foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

Духовно-нравственное воспитание школьников через тексты притч на уроках русского языка


(Статья опубликована в сборнике научных трудов МГОУ «Актуальные проблемы стилистики, риторики и лингводидактики»,
Москва, ИИУ МГОУ, 2014. С. 336-339.

 

«Без притчи века не изживёшь»
(народная мудрость)


В настоящее время весь мир переживает один из непростых периодов. Материальные ценности преобладают над духовными, поэтому молодежь неверно истолковывает понятия о добре, справедливости, патриотизме, милосердии, толерантности. Федеральный государственный образовательный стандарт определяет, что «важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России» [2].

В связи с этим перед современным образованием стоит сложная и ответственная задача – воспитание многогранной личности, личности, способной ориентироваться на духовно-значимые нормы и ценности.
Поскольку первостепенное значение в формировании духовно-нравственных ценностей оказывают уроки литературы, предлагаю реализовывать межпредметные связи с этим предметом на уроках русского языка, используя тексты притч при развитии речи школьников. Урок станет эффективнее, будет ориентирован на духовно-нравственное воспитание школьников.
Притчи являются благодатным материалом для развития речи учащихся. Содержание притч, как известно, имеет нравственную мораль. Основными приёмами работы с притчами могут быть: внимательное прочтение притчи; выведение морали из притчи; возведение притчи к древности (т.е. показать проницательность и мудрость древних философов); написание сжатого или подробного изложения, собственного сочинения; введение притчи в высказывание; опровержение или аргументирование поучительной мысли притчи: моделирование ситуации применения притчи.
Описанные приёмы развивают речь школьников, повышают их общую культуру, формируют уважительное отношение к традициям, семье, доброжелательное отношение к сверстникам; способность к духовному развитию, различению хороших и плохих поступков.
Применяя тексты притч на уроках русского языка, мы реализуем компетентностный подход. Прежде всего на таких уроках мы формируем культуроведческую и коммуникативную компетенции.
При работе над притчами важно правильно построить систему вопросов, стремиться с помощью этой системы вопросов продвинуть ребенка к осмысленному чтению текста.
Поскольку в мире огромное количество притч, учитель имеет возможность выбрать более подходящий текст для конкретного класса как с психологической точки зрения, так и с духовно-нравственной.
В качестве примера предлагаю фрагмент урока развития речи в 8 классе по восточной притче «Всё в твоих руках». Она раскрывает очень глубокий смысл: от каждого человека зависит жизнь не только маленькой бабочки, но даже своя судьба и положение дел во вселенной.
Фрагмент урока развития речи в 8 классе на тему:
«Подготовка к написанию подробного изложения от 3-го лица
с элементами сочинения»
Работа с текстом:
Выразительное чтение текста притчи учителем (возможен просмотр видеоролика по притче).
Ученикам раздаются листочки с напечатанным текстом.
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно.
Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Всё в твоих руках.
Вопросы учителя:
- Прочитайте текст самостоятельно.
- Какие слова в тесте Вам не понятны?
- Обратимся к толковому словарю. Что же такое «истина»?
- Почему этот текст можно назвать притчей? (можно обратиться к словарю литературоведческих терминов)
- Как вы думаете, о чём эта притча?
- Сформулируйте основную мысль притчи? Что значит выражение «Всё в твоих руках»?
- Осуждаете ли вы ученика Мастера?
- А как бы вы поступили на месте Мастера? Что бы вы ответили?
- Озаглавьте этот текст?
- Составим план притчи. Сколько частей будет в плане? Как вы озаглавите каждую часть? Запишем.
- Перескажите текст по абзацам.
- Понравилась ли вам притча?
- Перескажите весь текст от 3 лица согласно плану.
- Напишите в черновике подробное изложение от 3 лица по плану с элементом сочинения «Как я понимаю притчу»?
Вывод
Подведем итог. Зачем же нужны тексты притч на уроках русского языка? Притча всегда поучительна; это одновременно и мудрость и путь к мудрости; это слово. Недаром в одном из своих стихотворений советский поэт Вадим Сергеевич Шефнер написал: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Действительно, слово, а в нашем случае притча, обладает невероятным могуществом. Притча - это искусство слов попадать прямо в сердце, «это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы» [3].
И все же притча – больше того, что мы уже перечислили: она тонко отражает всю удивительность и непредсказуемость человеческой жизни и истории человечества. Ни одна из философий не в силах объяснить ход истории до конца. Можно сказать, что весь мир – это притча, поэтому необходимы чуткость, воображение, душа, чтобы приблизиться к ее смыслу.
Таким образом, притчи помогают в воспитании души ребёнка, т.е. в духовно-нравственном воспитании. Используя тексты притч на уроках русского языка, мы не только проводим работу по развитию речи учащихся, но и расширяем кругозор ребенка, формируем культуроведческую и коммуникативную компетенции, развиваем чувства милосердия, любви, сострадания, учим прощать, уважать старших, говорить правду.

 

Литература

  1. Безымянная О.М., Лукьянов С.А. Методика работы над изложениями: авторские тексты, творческие задания, комплексный анализ текста. – 2-е изд., стереотип. – М., Глобус, 2007. – 176с.
  2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. /Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Москва «Просвещение», 2009.
  3. http://psychology.oxnull.net/category/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%82%D1%87%D0%B8-2/

Copyright © 2024 Cайт учителя русского языка и литературы Огибалиной Виктории Михайловны.

Яндекс.Метрика