Рабочая программа по русскому языку 5 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. 10-е издание. Москва «Просвещение» 2009 г.
Базовый учебник по русскому языку в 5 классе для образовательных учреждений под редакцией М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой ,Т.А. Ладыженской, , и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. Москва. «Просвещение» 2010 г.
Всего в году 204 ч. (из расчёта 6 ч. в неделю).
Главная задача, которая должна быть решена в процессе обучения русскому языку, состоит в том, чтобы освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка, овладение его основными нормами, формирование умения пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами органично сочетались с интенсивным развитием речемыслительных интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника.
Программа строится как переходная от начальных классов к средней школе.
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные его цели преподавания. Вместе с тем русский язык выполняет и общепредметные задачи.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Отсюда вытекают задачи преподавания русского языка. Учебный предмет "Русский язык" в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем "Русский язык" выполняет и общепредметные задачи. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В
соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию
Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Языковая компетенция, т.е. осведомленность школьников в системе родного языка, реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала, т.е. представления о прекрасном в языке и речи.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Коммуникативная компетенция, т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме, реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке "Русский язык", ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Общепредметными задачами работы по русскому языку являются: воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие логического мышления школьников; обучения их умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.
Программа содержит:
- отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д.;
- речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;
- сведения о графике, об орфографии и пунктуации;
- перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
При планировании уроков учитывалась новая структура средней школы (начальные классы 1-4) и вариативность методики преподавания предмета на I ступени.
Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, предусматривается обучение русскому языку в 5 классе на высоком, но доступном уровне трудности, изучение материала быстрым темпом, выделяющем ведущую роль теоретических знаний. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа отчетов, качества выполненных заданий.
Для возбуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.
Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.
В программе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 5 классе в разделе "Повторение пройденного в 1-4 классах" определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.
Разделы учебника "Русский язык. 5 класс" содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым предусмотрены интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).
В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
Содержание программы
Язык - важнейшее средство общения (2 ч+ 1)
Повторение пройденного в 1 - 4 классах (17 ч.+3 ч.)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
II Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (29 ч. +7 ч.)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (15 ч. + 3 ч.)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи (8 ч. + 2 ч.)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (22 ч. + 4 ч.)
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож- — -лаг-, -рос- — -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы - и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи
Самостоятельные и служебные части речи (1ч.)
Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.
Имя существительное (20 ч. + 4 ч.)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное (12 ч. + 4 ч.)
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол (36 ч. + 6 ч.)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- — -бир-, -дер- — -дир-, -мер- — -мир-, - nep- — -пир-, - тер- — - тир-, -стел- — -стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (6 ч +2 ч.)
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
- учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры;
- разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- разъяснять значения известных слов и правильно их употреблять; пользоваться орфографическими и толковыми словарями;
- соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии: находить в словах изученные орфограммы; находить орфографические ошибки и исправлять их. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.
По пунктуации: находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По связной речи: определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Правильно в смысловом и систематическом отношении использовать языковые средства в тексте разного содержания.
Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.
Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарям
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Календарно-тематическое планирование
Номера уроков |
Наименование разделов и тем |
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся |
Плановые сроки прохождения |
|
Язык - важнейшее средство общения 2+1
|
|
|
1. |
Язык и человек. Язык и речь |
ЗНАТЬ какую роль играет язык в жизни человека, общества; функции русского языка; чем письменное общение отличается от устного; содержание и условные обозначения, используемые в учебнике. УМЕТЬ читать, устно воспроизводить лингвистический текст; излагать свои мысли в устной и письменной форме; применять полученные знание на практике. |
|
2. |
Язык и его единицы |
