический» стиль описания поля, ветров, облаков — итог тщательного изучения оттенков и переживания всех колебаний барометра». Отсюда — красочность стихов, яркая нарядность природы, главной героини книги, и вполне символистские переходы от конкретного к абстрактному:
Не струя золотого вина
В отлетающем вечере алом, —
Расплескалась колосьев волна,
Вдоль межи налетевшая шквалом.
Слыша зов Серебристый, и чистый, и — звонкий,
Закивали во ржи васильков
Голубые как небо коронки...
(«Прогулка», 1904)
Очевидна общность тем и образов симфоний и стихотворений «Золота в лазури». В стихах дублируются присутствующие в 1-й симфонии образы великана, короля, принцессы, гномов, мчащегося по опушке кентавра.
Как и в «Северной» симфонии, стихотворениям «На горах» (1904), «Великан» (1903), «Битва» (1903) и др. присуща сказочность, романтичность волшебной страны:
Вот ко мне на утес
Притащился горбун седовласый.
Мне в подарок принес
Из подземных теплиц ананасы.
(«На горах»)
В час зари на небосклоне,
Скрывши лик покровом белым,
Он стоит в литой короне
Гребнем грозно-онемелым.
(«Великан»)
В лазури проходит толпа исполинов на битву:
Их — каменный облик, всклокоченный, каменно-белый!
Сурово поют исполины седые молитву,
Бросают по воздуху красно-пурпурные стрелы.
(«Битва»)
Стихотворение «Возврат» (1903) не только названием, но и темой перекликается с 3-й симфонией:
Над головою Вечностью старинной,
Бездонно-темной, разверзлась пропасть...
Я вновь один в своей пещере горной,
Над головой полет столетий быстрый.
Созвучность симфониям — в стремлении поэта к солнцу, свету (тема Зорь, начавшись в 1-й симфонии, варьируется во всех остальных).
Поэт сознательно подчеркивает, что идет здесь вслед за Владимиром Соловьевым. «Огонь твоей лампадки нам сумрак озарит», — пишет он в стихотворении «Владимир Соловьев» (1902). Порой Белому кажется, что свет уже близко, рядом:
Забил поток лучей расплавленных в окно...
Все просветлилося, все солнцем зажжено.
(«И снова я молюсь, сомненьями томим...», 1903)
Но чаще свет оказывается еще где-то вдали:
Опять горизонт золотой
Подернулся дымкой багряной.
(«Смех», 1902)
Зори, свет отражаются в природе:
Колосистый поток
Пролетал золотым водометом.
(«Прогулка», 1904)
Поэт верит «золотому блеску», ждет осуществления своей мечты:
Любил только звон колокольный
И — закат.
И даже если Вечность не снизойдет на землю при жизни автора, он обязательно вернется на землю с приходом Вечности:
Навстречу венкам метнусь
О, любите меня, полюбите —
Я, быть может, не умер, быть может,
проснусь — Вернусь!
(«Друзьям», 1907)
Еще ранее Андрей Белый утверждал, что за солнцем можно отправиться подобно аргонавтам:
За солнцем, за солнцем, свободу любя,
Умчимся в эфир
Голубой!
(«Аргонавты», 1903)
Символический смысл этого призыва Белый раскрыл в письме В. Брюсову от 17 апреля 1903 года: «Когда к Степану Разину пришли, чтобы исполнить приговор, он нарисовал лодочку на стене и, смеясь, сказал, что уплывет на ней из тюрьмы. Глупцы ничего не понимали, а он знал, что делал. Можно всегда быть аргонавтом: можно на заре обрезать солнечные лучи и сшить из них броненосец — броненосец из солнечных струй. Это и будет корабль Арго; он понесется к золотому щиту Вечности — к солнцу — золотому руну».
Свободный стих «Золота в лазури», ритмическая акцентировка слов, выделяемых в отдельную строку; общая приподнятость интонации, построенной на соединении трагического пафоса, иронии лирики; составные рифмы дали поэзии новую форму лирического стиха и оказали влияние на многих русских поэтов XX века.
