Рабочая программа по русскому языку 8 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. 10-е издание. Москва «Просвещение» 2009 г.
Базовый учебник по русскому языку в 8 классе для образовательных учреждений под редакцией М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой ,Т.А. Ладыженской, , и др. ; науч. ред. Н.М. Шанский. Москва. «Просвещение» 2011 г.
Поурочное планирование составлено в соответствии с программой для 8 класса.
Рабочая программа рассчитана на 102 часа (из расчёта 3 ч. в неделю)
Главная задача, которая должна быть решена в процессе обучения русскому языку, состоит в том, чтобы освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка, овладение его основными нормами, формирование умения пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами органично сочетались с интенсивным развитием речемыслительных интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника.
Программа охватывает весь комплекс требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по русскому языку. Вместе с тем она сохраняет сложившуюся систему подачи материала. Программа строится как переходная от начальных классов к средней школе.
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные его цели преподавания. Вместе с тем русский язык выполняет и общепредметные задачи.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Отсюда вытекают задачи преподавания русского языка. Учебный предмет "Русский язык" в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем "Русский язык" выполняет и общепредметные задачи. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода.
В соответствии с этим в VIII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию
Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Языковая компетенция, т.е. осведомленность школьников в системе родного языка, реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала, т.е. представления о прекрасном в языке и речи.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Коммуникативная компетенция, т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме, реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке "Русский язык", ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Общепредметными задачами работы по русскому языку являются: воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие логического мышления школьников; обучения их умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.
Программа содержит:
- отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д.;
- речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;
- сведения о графике, об орфографии и пунктуации;
- перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с 7 кл., предусматривается обучение русскому языку в 8 классе на высоком, но доступном уровне трудности, изучение материала быстрым темпом, выделяющем ведущую роль теоретических знаний. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа отчетов, качества выполненных заданий.
Для возбуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.
Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.
В программе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 6 классе в разделе "Повторение пройденного в 5 классах" определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.
Разделы учебника "Русский язык. 8 класс" содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым предусмотрены интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).
В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Функции русского языка в современном мире (1 ч)
Повторение пройденного в 5 - 7 классах (6 ч + 2 ч)
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Словосочетание (2ч )
Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
Простое предложение (3ч +1 ч)
Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
Простые двусоставные предложения
Главные члены предложения (6 ч. +2ч)
Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Второстепенные члены предложения (6ч +2ч)
Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.
Простые односоставные предложения (19ч +2ч)
Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами. Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места. Рассказ на свободную тему.
Неполные предложения (2ч)
Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Однородные члены предложения (12ч+2ч)
Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Вариативность постановки знаков препинания.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).
Обращение, вводные слова и междометия (9 ч +2ч)
Повторение изученного материала об обращении. Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания. Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
Публичное выступление на общественно значимую тему.
Обособленные члены предложения (18ч +4ч)
Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения. Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
Прямая и косвенная речь (6ч +1ч)
Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
Повторение и систематизация пройденного в 8 классе (5ч +1ч)
Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учащиеся должны знать определения основных изученных в VIII классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу VIII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
— производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
— составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями;
— пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
— соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в VIII классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочинения-описания (сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности, памятника культуры или истории), сочинения-рассуждения на морально-этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Наименование разделов и тем |
ЗУНы
|
|
|
|
Знать |
Уметь |
1 |
Русский язык в современном мире |
Знать о роли русского языка в мире, о месте его среди других европейских языков. |
Уметь рассказать о роли русского языка в мире, о месте его среди других европейских языков. |
Повторение пройденного (6+2) |
|||
2 |
Пунктуация и орфография, знаки завершения, разделения, выделения. |
Знать ученик должен иметь представление об основных языковых единицах, разделах языкознания; проводить различные виды разбора.
