foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

Интерактивные задания

Призер конкурса

Рабочая программа по русскому языку 8 класс

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе программы  общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.      10-е издание. Москва «Просвещение» 2009 г.

Базовый учебник по русскому языку в 8  классе для образовательных учреждений  под редакцией М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой ,Т.А. Ладыженской,  , и др. ; науч. ред. Н.М. Шанский. Москва. «Просвещение» 2011 г.

Поурочное планирование составлено в соответствии с программой для 8 класса.

Рабочая программа рассчитана на 102  часа (из расчёта 3 ч. в неделю)

 Главная задача, которая должна быть решена в процессе обучения русскому языку, состоит в том, чтобы освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка, овладение его основными нормами, формирование умения пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами органично сочетались с интенсивным развитием речемыслительных интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника.

Программа охватывает весь комплекс требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по русскому языку. Вместе с тем она сохраняет сложившуюся систему подачи материала. Программа строится как переходная от начальных классов к средней школе.

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные его цели преподавания. Вместе с тем русский язык выполняет и общепредметные задачи.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

 

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Отсюда вытекают задачи преподавания русского языка. Учебный предмет "Русский язык" в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем "Русский язык" выполняет и общепредметные задачи. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода.

В соответствии с этим в VIII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию

Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Языковая компетенция, т.е. осведомленность школьников в системе родного языка, реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала, т.е. представления о прекрасном в языке и речи.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Коммуникативная компетенция, т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме, реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке "Русский язык", ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Общепредметными задачами работы по русскому языку являются: воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие логического мышления школьников; обучения их умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.

Программа содержит:

- отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д.;

- речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;

- сведения о графике, об орфографии и пунктуации;

- перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с 7 кл., предусматривается обучение русскому языку в 8 классе на высоком, но доступном уровне трудности, изучение материала быстрым темпом, выделяющем ведущую роль теоретических знаний. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа отчетов, качества выполненных заданий.

Для возбуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.

Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.

В программе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 6 классе в разделе "Повторение пройденного в 5 классах" определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.

Разделы учебника "Русский язык. 8 класс" содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым предусмотрены интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).

В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

 

Функции русского языка в современном мире (1 ч)

Повторение пройденного в 5 - 7 классах (6 ч + 2 ч)

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Словосочетание (2ч )

Повторение пройденного о словосочетании в V  классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).

Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

Простое предложение (3ч +1 ч)

Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в  предложении, выразительно читать предложения.

Простые двусоставные предложения

Главные члены предложения (6 ч. +2ч)

Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. 
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием. 
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.  

Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

Второстепенные члены предложения (6ч +2ч)

Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).

Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.

Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.

Простые односоставные предложения (19ч +2ч)

Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные). 
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль. 
Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами. Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места. Рассказ на свободную тему.  

Неполные предложения (2ч)

Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Однородные члены предложения (12ч+2ч)

Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Вариативность постановки знаков препинания.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.

Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).

Обращение, вводные слова и междометия (9 ч +2ч)

Повторение изученного материала об обращении. Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания. Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий. 
Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.

Публичное выступление на общественно значимую тему.

Обособленные члены предложения (18ч +4ч)

Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения. Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Прямая и косвенная речь (6ч +1ч)

Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи. 
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании. 
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль. 
Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной. 
Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе (5ч +1ч)

Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).

  

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Учащиеся должны знать определения основных изученных в VIII классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуаци­онных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

К концу VIII класса учащиеся должны овладеть  сле­дующими умениями    и   навыками:

—  производить синтаксический разбор словосочетаний, про­стых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;

—  составлять простые двусоставные и односоставные пред­ложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями;

—  пользоваться  синтаксическими  синонимами  в  соответст­вии с содержанием и стилем речи;

—  соблюдать нормы литературного языка в пределах изу­ченного материала.

По пунктуации. Находить в предложении смысловые от­резки, которые необходимо выделять знаками препинания, обос­новывать выбор знаков препинания и расставлять их в предло­жениях в соответствии с изученными правилами.