Однако уже в 900-е годы перед Андреем Белым вместо Вечности «старинной, бездонно-темной, разверзлась пропасть». Заявленное изначально ожидание света, Солнца, Вечной женственности (тема Зорь) не реализовывается. Как и в симфониях, поэт не находит практического пути к новому Всеединству, и неизвестно, есть ли конец этому пути:
Я вновь один в своей пещере горной,
Над головой полет столетий быстрый.
Поэт вновь оказывается в тюрьме действительности, но все еще не теряет надежды на достижение гармонии, Вечности. Однако все музыкальные темы сгорают, оставляя после себя лишь «Пепел» (название второго поэтического сборника А. Белого, 1909 год).
В предисловии к переизданию сборника 1923 года А. Белый пишет: «Собственно говоря, все стихотворения «Пепла» периода 1904— 1908 годов — одна поэма, гласящая о глухих, непробудных пространствах Земли Русской; в этой поэме одинаково переплетаются темы реакции 1907 и 1908 годов с темами разочарования автора в достижении прежних, светлых путей».
Разочарование в прежних истинах переводит взгляд поэта с высот Вечности на землю, к «золотистым хлебным пажитям». Ориентация на демократическую гражданскую поэзию, реальное лицо русской жизни в «Пепле» — еще одна попытка поэта найти путь в неизвестное, путь, ведущий к Вечности.
Готовя «Пепел» к переизданию в 1928 году, Андрей Белый отмечал, что лирика этого сборника отражает в первую очередь социальную трагичность времени, ее породившего. Конкретные примеры — в большинстве стихотворений сборника.
Я помню: поймали, прогнали —
Вдоль улиц прогнали на суд.
Босые мальчишки кричали:
«Ведут — арестанта ведут!»
(«Бродяга», 1906—1908)
Офицер кричит конвойным: «Сабли наголо!»
И полдневным солнцем знойным
Темя обожгло.
(«Виселица», 1908)
Поэт явно ориентируется на интонации народных песен. Ярким примером чего является стихотворение «Осинка»:
По полям, по кустам,
По крутым горам,
По лихим ветрам,
По звериным тропам
Спешит бобыль-сиротинка
Ко святым местам...
Еще более интересно введение в сборник танцевальных ритмов:
Как несли за флягой флягу —
Пили огненную влагу.
Д' накачался —
Я.
Д' наплясался —
Я.
……………………………………......
Трепаком-паком размашисто пошли:
Трепаком, душа, ходи-валяй — вали...
(«Веселье на Руси»)
Характерны названия стихотворений нового сборника: «Арестант», «Странники», «Купец», «Убийство», «В полях», «На улице».
«Пепел» посвящен Николаю Алексеевичу Некрасову, и на этом основании этот период творчества Белого ряд критиков называют «некрасовским». Но, как пишет Лео Силард (американский писатель), «рассматривая явные или скрытые цитации Некрасова в «Пепле», нельзя не заметить, что все они представляют обыгрывание его особенно известных текстов («Коробейники», «Огородник»), хрестоматизированных или уже спустившихся в субкультуру..., встраиваются в ряд источников игрового введения в «высокую поэзию», «массовидных форм»[2]. Предваряя современный постмодернизм, поэт играет в поездку по железной дороге («Железная дорога», 1908), играет в странника («Бродяга»). Единственное чувство оказывается вне игры: прежняя неизвестность пути, недостижимость истины.
Другими словами, если поэт до «Пепла» — пророк, теург, мессия, которому так и не удается стать аргонавтом, то в «Пепле» он — беглец, которому не удалось войти в мир народной жизни. Более того, «хождение в народ» довольно быстро привело Андрея Белого к новым разочарованиям. То же «Веселье на Руси» заканчивается словами: «Над страной моей родною / Встала — Смерть».
Россия видится поэту убогой («Там — убогие стаи избенок, / Там — убогие стаи людей»), ледяной и кем-то злым проклятой:
Роковая страна, ледяная,
Проклятая железной судьбой —
Мать Россия, о, родина злая,
Кто же так подшутил над тобой?
