Рабочая программа по литературе 5 класс
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года), Федерального базисного учебного плана (утверждён приказом Минобразования РФ № 1312 от 9 марта 2004 года), программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы под редакцией В. Я. Коровиной (М.: Просвещение, 2010 ) и учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной ( Литература. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010). Использую в качестве рабочей программы авторскую программу без изменений. По учебному плану 2 часа в неделю, всего 68 часов, из них на внеклассное чтение 9 часов.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
В соответствии с государственным образовательным стандартом, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
- приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 и 10-11 классы). Внутри первого концентра три возрастные группы (5-6, 7-8, и 9 класс).
Именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять больше внимания чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Сохраняя преемственность с программой начальной школы, данная программа концентра 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса , формирует грамотного читателя. Подобный подход поможет учащимся осмыслить сложные произведения художественной литературы каждого периода и осознать, что развитие литературы – это живое поступательное движение.
Содержание программы:
ВВЕДЕНИЕ (1 час)
Книга — передатчик знаний и духовного опыта поколений. Краткая история книги. Чтение как сотворчество. Создатели книги. Структура учебной книги. Писатели о роли книги
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (6 часов)
Фольклор - коллективное устное народное творчество. Виды малых жанров фольклора
Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Структурные элементы сказки (постоянные эпитеты, присказки, зачин, концовка). Особенности сказывания (ритмичность, напевность)- Иллюстрации к сказкам
Выражение Нравственных представлении и мудрости народа в сказке «Царевна-лягушка». Истинная красота Василисы Премудрой. Вымысел и реальность в сказке. Противопоставление мечты и действительности, добра и зла
Художественный мир сказки «Царевна-лягушка Художественные особенности сказки «Царевна-лягушка» (постоянные эпитеты, преувеличения (гиперболы), сравнения, повторы). Система персонажей. Положительные герои, их помощники и противники. Репродукции картин В.М. Васнецова, иллюстрации И.Я. Билибина, палехских мастеров к сказке (второй форзац учебника). Прослушивание сказки в актерском исполнении, обсуждение
Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — Патриотический характер сказки «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Система образов. Любовь и уважение народа к защитникам Родины
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1 час)
Возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор). Жанр летописи. «Повесть временных лет» как литературный памятник. Словарная работа. Прослушивание притчи в актерском исполнении, обсуждение. Репродукция картины А.А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина»
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (7 часов)
М.В. Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин. Научные истины в поэтической форме. Словарная работа. Юмор произведения «Случились вместе два Астронома в пиру...»
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (23 часа)
Жанр басни, история его развития. И.А. Крылов. Басня «Волк на псарне».
Истоки басенного жанра. Понятие об аллегории. Мораль в басне. Расцвет русской басни в начале XIX века. Поучительный характер басен. Своеобразие басен И.А. Крылова. Прослушивание басни «Волк на псарне» в актерском исполнении, обсуждение
Басни И,А. Крылова «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица»
Афористичность басен. Осмеяние в баснях пороков: невежества, неблагодарности, глупости, хитрости и т. д. Чтение басен. Прослушивание басни «Свинья под Дубом» в актерском исполнении, обсуждение
В.А. Жуковский. Сказка «Спящая царевна» Понятие о литературной сказке. В.А. Жуковский-сказочник. Чтение сказки «Спящая царевна» в актерском исполнении, обсуждение. Черты народной сказки в произведении В.А.Жуковского. Герои, особенности сюжета, язык сказки. Чтение статьи «Из истории создания сказки "Спящая царевна" (с. 79-80)
В.А. Жуковский « Кубок» Баллада как жанр литературы. Творческая история баллады В.А. Жуковского «Кубок». Характеристика героев. Элементы лингвистического анализа текста. Словарная работа. Составление плана баллады
А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне». Пролог к поэме « Руслан и Людмила»