|
Уметь опознавать слова с повторёнными орфограммами, расставлять знаки препинания в простых и сложных предложениях. |
3 |
Знаки препинания в сложном предложении. |
Знать ученик должен проводить различные виды разбора
|
Уметь опознавать слова с повторёнными орфограммами, расставлять знаки препинания в простых и сложных предложениях. |
4 |
Буквы н, нн в суффиксах прилагательных, причастий, наречий. |
Знать ученик должен знать различные виды орфограмм по написанию Н и НН в прилагательных, причастиях, наречиях
|
Уметь различать части речи, в особенности прилагательное и причастие, опознавать образования полных и кратких форм страдательных причастий. Уметь применять правило по алгоритму. |
5 |
Буквы н, нн в суффиксах прилагательных, причастий, наречий. |
Знать ученик должен знать различные виды орфограмм по написанию Н и НН в прилагательных, причастиях, наречиях
|
Уметь различать части речи, в особенности прилагательное и причастие, опознавать образования полных и кратких форм страдательных причастий. Уметь применять правило по алгоритму. |
6 |
Изложение с грамматическим заданием по упр. 26 |
Знать обобщение и систематизация изученного о речи в 5-7 классах.
|
Уметь работать с таблицами и схемами на лингвистические темы с опорой на таблицу, план ответа. |
7 |
Изложение с грамматическим заданием по упр. 26 |
Знать обобщение и систематизация изученного о речи в 5-7 классах.
|
Уметь работа с таблицами и схемами на лингвистические темы с опорой на таблицу, план ответа. |
8 |
Слитное и раздельное написание не с разными частями речи |
Знать ученик должен знать различные виды орфограмм по написанию НЕ в существительных , прилагательных, местоимениях, причастиях, наречиях
|
Уметь отчётливо осознавать сходство и различие в написаниине и ни с местоимениями и наречиями; безошибочно писать данные группы слов. |
9 |
Контрольный диктант |
Знать правила, изученные при изучении темы |
Уметь определять уровень усвоения закрепляемого материала и намечаются темы для дальнейшей тренировки. |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Словосочетание (2) |
|||
10 |
Словосочетание как единица синтаксиса, виды словосочетаний |
Знать основные виды словосочетаний: именные, глагольные, наречные; признаки словосочетаний (отличия от слов и предложений).
|
Уметь распознавать и моделировать словосочетания всех видов; уметь опознавать слова с повторёнными орфограммами, расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью. |
11 |
Синтаксические связи слов в словосочетаниях, синтаксический разбор словосочетаний. |
Знать типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание, нормы сочетания слов и причины нарушения сочетания,
|
Уметь моделировать словосочетание всех видов, выделять их из предложения, определять тип связи, производить синтаксический разбор словосочетаний, уместно использовать синонимичные по значению словосочетания. |
Простое предложение (3+1) |
|||
12 |
Грамматическая основа предложения |
Знать основные признаки предложения, его отличие от других языковых единиц;
|
Уметь моделировать словосочетание всех видов, выделять их из предложения, определять тип связи, производить синтаксический разбор словосочетаний, уместно использовать синонимичные по значению словосочетания. |
13 |
Грамматическая основа предложения |
Знать основные признаки грамматической основы предложения;
|
Уметь опознавать и характеризовать предложения; выразительно читать, составлять предложения разного вида. |
14 |
Порядок слов в предложении. Интонация. |
Знать основные признаки предложения, его отличие от других языковых единиц;
|
Уметь опознавать и характеризовать предложения; определять границы предложения и способы передачи их в устной (интонация) и в письменной (знаки препинания конца предложения), выразительно читать, составлять предложения разного вида. |
15 |
Описание памятника |
Знать структуру текста-описания, его языковые особенности, уметь делать сравнительный анализ картин составлять собственный текст на основе увиденного, выбирать жанры, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка, соблюдать нормы русского литературного языка на письме.
|
Уметь владеть умением сохранять при пересказе композицию, тему и основную мысль текста, стиль речи, выразительные языковые средства. |
Простые двусоставные предложения Главные члены предложения (6+2) |
|||
16 |
Подлежащее. Сказуемое |
Знать и пояснять функцию подлежащего, находить и характеризовать подлежащее, определять способы выражения подлежащего. Виды сказуемых.