(«Родина», 1908)
Сергей Соловьев писал: «Андрей Белый идет за Некрасовым в изображении скорби народной. В безотрадных красках является ему Россия... Характерно, что поэт видит в России все, что видел Некрасов, все, кроме храма... . «Скудного алтаря», «дяди Власа», «апостола Павла с мечом» нет в книге Андрея Белого»[3].
Еще одну тему важно выделить в «Пепле» — тему города. Город здесь — «всклокоченный бродяга», от ужасов которого убегает поэт: «За мною грохочущий город/На склоне палящего дня». («Шоссе», 1904).
Город — постоянная тема русской литературы. У многих писателей (в том числе и символистов) тема города персонифицирована, предметом внимания является конкретный город — Петербург. Остановимся на этой теме подробнее.
Существуют две традиции восприятия северной столицы. Одна воплощает в себе мотив призрачного рокового города, воздвигнутого некогда волей Петра. Эта традиция восходит к фольклору, народным преданиям, согласно которым основатель Петербурга — Антихрист, а сам город построен на крови и поэтому обречен на гибель. Другая традиция связана с противоположной оценкой деятельности Петра, отсюда Петербург — олицетворение новой России, «северный Рим» (А. Сумароков).
Только Пушкин совместил обе традиции в «Евгении Онегине», «Медном всаднике», «Пиковой даме».
Уже со второй трети ХIХ века светлая сторона Петербурга, его величие все меньше привлекают внимание писателей. В «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя («Нос», «Двойник», «Невский проспект»), в повестях и романах Ф. М. Достоевского («Белые ночи», «Преступление и наказание», «Подросток») Петербург — город-спрут, воплощение безжалостного мира цивилизации, а порой не столько историческая реальность, сколько призрак, фантом, рожденный воображением героя.
Символисты также считали «город» частью мира, где прежде всего угасает духовность. Но в то же время символисты вернулись к пушкинскому неоднозначному Петербургу: он и дисгармоничный, отталкивающий, и пленяющий одновременно. Соединение этих двух полярных начал выразительно формулирует А. Блок в стихотворении «Ты смотришь в очи ясным зорям» (1906): «Здесь ресторан, как храмы, светел, и храм открыт, как ресторан». Петербург Блока — вполне реальный город с туманами, дождями, памятниками, театрами. Но над всем этим царит внебытовая, ирреальная душа города («Невидимка», 1905; «Песнь Ада», 1909; «Пляски смерти», 1912—1914; «Возмездие», 1910—1921), определяющая течение истории, судьбы героев.
Позиция Андрея Белого, автора романов «Серебряный голубь» (1909) и «Петербург» (1911—1913), также неоднозначна. С одной стороны: «Это только кажется, что он [Петербург] существует», — скажет он в одноименном романе. С другой, там же признает: «Как бы то ни было, Петербург не только нам кажется...».
1909-10 начало перелома в мироощущении Белого, поисков новых позитивных "путей жизни". Попытки обретения "новой почвы", синтеза Запада и Востока ощутимы в романе "Серебряный голубь". Первоначально он был повестью, которая в предисловии к первому изданию была названа началом трилогии "Восток-Запад". В "Серебряном голубе" Белый соединил приемы символизма с принципами реализма.
"Серебряный голубь" должен был выразить преимущественно восточное начало, страстное, темное и иррациональное, то, что в истории России порождает бессмысленные бунты и кровавые казни.
В критике утвердилось мнение о том, что главный герой - Дарьяльский, является рупором авторской идеи, и что этот образ с большой точностью отражает интеллектуальный лик автора. Дарьяльский – это новейший вариант славянофильства. Белый исследует в повести феномен разлада между народом и интеллигенцией и ту, во многом роковую роль, которую сыграло в этом процессе берущее свое начало у истоков славянофильства утопическое "народолюбие". Студент Дарьяльский разрывается между городом и деревней, между интеллигентной Катей и странной, мистической Матрёной. В повести также присутствует миф о спящей России и заколдовавшем её колдуне. В "Серебряном голубе" чертами колдуна наделен Кудеяров, носитель противоположного, восточного начала.