Ставить знаки препинания в простых предложениях с одно­родными членами, при обособленных второстепенных и уточняю­щих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, ввод­ных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми.

По орфографии. Находить в словах изученные орфо­граммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изу­ченными орфограммами. Правильно писать изученные в VIII классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи. Определять тип и стиль текста. Под­робно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочинения-описания (сравнительная характеристика знакомых лиц; описа­ние местности, памятника культуры или истории), сочинения-рассуждения на морально-этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 


Наименование разделов и тем

ЗУНы

 

 

 

Знать

Уметь

1

Русский язык в современном мире

Знать о роли русского языка в мире, о месте его среди других европейских языков.

Уметь рассказать о роли русского языка в мире, о месте его среди других европейских языков.

Повторение пройденного (6+2)

2

Пунктуация и орфография, знаки завершения, разделения, выделения.

Знать ученик должен иметь представление об основных языковых единицах, разделах языкознания; проводить различные виды разбора.

 

Уметь опознавать слова с повторёнными орфограммами, расставлять знаки препинания в простых и сложных предложениях.

3

Знаки препинания в сложном предложении.

Знать ученик должен проводить различные виды разбора

 

Уметь опознавать слова с повторёнными орфограммами, расставлять знаки препинания в простых и сложных предложениях.

4

Буквы н, нн в суффиксах прилагательных, причастий, наречий.

Знать ученик должен знать различные виды орфограмм по написанию Н и НН в прилагательных, причастиях, наречиях

 

Уметь различать части речи, в особенности прилагательное и причастие, опознавать образования полных и кратких форм страдательных причастий. Уметь применять правило по алгоритму.

5

Буквы н, нн в суффиксах прилагательных, причастий, наречий.

Знать ученик должен знать различные виды орфограмм по написанию Н и НН в прилагательных, причастиях, наречиях

 

Уметь различать части речи, в особенности прилагательное и причастие, опознавать образования полных и кратких форм страдательных причастий. Уметь применять правило по алгоритму.

6

Изложение с грамматическим заданием по упр. 26

Знать обобщение и систематизация изученного о речи в 5-7 классах.

 

Уметь работать с таблицами и схемами на лингвистические темы с опорой на таблицу, план ответа.

7

Изложение с грамматическим заданием по упр. 26

Знать обобщение и систематизация изученного о речи в 5-7 классах.

 

Уметь работа с таблицами и схемами на лингвистические темы с опорой на таблицу, план ответа.

8

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи

Знать ученик должен знать различные виды орфограмм по написанию НЕ в существительных , прилагательных, местоимениях, причастиях, наречиях

 

Уметь отчётливо осознавать сходство и различие в написаниине и ни с местоимениями и наречиями; безошибочно писать данные группы слов.

9

Контрольный диктант

Знать правила, изученные при изучении темы

Уметь определять уровень усвоения закрепляемого материала и намечаются темы для дальнейшей тренировки.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

Словосочетание (2)

10

Словосочетание как единица синтаксиса, виды словосочетаний

Знать основные виды словосочетаний: именные, глагольные, наречные; признаки словосочетаний (отличия от слов и предложений).

 

Уметь распознавать и моделировать словосочетания всех видов; уметь опознавать слова с повторёнными орфограммами, расставлять знаки препинания в   предложениях с прямой речью.

11

Синтаксические связи слов в словосочетаниях, синтаксический разбор словосочетаний.

Знать типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание, нормы сочетания слов и причины нарушения сочетания,

 

Уметь моделировать словосочетание всех видов, выделять их из предложения, определять тип связи, производить синтаксический разбор словосочетаний, уместно использовать синонимичные по значению словосочетания.

Простое предложение (3+1)

12

Грамматическая основа предложения

Знать основные признаки предложения, его отличие от других языковых единиц;

 

Уметь моделировать словосочетание всех видов, выделять их из предложения, определять тип связи, производить синтаксический разбор словосочетаний, уместно использовать синонимичные по значению словосочетания.