ЗНАТЬ единицы языка и их роль в языке. УМЕТЬ излагать свои мысли в устной и письменной форме; применять полученные знание на практике. |
|
3. |
Стили речи р/р |
ЗНАТЬ общие сведения о стилях речи (разговорном, научном, художественном) и их характеристике. УМЕТЬ правильно и доказательно определять принадлежность текстов к тому или иному стилю речи. |
|
|
Повторение изученного в начальных классах (17+3) |
|
|
4. |
Звуки и буквы. Произношение и правописание |
ЗНАТЬ определение понятий звук и буква, их различие; определение понятия транскрипция. УМЕТЬ различать понятия буква и звук; применять орфографические правила при несовпадении произношения и правописания слов; записывать и читать слова в транскрипции. |
|
5. |
Орфограмма |
ЗНАТЬ понятия орфография, графика, орфограмма-буква, ударение, ударный/безударный гласный; место орфограмм в словах. УМЕТЬ выделять морфемы в слове, находить однокоренные слова; находить орфограммы-гласные, орфограммы-согласные; |
|
6-8. |
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова |
ЗНАТЬ способы проверки правописания слов с безударными гласными в корне слова; правописание непроверяемых безударных гласных. УМЕТЬ выделять морфемы в слове, находить однокоренные слова; работать с орфографическим словарем. |
|
9. |
Правописание проверяемых согласных в корне слова |
ЗНАТЬ понятия звонкий/ глухой согласный; парные и непарные звонкие и глухие согласные; способы проверки правописания слов с парными звонкими и глухими согласными. УМЕТЬ правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными в корне, подбирать к ним проверочные слова; работать с орфографическим словарем. |
|
10. |
Правописание непроизносимых согласных в корне слова |
ЗНАТЬ понятие непроизносимый согласный. УМЕТЬ различать проверяемые и непроверяемые согласные в корне слова; правильно писать знакомые словарные слова; работать с орфографическим словарем; графически обозначать изученные орфограммы. |
|
11. |
Буквы И, У, А, после шипящих |
ЗНАТЬ понятия шипящий согласный, буквосочетание; правила правописания гласных букв после шипящих согласных. УМЕТЬ правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать ее графически. |
|
12. |
Разделительные Ъ и Ь |
ЗНАТЬ особенности происхождения и существования в русском языке букв ъ и ь; условия употребления разделительных ъ и ь. УМЕТЬ правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать ее графически. |
|
13. |
Раздельное написание предлогов с другими словами |
ЗНАТЬ понятие орфограмма-пробел; алгоритм распознавания предлогов и приставок. УМЕТЬ различать предлоги и приставки; писать предлоги с другими словами раздельно; разграничивать орфограмму-букву и орфограмму-пробел и обозначать их графически; использовать предлоги в устной и письменной речи; правильно употреблять предлоги с местоимениями. |
|
14. |
Текст |
ЗНАТЬ понятия текст, смысловая часть текста; признаки текста. УМЕТЬ определять тему текста и озаглавливать его; составлять план текста; устанавливать последовательность предложений и смысловых частей текста, определять средства связи между ними, самостоятельно составлять текст на заданную тему, выполнять грамматические разборы; писать изложение, сохранять структуру текста и авторский стиль. |
|
15. |
Части речи |
ЗНАТЬ общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль частей речи, изученных в начальной школе; алгоритм распознавания частей речи. УМЕТЬ распознавать части речи, приводить примеры слов разных частей речи и составлять с ними предложения и словосочетания; выполнять грамматические разборы. |
|
16. |
Глагол |
ЗНАТЬ понятие глагол; общее грамматическое значение и морфологическое значение и морфологические признаки глагола. УМЕТЬ отличать глаголы от других самостоятельных частей речи, определять время, лицо и число глаголов, образовывать неопределенную форму глаголов; объяснять правописание глаголов и графически обозначать орфограммы; грамотно употреблять глаголы в речи; выполнять морфологический разбор глаголов. |
|
17. |
-Тся и –ться в глаголах |
ЗНАТЬ правило написания -тся и –ться в глаголах. УМЕТЬ образовывать неопределенную форму глаголов; объяснять правописание глаголов и графически обозначать орфограммы; грамотно употреблять глаголы в речи; выполнять морфологический разбор глаголов. |
|
18. |
Тема текста р/р. |
ЗНАТЬ понятия текст, тема текста, смысловая часть текста; признаки текста; средства связи частей текста. УМЕТЬ определять тему текста и озаглавливать его; указывать средства связи предложений в тексте; самостоятельно составлять текст на заданную тему; выполнять грамматические разборы. |
|
19. |
Личные окончания глаголов.Не с глаголами. |
Знать понятия спряжение глаголов, личные окончания глаголов; личные окончания глаголов I и II спряжения. Уметь определять спряжение глаголов; правильно писать безударные личные окончания глаголов и объяснять их правописание устно и графически; писать не с глаголами раздельно. |
|
20. |
Имя существительное |
ЗНАТЬ понятие имя существительное; общее грамматическое значение и морфологические признаки существительных. УМЕТЬ распознавать имена существительные среди других частей речи, указывать их функцию в предложении; определять начальную форму, род, склонение, число, падеж существительных; рассказывать об этимологии существительных, указанных учителем или самостоятельно выбранных для учебного исследования |
|
21. |
Имя прилагательное |
ЗНАТЬ понятие имя прилагательное; общее грамматическое значение и морфологические признаки имен прилагательных. УМЕТЬ распознавать прилагательные среди других частей речи; определять значение и морфологические признаки прилагательных, их роль в предложении; комментировать изменение форм прилагательных. |
|
22. |
Местоимение |
Знать понятия местоимение, личное местоимение; морфологические признаки местоимений; местоимения 1, 2, 3-го лица. Уметь распознавать местоимения среди других частей речи и определять их морфологические признаки; употреблять местоимения 3-го лица с предлогами. |
|
23. |
Основная мысль текста р/р |