У Белого сквозь искусно выписанный быт русской провинции отчетливо просвечивают черты отданного во власть дьяволу и его слугам мира. Дьявол усыпляет человека, подавляя его сознание и волю: "Снова Дарьяльский прислушивается к вещим словам: разве всё, что с ним - не чудесный сон, снящийся наяву? <...> Одно мгновение не спал, - на один миг проснулся, - думает Петр, - вот уже иду в сон". В "Серебряном голубе" настойчиво проводится мысль о недостаточности, а часто и ложности первого впечатления человека от наблюдаемых им пейзажей, ландшафтов, интерьеров. Действительность в "Серебряном голубе" на поверку оборачивается совсем иной, чем она хотела бы казаться. Самые обыкновенные, самые привычные реалии и события обнажают свою бесовскую суть. Тезис о зыбкости и размытости окружающей героев реальности выразительно иллюстрируется образом пруда-зеркала. В зеркале этом причудливо преломляются природные и рукотворные предметы. У Белого мир отражается в пруде-зеркале очень ясно: "Опять оторвался от думы Дарьяльский, уже подходя к церкви; он проходил мимо пруда, отраженный в глубокой, синей воде <...> Ясный солнечный день, ясная солнечная водица: голубая такая; коли заглянуть, не знаешь, вода ли то или небо. Ей, молодец, закружится голова, отойди!".
"Восточное", стихийно-песенное начало становится доминантой восприятия Дарьяльским русской народной жизни, сектантского вероучения и быта, его возлюбленной из народа Матрены. С ним спорит другая половина души героя, вспоминающая своё интеллигентское, "западное" происхождение и воспитание. Этот спор Востока и Запада в душе героя отражается в соответствующем изменении тональности стиля, в котором превалирует то фольклорные, то книжно-литературные черты. Конфликт Востока и Запада отражен и в столкновении интонаций различных персонажей, борющихся за душу Дарьяльского. Наибольшего напряжения конфликт достигает к концу шестой главы, после попытки барона убедить Дарьяльского в фантасмагоричной природе его увлеченности Матреной и "голубиным делом". Пробудившийся рассудок подсказывает, что секта, в которую он втянут, это "не Русь - а темная бездна Востока". В последней, 7-ой главе сознание Дарьяльского вырывается из-под власти восточного начала, фольклорная стилизация уже не появляется. Можно сказать, что в "Серебряном голубе" А. Белый изобличил тьму восточной стихии в нашей народной жизни.
Высшее творческое достижение – роман "Петербург" (1913; сокращенная редакция 1922), сосредоточивший в себе историософскую проблематику, связанную с подведением итогов пути России между Западом и Востоком. В романе "Петербург" - символизированное и сатирическое изображение российской государственности.
Роман о Петербурге был задуман Андреем Белым, вероятно, в конце 1906 года. В 1907 г. писатель упоминает в частных письмах, что работает над романом "Адмиралтейская игла". В том же году в журнале "Весы" выходят критические статьи Белого о петербургских литераторах. В этих работах возникает образ города-призрака, завораживающего людей своими туманами, губительного для всякой жизни. Первопричиной такого отношения была личная трагедия Андрея Белого: в 1906 г. в Петербурге он получил решительный отказ Л.Д. Менделеевой-Блок, в которую был безумно влюблен. Крах отношений с Любовью Дмитриевной поэт воспринял как свое поражение в борьбе с Петербургом. Но первый замысел оказался нереализованным. В 1911 г. Брюсов уговаривает редактора "Русской мысли" согласиться на публикацию продолжения "Серебряного голубя". Но в процессе работы выяснилось, что "Серебряный голубь" не может иметь продолжения: повесть переросла в роман, где главным действующим лицом стал Петербург. Прочитав первые главы, Струве категорически отказался от публикации: "Роман плох до чудовищности", - ответил он на уговоры Брюсова. Иначе восприняли его у Вячеслава Иванова, где Белый устроил чтение, - произведение было принято безоговорочно. Именно Иванов предложил название "Петербург" (до этого Белый рассматривал варианты "Тени", "Злые тени", "Адмиралтейская игла", "Лакированная карета").
Белый вновь и вновь правил и переписывал текст. В конце концов "Петербург" был существенно сокращен и перекроен. Автор стремился "сухости, краткости и концентрированности изложения", но на деле роман утратил свои лучшие черты. Именно этот вариант был использован в большинстве советских изданий.