13

Грамматическая основа предложения

Знать основные признаки грамматической основы предложения;

 

Уметь опознавать и характеризовать предложения; выразительно читать, составлять предложения разного вида.

14

Порядок слов в предложении. Интонация.

Знать основные признаки предложения, его отличие от других языковых единиц;

 

Уметь опознавать и характеризовать предложения; определять границы предложения и способы передачи их в устной (интонация) и в письменной (знаки  препинания конца предложения), выразительно читать, составлять предложения разного вида.

15

Описание памятника

Знать структуру текста-описания, его языковые особенности, уметь делать сравнительный анализ картин составлять собственный текст на основе увиденного, выбирать жанры, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка, соблюдать нормы русского литературного языка на письме.

 

Уметь владеть умением сохранять при пересказе композицию, тему и основную мысль текста, стиль речи, выразительные языковые средства.

Простые двусоставные предложения

Главные члены предложения (6+2)

16

Подлежащее. Сказуемое

Знать и пояснять функцию подлежащего, находить и характеризовать подлежащее, определять способы выражения подлежащего. Виды сказуемых.

 

Уметь на письме соблюдать орфографические и пунктуационные нормы, находить грамматическую основу предложения, определять способы выражения подлежащего и сказуемого

17

Простое глагольное сказуемое

Знать и пояснять функцию сказуемого, находить и характеризовать сказуемое, определять способы выражения сказуемого.

 

Уметь находить и характеризовать сказуемое в предложении, согласовывать подлежащее и сказуемое, определять морфологические способы выражения простого глагольного сказуемого.

18

Сочинение на тему «Чудный собор» упр.102

Знать о способах и средствах связи предложений в тексте (анализ имеющихся в учебнике текстов.

Уметь определять способ и средства связи предложений в тексте (анализ имеющихся в учебнике текстов, самостоятельный подбор и создание фрагментов текста с определенными способами и средствами связи предложений); анализировать текст своего изложения (определить стиль, типологическую структуру текста, способы и средства связи предложений)

19

Сочинение на тему «Чудный собор» упр.102

Знать о способах и средствах связи предложений в тексте (анализ имеющихся в учебнике текстов.

Знать и уметьформирование умения определять способ и средства связи предложений в тексте (анализ имеющихся в учебнике текстов, самостоятельный подбор и создание фрагментов текста с определенными способами и средствами связи предложений; анализировать текст своего изложения (определить стиль, типологическую структуру текста, способы и средства связи предложений)

20

Составное глагольное сказуемое.

Знать структуру составного глагольного сказуемого.

Уметь опознавать его в тексте по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значения, различать простое и составное сказуемое

21

Составное именное сказуемое

Знать структуру составного именного сказуемого

 

Уметь различать составные глагольные и составные именные сказуемые, определять способы выражения именной части составного именного сказуемого, сопоставлять предложения с синонимичными сказуемыми разных видов.

22

Тире между подлежащим и сказуемым.

Знать способы выражения подлежащего, типы сказуемых

 

Уметь применять на письме правило постановки тире между подлежащим и сказуемым.

23

Тире между подлежащим и сказуемым.

Знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.

 

Уметь применять правило на практике, интонационно правильно произносить предложения, определять способы выражения подлежащих и сказуемых.

Второстепенные члены предложения (6+2)

24

Роль второстепенных членов в предложении.

Дополнение.

Знать различие в предложении второстепенных членов; определение дополнения, способы их выражения

 

Уметь различать прямое и косвенное дополнение.опознавать их в предложении, определяя смысловые отношения между словами,  определять роль в предложении, не смешивая подлежащее и прямое дополнение.

25

Определение.

Знать понятие определения , различать согласованное и несогласованного , способы их выражения

 

Уметь различать определения согласованные и несогласованные определения, определять способы их выражения, использовать определения для характеристики предмета, явления, а определения-эпитеты – как средства выразительности речи.