|
Уметь на письме соблюдать орфографические и пунктуационные нормы, находить грамматическую основу предложения, определять способы выражения подлежащего и сказуемого |
17 |
Простое глагольное сказуемое |
Знать и пояснять функцию сказуемого, находить и характеризовать сказуемое, определять способы выражения сказуемого.
|
Уметь находить и характеризовать сказуемое в предложении, согласовывать подлежащее и сказуемое, определять морфологические способы выражения простого глагольного сказуемого. |
18 |
Сочинение на тему «Чудный собор» упр.102 |
Знать о способах и средствах связи предложений в тексте (анализ имеющихся в учебнике текстов. |
Уметь определять способ и средства связи предложений в тексте (анализ имеющихся в учебнике текстов, самостоятельный подбор и создание фрагментов текста с определенными способами и средствами связи предложений); анализировать текст своего изложения (определить стиль, типологическую структуру текста, способы и средства связи предложений) |
19 |
Сочинение на тему «Чудный собор» упр.102 |
Знать о способах и средствах связи предложений в тексте (анализ имеющихся в учебнике текстов. |
Знать и уметьформирование умения определять способ и средства связи предложений в тексте (анализ имеющихся в учебнике текстов, самостоятельный подбор и создание фрагментов текста с определенными способами и средствами связи предложений; анализировать текст своего изложения (определить стиль, типологическую структуру текста, способы и средства связи предложений) |
20 |
Составное глагольное сказуемое. |
Знать структуру составного глагольного сказуемого. |
Уметь опознавать его в тексте по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значения, различать простое и составное сказуемое |
21 |
Составное именное сказуемое |
Знать структуру составного именного сказуемого
|
Уметь различать составные глагольные и составные именные сказуемые, определять способы выражения именной части составного именного сказуемого, сопоставлять предложения с синонимичными сказуемыми разных видов. |
22 |
Тире между подлежащим и сказуемым. |
Знать способы выражения подлежащего, типы сказуемых
|
Уметь применять на письме правило постановки тире между подлежащим и сказуемым. |
23 |
Тире между подлежащим и сказуемым. |
Знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.
|
Уметь применять правило на практике, интонационно правильно произносить предложения, определять способы выражения подлежащих и сказуемых. |
Второстепенные члены предложения (6+2) |
|||
24 |
Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение. |
Знать различие в предложении второстепенных членов; определение дополнения, способы их выражения
|
Уметь различать прямое и косвенное дополнение.опознавать их в предложении, определяя смысловые отношения между словами, определять роль в предложении, не смешивая подлежащее и прямое дополнение. |
25 |
Определение. |
Знать понятие определения , различать согласованное и несогласованного , способы их выражения
|
Уметь различать определения согласованные и несогласованные определения, определять способы их выражения, использовать определения для характеристики предмета, явления, а определения-эпитеты – как средства выразительности речи. |
26 |
Приложения. Знаки препинания при нём |
Знать понятие приложения, способы их выражения
|
Уметь распознавать приложения среди других второстепенных членов предложения, использовать приложения в качестве средства выразительности речи. |
27 |
Обстоятельство |
Знать понятие обстоятельств, способы их выражения
|
Уметь различать виды обстоятельств по значению, определять способы их выражения, использовать обстоятельства для придания речи точности, ясности, выразительности, использовать как средство связи предложений в повествовательных текстах. |
28 |
Синтаксический разбор двусоставного предложения |
Знать понятия темы «Второстепенные члены предложения», уметь различать в предложении второстепенные члены
|
Уметь опознавать, строить и читать предложения и разбирать его синтаксически. |
29 |
Р\Р Характеристика человека |
Знать способы и средства связи предложений в тексте, понятия стиль, типологическая структура текста, способы и средства связи предложений. |