Детские годы А.С. Пушкина. Влияние народного творчества на будущего поэта. Сообщение о селе Захарово (рубрика «Литературные места России», с. 301—302). Прослушивание пролога к поэме «Руслан и Людмила» в актерском исполнении, обсуждение. Элементы лингвистического анализа текста. Словесное рисование. Пролог как собирательная картина сюжетов, образов, событий народных сказок А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях Истоки «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». Развитие понятия о литературной сказке. Система образов. Народная мораль: красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Словарная работа -
особенности стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино». Особенности жанра (баллада). Теоретико-литературные понятия баллада, диалог, монолог, строфа, патетика, авторский голос. Изобразительно-выразительные средства (сравнение, метафора, эпитет, гипербола, звукопись), их роль в стихотворении. Словесное рисование. Прослушивание баллады в актерском исполнении, обсуждение
Н.В. Гоголь. Повесть «Заколдованное место» Слово о Н.В. Гоголе. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 173—174). История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Чтение повести «Заколдованное место». Сюжет и герои произведения. Национальный колорит повести. Словарная работа Фольклорные традиции в создании образов. Реальное и фантастическое, трагическое и комическое в повести. Прослушивание фрагмента повести в актерском исполнении, обсуждение. Чтение статьи «Из воспоминаний современников о Н.В. Гоголе», вопросы и задания к ней (с. 185)
H.A. Некрасов. Стихотворение «На Волге» Слово о Н.А. Некрасове. История создания стихотворения «На Волге». Картины природы и жизнь народа в стихотворении. Раздумья поэта о судьбе народа. Подневольный труд, социальная несправедливость. Картина И.Е. Репина «Бурлаки на Волге». Словарная работа НА. Некрасов. Отрывок из поэмы « Мороз, Красный нос» Традиции народной поэзии в поэме «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины. Прослушивание отрывка из поэмы в актерском исполнении, обсуждение. Иллюстрации А.А. Пластова к поэме «Мороз, Красный нос». «Крестьянские дети» Образы крестьянских детей и средства их создания. Речевая характеристика героев. Роль диалогов. Своеобразие языка поэмы. Словарная и орфоэпическая работа. Иллюстрации И.И. Пчелко к поэме
И.С.Тургенев. Рассказ «Муму». Знакомство с героями. Слово об И.С. Тургеневе (сообщения учащихся). Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново (рубрика «Литературные места России», с. 304—306). История создания рассказа «Муму». Быт, обычаи и нравы дореформенной России. Портрет главного героя: богатырский облик. Словарная работа. Прослушивание отрывка из рассказа в актерском исполнении, обсуждение
«Чудные картины» А.А. Фета. Слово об А.А. Фете. Основные мотивы лирики поэта. Средства создания образов родной природы в стихотворениях «Чудная картина...», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая...». Смена картин природы в стихотворении «Весенний дождь». Богатство изобразительно-выразительных средств в создании картин природы
Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» Слово о Л.Н. Толстом. Роль Ясной Поляны в жизни и творчестве писателя. Заочная экскурсия по Ясной Поляне. Историческая основа и сюжет рассказа «Кавказский пленник». Определение автором жанра быль.Простота и ясность языка писателя. Прослушивание первой главы в актерском исполнении, обсуждение
А.П.Чехов. Рассказ «Хирургия Слово об А.П. Чехове. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 277—279). Сообщение о городе Таганроге {рубрика «Литературные места России», с. 306—308). Юмористический и сатирический талант А.П. Чехова. Прослушивание рассказа «Хирургия» в актерском исполнении, обсуждение. Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Словарная работа. Понятие о юморе и сатире
Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе
Образы природы в русской поэзии. Чувство родины и его связь с восприятием природы. Краткие сведения о поэтах. Средства создания образов родной природы в стихотворениях Ф.И. Тютчева, А.Н. Плещеева, И.С. Никитина, А.Н. Майкова, И.З. Сурикова. Богатство изобразительно-выразительных средств в создании картин природы. Элементы анализа поэтического текста. Репродукции картин. Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение
Русская литература ХХ века И.А. (21 час)
Бунин. Рассказ «Косцы» Слово об И.А. Бунине. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 3—4). История создания рассказа «Косцы» {чтение воспоминаний писателя, с. 9). Человек и природа в рассказе. Особенности лиризма в произведении. Прослушивание рассказа в актерском исполнении, обсуждение. Репродукции картин А.А. Пластова (первый форзац учебника), Г.Г. Мясоедова (с. 5), их ' сопоставление с текстом рассказа. Словесное рисование
ВТ. Короленко. Повесть «В дурном обществе». Вася и его отец. «Уникальность личности В.Г. Короленко. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 11). Жанр повести. Понятие о композиции. Комментированное чтение повести «В дурном обществе». Обучение аналитическому пересказу. Составление плана сообщения «Вася и его отец». Словарная работа
С.А. Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голу-быми ставнями...»