26

Приложения. Знаки препинания при нём

Знать понятие приложения, способы их выражения

 

Уметь распознавать приложения среди других второстепенных членов предложения, использовать приложения в качестве средства выразительности речи.

27

Обстоятельство

Знать понятие обстоятельств, способы их выражения

 

Уметь различать виды обстоятельств по значению, определять способы их выражения, использовать обстоятельства для придания речи точности, ясности, выразительности, использовать как средство связи предложений в повествовательных текстах.

28

Синтаксический разбор двусоставного предложения

Знать понятия темы «Второстепенные члены предложения», уметь различать в предложении второстепенные члены

 

Уметь опознавать, строить и читать предложения и разбирать его синтаксически.

29

Р\Р Характеристика человека

Знать способы и средства связи предложений в тексте, понятия стиль, типологическая структура текста, способы и средства связи предложений.

Уметь формирование умения определять способ и средства связи предложений в тексте (анализ имеющихся в учебнике текстов, самостоятельный подбор и создание фрагментов текста с определенными способами и средствами связи предложений). Анализ текста своего изложения (определить стиль, типологическую структуру текста, способы и средства связи предложений)

30

Р\Р Характеристика человека

Знать о способах и средствах связи предложений в тексте (анализ имеющихся в учебнике текстов.

Уметь определять способ и средства связи предложений в тексте (анализ имеющихся в учебнике текстов, самостоятельный подбор и создание фрагментов текста с определенными способами и средствами связи предложений); анализировать текст своего изложения (определить стиль, типологическую структуру текста, способы и средства связи предложений)

31

Повторение.

Знать понятия темы «Второстепенные члены предложения»

 

Уметь различать в предложении второстепенные члены, правильно производить синтаксический разбор предложения.

Простые односоставные предложения (9+2)

32

Главный член односоставного предложения

Знать структурные особенности односоставных предложений, уметь различать односоставные и двусоставные предложения

 

Уметь различать односоставные и двусоставные предложения, находить главные члены предложения.

33

Назывные предложения

Знать особенности назывных предложений, особенности употребления

 

Уметь опознавать их в тексте, употреблять в собственных высказываниях.

34

Определённо-личные предложения

Знать структурные особенности односоставных определённо-личных предложений.

 

Уметь опознавать эти предложения в тексте.

35

Неопределённо-личные предложения

Знать особенности неопределенно-личных предложений, сферу употребления, способы выражения сказуемого в этих предложениях

 

Уметь различать односоставные и двусоставные предложения, находить определённо-личные предложения по их значению, структурным особенностям, использовать определённо-личные предложения в разных стилях речи, правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят определённо-личные предложения.

36

Р\Р Инструкция

Знать понятие инструкции.

 

Уметь опознавать их в тексте и в структуре сложного предложения, уметь их использовать в собственных высказываниях, заменять двусоставные предложения синонимичными односоставными.

37

Безличные предложения

Знать структурные особенности безличных предложений, способы выражения сказуемого, особенности употребления в речи

 

Уметь опознавать безличные предложения в тексте и умело употреблять в собственной речи.

38

Р\Р Рассуждение

Знать особенности строения текста типа рассуждение.

Уметь находить особенности строения текста типа рассуждение, уметь отличать текст типа рассуждение от текстов других стилей.

39

Синтаксический разбор односоставного предложения

Знать порядок синтаксического разборапредложения

 

Уметь опознавать, строить и читать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания, соблюдая интонационные особенности предложений.

40

Понятие об осложнённом предложении

Знать все моменты осложнения простых предложений.

 

Уметь различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложения с составным именным сказуемым, распознавать логические категории рода и вида; правильно расставлять знаки препинания, использовать предложения с обобщающими словами при однородных членах в текстах разных стилей.

41

Повторение

Знать все правила, полученные при изучении темы «Односоставные  предложения»

 

Уметь пользоваться двусоставными и односоставными предложениями, анализировать в сопоставлениях разновидности односоставных предложений, употреблять разные виды односоставных предложений в речи.