Больше столетия в русской культуре создавался миф о Петербурге - городе-призраке, возникшем на пустом месте, построенном одной человеческой волей, непостижимом городе воды, камня и туманов, городе, далеком от России, но ставшем ее символом. Писатель собрал воедино легенды города, все его литературные образы: среди его "сотворцов" Пушкин, Гоголь, Достоевский, Мережковский, Салтыков-Щедрин. Среди персонажей - тени героев "Медного всадника", "Бесов", "Идиота", "Шинели", "Пиковой дамы" (причем, не повести Пушкина, а оперы Чайковского). Роман Белого был итогом этого мифотворчества, предвестником грядущих великих потрясений.
Герои романа имеют не только литературные, но и исторические прототипы. Образу сенатора А.А Аблеухова приданы черты К.П. Победоносцева, В.К. Плеве, К.Н.Леонтьева. Именно убийство министра внутренних дел Плеве стало той отправной точкой, из которой вырос роман: Белого преследовало видение кареты, разнесенной взрывом. Отсюда возникло и первоначальное название. Сложные отношения в семье писателя, его детские воспоминания явились стержнем для передачи конфликта в семье Аблеуховых.
Действие романа происходит в 1905 году, на фоне событий, еще слишком памятных современникам писателя и несущих в себе пророчество о грядущей вселенской катастрофе.
«Петербург» имеет две основные редакции: 1) текст, напечатанный в третьем сборнике «Сирина» в 1913 году и повторенный без изменений в отдельном издании 1916 года, 2) коренным образом переработанная редакция 1922 года (Берлин, 1922; М., 1928).
Сюжет «Петербурга» не сложен. 1905 год. Террорист Дудкин дает Николаю Аполлоновичу Аблеухову бомбу («сардиницу ужасного содержания»), а более важное в партии лицо— Липпанченко — требует, чтобы Николай Аполлонович подложил эту бомбу своему отцу — сенатору Аполлону Аполлоновичу Аблеухову. Бомба с часовым механизмом попадает к сенатору, и тот оставляет «сардиницу» в своем кабинете. Сын не может найти бомбу, не может от нее избавиться. Ночью в пустом кабинете раздается взрыв. Отец решил, что сын хотел его убить, сын не может доказать обратного. Еще до взрыва террорист Дудкин, сойдя с ума, убивает оказавшегося провокатором Липпанченко.
Таков «бытовой» сюжет романа. И за ним открывается попытка писателя осмыслить историю, настоящее, попытаться угадать будущее.
В "Петербурге" разрабатываются две сюжетные линии, формирующиеся вокруг образов Николая Аблеухова, призванного совершить убийство своего отца-сенатора, и Дудкина, члена террористической партии, раскрывающего заговор в самом сердце партии. Но главным действующим лицом остается Петербург. Белый пытается разрешить загадку города, а вместе с тем понять судьбу страны. Что такое Россия - Восток или Запад? Не то и не другое, но то и другое одновременно. Преобладание любой из этих стихий одинаково губительны для России. Белый говорит, что Россия находится не на Западе и не на Востоке, а посередине, и её миссия в том, чтобы синтезировать, совместить Запад и Восток в себе, в каждом человеке. В "Петербурге" показана эра распада. Белый не ищет выходов из кризиса, он лишь озвучивает тайные ритмы эпохи, и сам ужасается открывающемуся хаосу. И "хороший", слащаво-приторный конец романа – только попытка убежать от собственных предчувствий.
Реальность Петербурга у Белого не только лишена смысла, она вообще дематериализована. Петербург со всеми населяющими его персонажами - порождение "мозговой игры" некоего повествователя. Белый предпочитает роль режиссера этого фантастического действия. Каждый из персонажей в "Петербурге" наделен в той или иной мере авторскими функциями. Каждый создаёт другого. Рожденный из головы Аблеухова-старшего Дудкин в свою очередь сотворяет образы Липпанченко, Медичи, Всадника, Шишнарфнэ.