ЗНАТЬ понятия основная мысль текса. УМЕТЬ определять основную мысль текста (высказывания) и сопоставлять ее с названием текста; находить слова, словосочетания и предложения, в которых сформулирована основная мысль текста; самостоятельно озаглавливать тексты; редактировать текст; самостоятельно писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли. |
|
24. |
Повторение |
ЗНАТЬ теоретический материал по разделам языка, изученный в начальных классах. УМЕТЬ опознавать в тексте изученные орфограммы; применять на практике полученные знания, умения, навыки. |
|
25. |
Контрольная работа |
ЗНАТЬ теоретический материал по разделам языка, изученный в начальных классах. УМЕТЬ писать текст под диктовку; применять на практике полученные знания, умения, навыки. |
|
|
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (29+7) |
|
|
26. |
Синтаксис. Пунктуация |
ЗНАТЬ понятия синтаксис, пунктуация, предложение, границы предложения, знаки завершения, разделения, выделения; различия между словом, словосочетанием и предложением. УМЕТЬ работать с текстом, определять и обозначать знаками препинания границы предложений в тексте. |
|
27-28 |
Словосочетание |
ЗНАТЬ понятие словосочетание; признаки и структуру словосочетания; виды и способы связи слов в словосочетании; строение словосочетания; понятия главное/зависимое слово в словосочетании, именное/глагольное словосочетание, свободное/несвободное словосочетание. УМЕТЬ определять главное и зависимое слово в словосочетаниях; устанавливать смысловую и грамматическую связь слов в словосочетаниях; определять строение словосочетаний. |
|
29. |
Разбор словосочетаний |
ЗНАТЬ порядок разбора словосочетания. УМЕТЬ определять главное и зависимое слово в словосочетаниях и указывать, чем они выражены; определять способ связи слов в словосочетании; доказывать, что зависимое слово помогает более точно обозначить главное. |
|
30. |
Предложение |
ЗНАТЬ понятия предложение, границы предложения, знак конца предложения, интонация конца предложения; особенности предложения как основной единицы синтаксиса и его признаки. УМЕТЬ определять и обозначать знаками препинания границы предложений в тексте; восстанавливать структуру предложений и текста в целом; выразительно читать текст; самостоятельно составлять предложения. |
|
31-32 |
Сжатое изложение р/р
|
ЗНАТЬ особенности сжатого изложения; приемы сжатия текста; понятие абзац. УМЕТЬ определять тему и основную мысль текста, составлять его план; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; использовать различные приемы сжатия текста. |
|
33. |
Виды предложение по цели высказывания
|
ЗНАТЬ понятия цель высказывания, интонационный слух; виды предложений по цели высказывания. УМЕТЬ распознавать повествовательные, вопросительные и побудительные предложения, конструировать их самостоятельно и употреблять в речи; при чтении текста соблюдать нужную интонацию; определять роль разных по цели высказывания предложений в различных стилях речи; выполнять синтаксический разбор предложений. |
|
34. |
Восклицательные предложения
|
ЗНАТЬ понятия тон голоса, интонация; виды предложений по интонации. УМЕТЬ различать восклицательные и невосклицательные предложения. |
|
35. |
Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. |
ЗНАТЬ понятия главный член предложения, грамматическая основа предложения, подлежащее; способы выражения подлежащего. УМЕТЬ разграничивать главные и второстепенные члены предложения; находить в предложении подлежащее и определять способ его выражения; выполнять синтаксический разбор предложений. |
|
36. |
Сказуемое |
ЗНАТЬ понятие сказуемое; способы выражения сказуемого; взаимосвязь подлежащего и сказуемого; достижения лингвистов в изучении сказуемого. УМЕТЬ распознавать сказуемое среди других членов предложения, ставить к нему вопросы и определять способ выражения; конструировать предложения; вставляя в них подходящие по смыслу сказуемые. |
|
37. |
Тире между подлежащим и сказуемым |
ЗНАТЬ условия постановки тире между подлежащим и сказуемым. УМЕТЬ определять способы выражения главных членов предложения; обосновывать употребление тире между подлежащим и сказуемым. |
|
38. |
Нераспространённое и распространённое предложение |
ЗНАТЬ виды предложений по наличию второстепенных членов. УМЕТЬ различать распространенные и нераспространенные предложения; подчеркивать главные члены предложения; распространять предложения второстепенными членами. |
|
39. |
Второстепенные члены предложения. Дополнение |
ЗНАТЬ понятие второстепенные члены предложения, дополнение, приглагольное дополнение, косвенные падежи; функции второстепенных членов предложения; значение и способы выражения дополнений. УМЕТЬ разграничивать главные и второстепенные члены предложения; различать распространенные и нераспространенные предложения; выделять второстепенные члены, поясняющие подлежащее и сказуемое; выделять дополнения вместе с теми словами, к которым они относятся, подчеркивать их в предложении; выполнять синтаксический разбор предложений; конструировать предложения по схемам |
|
40. |
Определение |
ЗНАТЬ понятия определение, определяемое слово, согласование; значение и способы выражения определений. УМЕТЬ распознавать определения и подчеркивать их в предложении; при сравнении текстов определять смысловую и художественную функцию определений; выполнять синтаксический разбор предложений. |
|
41. |
Обстоятельство |
ЗНАТЬ понятие обстоятельство; значения и способы выражения обстоятельств. УМЕТЬ распознавать обстоятельства и подчеркивать их в предложении; различать обстоятельства, отличающиеся по значению; определять роль обстоятельств в предложении; дополнять предложения подходящими по смыслу обстоятельствами. |
|
42. |
Предложения с однородными членами |
ЗНАТЬ понятия однородные члены предложения, союзная/бессоюзная связь; признаки однородности. УМЕТЬ находить однородные члены в предложении; определять, какие члены предложения являются однородными, способ связи однородных членов; читать предложения с однородными членами, соблюдая интонацию перечисления, комментировать пунктуацию в них. |
|
43-44 |
Знаки препинания в предложениях с однородными членами |