42

Диктант

Знать все правила, полученные при изучении темы «Односоставные  предложения»

 

Уметь различать виды односоставных предложений, определять способы выражения главных членов в них, различать разные типы сказуемых, правильно расставлять знаки препинания.

Неполные предложения (2)

43

Понятие об обособлении.

Знать общее понятие неполных предложений, понимать назначение неполных предложений в общем

 

Уметь опознавать эти предложения в тексте и грамотно употреблять в собственных высказываниях, пунктуационно оформлять неполные предложения на письме, отграничивать структуру неполных предложений от односоставных.

44

Понятие об обособлении.

Знать общее понятие неполных предложений, понимать назначение неполных предложений в общем .

 

Уметь опознавать эти предложения в тексте и грамотно употреблять в собственных высказываниях, пунктуационно оформлять неполные предложения на письме, отграничивать структуру неполных предложений от односоставных.

Однородные члены предложения (12+2)

45

Понятие об однородных членах

Знать повторение изученного об однородных членах предложения. 

 

Уметь опознавать однородные члены (распространённые, нераспространённые, выраженные разными частями речи, ряды однородных членов), соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами, строить предложения с несколькими рядами однородных членов.

46

Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией.

Знать значение перечислительной интонации при однородных членах. 

 

Уметь различать однородные и неоднородные определения на основе смыслового, интонационного и грамматического анализа предложений, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями.

47

Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией.

Знать значение перечислительной интонации при однородных членах

 

Уметь различать однородные и  неоднородные определения, употреблять слова в прямом и переносном значении в качестве однородных (неоднородных) определений.

48

Р\Р Изложение по тексту упр.242

Знать и находитьособенности строения текста типа рассуждение, уметь отличать текст типа рассуждение от текстов других стилей.

Знать и находитьособенности строения текста типа рассуждение, уметь отличать текст типа рассуждение от текстов других стилей.

49

Р\Р Изложение по тексту упр.242

Знать и уметь создавать  текст типа рассуждение, сохраняя его композиционные элементы (тезис, доказательства, вывод), отобрать нужные аргументы, обосновывать своё мнение. 

Знать и уметь создавать  текст типа рассуждение, сохраняя его композиционные элементы (тезис, доказательства, вывод), отобрать нужные аргументы, обосновывать своё мнение

50

Однородные и неоднородные определения

Знать признаки однородных членов

 

Уметь различать однородные и неоднородные определения на основе смыслового, интонационного и грамматического анализа предложений, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями.

51

Однородные члены, связанные сочинительными союзами

Знать условия употребления сочинительных союзов при однородных членах предложения

 

Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами, составлять схемы предложений с однородными членами

52

Однородные члены, связанные сочинительными союзами

Знать условия употребления сочинительных союзов при однородных членах предложения 

 

Уметь определять оттенки противопоставления, контрастности, уступительности и несоответствия, выражаемые противительными союзами, чередование или неопределённость оценки явлений, выражаемые разделительными союзами, расставлять знаки препинания.

53

Обобщающие слова при однородных членах

Знать использование обобщающих слов при однородных членах 

 

Уметь находить обобщающие слова при однородных членах, определять место их по отношению к однородным членам, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах.

54

Обобщающие слова при однородных членах

Знать использование обобщающих слов при однородных членах 

 

Уметь различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложения с составным именным сказуемым, распознавать логические категории рода и вида; правильно расставлять знаки препинания, использовать предложения с обобщающими словами при однородных членах в текстах разных стилей.

55

Синтаксический разбор предложения с однородными членами

Знать порядок синтаксического разборапредложения с однородными членами 

 

Уметь опознавать, строить и читать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания, соблюдая интонационные особенности предложений.

56

Пунктуационный разбор.

Знать порядок пунктуационного  разборапредложения с однородными членами 

 

Уметь опознавать, строить и читать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания, соблюдая интонационные особенности предложений.

57

Повторение

Знать все правила, полученные при изучении темы «Однородные члены предложения»

 

Уметь опознавать, строить и читать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания, соблюдая интонационные особенности предложений.

