Притча как один из источников духовно-нравственного воспитания пятиклассников на уроках развития речи
Статья опубликована в Коллективной монографии ФГБОУ ВПО МПГУ
«Духовно-нравственное воспитание учащихся при обучении русскому языку: Слово-история-искусство»
(Ярославль: Ремдер, 2013. С. 337-344.
(в монографию вошли материалы, прозвучавшие на международной научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание учащихся при обучении русскому языку: слово-история-искусство»)
«Без притчи века не изживёшь»
(народная мудрость)
Уважаемые коллеги! (СЛАЙД 1) Тема моего доклада «Притча как один из источников духовно-нравственного воспитания пятиклассников на уроках развития речи». Народная мудрость гласит: «Без притчи века не изживёшь». Это высказывание мне бы хотелось сделать эпиграфом к моему выступлению.
В настоящее время весь мир переживает один из непростых периодов. Материальные ценности преобладают над духовными, поэтому молодежь неверно истолковывает понятия о добре, справедливости, патриотизме, милосердии, толерантности.
(СЛАЙД 2) Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет, что «важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».
Поэтому перед современным образованием стоит сложная и ответственная задача – воспитание многогранной личности, личности, способной ориентироваться на духовно-значимые нормы и ценности.
Поскольку первостепенное значение в формировании духовно-нравственных ценностей оказывают уроки литературы, предлагаю реализовывать межпредметные связи с этим предметом на уроках русского языка. Урок не только станет эффективнее, но и будет ориентирован на духовно-нравственное воспитание школьников.
Притчи являются благодатным материалом для развития речи учащихся. В нашей школе (Московская область Лотошинский район МОУ «Ушаковская СОШ») дети обучаются литературе по учебникам Веры Яновны Коровиной и Валентина Ивановича Коровина. Однако программой предусмотрено лишь поверхностное знакомство с жанром притчи в русской литературе, начиная только с 6 класса. В связи с этим считаю возможным начать знакомство с этим жанром уже в 5 классе, причем на уроках русского языка.
К тому же, в нашей школе пятиклассники обучаются русскому языку по учебникам под редакцией Н.М. Шанского. В учебнике нет специального раздела, посвященного развитию речи. Именно поэтому считаю необходимым самостоятельно разработать систему дополнительных вопросов и заданий на основе притч, направленных на совершенствований речевой деятельности обучающихся.
(СЛАЙД 3) Содержание притч, как известно, имеют нравственную мораль. Основными приёмами работы с притчами могут быть:
• внимательное прочтение притчи;
• выведение морали из притчи;
• возведение притчи к древности (т.е. показать проницательность и мудрость древних философов);
• сокращение притчи (т.е. написание сжатого изложения);
• введение притчи в высказывание;
• опровержение или аргументирование поучительной мысли притчи:
• моделирование ситуации применения притчи.
Описанные приёмы работы с притчей развивают речь школьников, повышают их общую культуру, формируют уважительное отношение к традициям, семье, доброжелательное отношение к сверстникам; способность к духовному развитию, различению хороших и плохих поступков. Кроме того данная работа готовит к написанию изложения на ГИА.
При работе над притчами важно правильно построить систему вопросов, стремиться с помощью этой системы вопросов продвинуть ребенка от подсознательного понимания к осознанному открытию смысла. Очень важно дать возможность на занятии высказаться всем, услышать даже зерно мысли в отдельных словах учеников, увидеть приближение к интересному ответу.
Обратимся к притчам, которые можно использовать на уроках развития речи в 5 классе.
(СЛАЙД 4) Восточная притча «Всё в твоих руках». Она раскрывает очень глубокий смысл. От каждого человека зависит жизнь не только маленькой бабочки, но даже своя судьба и положение дел во вселенной.
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно.
Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
Эту притчу учитель может прочитать выразительно вслух, либо показать видеофильм, который находится в свободном доступе в сети Интернет.
(СЛАЙД 5) видеофильм
Используя короткий видеофильм на уроке русского языка, мы делаем урок интереснее, нагляднее, ученикам становится проще представить какую-либо ситуацию, представленную в притчи. А это очень важно, поскольку с жанром притчи они только начинают знакомиться.
(СЛАЙД 6) Предлагаю систему вопросов и заданий к притче «Всё в твоих руках»:
- Выразительное чтение притчи учителем (или просмотр видеоролика к притче)
- Выявление непонятных слов (Мастер, сомкнутые ладони, истина)
- Определение темы текста (О чём этот текст?)
- Определение идеи текста (Основная мысль притчи? Что значит выражение «Всё в твоих руках»?)
- Тип текста
- Понравилась ли вам притча?
- Устный пересказ притчи
Письменным заданием может быть написание подробного изложения с элементом сочинения «Как я понимаю притчу»?