ЗНАТЬ условия постановки запятой в предложениях с однородными членами; понятие обобщающее слово; правила пунктуации в предложениях с обобщающими словами при однородных членах. УМЕТЬ находить однородные члены; грамотно объяснять постановку знаков препинания при однородных членах предложения. |
|
45. |
Предложения с обращениями |
ЗНАТЬ понятия обращение, звательная интонации; функции обращения в предложение; различия между подлежащим и обращением. УМЕТЬ находить обращения в тексте; отличать от подлежащего; ставить знаки препинания при обращениях; использовать как средство оценки; составлять предложения с обращениями; выразительно читать предложения с обращениями, использовать их в собственной речи. |
|
46. |
Письмо р/р |
ЗНАТЬ виды писем; правила написания писем. УМЕТЬ работать над написанием письма; правильно ставить знаки препинания в предложениях с обращениями. |
|
47. |
Синтаксический разбор предложения. |
ЗНАТЬ признаки простого предложения. УМЕТЬ производить синтаксический разбор; самостоятельно строить простое предложение по заданной схеме. |
|
48. |
Пунктуационный разбор предложения |
ЗНАТЬ порядок пунктуационного разбора. УМЕТЬ производить пунктуационный разбор. |
|
49-50 |
Сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка!» р/р |
ЗНАТЬ биографические сведения о художнике Ф. П. Решетникове и творческую историю картины «Опять двойка!» . УМЕТЬ самостоятельно писать сочинение по картине. |
|
51-52 |
Простые и сложные предложения. |
ЗНАТЬ признаки простого и сложного предложения, их функции в тексте; различия между простым и сложным предложением. УМЕТЬ грамотно ставить знаки препинания между частями сложного предложения; читать и составлять схемы простых и сложных предложений, подбирать свои примеры к заданным схемам. |
|
53. |
Составление связного текста |
|
|
54. |
Синтаксический разбор сложного предложения |
ЗНАТЬ порядок синтаксического разбора сложного предложения. УМЕТЬ выполнять устный и письменный синтаксический разбор сложных предложений; составлять схемы предложений. |
|
55-56 |
Прямая речь |
ЗНАТЬ способы передачи чужой речи; понятие прямая речь; структуру предложений с прямой речью; правила пунктуации при прямой речи.УМЕТЬ различать прямую речь и слова автора; уметь различать предложения с прямой и косвенной речью; составлять предложения с прямой речью и грамотно расставлять в них знаки препинания. |
|
57. |
Диалог и монолог |
ЗНАТЬ понятия диалог, монолог, реплика; структура диалога; правила пунктуационного оформления диалогов. УМЕТЬ ставить знаки препинания при диалоге; составлять, вести диалог; интонационно правильно читать диалог. |
|
58. |
Повторение |
ЗНАТЬ теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. УМЕТЬ отвечать на вопросы по грамматике, сопровождая их примерами. |
|
59. |
Контрольная работа |
ЗНАТЬ теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. УМЕТЬ писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание. |
|
|
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. (15+3) |
|
|
60-61 |
Фонетика. Гласные звуки
|
ЗНАТЬ понятия фонетика, графика, орфоэпия; особенности гласных звуков; различия между гласными и согласными звуками; звуковое значение гласных букв. УМЕТЬ различать понятия буква и звук; использовать различные способы, помогающие отличать гласные звуки от согласных; определять роль гласных звуков в поэтической речи. |
|
62. |
Согласные звуки. |
ЗНАТЬ понятия согласный звук; способы образования согласных звуков. УМЕТЬ различать гласные и согласные звуки; выделять буквы, обозначающие согласные звуки. |
|
63-64 |
Изменение звуков в потоке речи |
ЗНАТЬ понятие позиционное чередование звуков: гласных и согласных. УМЕТЬ различать сильную и слабую позиции. |
|
65. |
Согласные твёрдые и мягкие |
ЗНАТЬ понятия твердый/мягкий согласный; парные / непарные твердые/ мягкие согласные. УМЕТЬ различать твердые и мягкие согласные, обозначать мягкость согласного при фонетической записи. |
|
66. |
Повествование р/р. Изложение |
ЗНАТЬ понятие повествование; признаки повествовательного текста. УМЕТЬ определять в тексте начальную часть (вступление); определять последовательность событий, о которых повествуется в тексте. |
|
67. |
Согласные звонкие и глухие |
ЗНАТЬ понятия звонкий/глухой согласный; способы образования звонких и глухих согласных; парные и непарные звонкие и глухие согласные. УМЕТЬ различать парные и непарные звонкие и глухие согласные выделять буквы, обозначающие звонкие и глухие согласные. |
|
68. |
Графика. Алфавит |
ЗНАТЬ понятия графика, алфавит; порядок букв в алфавите; историю русского алфавита. УМЕТЬ записывать слова в алфавитном порядке; выполнять устный и письменный фонетический разбор слов. |
|
69. |
Описание предмета р/р. Изложение |
ЗНАТЬ понятие описание; отличительные признаки делового и художественного описания. УМЕТЬ писать сочинение-миниатюру «Описание предмета». |
|
70-71 |
Обозначение мягкости согласных с помощью Ь |
ЗНАТЬ правила употребления ь для обозначения мягкости согласных; функции ь в словах. УМЕТЬ распознавать в словах ь, обозначающий мягкость согласного; применять орфографические правила написания буквенных сочетаний с шипящими. |
|
72. |
Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я |
ЗНАТЬ двойную роль гласных е, ё, ю, я; позиции, в которых гласные е, ё, ю, я обозначают два звука. УМЕТЬ определять роль гласных е, ё, ю, я в словах; выполнять фонетический разбор слов. |
|
73. |
Орфоэпия |
ЗНАТЬ понятие орфоэпия. УМЕТЬ произносить слова в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка; работать с орфоэпическим словарем и со словарем ударений. |
|
74. |
Фонетический разбор слова |
ЗНАТЬ порядок фонетического разбора слова. УМЕТЬ выполнять фонетический разбор слова. |
|
75. |
Повторение |
ЗНАТЬ теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. УМЕТЬ правильно писать слова с изученными орфограммами; выполнять фонетический разбор слов. |
|
76. |
Сочинение по картине Ф. Толстого «Цветы, фрукты, птица» |
ЗНАТЬ биографические сведения о Ф. П. Толстом; творческую историю картины «Цветы, фрукты, птица» (кратко). УМЕТЬ самостоятельно писать сочинение по картине, раскрывая замысел художника. |
|
77. |
Контрольная работа |