Уметь формирование умения определять способ и средства связи предложений в тексте (анализ имеющихся в учебнике текстов, самостоятельный подбор и создание фрагментов текста с определенными способами и средствами связи предложений). Анализ текста своего изложения (определить стиль, типологическую структуру текста, способы и средства связи предложений) |
30 |
Р\Р Характеристика человека |
Знать о способах и средствах связи предложений в тексте (анализ имеющихся в учебнике текстов. |
Уметь определять способ и средства связи предложений в тексте (анализ имеющихся в учебнике текстов, самостоятельный подбор и создание фрагментов текста с определенными способами и средствами связи предложений); анализировать текст своего изложения (определить стиль, типологическую структуру текста, способы и средства связи предложений) |
31 |
Повторение. |
Знать понятия темы «Второстепенные члены предложения»
|
Уметь различать в предложении второстепенные члены, правильно производить синтаксический разбор предложения. |
Простые односоставные предложения (9+2) |
|||
32 |
Главный член односоставного предложения |
Знать структурные особенности односоставных предложений, уметь различать односоставные и двусоставные предложения
|
Уметь различать односоставные и двусоставные предложения, находить главные члены предложения. |
33 |
Назывные предложения |
Знать особенности назывных предложений, особенности употребления
|
Уметь опознавать их в тексте, употреблять в собственных высказываниях. |
34 |
Определённо-личные предложения |
Знать структурные особенности односоставных определённо-личных предложений.
|
Уметь опознавать эти предложения в тексте. |
35 |
Неопределённо-личные предложения |
Знать особенности неопределенно-личных предложений, сферу употребления, способы выражения сказуемого в этих предложениях
|
Уметь различать односоставные и двусоставные предложения, находить определённо-личные предложения по их значению, структурным особенностям, использовать определённо-личные предложения в разных стилях речи, правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят определённо-личные предложения. |
36 |
Р\Р Инструкция |
Знать понятие инструкции.
|
Уметь опознавать их в тексте и в структуре сложного предложения, уметь их использовать в собственных высказываниях, заменять двусоставные предложения синонимичными односоставными. |
37 |
Безличные предложения |
Знать структурные особенности безличных предложений, способы выражения сказуемого, особенности употребления в речи
|
Уметь опознавать безличные предложения в тексте и умело употреблять в собственной речи. |
38 |
Р\Р Рассуждение |
Знать особенности строения текста типа рассуждение. |
Уметь находить особенности строения текста типа рассуждение, уметь отличать текст типа рассуждение от текстов других стилей. |
39 |
Синтаксический разбор односоставного предложения |
Знать порядок синтаксического разборапредложения
|
Уметь опознавать, строить и читать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания, соблюдая интонационные особенности предложений. |
40 |
Понятие об осложнённом предложении |
Знать все моменты осложнения простых предложений.
|
Уметь различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложения с составным именным сказуемым, распознавать логические категории рода и вида; правильно расставлять знаки препинания, использовать предложения с обобщающими словами при однородных членах в текстах разных стилей. |
41 |
Повторение |
Знать все правила, полученные при изучении темы «Односоставные предложения»
|
Уметь пользоваться двусоставными и односоставными предложениями, анализировать в сопоставлениях разновидности односоставных предложений, употреблять разные виды односоставных предложений в речи. |
42 |
Диктант |
Знать все правила, полученные при изучении темы «Односоставные предложения»
|
Уметь различать виды односоставных предложений, определять способы выражения главных членов в них, различать разные типы сказуемых, правильно расставлять знаки препинания. |
Неполные предложения (2) |
|||
43 |
Понятие об обособлении. |
Знать общее понятие неполных предложений, понимать назначение неполных предложений в общем
|
Уметь опознавать эти предложения в тексте и грамотно употреблять в собственных высказываниях, пунктуационно оформлять неполные предложения на письме, отграничивать структуру неполных предложений от односоставных. |
44 |
Понятие об обособлении. |
Знать общее понятие неполных предложений, понимать назначение неполных предложений в общем .