Слово о С.А: Есенине. Чтение вступительных статей о поэте (с. 47—48). Сообщение о селе Константинове (рубрика «Литературные места России», с. 276—277). Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение. Поэтическое изображение родной природы. Образ малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие языка есенинской лирики. Средства создания образов в стихотворениях С.А. Есенина
П.П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка» Слово о П.П. Бажове. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 52—53). Выразительное комментированное чтение сказа «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя, его стремление к мастерству. Словарная работа
К.Г. Паустовский. Сказка «Теплый хлеб» Слово о К.Г. Паустовском. Беседа по произведениям писателя, прочитанным ранее. История страны в сказке «Теплый хлеб». Реальное и фантастическое в сказке. Роль сил природы в сказке. Предостережение против «охлаждения сердца». Доброта и сострадание, победа добра над злом. Фольклорные мотивы в сказке. Словарная работа
С. .Я. Маршак. Драматическая сказка «Двенадцать месяцев Фантастическое и реальное в пьесе-сказке. Положительные и отрицательные герои. Речевая характеристика персонажей. Победа добра над злом - традиция русских народных сказок. Инсценирование фрагментов пьесы-сказки. Чтение статей «Прочитайте, это интересно!», «Сказки народные и литературные» (с. 99-102
А.П. Платонов. Рассказ «Никита Слово об А.П. Платонове. Комментированное чтение рассказа «Никита». Реальность и фантастика в рассказе. Развитие представлений о фантастике. Единство главного героя с природой, одухотворение природы. Составление плана рассказа
В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро» Слово о В. П. Астафьеве. Сообщение о деревне Овсянке (рубрика «Литературные места России», с. 278). Автобиографичность рассказа «Васюткино озеро», история его создания. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя: мужество, бесстрашие, терпение, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Словарная работа. Словесное рисовании
Писатели улыбаются. Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Ю.Ч. Ким «Рыба-кит» Слово о С. Черном и Ю.Ч. Киме. Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Роль игры в формировании личности ребенка. Мир природы в рассказах С. Черного. Значение названий рассказов. Развитие понятия о юморе. Спо¬собы создания юмористического в рассказах С. Черного и песнях Ю.Ч. Кима
Поэты о Великой Отечественной войне. А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете...»
Чтение и обсуждение статьи «Только доблесть бессмертно живет...» (с. 142—143). Слово об А.Т. Твардовском. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. Жанровые особенности баллады «Рассказ танкиста». Сопоставление стихотворения с балладой М.Ю. Лермонтова «Бородино». Прослушивание стихотворения в актерском исполнении, обсуждение. Репродукция картины Ю.М. Непринпева. Словарная работа. Слово о К.М. Симонове. Стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете...». Война и дети — обостренно трагическая и героическая тема произведении о Великой Отечественной войне. Образ «седого мальчишки». Торжественный слог стихотворения. Прослушивание стихотворения в актерском исполнении, обсуждение
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (8 часов)
Х.К.Андерсен «Снежная королева». Очерк К. Г. Паустовского «Великий сказочник». Особенности сюжета и композиции сказки Х.К. Андерсена Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке. Символический смысл фантастических образов и художественных деталей. Выборочный пересказ. Кай и Герда. Мужественное
Д. Дефо «Робинзон Крузо» Слово о Д. Дефо. Особенности повествования в романе «Робинзон Крузо». Характер героя: смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами. Вера в разум человека. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Роль дневника героя. Робинзон как вечный образ литературы. Прослушивание фрагментов романа в актерском исполнении, обсуждение
М. Твен «Приключения Тома Сойера» Слово о М. Твене. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 241-242). Беседа о книгах М. Твена, прочитанных ранее. Роман «Приключения Тома Сойера». Том и Гек, дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетай ие реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным. Юмор и ирония в романе.
Дж. Лондон «Сказание о Кише» Слово о Дж. Лондоне. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 258—259). Тема взросления подростка в «Сказании о Кише». Уважение взрослых. Характер мальчика: смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства. Особенности жанра, мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа. Изобразительно-выразительные средства, их роль в рассказе. Составление цитатного плана рассказа. Иллюстрации к произведению
Итоговый урок (1 час)
Беседа по вопросам. Представление учащимися книг, прочитанных за год, рисунков к ним. Выставка сочинений и рисунков. Викторина
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Учащиеся должны знать:
*авторов и содержание изученных художественных произведений;
*основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповом языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; бродячие сюжеты сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления), пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
Учащиеся должны уметь:
*воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его эле ментов;
*отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
*видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление (например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению);
*выявлять основную нравственную проблема тику произведения;
*определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно- следственные связи между ними;
*прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
*воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
*различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рас сказ);
*пользоваться алфавитным каталогом школь ной библиотеки;
*ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие и др.);
*выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
*готовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;
*словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
*аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
*видеть общность и различия писателей в пре делах тематически близких произведений;
*писать творческие сочинения типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
*сочинять небольшие произведения фольклорного жанра (сказки, загадки, басни и др.);
*создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению.