ЗНАТЬ теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. УМЕТЬ писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание |
|
|
Лексика. Культура речи. (8+2) |
|
|
78. |
Слово и его лексическое значение |
ЗНАТЬ понятия лексика, лексическое значение слова; предмет изучения лексики как раздела науки о языке. УМЕТЬ определять лексическое значение слов с помощью толкового словаря; правильно употреблять слова в устной и письменной речи; разграничивать лексическое и грамматическое значение слова. |
|
79. |
Однозначные и многозначные слова |
ЗНАТЬ понятия однозначные/ многозначные слова; структуру словарных статей, посвященных многозначным словам. УМЕТЬ распознавать однозначные и многозначные слова; определять с помощью толкового словаря значения многозначных слов. |
|
80. |
Прямое и переносное значение слов |
ЗНАТЬ понятия прямое/ переносное значение слов. УМЕТЬ распознавать слова, употребленные в переносном значении; определять лексическое значение слов с помощью словаря и без него; употреблять слова в переносном значении речи. |
|
81. |
Омонимы |
ЗНАТЬ понятие омонимы. УМЕТЬ различать омонимы и многозначные слова; определять лексическое значение омонимов с помощью токового словаря. |
|
82-83 |
Синонимы |
ЗНАТЬ понятия синонимы, синонимический ряд. УМЕТЬ распознавать слова синонимы; подбирать синонимы к словам; составлять синонимические ряды и определять общее значение слов в них; употреблять синонимы для избежания неоправданного повторения слов. |
|
84-85 |
Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» |
ЗНАТЬ биографические сведения о художнике И. Э. Грабаре и творческую историю картины «Февральская лазурь» (кратко). УМЕТЬ самостоятельно писать сочинение описательного характера о картине |
|
86. |
Антонимы |
ЗНАТЬ понятие антонимы. УМЕТЬ распознавать слова-антонимы; подбирать антонимы к словам. |
|
87. |
Повторение |
ЗНАТЬ теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. УМЕТЬ определять лексическое значение слов; распознавать однозначные и многозначные слова, слова, употребленные в прямом и переносном значении, синонимы, омонимы, антонимы, использовать их в речи; работать с различными словарями. |
|
88-89 |
Изложение «Первый снег» |
ЗНАТЬ понятие основная мысль текста, прямая речь; правила пунктуации при прямой речи. УМЕТЬ определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение от первого (третьего) лица, сохраняя структуру текста и авторский стиль. |
|
|
Морфемика. Орфография. Культура речи (22+4) |
|
|
90. |
Морфема - наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов |
ЗНАТЬ понятия морфемика, морфема, образование слов, изменение слов, однокоренные слова, формы одного и того же слова. УМЕТЬ определять в слове морфемы; видеть производные слова; различать формы одного и того же слова и однокоренные слова. |
|
91. |
Окончание |
ЗНАТЬ понятие окончание. Повторить изученное об окончании, о его роли в образовании словоформ. УМЕТЬ определять окончание посредством изменения форм слова. |
|
92. |
Основа слова |
ЗНАТЬ понятие основа слова. УМЕТЬ определять основу слова. |
|
93. |
Корень слова |
ЗНАТЬ понятие корень слова. УМЕТЬ подбирать и образовывать однокоренные слова; находить корень, подбирая родственные слова. |
|
94-95 |
Рассуждение р/р |
ЗНАТЬ понятие рассуждение, особенности текста-рассуждения, композицию рассуждения. УМЕТЬ самостоятельно создавать текст-рассуждение, выстраивать композицию рассуждения. |
|
96. |
Суффикс |
ЗНАТЬ понятие суффикс. УМЕТЬ выделять суффиксы в словах путем словообразовательного анализа; определять лексическое значение слова, отражая в нем значение суффикса. |
|
97. |
Приставка |
ЗНАТЬ понятие приставка. УМЕТЬ выделять приставку путем словообразовательного анализа; различать приставки и предлоги; определять значение приставок. |
|
98-99 |
Чередование звуков. Беглые гласные
|
ЗНАТЬ понятие чередование звуков, чередующиеся гласные и согласные звуки в корнях слов, беглые гласные, условия беглости гласных в слове. УМЕТЬ выделять корни с чередующимися согласными звуками; распознавать слова с беглыми гласными; выделять корни с беглыми гласными звуками |
|
100. |
Варианты морфем. |
ЗНАТЬ понятие варианты морфем. УМЕТЬ выделять части слов с чередованием звуков. |
|
101. |
Морфемные разбор слова
|
ЗНАТЬ порядок морфемного разбора слова. УМЕТЬ выполнять морфемный разбор слов. |
|
102. |
Правописание гласных и согласных в приставках |
ЗНАТЬ приставки. УМЕТЬ находить орфограммы в приставках и правильно писать гласные и согласные в неизменяемых приставках; пользоваться орфографическим словарем. |
|
103-104 |
Буквы З и С на конце приставок |
ЗНАТЬ условия выбора букв зи с в приставках. УМЕТЬ правильно писать слова с приставками на з-с; выделять в словах изученную орфограмму. |
|
105. |
Буквы О-А в корне –лаг- -- -лож- |
ЗНАТЬ условия выбора гласных о-а в корне -лаг- – -лож-. УМЕТЬ правильно писать слова с изученной орфограммой; обозначать условия выбора букв о-а в корне - лаг- – -лож-. |
|
106-107 |
Буквы О-А в корне –раст- - -рос- |
ЗНАТЬ условия выбора гласных о-а в корне -раст - – -рос -; слова-исключения. УМЕТЬ правильно писать слова с изученной орфограммой; обозначать условия выбора букв о-а в корне -раст - – -рос -. |
|
108 |
Буквы Е-О после шипящих в корне |
ЗНАТЬ правило правописания гласных ё-о в корне слов после шипящих под ударением; слова-исключения. УМЕТЬ правильно писать слова с изученной орфограммой; обозначать орфограмму графически. |
|
109. |
Буквы И-Ы после Ц |
ЗНАТЬ условия выбора букв и-ы после ц. УМЕТЬ писать слова с изученной орфограммой и обозначать её графически. |
|
110-111 |
Повторение |
ЗНАТЬ теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. УМЕТЬ правильно писать слова с изученными орфограммами; обозначать орфограммы графически; выполнять морфемный разбор слов. |
|
112. |
Контрольная работа |
ЗНАТЬ теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. УМЕТЬ писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему. |
|
113. |
Работа над ошибками |
УМЕТЬ выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему. |
|
|
Морфология. Орфография. Культура речи. (69+12) |