|
Уметь опознавать эти предложения в тексте и грамотно употреблять в собственных высказываниях, пунктуационно оформлять неполные предложения на письме, отграничивать структуру неполных предложений от односоставных. |
Однородные члены предложения (12+2) |
|||
45 |
Понятие об однородных членах |
Знать повторение изученного об однородных членах предложения.
|
Уметь опознавать однородные члены (распространённые, нераспространённые, выраженные разными частями речи, ряды однородных членов), соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами, строить предложения с несколькими рядами однородных членов. |
46 |
Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией. |
Знать значение перечислительной интонации при однородных членах.
|
Уметь различать однородные и неоднородные определения на основе смыслового, интонационного и грамматического анализа предложений, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями. |
47 |
Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией. |
Знать значение перечислительной интонации при однородных членах
|
Уметь различать однородные и неоднородные определения, употреблять слова в прямом и переносном значении в качестве однородных (неоднородных) определений. |
48 |
Р\Р Изложение по тексту упр.242 |
Знать и находитьособенности строения текста типа рассуждение, уметь отличать текст типа рассуждение от текстов других стилей. |
Знать и находитьособенности строения текста типа рассуждение, уметь отличать текст типа рассуждение от текстов других стилей. |
49 |
Р\Р Изложение по тексту упр.242 |
Знать и уметь создавать текст типа рассуждение, сохраняя его композиционные элементы (тезис, доказательства, вывод), отобрать нужные аргументы, обосновывать своё мнение. |
Знать и уметь создавать текст типа рассуждение, сохраняя его композиционные элементы (тезис, доказательства, вывод), отобрать нужные аргументы, обосновывать своё мнение |
50 |
Однородные и неоднородные определения |
Знать признаки однородных членов
|
Уметь различать однородные и неоднородные определения на основе смыслового, интонационного и грамматического анализа предложений, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями. |
51 |
Однородные члены, связанные сочинительными союзами |
Знать условия употребления сочинительных союзов при однородных членах предложения
|
Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами, составлять схемы предложений с однородными членами |
52 |
Однородные члены, связанные сочинительными союзами |
Знать условия употребления сочинительных союзов при однородных членах предложения
|
Уметь определять оттенки противопоставления, контрастности, уступительности и несоответствия, выражаемые противительными союзами, чередование или неопределённость оценки явлений, выражаемые разделительными союзами, расставлять знаки препинания. |
53 |
Обобщающие слова при однородных членах |
Знать использование обобщающих слов при однородных членах
|
Уметь находить обобщающие слова при однородных членах, определять место их по отношению к однородным членам, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах. |
54 |
Обобщающие слова при однородных членах |
Знать использование обобщающих слов при однородных членах
|
Уметь различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложения с составным именным сказуемым, распознавать логические категории рода и вида; правильно расставлять знаки препинания, использовать предложения с обобщающими словами при однородных членах в текстах разных стилей. |
55 |
Синтаксический разбор предложения с однородными членами |
Знать порядок синтаксического разборапредложения с однородными членами
|
Уметь опознавать, строить и читать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания, соблюдая интонационные особенности предложений. |
56 |
Пунктуационный разбор. |
Знать порядок пунктуационного разборапредложения с однородными членами
|
Уметь опознавать, строить и читать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания, соблюдая интонационные особенности предложений. |
57 |
Повторение |
Знать все правила, полученные при изучении темы «Однородные члены предложения»
|
Уметь опознавать, строить и читать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания, соблюдая интонационные особенности предложений. |
58 |
Диктант |
Знать все правила, полученные при изучении темы «Однородные члены предложения»
|
Уметь опознавать однородные члены, различать однородные и неоднородные определения, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями, различать простые предложения с однородными членами, связанными союзом И, и сложносочиненные предложения, различать предложения с обобщающими словами при однородных членах |
Обособленные члены предложения (20) |
|||
59 |
