"Лингвистические детективы" Н.М. Шанского в обучении пятиклассников орфографии
Статья опубликована в Коллективной монографии ФГБОУ ВПО МПГУ
«Научно-методические идеи Н.М. Шанского в развитии и перспективе. К 90-летию со дня рождения ученого».
(Ярославль: Ремдер, 2012. С.113-115 (в монографию вошли материалы, прозвучавшие на международной научно-практической конференции, посвященной Н.М. Шанскому)
Уважаемые коллеги!
Тема моего доклада «Лингвистические детективы Н.М. Шанского в обучении пятиклассников орфографии» (СЛАЙД 1).
Я работаю учителем русского языка в одной из школ Московской области (это МОУ «Ушаковская СОШ» Лотошинского района) (СЛАЙД 2). Пятиклассники нашей школы обучаются по учебнику русского языка под редакцией академика Шанского. Орфография - один из важнейших разделов школьного курса русского языка. Однако материал по орфографии не выделен в школе как отдельный, самостоятельный раздел, а дается вместе с материалом по грамматике, фонетике, словообразованию и опирается на него. Поскольку усвоение орфографических правил вызывает у школьников значительные трудности, необходимо повышать мотивацию обучения и интерес к уроку. В связи с этим я обратилась к трудам известного ученого Шанского.
Всем хорошо известно, что Николай Максимович Шанский (СЛАЙД 3) внес существенный вклад не только в лексикологию и фразеологию, но и отдал много сил созданию словарей по этимологии, стал научным редактором учебника русского языка для средней школы, прославился работами по фонетике, орфоэпии, словообразованию, морфологии, орфографии. Известно много трудов этого ученого-лингвиста. Мне бы хотелось подробнее остановиться на одном из них – «Лингвистические детективы». Основываясь на книге «Лингвистические детективы», я бы хотела показать, как можно разнообразить уроки по изучению орфографии, включив в них материал по происхождению слов и словообразованию, используя при этом презентацию, выполненную в программе Microsoft PowerPoint.
«Лингвистические детективы» - это занимательные, почти детективные истории о значении, строении и происхождении слов. Остановимся на некоторых детективных историях и покажем, как можно применять их на уроках по изучению орфографии в 5 классе.
При повторении материала по теме «Правописание непроизносимых согласных в корне слова» с помощью презентации выводим на экран слова, которые пишутся не по правилу. Поскольку учащимся трудно запоминать такие слова, необходимо, чтобы они не просто их запоминали, но и понимали, почему именно так, а не иначе пишется данное слово. Поэтому, считаю, правомерным использовать детективную историю «Почему в слове ЛЕСТНИЦА пишется буква Т?» (СЛАЙД 4), включив ее в презентацию. Информации на слайде представлена наглядно и доступно, интересна с точки зрения происхождения слова, а значит, и учащиеся лучше усвоят данный материал. Использование данного лингвистического детектива поможет учащимся запомнить написание слова ЛЕСТНИЦА, поскольку мы обращаем внимание пятиклассников на происхождение этого слова. Таким образом, учащиеся узнают, что в древнерусском языке было слово л?ствица, которое превратилось в ЛЕСТНИЦУ под влиянием суффикса –ница-. Наблюдая данный словообразовательный ряд (Л?ствица - л?ства - л?зтва – л?зти), ученики 5 классы делают вывод, что непроизносимое Т в существительном ЛЕСТНИЦА – это остаток суффикса – тв- .
«Правописание непроверяемых согласных в корне слова» (СЛАЙД 5) возможно с применением детективной истории «О двух Л в слове АЛЛЕЯ». Объяснение трудного слова тоже основывается на этимологии. Таким образом, мы не только формируем орфографическую зоркость пятиклассников, но и реализуем внутрипредметные связи. Я предлагаю обратить внимание учащихся на то, «что написание слова АЛЛЕЯ передает орфографию своего французского первоисточника allee («проход», «дорога»), которое унаследовало два Л от своего «родителя» - глагола aller «идти, проходить», поэтому два Л в слове АЛЛЕЯ закономерно.