|
|
114. |
Самостоятельные и служебные части речи. |
ЗНАТЬ понятие морфология; систему частей речи в русском языке. УМЕТЬ определять части речи; различать самостоятельные и служебные части речи. |
|
|
Имя существительное (20+4) |
|
|
115-116 |
Имя существительное как часть речи |
ЗНАТЬ понятие имя существительное; общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки имен существительных. УМЕТЬ определять имя существительное как часть речи по его грамматическим признакам. |
|
117-118 |
Доказательство в рассуждении. Сочинение р/р |
ЗНАТЬ особенности рассуждения как типа речи; композицию рассуждения. УМЕТЬ самостоятельно писать сочинение-рассуждение. |
|
119. |
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые |
ЗНАТЬ понятия одушевленные/неодушевленные существительные УМЕТЬ различать одушевленные и неодушевленные существительные, ставить к ним вопросы. |
|
120-121 |
Имена существительные собственные и нарицательные |
ЗНАТЬ понятия собственные, нарицательные существительные. УМЕТЬ отличать собственные существительные от нарицательных; писать собственные имена существительные с большой буквы; употреблять кавычки и большую букву при написании названий газет, картин, книг, кинофильмов. |
|
122. |
Изложение (сжатое) р/р |
ЗНАТЬ приемы сжатия текста. УМЕТЬ определять тему и основную мысль текста, составлять его план, строить рассуждение и владеть способами его сокращения, самостоятельно писать сжатое изложение. |
|
123. |
Морфологический разбор имени существительного |
ЗНАТЬ план морфологического разбора имени существительного. УМЕТЬ выполнять устный и письменный морфологический разбор имен существительных. |
|
124. |
Род имён существительных |
ЗНАТЬ понятие род имен существительных. УМЕТЬ различать имена существительные мужского, женского и среднего рода, согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными. |
|
125. |
Имена существительные, имеющие только форму множественного числа |
УМЕТЬ приводить примеры имен существительных, которые имеют форму только множественного числа, грамотно употреблять их в речи. |
|
126. |
Имена существительные, имеющие только форму единственного числа |
УМЕТЬ приводить примеры имен существительных, которые имеют форму только единственного числа, грамотно употреблять их в речи. |
|
127. |
Три склонения имён существительных |
ЗНАТЬ понятие склонение имен существительных. УМЕТЬ различать существительные 1, 2 и 3-го склонения. |
|
128. |
Падеж имён существительных |
ЗНАТЬ понятие падеж имен существительных, шесть падежей русского языка и вопросы к ним. УМЕТЬ пользоваться алгоритмом определения падежа имени существительных. |
|
129,130,131 |
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе
|
ЗНАТЬ правила правописания гласных в падежных окончаниях имен существительных. УМЕТЬопределять склонение и падеж существительных; правильно писать падежные окончания существительных. |
|
132. |
Изложение |
ЗНАТЬ приемы работы над подробным изложением. УМЕТЬ использовать приемы воспроизведения описаний в своих изложениях, самостоятельно писать подробное изложение |
|
133-134 |
Множественное число имён существительных |
ЗНАТЬ падежные окончания существительных мужского, женского и среднего рода множественного числа; нормы образования множественного числа существительных. УМЕТЬ определять число существительных; указывать падеж существительных, употребленных во множественном числе; правильно образовывать множественное число существительных. |
|
135. |
Правописание о-е после шипящих и Ц в окончаниях существительных |
ЗНАТЬ правило правописания гласных о-е после шипящих иц в окончаниях имен существительных. УМЕТЬ правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать её графически. |
|
136. |
Повторение |
ЗНАТЬ теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. УМЕТЬ правильно писать слова с изученными орфограммами; выполнять морфологический разбор имен существительных. |
|
137. |
Контрольная работа |
ЗНАТЬ теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. УМЕТЬ писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему. |
|
138 |
Работа над ошибками |
УМЕТЬ выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему. |
|
|
Имя прилагательное (12+4) |
|
|
139-140 |
Имя прилагательное как часть речи |
ЗНАТЬ понятие имя прилагательное; общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические признаки имен прилагательных. УМЕТЬ распознавать имена прилагательные, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; анализировать роль прилагательных в речи. |
|
141,142,143,144 |
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных |
ЗНАТЬ правило правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных. УМЕТЬ определять род, число и падеж прилагательных; правильно писать безударные окончания прилагательных; правильно писать окончания прилагательных после шипящих и ц; графически обозначать изученную орфограмму. |
|
145-146 |
Описание животного. Изложение р/р |
Уметь применять выразительные возможности имен прилагательных в речи; анализировать тексты-описания, устранять в них речевые ошибки и недочеты. |
|
147-148 |
Прилагательные полные и краткие
|
ЗНАТЬ понятия полные/ краткие прилагательные; особенности изменения и синтаксическую роль кратких прилагательных. УМЕТЬ различать полные и краткие прилагательные; образовывать краткие прилагательные; определять синтаксическую роль кратких прилагательных; писать краткие прилагательные с основой на шипящей без ь на конце слова. |
|
149. |
Морфологический разбор имени прилагательного |
ЗНАТЬ план морфологического разбора имени прилагательного. УМЕТЬ выполнять устный и письменный морфологический разбор имен прилагательных. |
|
150. |
Повторение |
ЗНАТЬ теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. УМЕТЬ правильно писать слова с изученными орфограммами; выполнять морфологический разбор имен прилагательных |
|
151. |
Контрольная работа |
ЗНАТЬ теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. УМЕТЬ писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему. |
|
152. |
Резервный урок |
|
|
|
Глагол (36+6) |
|
|
153-154 |
Глагол как часть речи