Понятие об обособлении |
Знать об обособлении как способе придать второстепенным членам относительную смысловую самостоятельность, особую значимость в высказывании |
Уметь характеризовать разные признаки обособления оборотов: смысловые, грамматические, интонационные, пунктуационные, правильно произносить предложения с обособленными определениями, уметь находить грамматические условия обособления определений, ставить знаки препинания при пунктуационном оформлении письменного текста. |
60 |
Понятие об обособлении |
Знать об обособлении как способе придать второстепенным членам относительную смысловую самостоятельность, особую значимость в высказывании. |
Уметь характеризовать разные признаки обособления оборотов: смысловые, грамматические, интонационные, пунктуационные, правильно произносить предложения с обособленными определениями, уметь находить грамматические условия обособления определений, ставить знаки препинания при пунктуационном оформлении письменного текста. |
61 |
Обособленные определения |
Знать об обособлении определений. |
Уметь опознавать условия обособления определений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными определениями, при пунктуационном оформлении письменного текста правильно ставить знаки препинания, использовать обособленные определения в тексте. |
62 |
Обособленные определения |
Знать об обособлении определений. |
Уметь выявлять грамматические условия обособления определений с обстоятельственным оттенком значения, несогласованных определений, интонационно правильно читать предложения с обособленными определениями, понимать и определять изобразительно-выразительные функции обособленных определений в художественной речи |
63 |
Обособленные определения |
Знать об обособлении определений.
|
Уметь опознавать условия обособления определений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными определениями, при пунктуационном оформлении письменного текста правильно ставить знаки препинания, использовать обособленные определения в тексте. |
64 |
Р\Р Рассуждение на дискуссионную тему |
Знать понятие «тип рассуждение», его композиционные элементы (тезис, доказательства, вывод). |
Уметь создавать текст типа рассуждение, сохраняя его композиционные элементы (тезис, доказательства, вывод), отобрать нужные аргументы, обосновывать своё мнение. |
65 |
Р\Р Рассуждение на дискуссионную тему |
Знать понятие «тип рассуждение», его композиционные элементы (тезис, доказательства, вывод). |
Уметь создавать текст типа рассуждение, сохраняя его композиционные элементы (тезис, доказательства, вывод), отобрать нужные аргументы, обосновывать своё мнение. |
66 |
Обособленные приложения |
Знать основные условия обособления приложений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями
|
Уметь правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных приложений. |
67 |
Обособленные приложения |
Знать основные условия обособления приложений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями
|
Уметь правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных приложений. |
68 |
Обособленные приложения |
Знать об обособлении приложений. |
Уметь опознавать приложение в тексте, правильно ставить знаки препинания, интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями, использовать обособленные приложения в разных текстах |
69 |
Обособленные обстоятельства |
Знать правила обособления обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и деепричастиями.
|
Уметь выявлять условия обособления обстоятельств; правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных обстоятельств. |
70 |
Обособленные обстоятельства |
Знать правила обособления обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и деепричастиями.
|
Уметь выявлять условия обособления обстоятельств; правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных обстоятельств. |
71 |
Обособленные обстоятельства |
Знать правила
|
Уметь выявлять условия обособления обстоятельства; интонационно правильно произносить предложения с обособленными обстоятельствами уступки и причины, выраженные существительными с предлогом. Уметь конструировать предложения с использованием производных предлогов, с помощью которых обособляются обстоятельства. |
72 |
Обособленные уточняющие члены |
Знать правила обособления уточняющих членов предложения.
|
Уметь выявлять условия обособления уточняющих членов предложения; выразительно читать предложения с уточняющими членами. |
73 |
Обособленные уточняющие члены |
Знать правила обособления уточняющих членов предложения.
|
Уметь находить обособленные уточняющие члены предложения в тексте; составлять предложения по предложенной теме. |
74 |
Обособленные уточняющие члены |
Знать правила обособления уточняющих членов предложения.