В "Петербурге" ничего не выговаривается прямо, все увидено боковым зрением, погружено в атмосферу иронической игры, намеков на иной, скрытый смысл. Белый открывает новый вид перспективы - отражающихся друг в друге кривых зеркал. В фабуле романа воплощена тема провокации, дьявольского наваждения. Истинный источник провокации - те таинственные силы, что вторгаются в мозг, в сознание Автора, Аполлона Аполлоновича, его сына, Дудкина в виде "мозговой игры". Источник провокации - то, что крадется за спиной каждого.
Через весь роман последовательно проведен горизонтальный принцип членения пространства на "центр" и "периферию": Петербург является центром по отношению ко всей российской империи. Но и сам он разделен на центр и периферию: Петербургская сторона и острова. Центр по отношению к периферии кажется воплощением регламента, порядка, прямой линии. Тогда как "прочие русские города представляют собой деревянную кучу домишек".
Петербург, помимо всего прочего, находится на границе, в точке касания Запада и Востока. Сначала кажется, что Белый их решительно разводит, противопоставляет по линии центр - периферия: идущая с Востока угроза - это угроза центру со стороны периферии. Но Восток изначально засел в самом центре построенной Петром по западному образцу империи: и сенатор-реакционер Аблеухов, и его сын - потомки мирзы Аб-Лая. Оба Аблеухова ведут спор. И оказывается, что и охрана устоев петровской государственности, и метание в эту государственность бомб - равно "восточные" дела, как и "западные". Оба начала - западное и восточное - бесплодны, смертоносны, они пронизывают и русскую реакцию и русскую революцию.
Белому удалось найти языковую форму, соответствующую содержанию: нарочитое косноязычие перебивается сложнейшей мелодикой ритмически организованных речевых периодов. Прилизанный, вычищенный вариант 1922 года утратил это качество.
Писателя волнует и тема: консерватизм власти и революция. При всем их различии писатель находит много общего как в их методах, так и в идеях. Первым революционером и тираном был Петр Первый. Отсюда и пошла трагедия России, считает писатель.
Петербургу, по мнению автора романа, суждена гибель. Роман завершается тем, что все его персонажи покидают город. Россию ждет катастрофа.
Тем не менее в романе есть и некий вариант светлого начала. Как утверждает Л. Силард, «эпилог романа решительно указывает на возможность выхода из адова пекла (черной дыры) Петербурга, из дурной бесконечности восьми петербургских глав. Указание на возможность выхода символизируется в путешествии Николая Аблеухова в Египет, представленном как начало пути посвящения: в Египте Николай переживает замену внешнего зрения внутренним… и приобщение к древнейшему письменному памятнику культуры, готовящему к вечной жизни, — священной «Книге мертвых». Это обращение к древней египетской культуре... и к чтению учителя жизни — Сковороды, ... означает возврат к праистокам «духовной революции». Вместе с тем оно также означает путь к разрешению традиционной русской проблемы и ведущего конфликта романа— конфликта между перепутанными до неразличимости и тем не менее противоборствующими силами Востока и Запада. Решение романа: ни Восток, ни Запад не предпочтены. Предпочтен возврат к общим прапраистокам, поскольку обращение к началам древнеегипетской культуры в эзотерической традиции понимается как при-никновение к исходному для всей земли Духовному источнику, к истоку и западной, и восточной культур. ... Предфинальное изображение героя романа перед Сфинксом и у подножья Великой пирамиды символизирует, таким образом ... выход к началу посвятительного восхождения.
После октябрьского (1917 года) переворота А. Белый остается в России, приветствуя революцию как «святое безумие», что нашло отражение в поэме «Христос воскрес» (1918). Но насаждаемое новой властью материалистическое мировоззрение чуждо писателю. Недаром выпущенные им в первые годы после переворота три книги (общее название «На перевале») имеют следующие заголовки: «Кризис жизни», «Кризис мысли», «Кризис культуры».
Чувства и переживания А. Белого в 20-е годы ярко раскрывает его последний поэтический сборник «После разлуки» (1922), центральная тема которого — острая горечь разочарования. Та же мысль — в поэме «Первое свидание» (1921):
Натянуто пустое дно, —
Долдонит бебень барабана,
Как пузо выпуклого жбана:
И тупо, тупо бьет оно...