Календарно-тематическое планирование
Номера уроков |
Наименование разделов и тем |
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся |
Планируемые сроки прохождения |
Скорректи- рованные сроки прохождения |
1. |
Введение. Роль книги в жизни человека |
ЗНАТЬ, что книга — передатчик знаний и духовного опыта поколений; история книги; структуру учебной книги; Высказывание писателей о роли книги. УМЕТЬ письменно или выражать личное отношение к прочитанному; составлять план статьи учебника; пересказывать учебную статью по плану. |
|
|
|
Устное народное творчество (6 часов) |
|
|
|
2. |
Р/Р УНТ. Детский фольклор. |
ЗНАТЬ, что фольклор - коллективное устное народное творчество; виды малых жанров фольклора (пословицы, поговорки, загадки); Уметь объяснять принадлежность конкретного текста к определённому жанру; отгадывать загадки, давать определения малым жанрам; отличать друг от друга малые жанры фольклора; выразительно читать малые фольклорные жанры; выражать личное отношение к прочитанному. |
|
|
3. |
Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна –лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы. |
Знать понятие сказка;жанровые особенности, виды сказок; к какому виду сказок относится сказка «Царевна-лягушка». Уметь определять характерные для сказок обороты речи, использовать их при сказывании сказок; сопоставлять эпизоды сказок, сказочных героев с их изображением в живописи и графике; определять особенности фольклорной волшебной сказки; истолковывать смысл «необычайной ситуации»; читать сказку. |
|
|
4. |
Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». «Царевна-лягушка». Эстетика волшебной сказки |
Знать к какому виду сказок относится сказка «Царевна-лягушка». Уметь читать сказку, пересказывать её; составлять рассказ о сказочном герое (портрет, речь, поступки, поведение, отношение к окружающим), формулировать мораль сказки; сопоставлять эпизоды сказки, сказочных героев с их изображением в живописи и графике. |
|
|
5. |
«Иван – крестьянский сын и чудо – юдо» - волшебная сказка героического содержания. «Иван – крестьянский сын и чудо – юдо». Особенности сюжета сказки. |
ЗНАТЬ к какому виду сказок относится сказка «Иван – крестьянский сын и чудо – юдо». Уметь читать сказку; пересказывать узловые сцены и эпизоды; строить рассказ о герое, видеть отличие сказки от мифа; выражать личное отношение к прочитанному. |
|
|
6. |
Сказки о животных. Бытовые сказки. «Журавль и цапля». «Солдатская шинель». |
ЗНАТЬ понятия бытовая сказка и сказка о животных, их особенности; к какому виду сказок относятся сказки «Журавль и цапля», «Солдатская шинель». Уметь объяснить отличие сказки о животных и бытовой сказки от волшебной; читать выразительно по ролям; отвечать на вопросы по сказкам. |
|
|
7. |
Вн. Чт. Мои любимые русские народные сказки |
ЗНАТЬ принадлежность сказок к определенному виду. Уметь определять жанровые особенности сказки, ее вид; выражать личное отношение к прочитанному. |
|
|
|
Древнерусская литература (1 час) |
|
|
|
8. |
Древнерусская литература. Русские летописи. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиги отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича» |
Знать возникновение древнерусской литературы; культурные и литературные связи Руси с Византией; определение понятия «летопись». Уметь коротко передать содержание статьи учебника; пересказывать сюжеты древнерусских летописей; определять черты фольклора в летописи, объяснять жанровые особенности летописи (краткость, напевность, отношение автора к героям); участвовать в коллективном диалоге, давать нравственную оценку поступков героев летописей. |
|
|
|
Литература 18 века ( 7 часов) |
|
|
|
9. |
Из русской литературы XVIII века. М.В.Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение. |
ЗНАТЬ моменты биографии М.В. Ломоносова — ученого, поэта, художника, гражданина. УМЕТЬ правильно читать его произведения, находить юмор произведения «Случились вместе два Астронома в пиру...», выразитель читать стихотворение; устно отвечать на вопросы; работать со словарем литературоведческих терминов. |
|
|
10. |
Вн. Чт. Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века) |
Знать жанровые особенности басни; к какому роду литературы относится басня, определения понятий «басня», «мораль», «аллегория», «олицетворение», истоки басенного жанра; отличительные особенности басен Эзопа и Лафонтена. УМЕТЬ находить жанровые особенности басни, объяснять отличия басни от сказки. определять мораль, владеть навыком объяснения смысла морали; выделять отличительные черты басен Эзопа и Лафонтена; инсценировать басню. |
|
|
11. |
И.А.Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в баснях «Волк и ягнёнок», |
Знать общую картину жизни И.А.Крылова; Уметь составить план рассказа о баснописце, воспроизводить его, читать басню, объяснять её жанровые и языковые особенности, объяснять отношение автора к Волку и Ягнёнку, понимать характер его поведения; сопоставлять литературный текст с иллюстрациями, объяснять аллегорический смысл басни; инсценировать басню. |
|
|
12. |
«Ворона и лисица»…, «Свинья под дубом». Понятие об аллегории и морали |