|
Уметь производить смысловой анализ предложений с уточняющими членами, соблюдать интонацию уточнения, составить небольшой рассказ. |
75 |
Синтаксический разбор предложения с обособленными членами |
Знать все изученные правила по теме: « Предложения с обособленными членами»
|
Уметь проводить синтаксический разбор предложений |
76 |
Пунктуационный разбор. |
Знать все изученные правила по теме: « Предложения с обособленными членами»
|
Уметь проводить пунктуационный разбор предложений |
77 |
Повторение |
Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами.
|
Уметь применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи. Проводить выборочную работу с текстами художественных произведений. Уметь составлять связный текст в научном стиле речи об обстоятельствах и уточняющих членах предложения |
78 |
Диктант |
Знать основные нормы русского литературного языка (орфографические, пунктуационные).
|
Уметь применять полученные материалы при решении грамматических задач. |
Обращение, вводные слова и междометия (9+2) |
|||
79 |
Обращение |
Знать об обращении за счёт осмысления основного назначения обращения в речи (звательная, оценочная, изобразительная функция обращения),
|
Уметь характеризовать синтаксические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. |
80 |
Распространённые обращения |
Знать какие слова не являются членами предложения, их функции, правила выделения в устной речи и на письме
|
Уметь интонационно правильно произносить предложения, употреблять формы обращений в различных речевых ситуациях, различать обращения и подлежащие двусоставного предложения. |
81 |
Употребление обращений |
Знать способы употребления обращений
|
Уметь интонационно правильно произносить предложения, употреблять формы обращений в различных речевых ситуациях, различать обращения и подлежащие двусоставного предложения. |
82 |
Р\Р Составление делового письма упр.360 |
Знать как проводить работу с текстами делового письма.
|
Уметь составлять связный текст в научном стиле речи |
83 |
Вводные конструкции. Группы вводных конструкций |
Знать группы вводных конструкций по значению, понимать роль вводных слов как средства выражения субъективной оценки высказывания
|
Уметь выражать определённые отношения к высказыванию с помощью вводных слов, правильно ставить знаки препинания при вводных словах, различать вводные слова и члены предложения. |
84 |
Выделительные знаки препинания при вводных словах. |
Знать группы вводных конструкций по значению, понимать роль вводных слов как средства выражения
|
Уметь употреблять в речи вводные слова с учётом речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания при вводных словах и вводных конструкциях, соблюдать интонацию при чтении предложений, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей, производить синонимическую замену вводных слов. |
85 |
Выделительные знаки препинания при вводных словах. |
Знать группы вводных конструкций по значению, понимать роль вводных слов как средства выражения субъективной оценки высказывания
|
Уметь выражать определённые отношения к высказыванию с помощью вводных слов и вводных конструкций, правильно ставить знаки препинания при вводных словах, различать вводные слова и члены предложения. |
86 |
Вставные слова, словосочетания, предложения |
Знать о вставных конструкциях и их смысловых отличиях от вводных слов и предложений
|
Уметь опознавать вставные конструкции, правильно читать предложения с ними, расставлять знаки препинания при письме. |
87 |
Публичное выступление упр.386 |
Знать понятие о публичном стиле, требование к публичному выступлению. |
Уметь публично выступать на различные темы. |
88 |
Междометия в предложении |
Знать об употреблении междометий и их смысловых отличиях от вводных слов и предложений
|
Уметь опознавать междометия, правильно читать предложения с ними, расставлять знаки препинания при письме |
89 |
Синтаксический и пунктуационный разбор со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения |
Знать порядок синтаксического и пунктуационного разбора со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения
|
Уметь производить синтаксический разбор предложений с вводными конструкциями, обращениями и междометиями, правильно ставить знаки препинания, производить синонимическую замену вводных слов, различать вводные слова и созвучные члены предложения, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей текста, различные формы обращений в речевом этикете, риторические обращения как приём публицистического и художественного стилей. |