(СЛАЙД 7) Восточная притча «Всё оставляет свой след» учит пятиклассников таким нравственным качествам, как уважение к старшим, сдержанность, стремление к доброте.
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.
Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришел день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:
— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.
Также в сети Интернет есть короткий видеофильм к этой притче, который можно использовать на уроке русского языка при развитии речи пятиклассников.
(СЛАЙД 8) видеофильм
(СЛАЙД 9) Кроме того, к прослушанной притче предлагается система вопросов и заданий:
Выразительное чтение притчи
Выявление непонятных слов (гнев, темперамент, самообладание)
О чём эта притча?
Как вы понимаете выражение «шрам останется»?
Согласны ли вы с отцом или нет? Докажите
Письменным заданием может быть следующее: придумайте свою историю. В заключении используйте мораль притчи
(СЛАЙД 10) Притча «Не обманывай» показывает учащимся, что говорить неправду – очень плохо. Обманывая людей, человек обманывает самого себя. Притча учит ребят говорить правду и не хитрить.
Сын гордился, что отец послал его одного на ярмарку продавать соломенные шляпы. Юноша погрузил шляпы в повозку и тронулся в путь. У развилки двух дорог молодой крестьянин остановился передохнуть.
Только он вскипятил чай, как послышался цокот копыт, и к юноше подъехала повозка, тоже груженная соломенными шляпами.
- Эй, парень, по какой дороге мы быстрее доедем до ярмарки? – спросил крестьянин с повозки.
- Отдохните немного, - предложил юноша, расстроенный тем, что у него появился конкурент. Крестьянин отказался, и тогда юноша показал рукой на правую дорогу, что шла через поле.
Он слукавил немного, эта дорога была в три раза длиннее лесной дороги. «Все равно вперед меня не успеет», - пробормотал юноша.
Отдохнув немного, он поехал по лесной дороге. Юноша почти доехал до ярмарки, как вдруг его лошадь встала. Юноша глазам своим не поверил, когда увидел, что на дороге лежит огромный дуб. Объехать дерево было невозможно, пришлось поворачивать назад, а потом ехать на ярмарку длинной дорогой.
Вернувшись домой, сын расстроено рассказал отцу:
- Я продал мало шляп, потому что поздно приехал на ярмарку. Дерево загородило дорогу. К тому же на ярмарке был другой торговец шляпами. Я его обхитрил и послал по длинной дороге, но он все равно приехал раньше меня.
- Запомни, сынок: обманывая людей, обманываешься сам, - сказал отец.
- Я себя не обманывал, - удивился сын.
- Если бы ты показал крестьянину правильную дорогу, он бы предупредил тебя о дереве. Вот и получается, что ты сам себя обманул, - объяснил отец.
(СЛАЙД 11) Система вопросов и заданий:
Понравилась ли вам эта история?
Как вы поняли, о чем она?
Как бы вы поступили на месте юноши?
В сказках часто тот, кто обманывает, бывает наказан. Как вы думаете, происходит ли так же в жизни?
Найдите в тексте слова, отражающие главную мысль притчи?
Как вы понимаете выражение «обмануть самого себя»?
Какое название можно придумать к этой истории?
Письменным заданием может стать написание сжатого изложения от 3 лица с элементом сочинение, ответив на вопрос «Как я понимаю смысл притчи».
(СЛАЙД 12) Необычным на уроке русского языка может стать использование песни-притчи. Я предлагаю песню-притчу «Про кота» в исполнении Светланы Копыловой.
Жил одноглазый и безухий кот,
К тому же, у него был сломан хвост
И лапа – от бедра наперекос.
Ходил, как бы подпрыгивая, кот,
И кличка у него была – Урод.
Всем детям, что играли во дворе,
Кота касаться строгий был запрет.
Со всех сторон тот кот гонимым был,
Но он, казалось, всех и вся любил,
И кто его камнями отгонял –
Об ноги тех он тёрся и мурчал.
А дворничиха, хоть была в летах, -
Порой лила из шланга на кота,
И тот смиренно под струёю мок,
Удрать как будто было невдомёк.
Особенно тот кот детей любил –
Стремглав бежал к ним, радостно вопил…
И на руки его кто если брал, -
Он блузку или пуговку сосал.
Однажды кот нарвался на собак:
Увидела одна девчушка, как
Два страшных пса его терзали враз,
Под режущую слух команду «фас!»
Бесстрашно подбежав, девчушка та
Схватила полумёртвого кота:
Он задыхался, он едва дышал,
И морду след слезы пересекал.
Она бегом несла его домой,
Ведь кот ещё, почти что, был живой,
А кот пытался в этот миг мурчать
И даже её пуговку сосать.
Он умер у девчушки на руках…
Глаз золотой смотрел на облака…
И долго у подъезда своего
Она сидела, глядя на него.
И состраданье вмиг открыло ей -
И сделало девчушку ту добрей, -
Что за уродством даже у котов
Бывает беспредельная любовь.