При повторении темы «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова», несмотря на то, что написание слов запоминать не нужно, поскольку можно подобрать проверочное слово, советую обратиться к этимологии некоторых слов, чтобы заинтересовать учащихся и разнообразить уроки орфографии. При прохождения материала можно обратиться к лингвистическому детективу Шанского «О чём рассказывает слово ОКНО?» (СЛАЙД 6). Обращаясь к этимологии слова, учащиеся не просто узнают от какого слова оно образовалось и почему мы пишем в корне букву О, но и расширяют свой кругозор. Для пятиклассников становится известно, что «ОКНО первоначально было не отверстием для света и воздуха, а служило другим целям: оно делалось (кстати, как свидетельствуют археологи, вначале из щели между бревнами сруба) для того, чтобы можно было наблюдать, видеть то, что происходит вне дома. Поэтому ОКНО уподоблялось ОКУ, т.е. глазу».
В 5 классе учащиеся повторяют «Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова». По правилу написание слов с непроверяемыми гласными в корне слова нужно запомнить. Я же предлагаю обратиться к этимологии и образованию данных слов, используя «Лингвистические детективы» Н.М. Шанского. Возможно, поначалу учащимся будет трудно понять обращение к этимологии, однако, неоднократное, систематическое использование такого рода информации позволит сделать уроки по усвоению орфографического материала более эффективными.
Рекомендую лингвистический детектив «Можно ли доказать, что в слове ТОПОР надо писать О, а не А?» (СЛАЙД 7). Учащиеся узнают, что непроверяемое О в слове ТОПОР оказывается этимологически проверяемым и совершенно законным. «В древнерусском языке был глагол тети (1-е л. наст. вр. — тепу) «бить, колотить, сечь»… От этого глагола с помощью суффикса -ор- и перегласовки е/о» и было образовано слово ТОПОР.
Здесь же можно рассказать учащимся «Почему в слове КОРОВА
надо писать О, а не А?» (СЛАЙД 8). Шанский также дает этому объяснение в вышеуказанном детективе. Вспоминая старославянское название коровы (КРАВА), указываем учащимся на существование неполногласия в старославянском языке и объясняем, что ОРО в КОРОВЕ – результат полногласия. Наглядно выводим данную информацию на слайды презентации.
При изучении темы «Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе» можно обратить внимание пятиклассников на то, что некоторые существительные не всегда склонялись так, как мы изучаем сейчас. (СЛАЙД 9). Примером может послужить лингвистический детектив Шанского «Знал ли Пушкин орфографию?». Используя цитату из «Евгения Онегина»:
Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут,
обращаем внимание учащихся на окончание слова ПОСТЕЛЯ. Опечатка это или ошибка? Как выясняется, «в пуш-кинское время это слово относилось не к третьему, а к первому склонению существительных женского рода и звучало (а значит, и писалось) постеля, склоняясь точно так же, как слова первого склонения.
Хочу заметить, что информация, представленная на слайдах, содержит не только сведения из этимологии и словообразования слов, но и таблицы, красочные картинки, позволяющие образно представить необходимое слово.
Таким образом, обращение к «Лингвистическим детективам» сделают уроки русского языка ярче, интереснее, повысят орфографическую грамотность учащихся.
Завершить свое выступления я хотела бы словами Шанского: вскрывая прошлое слова, «мы тем самым открываем для себя в нем и то, что принадлежит ему как определенной лексической единице также и сегодня, точнее и вернее пони¬маем его семантику, полнее представляем себе его место в языковом «обществе», сознательно усваиваем его орфографи¬ческое обличье, глубже проникаем, наконец, в его художественно-выразительные возможности и образную суть» (СЛАЙД 10).
Литература
1. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Под ред. Н.М. Шанского. – 37-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 317с.
2. Шанский Н.М. Лингвистические детективы. 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 524с.