ЗНАТЬ определения понятий аллегория и мораль. Уметь понимать смысл басни; находить аллегорию, мораль, объяснять их; сопоставлять басни Крылова с баснями других авторов; выразительно читать басню наизусть; инсценировать басню. |
|
|
13. |
Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. |
Знать творческую историю басни; понимать её драматический конфликт; Уметь выразительно читать. |
|
|
14. |
В.А.Жуковский. Слово о поэте. Жуковский - сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. |
Знать сведения о поэте, историю создания сказки, сюжет и героев. Уметь сопоставлять литературную и фольклорную сказки, выявлять общее и отличительное; устно отвечать на вопросы по сказке; охарактеризовать героев, выражать личное отношение к прочитанному; работать со словарем литературоведческих терминов; выразительно читать отрывок из сказки наизусть. |
|
|
15. |
В.А.Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады. |
ЗНАТЬ историю создания баллады; определение понятия «баллада»; её жанровые особенности; УМЕТЬ понимать поступки героев, определять реальные события и фантастические, отношение автора к героям, уметь выразительно читать балладу. |
|
|
|
Литература 19 века (23 часа) |
|
|
|
16. |
А.С.Пушкин. Рассказ о детских и лицейских годах жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны |
Знать о лицейских и детских годах жизни писателя; знать поэтические средства художественной выразительности. УМЕТЬ выразительно читать стихотворение наизусть; определять поэтические средства художественной выразительности. |
|
|
17. |
Пролог к поэме «Руслан и Людмила» |
Знать содержание сказки, уметь описывать и характеризовать центральные образы. УМЕТЬ определять ритм, роль пролога в поэме «Руслан и Людмила», выразительно читать наизусть пролог. |
|
|
18. |
Письменные ответы или тестирование. |
ЗНАТЬ определения понятий, изученных на предыдущих уроках; героев произведений, изученных на предыдущих уроках; краткие сведения о писателях. УМЕТЬ письменно отвечать на вопросы, выбирать из нескольких вариантов единственный верный. |
|
|
19. |
А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Противостояние добрых и злых сил. |
Знать историю рождения сюжета сказки, особенности стихотворной сказки; понимать систему образов, основные мотивы; Уметь отбирать материал для характеристики героев; делать сравнительную характеристику персонажей, выразительно читать сказку. |
|
|
20. |
ВН. ЧТ. Мои любимые сказки А.С.Пушкина. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа. |
ЗНАТЬ определения понятий рифма, ритм, строфа. УМЕТЬ определять рифму, ритм; отличать стихотворную речь от прозаической, аргументировать свой ответ; работать со словарем литературоведческих терминов. |
|
|
21. |
Русская литературная сказка. А. Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. |
ЗНАТЬ общие сведении о писателе, содержание сказки. УМЕТЬ отвечать на проблемный вопрос, пересказывать фрагменты сказки; владеть навыками комментированного чтения. |
|
|
22. |
В.М. Гаршин «Attalea Princeps» Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения. |
Знать факты биографии писателя, сведения о его творческом пути; содержание сказки. УМЕТЬ выделять в тексте героическое и обыденное; выразительно читать отрывок сказки; пересказывать события сказки от лица «маленькой, вялой травки». |
|
|
23 |
М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. |
Знать отдельные факты биографии поэта; историческую основу стихотворения, композицию, особенности повествования; понимать патриотический пафос стихотворения, мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен; отношение автора к родине; значение рассказчика-солдата в поэтическом повествовании Уметь передать сюжет стихотворения; выразительно читать стихотворение; самостоятельно работать с текстом; аргументировано отвечать на вопросы. |
|
|
24. |
Изобразительно- выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Особенности поэтических интонаций стихотворения. |
Знать определение понятий метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; выразительно читать стихотворение наизусть. |
|
|
25. |
Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место» |
Знать факты жизни писателя, связанные с историей создания сборника «Вечера на хуторе…»; сюжет повести «Заколдованное место». Уметь составлять план повести; читать выразительно. |
|
|
26. |
Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Понятие о фантастике. |
Знать определениетеоретических понятий:юмор, фантастика. Уметь определять их роль в повести; кратко пересказывать содержание повести; аргументировано отвечать на вопросы. |
|
|
27. |
Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. |
Знать биографические сведения о поэте, нашедшие отражение в стихотворении «На Волге», содержание стихотворения. Уметь сопоставлять содержание стихотворения с картиной И.Е.Репина «Бурлаки на Волге»; выразительно читать стихотворение. |
|
|
28. |
Вн. Чт.Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…»- отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». «Крестьянские дети». |