58

Диктант

Знать все правила, полученные при изучении темы «Однородные члены предложения»

 

Уметь опознавать однородные члены, различать однородные и неоднородные определения, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями, различать простые предложения с однородными членами, связанными союзом И, и сложносочиненные предложения, различать предложения с обобщающими словами при однородных членах

Обособленные члены предложения (20)

59

Понятие об обособлении

Знать об обособлении как способе  придать второстепенным членам относительную смысловую самостоятельность, особую значимость в высказывании

Уметь характеризовать  разные признаки обособления оборотов: смысловые, грамматические, интонационные, пунктуационные, правильно произносить предложения с обособленными определениями, уметь находить грамматические условия обособления определений, ставить знаки препинания при пунктуационном оформлении письменного текста.

60

Понятие об обособлении

Знать об обособлении как способе  придать второстепенным членам относительную смысловую самостоятельность, особую значимость в высказывании. 

Уметь характеризовать  разные признаки обособления оборотов: смысловые, грамматические, интонационные, пунктуационные, правильно произносить предложения с обособленными определениями, уметь находить грамматические условия обособления определений, ставить знаки препинания при пунктуационном оформлении письменного текста.

61

Обособленные определения

Знать об обособлении определений.

Уметь опознавать условия обособления определений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными определениями, при пунктуационном оформлении письменного текста правильно ставить знаки препинания, использовать обособленные определения в тексте.

62

Обособленные определения

Знать об обособлении определений.

Уметь выявлять грамматические условия обособления определений с обстоятельственным оттенком значения, несогласованных определений, интонационно правильно читать предложения с обособленными определениями, понимать и определять изобразительно-выразительные функции обособленных определений в художественной речи

63

Обособленные определения

Знать об обособлении  определений.

 

Уметь опознавать условия обособления определений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными определениями, при пунктуационном оформлении письменного текста правильно ставить знаки препинания, использовать обособленные определения в тексте.

64

Р\Р Рассуждение на дискуссионную тему

Знать понятие «тип рассуждение», его композиционные элементы (тезис, доказательства, вывод). 

Уметь создавать  текст типа рассуждение, сохраняя его композиционные элементы (тезис, доказательства, вывод), отобрать нужные аргументы, обосновывать своё мнение. 

65

Р\Р Рассуждение на дискуссионную тему

Знать понятие «тип рассуждение», его композиционные элементы (тезис, доказательства, вывод). 

Уметь создавать  текст типа рассуждение, сохраняя его композиционные элементы (тезис, доказательства, вывод), отобрать нужные аргументы, обосновывать своё мнение. 

66

Обособленные приложения

Знать основные условия обособления приложений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями

 

Уметь правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных приложений.

67

Обособленные приложения

Знать основные условия обособления приложений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями

 

Уметь правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных приложений.

68

Обособленные приложения

Знать об обособлении приложений.

Уметь опознавать приложение в тексте, правильно ставить знаки препинания, интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями, использовать обособленные приложения в разных текстах

69

Обособленные обстоятельства

Знать правила обособления обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и деепричастиями.

 

Уметь выявлять условия обособления обстоятельств; правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных обстоятельств.

70

Обособленные обстоятельства

Знать правила обособления обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и деепричастиями.

 

Уметь выявлять условия обособления обстоятельств; правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных обстоятельств.

71

Обособленные обстоятельства

Знать правила 
обособления обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

 

Уметь выявлять условия обособления обстоятельства; интонационно правильно произносить предложения с обособленными обстоятельствами уступки и причины, выраженные существительными с предлогом. Уметь конструировать предложения с использованием производных предлогов, с помощью которых обособляются обстоятельства.

72

Обособленные уточняющие члены

Знать правила обособления уточняющих членов предложения.

 

Уметь выявлять условия обособления уточняющих членов предложения; выразительно читать предложения с уточняющими членами.

73

Обособленные уточняющие члены

Знать правила обособления уточняющих членов предложения.