|
ЗНАТЬ понятие глагол, общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки глагола. УМЕТЬ распознавать глаголы, определять их морфологические признаки. |
|
155-156 |
НЕ с глаголами
|
ЗНАТЬ понятие глагол. УМЕТЬ писать не с глаголами раздельно. |
|
157-158 |
Рассказ р/р
|
ЗНАТЬ жанровые признаки и композицию рассказа. УМЕТЬ составлять устный рассказ по серии картинок. |
|
159-160 |
Неопределённая форма глагола
|
ЗНАТЬ понятие неопределенная форма глагола; признаки глаголов в неопределенной форме. УМЕТЬ распознавать глаголы в неопределенной форме; писать ь после ч в глаголах в неопределенной форме. |
|
161,162,163 |
Правописание –тся и –ться в глаголах
|
ЗНАТЬ правило правописания-тся и -ться в глаголах. УМЕТЬ различать глаголы в неопределенной форме 3-го лица с помощью вопросов; правильно писать глаголы на -тся и -ться; графически обозначать изученную орфограмму. |
|
164-165 |
Виды глагола
|
ЗНАТЬ понятие глагол, различия между глаголами совершенного и несовершенного вида. УМЕТЬ определять вид глаголов по вопросам и значению. |
|
166,167,168 |
Буквы е-и в корнях с чередованием |
ЗНАТЬ условия написания чередующихся гласных е-и в корне. УМЕТЬ правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать её графически |
|
169-170 |
Невыдуманный рассказ о (себе) р/р
|
ЗНАТЬ жанровые признаки и композицию рассказа. УМЕТЬ составлять устный и письменный рассказ. |
|
171 |
Контрольная работа |
ЗНАТЬ теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. УМЕТЬ писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему. |
|
172. |
Время глагола. |
ЗНАТЬ понятие время глагола; три времени глагола. УМЕТЬ определять время глаголов. |
|
173. |
Прошедшее время |
ЗНАТЬ признаки и особенности изменения глаголов прошедшего времени; условия выбора гласных перед суффиксом -л-в глаголах прошедшего времени. УМЕТЬ распознавать глаголы прошедшего времени и правильно их писать. |
|
174. |
Настоящее время |
ЗНАТЬ признаки глаголов настоящего времени. УМЕТЬ распознавать глаголы настоящего времени и грамотно употреблять их в речи. |
|
175. |
Будущее время |
ЗНАТЬ признаки глаголов будущего времени, способы их образования. УМЕТЬ распознавать глаголы будущего времени и грамотно употреблять их в речи. |
|
176. |
Спряжение глаголов |
ЗНАТЬ понятие спряжение глаголов; личные окончания глаголов I и II спряжения. УМЕТЬ определять спряжение глаголов; правильно писать безударные личные окончания глаголов; графически обозначать изученную орфограмму. |
|
177,178,179,180 |
Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием |
ЗНАТЬ алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. УМЕТЬ определять спряжение глаголов; правильно писать безударные личные окончания глаголов; графически обозначать изученную орфограмму. |
|
181-182 |
Сжатое изложение |
ЗНАТЬ приемы сжатия текста. УМЕТЬ определять тему и основную мысль текста, составлять его план, владеть способами его сокращения, самостоятельно писать сжатое изложение от 3-го лица. |
|
183. |
Морфологический разбор глагола |
ЗНАТЬ план морфологического разбора глагола. УМЕТЬ выполнять устный и письменный морфологический разбор глагола. |
|
184-185 |
Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2 л. единственного числа |
УМЕТЬ писать ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа. |
|
186-187 |
Употребление времён |
УМЕТЬ правильно и уместно употреблять глаголы настоящего, пошедшего и будущего времени. |
|
188-192 |
Повторение |
ЗНАТЬ теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. УМЕТЬ правильно писать слова с изученными орфограммами; выполнять морфологический разбор глагола. |
|
193. |
Контрольная работа |
УМЕТЬ писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему. |
|
194. |
Работа над ошибками |
УМЕТЬ выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему. |
|
|
Повторение и систематизация изученного (6 + 2) |
|
|
195-196 |
Разделы науки о языке |
ЗНАТЬ теоретический материал по теме урока, изученный в 5 классе; в каких разделах науки о языке изучаются: звуки, лексическое значение слова, морфемы, части речи, словосочетания и предложения. УМЕТЬ различать понятия науки о языке; правильно писать слова с изученными орфограммами. |
|
197-198 |
Орфограммы в приставках и корнях слова |
ЗНАТЬ все изученные орфограммы в приставках и в корнях. УМЕТЬ применять полученные знания при выборе орфограмм в приставках и в корнях. |
|
199 |
Орфограммы в окончаниях слов |
ЗНАТЬ все изученные орфограммы в окончаниях. УМЕТЬ применять полученные знания при выборе орфограмм в окончаниях. |
|
200 |
Употребление букв Ъ и Ь |
ЗНАТЬ теоретический материал по теме урока, изученный в 5 классе. УМЕТЬ правильно писать слова с изученными орфограммами. |
|
201 |
Контрольный диктант |
УМЕТЬ писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему. |
|
202 |
Работа над ошибками |
УМЕТЬ выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему. |
|
203 |
Знаки препинания в простом и сложном предложении |
ЗНАТЬ теоретический материал по теме урока, изученный в 5 классе. УМЕТЬ применять на практике изученные правила пунктуации; выполнять синтаксический разбор простых и сложных предложений, составлять их схемы. |
|
204 |
Резервный урок |
|
|
|
Итого |
|
204 урока |
№ п/п |
Наименования разделов |
Должны знать и уметь по разделам |
1 |
Язык - важнейшее средство общения |
ЗНАТЬ, какую роль играет язык в жизни человека, общества; функции русского языка; чем письменное общение отличается от устного; единицы языка и их роль в языке. Иметь общее понятие о стилях речи (разговорном, научном, художественном) и их характеристике УМЕТЬ читать, устно воспроизводить лингвистический текст; излагать свои мысли в устной и письменной форме; уметь определять принадлежность текста к стилю речи по ситуации. |
2 |
Повторение пройденного в 1 - 4 классах |