90 |
Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь |
Знать основные способы передачи чужой речи
|
Уметь выразительно читать предложения с прямой речью, правильно ставить в них знаки препинания и обосновывать их постановку. |
91 |
Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь |
Знать понятие «косвенная речь»
|
Уметь различать прямую и косвенную речь, заменять прямую речь косвенной и наоборот, обосновывать постановку знаков препинания при косвенной речи. |
92 |
Прямая речь |
Знать основные способы передачи чужой речи,
|
уметь выразительно читать предложения с прямой речью, правильно ставить в них знаки препинания и обосновывать их постановку. |
93 |
Диалог |
Знать основные способы передачи чужой речи
|
Уметь составлять диалог, правильно ставить в них знаки препинания и обосновывать их постановку. |
94 |
Р\Р Рассказ |
Знать о задачах речи, предметном содержании высказывания, ведущий тип речи. |
Уметь сформироватьпредставление о жанре (раскрыть задачи речи, предметное содержание высказывания ведущий тип речи); работать с газетой, анализировать наиболее интересные статьи. |
95 |
Цитата, синтаксический разбор предложений с чужой речью |
Знать правила оформления цитат,
|
Уметь вводить цитаты в речь, правильно ставить знаки препинания при цитировании. |
96 |
Цитата, синтаксический разбор предложений с чужой речью |
Знать правила оформления цитат,
|
Уметь вводить цитаты в речь, правильно ставить знаки препинания при цитировании. |
Повторение и систематизация пройденного в 8 классе (5+1) |
|||
97 |
Синтаксис и морфология |
Знать части речи по их грамматическим признакам, об их синтаксической роли в предложении, видах и средствах синтаксической связи. |
Уметь опознавать части речи по их грамматическим признакам, определять синтаксическую роль в предложении, использовать в речи разные виды омонимов, виды и средства синтаксической связи. |
98 |
Синтаксис и пунктуация |
Знать осмыслоразличительной роли знаков препинания, понятия однородные и обособленные члены предложения, предложения с прямой и косвенной речью, обращениями и вводными словами. |
Уметь понимать смыслоразличительную роль знаков препинания, уметь грамотно оформлять предложения с однородными и обособленными членами, с прямой и косвенной речью, обращениями и вводными словами, обосновывать выбор знаков препинания. |
99 |
Р\Р Сжатое изложение |
Знать приемы сжатия теста. |
Уметь пересказать фрагмент прослушанного текста, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста, соблюдая нормы литературного языка на письме. |
100 |
Синтаксис и культура речи |
Знать о грамматических и лексических нормах при построении словосочетаний разных видов, о синтаксических нормах – при построении предложений. |
Уметь соблюдать орфографические, грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов, синтаксические нормы – при построении предложений, исправлять нарушения синтаксических норм, владеть языковыми средствами в соответствии с целями общения. |
101 |
Синтаксис и орфография |
Знать о смыслоразличительной роли знаков препинания. |
Уметь понимать смыслоразличительную роль знаков препинания, грамотно оформлять предложения с однородными и обособленными членами, с прямой и косвенной речью, обращениями и вводными словами, обосновывать выбор знаков препинания. |
102 |
Итоговый контрольный диктант |
|
Уметь применять полученные знания на практике. |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Обучение по русскому языку в 8 классе: Методические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений (Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др.) – 4 изд.М.: - Просвещение, 2009.
2. Поурочные разработки по русскому языку в 8 классе: К учебнику М.Т. Баранова и др. Н.Г. Горашова.-4-е изд.., стериотип. - М.: «Экзамен», 2011 г.
3. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык 8 класс (В.И.Капинос, Л.И. Пучкова и др.). М.: «Интеллект центр»2012
4. Контрольно –измерительные материалы .Русский язык: 8 класс/ Сост. Н.В.Егорова.- М.:ВАКО, 2010.
5. Таблицы по русскому языку «Грамматика»
6. Комплексный анализ текста Рабочая тетрадь 8 класс (А.Б.Малюшкин) М. ТЦ Сфера 2011 г.
7. Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска.