foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

 

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программы  общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.   10-е издание. Москва «Просвещение» 2009 г.

Базовый учебник по русскому языку в 5 классе для образовательных учреждений  под редакцией М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой ,Т.А. Ладыженской,  , и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. Москва. «Просвещение» 2010 г.

Всего в году 204 ч. (из расчёта 6 ч. в неделю).

Главная задача, которая должна быть решена в процессе обучения русскому языку, состоит в том, чтобы освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка, овладение его основными нормами, формирование умения пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами органично сочетались с интенсивным развитием речемыслительных интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника.

Программа строится как переходная от начальных классов к средней школе.

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные его цели преподавания. Вместе с тем русский язык выполняет и общепредметные задачи.

 

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Отсюда вытекают задачи преподавания русского языка. Учебный предмет "Русский язык" в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем "Русский язык" выполняет и общепредметные задачи. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В

соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию

Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Языковая компетенция, т.е. осведомленность школьников в системе родного языка, реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала, т.е. представления о прекрасном в языке и речи.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Коммуникативная компетенция, т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме, реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке "Русский язык", ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Общепредметными задачами работы по русскому языку являются: воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие логического мышления школьников; обучения их умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.

Программа содержит:

- отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д.;

- речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;

- сведения о графике, об орфографии и пунктуации;

- перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

При планировании уроков учитывалась новая структура средней школы (начальные классы 1-4) и вариативность методики преподавания предмета на I ступени.

Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, предусматривается обучение русскому языку в 5 классе на высоком, но доступном уровне трудности, изучение материала быстрым темпом, выделяющем ведущую роль теоретических знаний. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа отчетов, качества выполненных заданий.

Для возбуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.

Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.

В программе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 5 классе в разделе "Повторение пройденного в 1-4 классах" определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.

Разделы учебника "Русский язык. 5 класс" содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым предусмотрены интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).

В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.

 

Содержание программы

 

Язык - важнейшее средство общения (2 ч+ 1)

Повторение пройденного в 1 - 4 классах (17 ч.+3 ч.)

I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

II Текст. Тема текста. Стили.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (29 ч. +7 ч.)

I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами ано и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (15 ч. + 3 ч.)

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

Лексика. Культура речи (8 ч. + 2 ч.)

I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Морфемика. Орфография. Культура речи (22 ч. + 4 ч.)

I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож- — -лаг-, -рос- — -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы - и после ц.

II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

Морфология. Орфография. Культура речи

Самостоятельные и служебные части речи (1ч.)

Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.

Имя существительное (20 ч. + 4 ч.)

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Имя прилагательное (12 ч. + 4 ч.)

I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.

II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Глагол (36 ч. + 6 ч.)

I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- — -бир-, -дер- — -дир-, -мер- — -мир-, - nep- — -пир-, - тер- — - тир-, -стел- — -стил-. Правописание не с глаголами.

II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (6 ч +2 ч.)

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:

- учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры;

- разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;

- разъяснять значения известных слов и правильно их употреблять; пользоваться орфографическими и толковыми словарями;

- соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.

 

По орфографии: находить в словах изученные орфограммы; находить орфографические ошибки и исправлять их. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.

По пунктуации: находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По связной речи: определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.

Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Правильно в смысловом и систематическом отношении использовать языковые средства в тексте разного содержания.

Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.

Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарям

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

 

 

Календарно-тематическое планирование

Номера

уроков

Наименование разделов и тем

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся

Плановые сроки прохождения

 

Язык - важнейшее средство общения 2+1

 

 

 

1.

Язык и человек. Язык и речь

ЗНАТЬ какую роль играет язык в жизни человека, общества; функции русского языка; чем письменное общение отличается от устного;

содержание и условные обозначения, используемые в учебнике.

УМЕТЬ читать, устно воспроизводить лингвистический текст; излагать свои мысли в устной и письменной форме;

применять полученные знание на практике.

 

2.

Язык и его единицы

ЗНАТЬ единицы языка и их роль в языке.

УМЕТЬ излагать свои мысли в устной и письменной форме;

применять полученные знание на практике. 

 

3.

Стили речи р/р

ЗНАТЬ общие сведения о стилях речи (разговорном, научном, художественном) и  их характеристике.

УМЕТЬ правильно и доказательно определять принадлежность текстов к тому или иному стилю речи. 

 

 

Повторение изученного в начальных классах (17+3)

 

 

4.

Звуки и буквы. Произношение и правописание

ЗНАТЬ определение понятий звук и буква, их различие; определение понятия транскрипция.

УМЕТЬ различать понятия буква и звук; применять орфографические правила при несовпадении произношения и правописания слов; записывать и читать слова в транскрипции.

 

5.

Орфограмма

ЗНАТЬ понятия орфография, графика, орфограмма-буква, ударение, ударный/безударный гласный; место орфограмм в словах.

УМЕТЬ выделять морфемы в слове, находить однокоренные слова; находить орфограммы-гласные, орфограммы-согласные;

 

6-8.

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

ЗНАТЬ способы проверки правописания слов с безударными гласными в корне слова; правописание непроверяемых безударных гласных.

УМЕТЬ выделять морфемы в слове, находить однокоренные слова; работать с орфографическим словарем.

 

9.

Правописание проверяемых согласных в корне слова

ЗНАТЬ понятия звонкий/ глухой согласный; парные и непарные  звонкие и глухие согласные; способы проверки правописания слов с парными звонкими и глухими согласными.

УМЕТЬ правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными в корне, подбирать к ним проверочные слова; работать с орфографическим словарем. 

 

10.

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

ЗНАТЬ понятие непроизносимый согласный. 

УМЕТЬ различать проверяемые и непроверяемые согласные в корне слова; правильно писать знакомые словарные слова; работать с орфографическим словарем; графически обозначать изученные орфограммы.

 

11.

Буквы И, У, А, после шипящих

ЗНАТЬ понятия шипящий согласный, буквосочетание; правила правописания гласных букв после шипящих согласных.

УМЕТЬ правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать ее графически.

 

12.

Разделительные Ъ и Ь

ЗНАТЬ особенности происхождения и существования в русском языке букв ъ и ь; условия употребления разделительных ъ и ь.

УМЕТЬ правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать ее графически.

 

13.

Раздельное написание предлогов с другими словами

ЗНАТЬ понятие орфограмма-пробел; алгоритм распознавания предлогов и приставок.

УМЕТЬ различать предлоги и приставки; писать предлоги с другими словами раздельно; разграничивать орфограмму-букву и орфограмму-пробел и обозначать их графически; использовать предлоги в устной и письменной речи; правильно употреблять предлоги с местоимениями.

 

14.

Текст

ЗНАТЬ понятия текст, смысловая часть текста; признаки текста.

УМЕТЬ определять тему текста и озаглавливать его; составлять план текста; устанавливать последовательность предложений и смысловых частей текста, определять средства связи между ними, самостоятельно составлять текст на заданную тему, выполнять грамматические разборы; писать изложение, сохранять структуру текста и авторский стиль.

 

15.

Части речи

ЗНАТЬ общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль частей речи, изученных в начальной школе; алгоритм распознавания частей речи.

УМЕТЬ распознавать части речи, приводить примеры слов разных частей речи и составлять с ними предложения и словосочетания; выполнять грамматические разборы.

 

16.

Глагол

ЗНАТЬ понятие глагол; общее грамматическое значение и морфологическое значение и морфологические признаки глагола.

УМЕТЬ отличать глаголы от других самостоятельных частей речи, определять время, лицо и число глаголов, образовывать неопределенную форму глаголов; объяснять правописание глаголов и графически обозначать орфограммы; грамотно употреблять глаголы в речи; выполнять морфологический разбор глаголов.

 

17.

-Тся и –ться в глаголах

ЗНАТЬ правило написания         -тся и –ться в глаголах.

УМЕТЬ образовывать неопределенную форму глаголов; объяснять правописание глаголов и графически обозначать орфограммы; грамотно употреблять глаголы в речи; выполнять морфологический разбор глаголов.

 

18.

Тема текста р/р.

ЗНАТЬ понятия  текст, тема текста, смысловая часть текста; признаки текста; средства связи частей текста.

УМЕТЬ определять тему текста и озаглавливать его; указывать средства связи предложений в тексте; самостоятельно составлять текст на заданную тему; выполнять грамматические разборы.

 

19.

Личные окончания глаголов.Не с глаголами.

Знать понятия спряжение глаголов, личные окончания глаголов; личные окончания глаголов I и II спряжения.

Уметь определять спряжение глаголов; правильно писать безударные личные окончания глаголов и объяснять их правописание устно и графически; писать не с глаголами раздельно.

 

20.

Имя существительное

ЗНАТЬ понятие имя существительное; общее грамматическое значение и морфологические признаки существительных.

УМЕТЬ распознавать имена существительные среди других частей речи, указывать их функцию в предложении; определять начальную форму, род, склонение, число, падеж существительных; рассказывать об этимологии существительных, указанных учителем или самостоятельно выбранных для учебного исследования

 

21.

Имя прилагательное

ЗНАТЬ понятие имя прилагательное; общее грамматическое значение и морфологические признаки имен прилагательных.

УМЕТЬ распознавать прилагательные среди других частей речи; определять значение и морфологические признаки прилагательных, их роль в предложении; комментировать изменение форм прилагательных.

 

22.

Местоимение

Знать понятия местоимение, личное местоимение; морфологические признаки местоимений; местоимения 1, 2, 3-го лица.

Уметь распознавать местоимения среди других частей речи и определять их морфологические признаки; употреблять местоимения 3-го лица с предлогами.

 

23.

Основная мысль текста р/р

ЗНАТЬ понятия основная мысль текса.

УМЕТЬ определять основную мысль текста (высказывания) и сопоставлять ее с названием текста; находить слова, словосочетания и предложения, в которых сформулирована основная мысль текста; самостоятельно озаглавливать тексты; редактировать текст; самостоятельно писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли.

 

24.

Повторение

ЗНАТЬ теоретический материал по разделам языка, изученный в начальных классах.

УМЕТЬ опознавать в тексте изученные орфограммы; применять на практике полученные знания, умения, навыки.

 

25.

Контрольная работа

ЗНАТЬ теоретический материал по разделам языка, изученный в начальных классах.

УМЕТЬ писать текст под диктовку; применять на практике полученные знания, умения, навыки.

 

 

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (29+7)

 

 

26.

Синтаксис. Пунктуация

ЗНАТЬ понятия синтаксис, пунктуация, предложение, границы предложения, знаки завершения, разделения, выделения; различия между словом, словосочетанием и предложением.

УМЕТЬ работать с текстом, определять и обозначать знаками препинания границы предложений в тексте.

 

27-28

Словосочетание

ЗНАТЬ понятие словосочетание; признаки и структуру словосочетания; виды и способы связи слов в словосочетании; строение словосочетания; понятия главное/зависимое слово в словосочетании, именное/глагольное словосочетание, свободное/несвободное словосочетание.

УМЕТЬ определять главное и зависимое слово в словосочетаниях; устанавливать смысловую и грамматическую связь слов в словосочетаниях; определять строение словосочетаний.

 

29.

Разбор словосочетаний

ЗНАТЬ порядок разбора словосочетания.

УМЕТЬ определять  главное и зависимое слово в словосочетаниях и указывать, чем они выражены; определять способ связи слов в словосочетании; доказывать, что зависимое слово помогает более точно обозначить главное.

 

30.

Предложение

ЗНАТЬ понятия предложение, границы предложения, знак конца предложения, интонация конца предложения; особенности предложения как основной единицы синтаксиса и его признаки.

УМЕТЬ определять и обозначать знаками препинания границы предложений в тексте; восстанавливать структуру предложений и текста в целом; выразительно читать текст; самостоятельно составлять  предложения.

 

31-32

Сжатое изложение р/р

 

ЗНАТЬ особенности сжатого изложения; приемы сжатия текста; понятие абзац.

УМЕТЬ определять тему и основную мысль текста, составлять его план; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; использовать различные приемы сжатия текста.

 

33.

Виды предложение по цели высказывания

 

ЗНАТЬ понятия цель высказывания, интонационный слух; виды предложений по цели высказывания.

УМЕТЬ распознавать повествовательные, вопросительные и побудительные предложения, конструировать их самостоятельно и употреблять в речи; при чтении текста соблюдать нужную интонацию; определять роль разных по цели высказывания предложений в различных стилях речи; выполнять синтаксический разбор предложений.

 

34.

Восклицательные предложения

 

ЗНАТЬ понятия тон голоса, интонация; виды предложений по интонации.

УМЕТЬ различать восклицательные и невосклицательные предложения.

 

35.

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

ЗНАТЬ понятия главный член предложения, грамматическая основа предложения, подлежащее; способы выражения подлежащего.

УМЕТЬ разграничивать главные и второстепенные члены предложения; находить в предложении подлежащее и определять способ его выражения; выполнять синтаксический разбор предложений.

 

36.

Сказуемое

ЗНАТЬ понятие сказуемое; способы выражения сказуемого; взаимосвязь подлежащего и сказуемого; достижения лингвистов в изучении сказуемого.

УМЕТЬ распознавать сказуемое среди других членов предложения, ставить к нему вопросы и определять способ выражения; конструировать предложения; вставляя в них подходящие по смыслу сказуемые.

 

37.

Тире между подлежащим и сказуемым

ЗНАТЬ условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.

УМЕТЬ определять способы выражения главных членов предложения; обосновывать употребление тире между подлежащим и сказуемым.

 

38.

Нераспространённое и распространённое предложение

ЗНАТЬ виды предложений по наличию второстепенных членов.

УМЕТЬ различать распространенные и нераспространенные предложения; подчеркивать главные члены предложения; распространять предложения второстепенными членами.

 

39.

Второстепенные члены предложения. Дополнение

ЗНАТЬ понятие второстепенные члены предложения, дополнение, приглагольное дополнение, косвенные падежи; функции второстепенных членов предложения; значение и способы выражения дополнений.

УМЕТЬ разграничивать главные и второстепенные члены предложения; различать распространенные и нераспространенные предложения; выделять второстепенные члены, поясняющие подлежащее и сказуемое; выделять дополнения вместе с теми словами, к которым они относятся, подчеркивать их в предложении; выполнять синтаксический разбор предложений; конструировать предложения по схемам

 

40.

Определение

ЗНАТЬ понятия определение, определяемое слово, согласование; значение и способы выражения определений.

УМЕТЬ распознавать определения и подчеркивать их в предложении; при сравнении текстов определять смысловую и художественную функцию определений; выполнять синтаксический разбор предложений.

 

41.

Обстоятельство

ЗНАТЬ понятие обстоятельство; значения и способы выражения обстоятельств.

УМЕТЬ распознавать обстоятельства и подчеркивать их в предложении; различать обстоятельства, отличающиеся по значению; определять роль обстоятельств в предложении; дополнять предложения подходящими по смыслу обстоятельствами.

 

42.

Предложения с однородными членами

ЗНАТЬ понятия однородные члены предложения, союзная/бессоюзная связь; признаки однородности.

УМЕТЬ находить однородные члены в предложении; определять, какие члены предложения являются однородными, способ связи однородных членов; читать предложения с однородными членами, соблюдая интонацию перечисления,  комментировать пунктуацию в них.

 

43-44

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

ЗНАТЬ условия постановки запятой в предложениях с однородными членами; понятие обобщающее слово; правила пунктуации в предложениях с обобщающими словами при однородных членах.

УМЕТЬ находить однородные члены; грамотно объяснять постановку знаков препинания при однородных членах предложения.

 

45.

Предложения с обращениями

ЗНАТЬ понятия обращение, звательная интонации; функции обращения в предложение; различия между подлежащим и обращением.

УМЕТЬ находить обращения в тексте; отличать от подлежащего; ставить знаки препинания при обращениях; использовать как средство оценки;  составлять предложения с обращениями; выразительно читать предложения с обращениями, использовать их в собственной речи.

 

46.

Письмо р/р

ЗНАТЬ виды писем; правила написания писем.

УМЕТЬ работать над написанием письма; правильно ставить знаки препинания в предложениях с обращениями.

 

47.

Синтаксический разбор предложения.

ЗНАТЬ признаки простого предложения.

УМЕТЬ производить синтаксический разбор; самостоятельно строить простое предложение по заданной схеме.

 

48.

Пунктуационный разбор предложения

ЗНАТЬ порядок пунктуационного разбора.

УМЕТЬ производить пунктуационный разбор.

 

49-50

Сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка!» р/р

ЗНАТЬ биографические сведения о художнике Ф. П. Решетникове и творческую историю картины «Опять двойка!» .

УМЕТЬ самостоятельно писать сочинение по картине.

 

51-52

Простые и сложные предложения.

ЗНАТЬ признаки простого и сложного предложения, их функции в тексте; различия между простым и сложным предложением.

УМЕТЬ грамотно ставить знаки препинания между частями сложного предложения; читать и составлять схемы простых и сложных предложений, подбирать свои примеры к заданным схемам.

 

53.

Составление связного текста

 

 

54.

Синтаксический разбор сложного предложения

ЗНАТЬ порядок синтаксического разбора сложного предложения.

УМЕТЬ выполнять устный и письменный синтаксический разбор сложных предложений; составлять схемы предложений.

 

55-56

Прямая речь

ЗНАТЬ способы передачи чужой речи; понятие прямая речь; структуру предложений с прямой речью; правила пунктуации при прямой речи.УМЕТЬ различать прямую речь и слова автора; уметь различать предложения с прямой и косвенной речью; составлять предложения с прямой речью и грамотно расставлять в них знаки препинания.

 

57.

Диалог и монолог

ЗНАТЬ понятия диалог, монолог, реплика; структура диалога; правила пунктуационного оформления диалогов.

УМЕТЬ ставить знаки препинания при диалоге; составлять, вести диалог; интонационно правильно читать диалог.

 

58.

Повторение

ЗНАТЬ теоретический материал, изученный на предыдущих уроках.

УМЕТЬ отвечать на вопросы по грамматике, сопровождая их примерами.

 

59.

Контрольная работа

ЗНАТЬ теоретический материал, изученный на предыдущих уроках.

УМЕТЬ писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание.

 

 

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. (15+3)

 

 

60-61

Фонетика. Гласные звуки

 

ЗНАТЬ понятия фонетика, графика, орфоэпия; особенности гласных звуков; различия между гласными и согласными звуками; звуковое значение гласных букв.

УМЕТЬ различать понятия буква и звук; использовать различные способы, помогающие отличать гласные звуки от согласных; определять роль гласных звуков в поэтической речи.

 

62.

Согласные звуки.

ЗНАТЬ понятия согласный звук; способы образования согласных звуков.

УМЕТЬ различать гласные и согласные звуки; выделять буквы, обозначающие согласные звуки.

 

63-64

Изменение звуков в потоке речи

ЗНАТЬ понятие позиционное чередование звуков: гласных и согласных.

УМЕТЬ различать сильную и слабую позиции.

 

65.

Согласные твёрдые и мягкие

ЗНАТЬ понятия твердый/мягкий согласный; парные / непарные твердые/ мягкие согласные.

УМЕТЬ различать твердые и мягкие согласные, обозначать мягкость согласного при фонетической записи.

 

66.

Повествование р/р. Изложение

ЗНАТЬ понятие повествование; признаки повествовательного текста.

УМЕТЬ определять в тексте начальную часть (вступление); определять последовательность событий, о которых повествуется в тексте.

 

67.

Согласные звонкие и глухие

ЗНАТЬ понятия звонкий/глухой согласный; способы образования звонких и глухих согласных; парные и непарные звонкие и глухие согласные.

УМЕТЬ различать  парные и непарные звонкие и глухие согласные выделять буквы, обозначающие звонкие и глухие согласные.

 

68.

Графика. Алфавит

ЗНАТЬ понятия графика, алфавит; порядок букв в алфавите; историю русского алфавита.

УМЕТЬ записывать слова в алфавитном порядке; выполнять устный и письменный  фонетический разбор слов.

 

69.

Описание предмета р/р. Изложение

ЗНАТЬ понятие описание; отличительные признаки делового и художественного описания.

УМЕТЬ писать сочинение-миниатюру «Описание предмета».

 

70-71

Обозначение мягкости согласных с помощью Ь

ЗНАТЬ правила употребления ь для обозначения мягкости согласных; функции ь в словах.

УМЕТЬ распознавать в словах ь, обозначающий мягкость согласного; применять орфографические правила написания буквенных сочетаний с шипящими.

 

72.

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

ЗНАТЬ двойную роль гласных е, ё, ю, я; позиции, в которых гласные е, ё, ю, я обозначают два звука.

УМЕТЬ определять роль гласных е, ё, ю, я в словах; выполнять фонетический разбор слов.

 

73.

Орфоэпия

ЗНАТЬ понятие орфоэпия.

УМЕТЬ произносить слова в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка; работать с орфоэпическим словарем и со словарем ударений.

 

74.

Фонетический разбор слова

ЗНАТЬ порядок фонетического разбора слова.

УМЕТЬ выполнять  фонетический разбор слова.

 

75.

Повторение

ЗНАТЬ теоретический материал, изученный на предыдущих уроках.

УМЕТЬ правильно писать слова с изученными орфограммами; выполнять фонетический разбор слов.

 

76.

Сочинение по картине Ф. Толстого «Цветы, фрукты, птица»

ЗНАТЬ биографические сведения о Ф. П. Толстом; творческую историю картины «Цветы, фрукты, птица» (кратко).

УМЕТЬ самостоятельно писать сочинение по картине, раскрывая замысел художника.

 

77.

Контрольная работа

ЗНАТЬ теоретический материал, изученный на предыдущих уроках.

УМЕТЬ писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание

 

 

Лексика.  Культура речи. (8+2)

 

 

78.

Слово  и его лексическое значение

ЗНАТЬ понятия лексика, лексическое значение слова; предмет изучения лексики как раздела науки о языке.

УМЕТЬ определять лексическое значение слов с помощью толкового словаря; правильно употреблять слова в устной и письменной речи; разграничивать лексическое и грамматическое значение слова.

 

79.

Однозначные и многозначные слова

ЗНАТЬ понятия однозначные/ многозначные слова; структуру словарных статей, посвященных многозначным словам.

УМЕТЬ распознавать однозначные и многозначные слова; определять с помощью толкового словаря значения многозначных слов.

 

80.

Прямое и переносное значение слов

ЗНАТЬ понятия прямое/ переносное значение слов.

УМЕТЬ распознавать слова, употребленные в переносном значении; определять лексическое значение слов с помощью словаря и без него; употреблять слова в переносном значении речи.

 

81.

Омонимы

ЗНАТЬ понятие омонимы.

УМЕТЬ различать омонимы и многозначные слова; определять лексическое значение омонимов с помощью токового словаря.

 

82-83

Синонимы

ЗНАТЬ понятия синонимы, синонимический ряд.

УМЕТЬ распознавать слова синонимы; подбирать синонимы к словам; составлять синонимические ряды и определять общее значение слов в них; употреблять синонимы для избежания неоправданного повторения слов.

 

84-85

Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

ЗНАТЬ биографические сведения о художнике И. Э. Грабаре и творческую историю картины

«Февральская лазурь» (кратко).

УМЕТЬ самостоятельно писать сочинение описательного характера о картине

 

86.

Антонимы

ЗНАТЬ понятие антонимы.

УМЕТЬ распознавать слова-антонимы; подбирать антонимы к словам.

 

87.

Повторение

ЗНАТЬ теоретический материал, изученный на предыдущих уроках.

УМЕТЬ определять лексическое значение слов; распознавать однозначные и многозначные слова, слова, употребленные в прямом и переносном значении, синонимы, омонимы, антонимы, использовать их в речи; работать с различными словарями.

 

88-89

Изложение «Первый снег»

ЗНАТЬ понятие основная мысль текста, прямая речь; правила пунктуации при прямой речи.

УМЕТЬ определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение от первого (третьего) лица, сохраняя структуру текста и авторский стиль.

 

 

Морфемика.  Орфография.  Культура речи (22+4)

 

 

90.

Морфема - наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов

ЗНАТЬ понятия морфемика, морфема, образование слов, изменение слов, однокоренные слова, формы одного и того же слова.

УМЕТЬ определять в слове морфемы; видеть производные слова; различать формы одного и того же слова и однокоренные слова.

 

91.

Окончание

ЗНАТЬ понятие окончание. Повторить изученное об окончании, о его роли в  образовании словоформ.

УМЕТЬ определять окончание посредством изменения форм слова.

 

92.

Основа слова

ЗНАТЬ понятие основа слова.

УМЕТЬ определять основу слова.

 

93.

Корень слова

ЗНАТЬ понятие корень слова.

УМЕТЬ подбирать  и образовывать однокоренные слова; находить корень, подбирая родственные слова.

 

94-95

Рассуждение р/р

ЗНАТЬ понятие рассуждение, особенности текста-рассуждения, композицию рассуждения.

УМЕТЬ самостоятельно создавать текст-рассуждение, выстраивать композицию рассуждения.

 

96.

Суффикс

ЗНАТЬ понятие суффикс.

УМЕТЬ выделять суффиксы в словах путем словообразовательного анализа; определять лексическое значение слова, отражая в нем значение суффикса.

 

97.

Приставка

ЗНАТЬ понятие приставка.

УМЕТЬ выделять приставку путем словообразовательного анализа; различать приставки и предлоги; определять значение приставок.

 

98-99

Чередование звуков. Беглые гласные

 

ЗНАТЬ понятие чередование звуков, чередующиеся гласные и согласные звуки в корнях слов, беглые гласные, условия беглости гласных в слове.

УМЕТЬ выделять корни с чередующимися согласными звуками; распознавать слова с беглыми гласными;  выделять корни с беглыми гласными звуками

 

100.

Варианты морфем.

ЗНАТЬ понятие варианты морфем.

УМЕТЬ выделять части слов с чередованием звуков.

 

101.

Морфемные разбор слова

 

ЗНАТЬ порядок морфемного разбора слова.

УМЕТЬ выполнять морфемный разбор слов.

 

102.

Правописание гласных и согласных  в приставках

ЗНАТЬ приставки.

УМЕТЬ находить орфограммы в приставках и правильно писать гласные и согласные в неизменяемых приставках; пользоваться орфографическим словарем.

 

103-104

Буквы З и С на конце приставок

ЗНАТЬ условия выбора букв зи с в приставках.

УМЕТЬ правильно писать  слова с приставками на з-с; выделять в словах изученную орфограмму.

 

105.

Буквы О-А в корне –лаг- --  -лож-

ЗНАТЬ условия выбора гласных о-а в корне  -лаг-  –  -лож-.

УМЕТЬ правильно писать слова с изученной орфограммой; обозначать условия выбора букв о-а в корне - лаг-  –  -лож-.

 

106-107

Буквы О-А в корне –раст- - -рос-

ЗНАТЬ условия выбора гласных о-а в корне  -раст -  –  -рос -; слова-исключения.

УМЕТЬ правильно писать слова с изученной орфограммой; обозначать условия выбора букв о-а в корне -раст -  –  -рос -.

 

108

Буквы Е-О после шипящих в корне

ЗНАТЬ правило правописания гласных ё-о в корне слов после шипящих под ударением; слова-исключения.

УМЕТЬ правильно писать слова с изученной орфограммой; обозначать орфограмму графически.

 

109.

Буквы И-Ы после Ц

ЗНАТЬ условия выбора букв и-ы после ц.

УМЕТЬ писать слова с изученной орфограммой и обозначать её графически.

 

110-111

Повторение

ЗНАТЬ теоретический материал, изученный на предыдущих уроках.

УМЕТЬ правильно писать слова с изученными орфограммами; обозначать орфограммы графически; выполнять морфемный разбор слов.

 

112.

Контрольная работа

ЗНАТЬ теоретический материал, изученный на предыдущих уроках.

УМЕТЬ писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему.

 

113.

Работа над ошибками

УМЕТЬ выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему.

 

 

Морфология. Орфография. Культура речи. (69+12)

 

 

114.

Самостоятельные и служебные части речи.

ЗНАТЬ понятие морфология; систему частей речи в русском языке.

УМЕТЬ определять части речи; различать самостоятельные и служебные части речи.

 

 

Имя существительное  (20+4)

 

 

115-116

Имя существительное как часть речи

ЗНАТЬ понятие  имя существительное; общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки имен существительных.

УМЕТЬ определять имя существительное как часть речи по его грамматическим признакам.

 

117-118

Доказательство в рассуждении. Сочинение р/р

ЗНАТЬ особенности рассуждения как типа речи; композицию рассуждения.

УМЕТЬ самостоятельно писать сочинение-рассуждение.

 

119.

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

ЗНАТЬ понятия одушевленные/неодушевленные существительные

УМЕТЬ различать одушевленные и неодушевленные существительные, ставить к ним вопросы.

 

120-121

Имена существительные собственные и нарицательные

ЗНАТЬ понятия собственные, нарицательные существительные.

УМЕТЬ отличать собственные существительные от нарицательных; писать собственные имена существительные с большой буквы; употреблять кавычки и большую букву при написании названий газет, картин, книг, кинофильмов.

 

122.

Изложение (сжатое) р/р

ЗНАТЬ приемы сжатия текста.

УМЕТЬ определять тему и основную мысль текста, составлять его план, строить рассуждение и владеть способами его сокращения, самостоятельно писать сжатое изложение.

 

123.

Морфологический разбор имени существительного

ЗНАТЬ план морфологического разбора имени существительного.

УМЕТЬ выполнять устный и письменный морфологический разбор имен существительных.

 

124.

Род имён существительных

ЗНАТЬ понятие род имен существительных.

УМЕТЬ различать имена существительные мужского, женского и среднего рода, согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными.

 

125.

Имена существительные, имеющие только форму множественного числа

УМЕТЬ приводить примеры имен существительных, которые имеют форму только множественного числа, грамотно употреблять их в речи.

 

126.

Имена существительные, имеющие только форму единственного числа

УМЕТЬ приводить примеры имен существительных, которые имеют форму только единственного числа, грамотно употреблять их в речи.

 

127.

Три склонения  имён существительных

ЗНАТЬ понятие склонение имен существительных.

УМЕТЬ различать существительные 1, 2 и 3-го склонения.

 

128.

Падеж имён существительных

ЗНАТЬ понятие падеж имен существительных, шесть падежей русского языка и вопросы к ним.

УМЕТЬ пользоваться алгоритмом определения падежа имени существительных.

 

129,130,131

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе

 

ЗНАТЬ правила правописания гласных в падежных окончаниях имен существительных. УМЕТЬопределять склонение и падеж существительных; правильно писать падежные окончания существительных.

 

132.

Изложение

ЗНАТЬ приемы работы над подробным изложением.

УМЕТЬ использовать приемы воспроизведения описаний в своих изложениях, самостоятельно писать подробное изложение

 

133-134

Множественное число имён существительных

ЗНАТЬ падежные окончания существительных мужского, женского и среднего рода множественного числа; нормы образования множественного числа существительных.

УМЕТЬ определять число существительных; указывать падеж существительных, употребленных во множественном числе; правильно образовывать множественное число существительных.

 

135.

Правописание о-е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

ЗНАТЬ правило правописания гласных о-е после шипящих иц в окончаниях имен существительных.

УМЕТЬ правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать её графически.

 

136.

Повторение

ЗНАТЬ теоретический материал, изученный на предыдущих уроках.

УМЕТЬ правильно писать слова с изученными орфограммами; выполнять морфологический разбор имен существительных.

 

137.

Контрольная работа

ЗНАТЬ теоретический материал, изученный на предыдущих уроках.

УМЕТЬ писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему.

 

138

Работа над ошибками

УМЕТЬ выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему.

 

 

Имя прилагательное (12+4)

 

 

139-140

Имя прилагательное как часть речи

ЗНАТЬ понятие имя прилагательное; общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические признаки имен прилагательных.

УМЕТЬ распознавать имена прилагательные, определять их морфологические признаки и  синтаксическую роль; анализировать роль прилагательных в речи.

 

141,142,143,144

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

ЗНАТЬ правило правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных.

УМЕТЬ определять род, число и падеж прилагательных; правильно писать безударные окончания прилагательных; правильно  писать   окончания прилагательных    после    шипящих и ц; графически обозначать изученную орфограмму.

 

145-146

Описание животного. Изложение р/р

Уметь применять выразительные возможности имен прилагательных в речи; анализировать тексты-описания, устранять в них речевые ошибки и недочеты.

 

147-148

Прилагательные полные и краткие

 

ЗНАТЬ понятия полные/ краткие прилагательные; особенности изменения и синтаксическую роль кратких прилагательных.

УМЕТЬ различать полные и краткие прилагательные; образовывать краткие прилагательные; определять синтаксическую роль кратких прилагательных; писать  краткие прилагательные с  основой на шипящей без ь на конце слова.

 

149.

Морфологический разбор имени прилагательного

ЗНАТЬ план морфологического разбора имени прилагательного.

УМЕТЬ выполнять устный и письменный морфологический разбор имен прилагательных.

 

150.

Повторение

ЗНАТЬ теоретический материал, изученный на предыдущих уроках.

УМЕТЬ правильно писать слова с изученными орфограммами; выполнять морфологический разбор имен прилагательных

 

151.

Контрольная работа

ЗНАТЬ теоретический материал, изученный на предыдущих уроках.

УМЕТЬ писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему.

 

152.

Резервный урок

 

 

 

Глагол (36+6)

 

 

153-154

Глагол как часть речи

 

ЗНАТЬ понятие глагол, общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки глагола.

УМЕТЬ распознавать глаголы, определять их морфологические признаки.

 

155-156

НЕ с глаголами

 

ЗНАТЬ понятие глагол.

УМЕТЬ писать не с глаголами раздельно.

 

157-158

Рассказ р/р

 

ЗНАТЬ жанровые признаки и композицию рассказа.

УМЕТЬ составлять устный рассказ по серии картинок.

 

159-160

Неопределённая форма глагола

 

ЗНАТЬ понятие неопределенная форма глагола; признаки глаголов в неопределенной форме.

УМЕТЬ распознавать глаголы в неопределенной форме; писать ь после ч в глаголах в неопределенной форме.

 

161,162,163

Правописание –тся и –ться в глаголах

 

ЗНАТЬ правило правописания-тся и -ться в глаголах.

УМЕТЬ различать глаголы в неопределенной форме 3-го лица с помощью вопросов; правильно писать глаголы на -тся и -ться; графически обозначать изученную орфограмму.

 

164-165

Виды глагола

 

ЗНАТЬ понятие глагол, различия между глаголами совершенного и несовершенного вида.

УМЕТЬ определять вид глаголов по вопросам и значению.

 

166,167,168

Буквы е-и в корнях с чередованием

ЗНАТЬ условия написания чередующихся гласных е-и в корне.

УМЕТЬ правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать её графически

 

169-170

Невыдуманный рассказ о (себе) р/р

 

ЗНАТЬ жанровые признаки и композицию рассказа.

УМЕТЬ составлять устный и письменный рассказ.

 

171

Контрольная работа

ЗНАТЬ теоретический материал, изученный на предыдущих уроках.

УМЕТЬ писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему.

 

172.

Время глагола.

ЗНАТЬ понятие время глагола; три времени глагола.

УМЕТЬ определять время глаголов.

 

173.

Прошедшее время

ЗНАТЬ признаки и особенности изменения глаголов прошедшего времени; условия выбора гласных перед суффиксом -л-в глаголах прошедшего времени.

УМЕТЬ распознавать глаголы прошедшего времени и правильно их писать.

 

174.

Настоящее время

ЗНАТЬ признаки глаголов настоящего времени.

УМЕТЬ распознавать глаголы настоящего времени и грамотно употреблять их в речи.

 

175.

Будущее время

ЗНАТЬ признаки глаголов будущего времени, способы их образования.

УМЕТЬ распознавать глаголы будущего времени и грамотно употреблять их в речи.

 

176.

Спряжение глаголов

ЗНАТЬ понятие спряжение глаголов; личные окончания глаголов I и II спряжения.

УМЕТЬ определять спряжение глаголов; правильно писать безударные личные окончания глаголов; графически обозначать изученную орфограмму.

 

177,178,179,180

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием

ЗНАТЬ алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

УМЕТЬ определять спряжение глаголов; правильно писать безударные личные окончания глаголов; графически обозначать изученную орфограмму.

 

181-182

Сжатое изложение

ЗНАТЬ приемы сжатия текста.

УМЕТЬ определять тему и основную мысль текста, составлять его план, владеть способами его сокращения, самостоятельно писать сжатое изложение от 3-го лица.

 

183.

Морфологический разбор глагола

ЗНАТЬ план морфологического разбора глагола.

УМЕТЬ выполнять устный и письменный морфологический разбор глагола.

 

184-185

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2 л. единственного числа

УМЕТЬ писать ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа.

 

186-187

Употребление времён

УМЕТЬ правильно и уместно употреблять глаголы настоящего, пошедшего и будущего времени.

 

188-192

Повторение

ЗНАТЬ теоретический материал, изученный на предыдущих уроках.

УМЕТЬ правильно писать слова с изученными орфограммами; выполнять морфологический разбор глагола.

 

193.

Контрольная работа

УМЕТЬ писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему.

 

194.

Работа над ошибками

УМЕТЬ выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании  к нему.

 

 

Повторение  и  систематизация  изученного

(6 + 2)

 

 

195-196

Разделы науки о языке

ЗНАТЬ теоретический материал по теме урока, изученный в 5 классе;

в каких разделах науки о языке изучаются: звуки, лексическое значение слова, морфемы, части речи, словосочетания и предложения.

УМЕТЬ различать понятия науки о языке; правильно писать слова с изученными орфограммами.

 

197-198

Орфограммы в приставках и корнях слова

ЗНАТЬ все изученные орфограммы в приставках и в корнях.

УМЕТЬ применять полученные знания при выборе орфограмм в приставках и в корнях.

 

199

Орфограммы в окончаниях слов

ЗНАТЬ все изученные орфограммы в окончаниях.

УМЕТЬ применять полученные знания при выборе орфограмм в окончаниях.

 

200

Употребление букв Ъ и Ь

ЗНАТЬ теоретический материал по теме урока, изученный в 5 классе.

УМЕТЬ правильно писать слова с изученными орфограммами.

 

201

Контрольный диктант

УМЕТЬ писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему.

 

202

Работа над ошибками

УМЕТЬ выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании  к нему.

 

203

Знаки препинания в простом и сложном предложении

ЗНАТЬ теоретический материал по теме урока, изученный в 5 классе.

УМЕТЬ применять на практике изученные правила пунктуации; выполнять синтаксический разбор простых и сложных предложений, составлять их схемы.

 

 

204

Резервный урок

 

 

 

Итого

 

204 урока

 

 

№ п/п

Наименования разделов 

Должны знать и уметь по разделам

1

Язык - важнейшее средство общения

ЗНАТЬ, какую роль играет язык в жизни человека, общества; функции русского языка; чем письменное общение отличается от устного;  единицы языка и их роль в языке. Иметь общее понятие о стилях речи (разговорном, научном, художественном) и их характеристике

УМЕТЬ читать, устно воспроизводить лингвистический текст; излагать свои мысли в устной и письменной форме; уметь определять принадлежность текста к стилю речи по ситуации.

2

Повторение пройденного в 1 - 4 классах

ЗНАТЬ части слова; что такое орфограмма, место орфограмм в словах, правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова; самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих. Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных. Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

УМЕТЬ выделять морфемы в слове, находить однокоренные слова; находить орфограммы-гласные, орфограммы-согласные; разграничивать предлоги и приставки на письме; составлять текст их разрозненных предложений; выделять части текста; определять морфологические признаки частей речи.

3

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

ЗНАТЬ основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст; пунктуация как раздел науки о языке; грамматическая основа предложения; главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство ; предложения с однородными членами; синтаксический разбор словосочетания и предложения; обращение, знаки препинания при обращении;

сложное предложение. Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

УМЕТЬ  интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом; разграничивать речь устную от письменной; диалогической  и монологической; связывать слова в предложении по смыслу; разбирать словосочетания; разграничивать грамматическую основу предложения и второстепенные члены; распознавать обращение; составлять рассказ-повествование на основе жанровой картины; разграничивать прямую речь и слова автора; составлять диалог.

4

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи

ЗНАТЬ предмет изучения фонетики; звук как единица языка; звуки речи; гласные и согласные звуки; гласные ударные и безударные; твердые и мягкие согласные; сонорные согласные; сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова. Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия

УМЕТЬ  соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е. Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).Уметь определять ведущий тип речи(повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания. Уметь производить фонетический разбор.

5

Лексика. Культура речи

ЗНАТЬ функцию слова о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

УМЕТЬ  пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении; создавать текст на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

6

Морфемика. Орфография. Культура речи

ЗНАТЬ понятие «морфема», предмет изучения морфемики; Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари. Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.  Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож- — -лаг-, -рос- — -раст.

УМЕТЬ употреблять слова с разными приставками и суффиксами; пользоваться орфографическими и морфемными словарями; выделять корень, приставку, суффикс, окончание, основу; производить морфемный разбор, уметь правильно писать слова с изученной орфограммой.

 

7

Морфология. Орфография. Культура речи

Самостоятельные и служебные части речи

ЗНАТЬ предмет изучения морфологии, названия самостоятельных и служебных частей речи, их назначение; 3 группы частей речи; о месте причастия, деепричастия и категории состояния в системе частей речи.

УМЕТЬ распознавать слово как часть речи; распределять известные части речи по группам; осознавать важность грамматического анализа слов для правописания.

8

Имя существительное

ЗНАТЬ имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

УМЕТЬ  согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко). Уметь правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.

Уметь использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов; анализировать текст- рассуждение с точки зрения его структуры(тезис, аргументы, вывод); уметь находить существительные с изучаемой орфограммой.

 

9

Имя прилагательное

ЗНАТЬ имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.

УМЕТЬ  правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных ; уметь пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов; уметь описывать животное на основе изображённого в разговорном стиле; уметь составлять свой текст-описание животного на основе личных впечатлений.

10

Глагол

ЗНАТЬ глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола ,правописание в неопределенной форме (повторение); вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов; правописание чередующихся гласных е и и в корнях ; правописание не с глаголами.

УМЕТЬ  согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным; употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже; использовать в речи глаголы для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов; составлять рассказ по данному началу; уметь производить морфологический разбор.

11

Повторение и систематизация пройденного в 5 классе

ЗНАТЬ назначение языка в обществе; разделы науки о языке; о связи орфографии со всеми разделами науки о языке. Знание учащимися своих достижений в изучении родного языка; задачи на новый учебный год.

УМЕТЬ правильно расставлять знаки препинания; группировать слова с изученными орфограммами по месту их нахождения.


Перечень учебно-методического обеспечения

 

1.  Баранов М. Т. Русский язык: Учебник. 5 класс / М. Т. Баранов. - М.: Просвещение, 2010.

2.  Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку. 5 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений  / Г. А. Богданова. – М.: Просвещение, 2011.

3.  Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: книга для учителя. – 4-е изд., дораб.  – М.: Просвещение, 2008.

4.  Карточки для экспресс-контроля по русскому языку. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / сост. Т.А. Пилипончик. – 2-е изд. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2009.

5.  Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 класс. - М.: ТЦ Сфера, 2012.

6.  Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 5 класс. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

7.  Обучение русскому языку в 5 классе: метод. рекомендации к учеб. для 5 класса общеобразоват. учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Ю. Комиссарова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2007.

8.  Русский язык. 5-7 классы. Необычные диктанты / сост. С.А. Брагина. – Волгоград: Учитель, 2009.

Copyright © 2024 Cайт учителя русского языка и литературы Огибалиной Виктории Михайловны.

Яндекс.Метрика