 

Уметь находить обособленные уточняющие члены предложения в тексте; составлять предложения по предложенной  теме.

74

Обособленные уточняющие члены

Знать правила обособления уточняющих членов предложения. 

 

Уметь производить смысловой анализ предложений с уточняющими членами, соблюдать интонацию уточнения, составить небольшой рассказ.

75

Синтаксический разбор предложения с обособленными членами

Знать все изученные правила по теме:

« Предложения с обособленными членами»

 

Уметь проводить синтаксический разбор предложений

76

Пунктуационный разбор.

Знать все изученные правила по теме:

« Предложения с обособленными членами»

 

Уметь проводить пунктуационный разбор предложений

77

Повторение

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами.

 

 

Уметь применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи. Проводить выборочную работу с текстами художественных произведений.

Уметь составлять связный текст в научном стиле речи об обстоятельствах и уточняющих членах предложения

78

Диктант

Знать основные нормы русского литературного языка (орфографические, пунктуационные).

 

Уметь применять полученные материалы при решении грамматических задач.

Обращение, вводные слова и междометия (9+2)

79

Обращение

Знать об обращении за счёт осмысления основного назначения обращения в речи (звательная, оценочная, изобразительная функция обращения),

 

Уметь характеризовать синтаксические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями.

80

Распространённые обращения

Знать какие слова не являются членами предложения, их функции, правила выделения в устной речи и на письме 

 

Уметь интонационно правильно произносить предложения, употреблять формы обращений в различных речевых ситуациях, различать обращения и подлежащие двусоставного предложения.

81

Употребление обращений

Знать способы употребления обращений

 

Уметь интонационно правильно произносить предложения, употреблять формы обращений в различных речевых ситуациях, различать обращения и подлежащие двусоставного предложения.

82

Р\Р Составление делового письма упр.360

Знать как проводить работу с текстами делового письма.

 

Уметь составлять связный текст в научном стиле речи

83

Вводные конструкции. Группы вводных конструкций

Знать группы вводных конструкций по значению, понимать роль вводных слов как средства выражения субъективной оценки высказывания

 

Уметь выражать определённые отношения к высказыванию с помощью вводных слов, правильно ставить знаки препинания при вводных словах, различать вводные слова и члены предложения.

84

Выделительные знаки препинания при вводных словах.

Знать группы вводных конструкций по значению, понимать роль вводных слов как средства выражения 

 

Уметь употреблять в речи вводные слова с учётом речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания при вводных словах и вводных конструкциях, соблюдать интонацию при чтении предложений, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей, производить синонимическую замену вводных слов.

85

Выделительные знаки препинания при вводных словах.

Знать группы вводных конструкций по значению, понимать роль вводных слов как средства выражения субъективной оценки высказывания

 

Уметь выражать определённые отношения к высказыванию с помощью вводных слов и вводных конструкций, правильно ставить знаки препинания при вводных словах, различать вводные слова и члены предложения.

86

Вставные слова, словосочетания, предложения

Знать о вставных конструкциях и их смысловых отличиях от вводных слов и предложений

 

Уметь опознавать вставные конструкции, правильно читать предложения с ними, расставлять знаки препинания при письме.

87

Публичное выступление упр.386

Знать понятие о публичном стиле, требование к публичному выступлению.

Уметь публично выступать на различные темы.

88

Междометия в предложении

Знать об употреблении междометий и их смысловых отличиях от вводных слов и предложений

 

Уметь опознавать междометия, правильно читать предложения с ними, расставлять знаки препинания при письме

89

Синтаксический и пунктуационный разбор со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения

Знать порядок синтаксического и пунктуационного разбора со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения

 

Уметь производить синтаксический разбор предложений с вводными конструкциями, обращениями и междометиями, правильно ставить знаки препинания, производить синонимическую замену вводных слов, различать вводные слова и созвучные члены предложения, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей текста, различные формы обращений в речевом этикете, риторические обращения как приём публицистического и художественного стилей.