(СЛАЙД 13) В Интернете есть видеофильм о бездомном коте, которого все гоняли, кидали в него камнями, однако, несмотря на это, кот любил всех, особенно детей. Никто не трогал котенка, ему не хватало ласки и душевного тепла. И только когда на него набросились собаки, девочка спасла котенка, принесла его домой, и он, умирая у нее на руках, пытался мурчать, испытывая беспредельную любовь к человеку. Притча, безусловно, учит детей состраданию, милосердию и любви к животным.
(СЛАЙД 14) Система вопросов и заданий:
Аудирование и визуальное восприятие песни-притчи.
Понравилась ли вам притча-песня?
Какие чувства она у вас вызвала?
Есть ли в вашем дворе бездомные животные?
Как вы к ним относитесь?
Письменным заданием здесь может быть написание небольшого сочинения на одну из тем:
- А что бы я сделал, если бы у меня во дворе жил бездомный кот?
- Моё отношение к бездомным животным.
Есть много притч, направленных на духовно-нравственное воспитание учащихся.
(СЛАЙД 15) Например, «Притча о мальчике и морских звёздах», показывает, что всем помочь мы не в силах, однако помочь кому-то одному мы можем.
Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с
песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик
поднимает с песка морские звёзды. Они окружали его со всех сторон.
Казалось, на песке ? миллионы морских звёзд, берег был буквально усеян
ими на много километров.
- Зачем ты бросаешь эти морские звёзды в воду? - спросил человек,
подходя ближе.
- Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется
отлив, то погибнут, - ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
- Но это же просто глупо! ? закричал человек. - Оглянись! Здесь миллионы
морских звёзд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил
её в море и сказал:
Нет, мои попытки изменят очень много... Для этой звезды.
(СЛАЙД 16) Данную притчу можно применять при изучении темы «Глагол» в 5 классе. Предлагаю следующую систему вопросов и заданий:
Выразительное чтение текста
Понравилась ли Вам притча?
О чём эта притча?
Почему мальчик не согласился с прохожим человеком?
Перескажите текст
Составьте план
Найдите в тексте глаголы. Обозначьте время. Определите вид и спряжение.
(СЛАЙД 17) Воспитывая смирение и осуждая стремление возвеличиться, мы можем использовать Христианскую притчу «О воробье, хотевшем стать попугаем».
Прошла гроза.
Встала над полем радуга.
И решил воробей:
- Сколько мне уже можно таким невзрачным быть? Выкупаюсь я в ней и стану таким же красивым, как попугай!
Полетел он к радуге, но та уходила все дальше и дальше. А после и вовсе исчезла.
Опустился воробей на землю и так огорчился, что даже не заметил, как угодил в разложенную на траве сеть.
- А-а, это всего - навсего воробей! - разочарованно воскликнул птицелов, увидев добычу, и выпустил воробья.
А стань тот, и правда, похож на попугая, до конца своих дней лишился б свободы!
Подведем итог. Так что же на самом деле притча? (СЛАЙД 18)
- Притча всегда поучительна.
- Притча – это одновременно и мудрость и путь к мудрости.
- Притча – это слово. Недаром в одном из своих стихотворений советский поэт Вадим Сергеевич Шефнер написал: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Действительно, слово, а в нашем случае притчи, обладает невероятным могуществом.
Притча - это искусство слов попадать прямо в сердце. Притчи – «это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы» [6].
И все же притча – больше того, что мы уже перечислили: она тонко отражает всю удивительность и непредсказуемость человеческой жизни и истории человечества. Ни одна из философий не в силах объяснить ход истории до конца. Можно сказать, что весь мир – это притча, поэтому необходимы чуткость, воображение, душа, чтобы приблизиться к ее смыслу.
Таким образом, притчи помогают в воспитании души ребёнка, т.е. духовно-нравственном воспитании. Используя тексты притч на уроках русского языка, мы не только проводим работу по развитию речи учащихся, но и расширяем кругозор ребенка, развиваем чувства милосердия, любви, сострадания, учим прощать, уважать старших, говорить правду.
( СЛАЙД 19) Спасибо за внимание!
Литература
1. Данилюк А.Я.,Кондаков А.М., Тишков В.А. /Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.,Москва «Просвещение»,2009.
2. Безымянная О.М., Лукьянов С.А. Методика работы над изложениями: авторские тексты, творческие задания, комплексный анализ текста. – 2-е изд., стереотип. – М., Глобус, 2007. – 176с. – (Уроки мастерства).
3. http://www.youtube.com/watch?v=636oxemAYoI (Всё в твоих руках)
4. http://www.youtube.com/watch?v=KKJOe7IhKSs (Всё оставляет свой след)
5. http://www.youtube.com/watch?v=gEPtGA9BFfg (песня-притча Про кота)
6. http://psychology.oxnull.net/category/притчи-2/