ЗНАТЬ изобразительно- выразительные средства языка отрывка из поэмы. УМЕТЬ выразительно читать отрывок из поэмы; письменно отвечать на проблемный вопрос; определять авторскую позицию; выражать личное отношение к прочитанному. |
|
|
29. |
И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. |
Знать сведения о писателе; историю создания произведения, сюжет рассказа. Уметь соотносить описание быта и нравов крепостнической России в рассказе. |
|
|
30. |
Нравственный облик Герасима. Герасим и Татьяна. |
Знать о духовных и нравственных качествах Герасима; Уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя и его поступкам, поведению; устно отвечать на вопросы по тексту; выразительно читать эпизоды. |
|
|
31. |
Герасим и Муму. Протест Герасима против барыни и её челяди. Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества. Счастливый год. |
Знать текст художественного произведения, понимать чувства и переживания Герасима. Уметь строить устное высказывание с опорой на текст; выразительно читать эпизоды. |
|
|
32. |
Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Письменная работа, ответы на вопросы |
Знать определение понятий: портрет, пейзаж, литературный герой. Уметь ими оперировать, определять роль портрета, пейзажа, обосновывать авторское отношение к главному герою. |
|
|
33 |
А.А.Фет. Слово о поэте. Обучение выразительному чтению. |
Знать биографические сведения о Фете, содержание его стихотворения. Уметь определять, какие художественные приёмы использует автор для описания природы, анализировать художественное произведение. |
|
|
34. |
Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как портрет против национальной вражды. Жилин и горцы. |
Знать автора, биографические факты жизни писателя, связанные с войной на Кавказе; историю создания рассказа «Кавказский пленник». Уметь давать характеристику героя, отбирать материал из художественного произведения, определять отношение автора к Дине и Жилину, их дружбе, выражать своё мнение. |
|
|
35. |
Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев. |
Знать понятия «герой», «сопоставление», «противопоставление», средства раскрытия характера действующих лиц; Уметь понимать простоту и динамику языка; анализ художественного текста; озаглавливать эпизоды, в которых ярче всего проявилось различие характеров Жилина и Костылина. |
|
|
36. |
А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. |
Знать автора ибиографические сведения о нём; содержание произведения. Уметь составить рассказ о писателе на основе прочитанного; передавать содержание рассказа; читать по ролям; пересказывать. |
|
|
37. |
Русские поэты ХIX века о родине и родной природе. Лирика Ф.И. Тютчева |
Знать как изображают природу русские поэты 19 века, особенности в изображении природы и выражении чувств поэта. Уметь владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). |
|
|
38. |
Лирика И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова, А.В.Кольцова |
Знать как изображают природу русские поэты 19 века, особенности в изображении природы и выражении чувств поэта. Уметь владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). |
|
|
|
Литература 20 века (21 час) |
|
|
|
39. |
Вн. Чт.И.А.Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа. |
Знать биографические факты жизни писателя;положенные в основу рассказа. Уметь выразительно читать текст произведения, словесно рисовать, анализировать произведение. |
|
|
40. |
В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. |
Знать факты жизни писателя; сюжет повести, основных героев в их взаимосвязи. УМЕТЬ устно отвечать на вопросы; владеть навыками комментированного чтения. |
|
|
41. |
Жизнь семьи Тыбурция . Общение Васи с Валеком и Марусей. |
ЗНАТЬ сюжет повести, основных героев в их взаимосвязи. Уметь анализировать произведение, работать с эпизодами, пересказывать отрывки, сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героям и их поступкам; выражать личное отношение к прочитанному. |
|
|
42. |
Васина дорога к правде и добру. |
ЗНАТЬ определение понятия композиция. Уметь определять границы эпизода в произведении, пересказывать его кратко, называть его тему. |
|
|
43. |
С.А.Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы. |
Знать основные события жизни поэта, факты его жизни. УМЕТЬ определять, какие художественные приёмы использует автор для описания природы, анализировать художественное произведение; выразительно читать наизусть стихотворения. |
|
|
44 |
П.П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера. |
Знать содержание сказов П.П. Бажова Уметь определять тему произведения, выделять проблемы. |
|
|
45. |
Образ Хозяйки Медной Горы в сказе П.П.Бажова. Сказ и сказка. |
Знать определения понятий сказ и сказка, их различие. УМЕТЬ отличать сказ от сказки, определять принадлежность произведения к жанру сказа; анализировать произведение, работать с эпизодами, пересказывать отрывки; читать выразительно. |
|
|
46 |
К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и поступки в сказке «Тёплый хлеб» |
Знать содержание рассказов К.Паустовского, содержание сказки, ее героев. Уметь определять тему произведения, выделять проблемы; выразительно читать, устно отвечать на вопросы. |
|
|
47. |
Роль пейзажа в сказке «Тёплый хлеб». Нравственные проблемы произведения. |
Знать сведения о жизни и творчестве писателя; историю создания произведения, содержание, героев Уметь характеризовать героев, давать оценку их поступкам; определять и формулировать роль пейзажа; владеть монологической и диалогической речью, выражать личное отношение к прочитанному. |
|
|
48 |
Вн. Чт.К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении. |
Знать содержание произведения, героев. Уметь характеризовать героев, давать оценку их поступкам; устно и письменно отвечать на проблемный вопрос; выражать личное отношение к прочитанному. |
|
|
49. |
С.Я.Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы. Положительные и отрицательные герои пьесы. |
Знать биографию и творчество Маршака, определение понятия«драма», понимать особенности пьесы как особого рода художественного произведения, своеобразие пьесы-сказки. Уметь отличать пьесу от других произведений, читать драматическое произведение; характеризовать героев, их характеры, изменение их поведения в зависимости от ситуации. |
|
|
50 |
Художественные особенности пьесы-сказки. Традиции народных сказок в пьесе С.Я.Маршака. |
Знать содержание произведения, художественные особенности пьесы-сказки, традиции народных сказок. Уметь анализировать и читать драматическое произведение; находить в тексте художественные особенности пьесы-сказки, традиции народных сказок. |
|
|
51. |
А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя рассказа А.П.Платонова»Никита». |
Знать биографиюписателя, сюжет рассказа; определение понятия быль и фантастика. УМЕТЬ пониматьповедение главного героя; владеть навыками комментированного чтения, уметь пересказывать художественный текст. |
|
|
52. |
Контрольная работа. Тестирование. |
ЗНАТЬ определения понятий, изученных на предыдущих уроках; героев произведений, изученных на предыдущих уроках; краткие сведения о писателях. УМЕТЬ письменно отвечать на вопросы, выбирать из нескольких вариантов единственный верный. |
|
|
53. |
В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу. |
Знать автора, факты его жизни, сюжет рассказа, его героев. Уметь охарактеризовать чувства и поведение мальчика, его состояние, используя авторскую лексику; устно отвечать на вопросы; пересказывать эпизоды. |
|
|
54. |
Человек и природа в рассказе. |
ЗНАТЬ об отношении Васютки к окружающему его миру; содержание произведения. УМЕТЬ сопоставлять эпизоды; определять значение картин природы в рассказе, объяснить смысл названия рассказа; выражать личное отношение к прочитанному. |
|
|
55 |
Р\Р Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение?- классное сочинение |
ЗНАТЬ авторов и содержание изученных художественных произведений. УМЕТЬ аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты. |
|
|
56 |
Русские поэты ХХ века о родине и родной природе. |
Знать авторов стихотворений. Уметь находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение, уметь определить их роль; выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты. |
|
|
57. |
Р/Р Обучение анализу лирического произведения. |
ЗНАТЬ средства выразительности (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение), рифму, тип рифмовки, размеры стихотворения, определение понятий тема и идея. УМЕТЬ анализировать лирическое произведение; находить средства выразительности, определять тему, идею, композицию стихотворения, размер, рифму и тип рифмовки; интерпретировать стихотворение. |
|
|
58. |
Игры детей в рассказах Саши Чёрного. Слово о писателе. |
Знать биографические сведения о Саше Черном и его творчестве. Уметь охарактеризовать поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове; выразительно читать отрывок из рассказа. |
|
|
59. |
К.М.Симонов. Слово о поэте. «Майор привёз мальчишку на лафете…» Война и дети. А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Вов. |
Знать авторов стихотворений. Уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты; находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение, определять их роль. |
|
|
|
Зарубежная литература (8 часов) |
|
|
|
60. |
Р. Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мёд». Бережное отношение к традициям предков. |
Знать факты жизни писателя, определение понятия баллада. УМЕТЬ выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздает автор; находить художественные средства, помогающие автору передать свое настроение, определять их роль; выражать личное отношение к прочитанному. |
|
|
61. |
Вн. Чт. Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. |
Знать биографические сведения о Д. Дефо и его творчестве. Уметь охарактеризовать поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове; доказать, что роман Д. Дефо “Робинзон Крузо” – гимн неисчерпаемым возможностям человека, подтверждать примерами из текста, пересказывать эпизоды произведения; выражать личное отношение к прочитанному. |
|
|
62. |
Х.К.Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальность и фантастика в сказке. Кай и Герда. |
Знать своеобразие Андерсена-сказочника, жанровые и композиционные особенности сказки; понятия реальность и фантастика. Уметь владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев. |
|
|
63. |
В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. |
Знать содержание сказки. Уметь выделять ключевые эпизоды, раскрывать композицию, выделять проблемы;создавать словесный портрет; пересказывать эпизоды; выражать личное отношение к прочитанному. |
|
|
64. |
ВН.ЧТ. Любимые сказки Х.К.Андерсена. Литературная игра. |
ЗНАТЬ содержание сказки, ее героев. УМЕТЬ кратко пересказывать, выражать личное отношение к прочитанному. |
|
|
65. |
Вн. Чт. Ж.Санд. «О чём говорят цветы?» Спор героев о прекрасном. |
ЗНАТЬ факты жизни Ж. Санд. уметь составлять словесный портрет героев, выразительно читать по ролям. |
|
|
66. |
Вн. Чт.М.Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и его друзья. |
ЗНАТЬ факты жизни М. Твена. уметь составлять словесный портрет героев; пересказывать эпизоды; выражать личное отношение к прочитанному. |
|
|
67. |
Вн. Чт.Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. |
Знать биографию Д. Лондона, особенность его произведений; определение понятия сказание. Уметь объяснить смысл рассказа; понимать и объяснять специфику жанра “сказание”, охарактеризовать образ героя; пользоваться словарем литературоведческих терминов; выражать личное отношение к прочитанному. |
|
|
68. |
Итоговый урок по русской литературе. Задание для летнего чтения. |
Знать и уметьопределять роды и жанры произведений; владеть теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение; объяснять свою точку зрения по понравившимся произведениям. |
|
|
|
Итого |
|
68 уроков |
|
№ п/п |
Наименования разделов |
Должны знать и уметь по разделам |
1 |
Введение |
ЗНАТЬ, что книга — передатчик знаний и духовного опыта поколений ;история книги; структуру учебной книги; Высказывание писателей о роли книги. УМЕТЬ письменно или выражать личное отношение к прочитанному. |
2 |
Устное народное творчество |
ЗНАТЬ, что фольклор - коллективное устное народное творчество; виды малых жанров фольклора; сказка как вид народной прозы. Виды сказок. УМЕТЬ выразительно читать малые фольклорные жанры, сказки; выражать личное отношение к прочитанному. |
3 |
Древнерусская литература |
ЗНАТЬ возникновение древнерусской литературы; культурные и литературные связи Руси с Византией. Жанр летописи. «Повесть временных лет» как литературный памятник. УМЕТЬ пересказывать сюжеты древнерусских летописей; участвовать в коллективном диалоге, давать нравственную оценку поступков героев летописей. |
4 |
Литература 18 века |
ЗНАТЬ моменты биографии М.В. Ломоносова — ученого, поэта, художника, гражданина. УМЕТЬ правильно читать его произведения, находить юмор произведения «Случились вместе два Астронома в пиру...» |
5 |
Литература 19 века |
ЗНАТЬ, какие писатели и поэты жили в 19 веке и какие произведения они написали. Знакомство с Крыловым И.А., Жуковским В.А., А.С. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым, Н.В. Гоголем, H.A. Некрасовым, И.С. Тургеневым, Л.Н. Толстым, А.П. Чеховым, Ф.И. Тютчевым, А.Н. Плещеевым, И.С. Никитиным, А.Н. Майковым. Знать истоки басенного жанра, понятие об аллегории, балладе, сказе как жанрах литературы. УМЕТЬ производить небольшой лингвистический анализ текста, выразительно читать наизусть стихи. Находить изобразительно -выразительные средства (сравнение, метафора, эпитет, гипербола, звукопись), их роль в стихотворении; уметь отличать реальное и фантастическое, трагическое и комическое. |
6 |
Литература 20 века |
ЗНАТЬ краткие сведения о поэтах и писателях 20 века (И.А. Бунин, ВТ. Короленко, С.А. Есенин, П.П. Бажов, К.Г. Паустовский, А.Т. Твардовский, С. Черный), знать содержание изучаемых произведений. УМЕТЬ выразительно читать наизусть стихи, составлять планы сообщений, анализировать произведения, находить изобразительно-выразительные средства (сравнение, метафора, эпитет, гипербола, звукопись), их роль в стихотворении, подбирать цитаты, иллюстрирующие различные формы выражения авторской позиции. Находить сведения о писателях, поэтах, используя справочную литературу, составлять презентации и защищать их, пересказывать тексты, работать со словарём лингвистических терминов, письменно отвечать на проблемный вопрос. |
7 |
Зарубежная литература |
ЗНАТЬ краткие сведения о зарубежных писателях, знать содержание изучаемых произведений. УМЕТЬ находить сведения о писателях, используя справочную литературу, пересказывать тексты, работать со словарём лингвистических терминов, письменно отвечать на проблемный вопрос. |
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010.
2. Вокруг тебя – мир. Книга для ученика. Москва. «Наука» 1996 г.
3. Черных О.Г. практикум по литературе: 5 класс. – М.: ВАКО, 2011.
4. Шаталова О.В. дидактические материалы по литературе: 5 класс: к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 5 класс» / О.В. Шаталова. – М.: Просвещение, 2006.
5. Портреты писателей 18-20-х веков
6. Фонохрестоматия к учебнику «Литература 5 класс». (Формат МР3).
М.: Аудио-школа, Просвещение, 2010.
7. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. – М.: ВАКО, 2011.