1921—1923 годы А. Белый проводит за границей. Там он издает журнал «Эпопея» (1922), где печатает свои «Воспоминания о Блоке». В этот же период писателем издан ряд книг («Глоссолалия. Поэма о звуке», где пытается проникнуть в тайны языка; «О смысле познания»; «Поэзия слова»; «Записки чудака», сокращенный вариант «Петербурга», «Серебряный голубь»).
Осенью 1923 года Андрей Белый вернулся в Россию. Но оказался чужим в советской литературе, хотя и пытался участвовать в общественной жизни (в частности, выступил на заседании Оргкомитета Первого съезда писателей СССР). Задуманный им как большая «эпическая поэма» и частично написанный роман «Москва» был явно слабее «Петербурга» и интересен скорее автобиографизмом, нежели художественными достоинствами. Автобиографический характер носят и созданные несколько ранее«Котик Летаев» (1917— 1918), «Записки чудака» (1919—1921), «Преступление Николая Летаева» (1921; отд. издание вышло в 1927 году под заголовком «Крещеный китаец»).
В 30-е годы в СССР вышли воспоминания А. Белого: «На рубеже двух столетий» (1930), «Начало века» (1933), «Между двух революций» (1934). Далеко не все в этих книгах соответствует действительности, недаром Н. Валентинов (Николай Владиславович Вольский – русский публицист) посвящает в своей книге («Два года с символистами») много места уточнениям фактов в текстах Белого.
В последние годы жизни Андрей Белый работал над книгой «Мастерство Гоголя», где намечены новые методы изучения русской художественной прозы (вышла в 1934 году).
Книги А. Белого были надолго забыты в СССР. Они стали востребованы — и чем дальше, тем больше — только с 80-х годов XX века.
Белый — создатель новой литературной формы, новой музыкально-ритмической прозы. Учителями его были: Пушкин, автор «Медного всадника» и «Пиковой дамы», и Достоевский, творец «Преступления и наказания». В образе одинокого «мечтателя» — революционера Дудкина Белый соединяет черты Евгения, Германна, Черткова и Раскольникова. Его «Петербург» завершает блистательную традицию великой русской литературы.
Таким образом, Андрей Белый создал свой особый жанр – симфонию. По форме это нечто среднее между стихами и прозой. Их отличие от стихов в отсутствии рифмы и размера. Впрочем, и то и другое словно непроизвольно вливается местами. От прозы – тоже существенное отличие в особой напевности строк. Эти строки имеют не только смысловую, но и звуковую, музыкальную подобранность друг к другу. Это именно музыка жизни – и музыка не мелодическая…а самая сложная, симфоническая.
Белый считал, что поэт-символист – связующее звено между двумя мирами: земным и небесным. Отсюда и новая задача искусства: поэт должен стать не только художником, но и "органом мировой души…тайновидцем и тайнотворцем жизни".
Литература
- Весы. - 1908. - № 1. - С. 78. 226.
- Вольпе Ц. О поэзии Андрея Белого. Искусство непохожести. – М., 1991. – С. 44 – 79.
- Долгополов Л.К. Роман А.Белого «Петербург» // Белый А. Петербург. – М., 1981. – С. 539.
- История русской литературы. 20в. В 2 ч. Ч.1.: учебник для вузов / В.В. Агеносов и др.; под ред. В.В. Агеносова. – М.: Дрофа, 2007. – С.217 – 231.
- Ломтев С.В. Проза русских символистов. М., 1994. – С. 82 – 102.
- Русская литература XX века (1890—1910) / под ред. С. А. Венгерова. Ч. 2 (окончание). — Т. 3. — М., 1916. — С. 11.
- Русская литература рубежа веков (1890-е — начало 1920-х годов). В 2 кн. — Кн.2.-С. 161.
Ссылки
[1] Русская литература XX века (1890—1910) / под ред. С. А. Венгерова. Ч. 2 (окончание). — Т. 3. — М., 1916. — С. 11.
[2] Русская литература рубежа веков (1890-е — начало 1920-х годов). В 2 кн. — Кн. 2.-С. 161.
[3] Весы. - 1908. - № 1. - С. 78. 226