ЗНАТЬ части слова; что такое орфограмма, место орфограмм в словах, правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова; самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих. Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных. Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами. УМЕТЬ выделять морфемы в слове, находить однокоренные слова; находить орфограммы-гласные, орфограммы-согласные; разграничивать предлоги и приставки на письме; составлять текст их разрозненных предложений; выделять части текста; определять морфологические признаки частей речи. |
3 |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи |
ЗНАТЬ основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст; пунктуация как раздел науки о языке; грамматическая основа предложения; главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство ; предложения с однородными членами; синтаксический разбор словосочетания и предложения; обращение, знаки препинания при обращении; сложное предложение. Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире в начале реплик диалога. УМЕТЬ интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом; разграничивать речь устную от письменной; диалогической и монологической; связывать слова в предложении по смыслу; разбирать словосочетания; разграничивать грамматическую основу предложения и второстепенные члены; распознавать обращение; составлять рассказ-повествование на основе жанровой картины; разграничивать прямую речь и слова автора; составлять диалог. |
4 |
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи |
ЗНАТЬ предмет изучения фонетики; звук как единица языка; звуки речи; гласные и согласные звуки; гласные ударные и безударные; твердые и мягкие согласные; сонорные согласные; сильные и слабые позиции звуков. Фонетический разбор слова. Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия УМЕТЬ соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е. Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).Уметь определять ведущий тип речи(повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания. Уметь производить фонетический разбор. |
5 |
Лексика. Культура речи |
ЗНАТЬ функцию слова о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари. УМЕТЬ пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении; создавать текст на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств. |
6 |
Морфемика. Орфография. Культура речи |
ЗНАТЬ понятие «морфема», предмет изучения морфемики; Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари. Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило. Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож- — -лаг-, -рос- — -раст. УМЕТЬ употреблять слова с разными приставками и суффиксами; пользоваться орфографическими и морфемными словарями; выделять корень, приставку, суффикс, окончание, основу; производить морфемный разбор, уметь правильно писать слова с изученной орфограммой.
|
7 |
Морфология. Орфография. Культура речи Самостоятельные и служебные части речи |
ЗНАТЬ предмет изучения морфологии, названия самостоятельных и служебных частей речи, их назначение; 3 группы частей речи; о месте причастия, деепричастия и категории состояния в системе частей речи. УМЕТЬ распознавать слово как часть речи; распределять известные части речи по группам; осознавать важность грамматического анализа слов для правописания. |
8 |
Имя существительное |
ЗНАТЬ имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении. Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных. УМЕТЬ согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко). Уметь правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа. Уметь использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов; анализировать текст- рассуждение с точки зрения его структуры(тезис, аргументы, вывод); уметь находить существительные с изучаемой орфограммой.
|
9 |
Имя прилагательное |
ЗНАТЬ имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам. УМЕТЬ правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных ; уметь пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов; уметь описывать животное на основе изображённого в разговорном стиле; уметь составлять свой текст-описание животного на основе личных впечатлений. |
10 |
Глагол |
ЗНАТЬ глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении. Неопределенная форма глагола ,правописание в неопределенной форме (повторение); вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов; правописание чередующихся гласных е и и в корнях ; правописание не с глаголами. УМЕТЬ согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным; употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже; использовать в речи глаголы для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов; составлять рассказ по данному началу; уметь производить морфологический разбор. |
11 |
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе |
ЗНАТЬ назначение языка в обществе; разделы науки о языке; о связи орфографии со всеми разделами науки о языке. Знание учащимися своих достижений в изучении родного языка; задачи на новый учебный год. УМЕТЬ правильно расставлять знаки препинания; группировать слова с изученными орфограммами по месту их нахождения. |
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Баранов М. Т. Русский язык: Учебник. 5 класс / М. Т. Баранов. - М.: Просвещение, 2010.
2. Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку. 5 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Г. А. Богданова. – М.: Просвещение, 2011.
3. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: книга для учителя. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2008.
4. Карточки для экспресс-контроля по русскому языку. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / сост. Т.А. Пилипончик. – 2-е изд. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2009.
5. Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 класс. - М.: ТЦ Сфера, 2012.
6. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 5 класс. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
7. Обучение русскому языку в 5 классе: метод. рекомендации к учеб. для 5 класса общеобразоват. учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Ю. Комиссарова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2007.
8. Русский язык. 5-7 классы. Необычные диктанты / сост. С.А. Брагина. – Волгоград: Учитель, 2009.