90

Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь

Знать основные способы передачи чужой речи

 

Уметь выразительно читать предложения с прямой речью, правильно ставить в них знаки препинания и обосновывать их постановку.

91

Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь

Знать понятие «косвенная речь»

 

Уметь различать прямую и косвенную речь, заменять прямую речь косвенной и наоборот, обосновывать постановку знаков препинания при косвенной речи.

92

Прямая речь

Знать основные способы передачи чужой речи,

 

уметь выразительно читать предложения с прямой речью, правильно ставить в них знаки препинания и обосновывать их постановку.

93

Диалог

Знать основные способы передачи чужой речи

 

Уметь составлять диалог, правильно ставить в них знаки препинания и обосновывать их постановку.

94

Р\Р Рассказ

Знать о задачах речи, предметном содержании высказывания,  ведущий тип речи.

Уметь сформироватьпредставление о жанре (раскрыть задачи речи, предметное содержание высказывания ведущий тип речи); работать с газетой, анализировать наиболее интересные статьи.

95

Цитата, синтаксический разбор предложений с чужой речью

Знать правила оформления цитат,

 

Уметь вводить цитаты в речь, правильно ставить знаки препинания при цитировании.

96

Цитата, синтаксический разбор предложений с чужой речью

Знать правила оформления цитат,

 

Уметь вводить цитаты в речь, правильно ставить знаки препинания при цитировании.

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе (5+1)

97

Синтаксис и морфология

Знать части речи по их грамматическим признакам, об их синтаксической роли в предложении, видах и средствах синтаксической связи.

Уметь опознавать части речи по их грамматическим признакам, определять синтаксическую роль в предложении, использовать в речи разные виды омонимов, виды и средства синтаксической связи.

98

Синтаксис и пунктуация

Знать осмыслоразличительной роли знаков препинания, понятия  однородные и обособленные члены предложения, предложения с прямой и косвенной речью, обращениями и вводными словами.

Уметь понимать смыслоразличительную роль знаков препинания, уметь грамотно оформлять предложения с однородными и обособленными членами, с прямой и косвенной речью, обращениями и вводными словами, обосновывать выбор знаков препинания.

99

Р\Р Сжатое изложение

Знать приемы сжатия теста.

Уметь пересказать фрагмент прослушанного текста, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста, соблюдая нормы литературного языка на письме.

100

Синтаксис и культура речи

Знать о грамматических и лексических нормах при построении словосочетаний разных видов, о синтаксических нормах – при построении предложений.

Уметь соблюдать орфографические, грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов, синтаксические нормы – при построении предложений, исправлять нарушения синтаксических норм, владеть языковыми средствами в соответствии с целями общения.

101

Синтаксис и орфография

Знать о смыслоразличительной роли знаков препинания.

Уметь понимать смыслоразличительную роль знаков препинания, грамотно оформлять предложения с однородными и обособленными членами, с прямой и косвенной речью, обращениями и вводными словами, обосновывать выбор знаков препинания.

102

Итоговый контрольный диктант

 

Уметь применять полученные знания на практике.

 

 

 ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1. Обучение по русскому языку в 8 классе: Методические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений (Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др.) – 4 изд.М.: - Просвещение, 2009.

2. Поурочные разработки по русскому языку в 8 классе: К учебнику М.Т. Баранова и др. Н.Г. Горашова.-4-е изд.., стериотип. - М.: «Экзамен», 2011 г.

3. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык 8 класс (В.И.Капинос, Л.И. Пучкова и др.). М.: «Интеллект центр»2012

4. Контрольно –измерительные материалы .Русский язык: 8 класс/ Сост. Н.В.Егорова.- М.:ВАКО, 2010.

5. Таблицы по русскому языку «Грамматика»

6. Комплексный анализ текста Рабочая тетрадь 8 класс (А.Б.Малюшкин) М. ТЦ Сфера 2011 г.

7. Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска.

 

Copyright © 2017 Cайт учителя русского языка и литературы Огибалиной Виктории Михайловны.

Яндекс.Метрика