Рабочая программа по литературе 7 класс
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года), Федерального базисного учебного плана (утверждён приказом Минобразования РФ № 1312 от 9 марта 2004 года), программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы под редакцией В. Я. Коровиной (М.: Просвещение, 2010) и учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной ( Литература. В 2 ч. М.: Просвещение, 2011).
Программа 7 класса рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- §воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- §развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- §освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- §овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения. Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.
Чтение произведение зарубежной литературы в 7 классе проводится в конце учебного года. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-7 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
ОСНОВНОЕ Содержание
ВВЕДЕНИЕ 1 час
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 4 часа
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.)
Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятельного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для сам. чтения.)
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.
Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 3 часа
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.
Теория литературы. Поучение (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА 2 часа
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.
«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА 30 часов
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы . Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михаила Репин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край!»
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА 22 часа
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости со страдания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
На дорогах войны Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго по ступка.
«Тихая моя Родина» Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...» Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
Песни на слова русских поэтов XX века
С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
Из литературы народов России
Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте. «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине». Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5 часов
Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народнопоэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, ге рой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе
Требования к УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
- 1.Текст художественного произведения.
- 2.Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
- 3.Особенности композиции изученного произведения.
- 4.Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.
Учащиеся должны уметь:
- 1.Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.
- 2.Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.
- 3.Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.
- 4.Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.
- 5.Различать эпические и лирические произведения.
- 6.Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.
- 7.Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.
- 8.Составлять план собственного устного или письменного высказывания.
- 9.Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.
- 10.Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
- 11.Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.
практическое направление:
- создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;
- определять свой круг чтения и давать оценку литературному произведению;
- находить нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе, используя справочную литературу, периодику, телевидение, ресурсы Интернета
календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
ЗУНы |
|
Знать |
Уметь |
||
1. |
Введение. Изображение человека в художественной литературе. Выявление уровня литературного развития учащихся. |
Знать: основную проблему изучения литературы в 7 классе (проблема изображения человека); содержание и героев произведений, изученных в 5-6 классах. Понимать: отношение народа к чтению и книге; особенности труда писателя; значение изучения литературы. |
Уметь: усваивать высказывания и советы мастеров слова; строить собственные высказывания о книгах и чтении; объяснять смысл пословиц; пересказывать сюжеты прочитанных книг и характеризовать их героев |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 4 часа |
|||
2. |
Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. |
Знать: особенности жанра предания. Понимать: значение преданий в жизни народа как исторической памяти, поэтической автобиографии. |
Уметь: отмечать общее и различное в легендах, былинах, преданиях |
3 |
Понятие о былине. Собирание былин. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда. |
Знать: особенности жанра былины; сюжет и содержание былины «Вольга и Микула Селянинович»; особенности композиции былин (зачин, повторы, диалог, концов ка). Понимать: значение былин в развитии русского искусства, сохранении народных традиций, народной памяти. |
Уметь: выразительно читать былину, определять ее тему и идею; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль |
4 |
ВН.ЧТ. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Черты характера Ильи Муромца. Особенности былинного стиха и поэтических интонаций. Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка. |
Знать: особенности жанра былины; особенности былин новгородского цикла; сюжет и содержание былины «Садко». «Илья Муромец» |
Уметь: выразительно читать былину, определять ее тему и идею; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять произведения фольклора и живописи |
5 |
Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц. |
Знать: отличительные особенности пословиц и поговорок, их виды. Понимать: переносный смысл пословиц и поговорок; значение пословиц и поговорок в жизни народа; общность тем пословиц и поговорок разных народов; гуманистический пафос пословиц и поговорок. |
Уметь: использовать пословицы и поговорки в речи |
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 3 часа |
|||
6 |
Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Поучение как жанр древнерусской литературы. «Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг»). Формирование традиции уважительного отношения к книге. |
Знать: черты и основные жанры древнерусской литературы; содержание «Поучения» Владимира Мономаха. Понимать: актуальность поучений Владимира Мономаха; значение летописи в развитии литературы; гуманистический пафос древнерусской литературы. |
Уметь: выразительно читать текст (на древнерусском языке и в переводе), определять его основную мысль; выяснять значение незнакомых слов |
7 |
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини. |
Знать: черты древнерусской литературы; сюжет и содержание «Повести о Петре и Февронии Муромских». Понимать: нравственные идеалы и заветы Древней Руси; связь «Повести...» с фольклором. |
Уметь: выразительно читать и пересказывать текст, определять его тему и идею; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять произведения литературы и живописи |
8 |
Подготовка к письменной работе на одну из тем: 1.Народная мудрость в произведениях УНТ; 2.Художественные особенности русских былин или малых жанров фольклора 3.Что воспевает народ в героическом эпосе? 4.Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. 5.В чём значение древнерусской литературы для современного читателя? |
Знать: жанры фольклора и древнерусской литературы; содержание и героев произведений. Понимать: выражение в произведениях фольклора и древнерусской литературы опыта народа, его нравственных идеалов. |
Уметь: писать небольшие сочинения-рассуждения; анализировать текст и определять его основную мысль; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль |
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XVIII ВЕКА 2 часа |
|||
9 |
М. В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. Стихи «К статуе Петра Великого» и «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Мысли автора о родине, русской науке и ее творцах. Призыв к миру. Понятие о жанре оды. Обучение выразительному чтению и устному рассказу. |
Знать: сведения о жизни, творчестве, филологической и поэтической деятельности М.В. Ломоносова; содержание «Оды на день восшествия...», оды «К статуе Петра Великого»; теоретико-литературные понятия ода, поэма, трагедия, драма, сатира, эпиграмма, штиль .Понимать: особенности языка XVIII века. |
Уметь: выразительно читать оду, определять ее тему и идею
|
10 |
Г. Р. Державин. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества. |
Знать: сведения о жизни и творчестве Г.Р. Державина; содержание стихотворений «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку», «Признание». Понимать: философский смысл и гуманистический пафос стихотворений. |
Уметь: выразительно читать стихотворения; вести беседу по прочитанным произведениям; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль |
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ Х1Х ВЕКА 30 часов |
|||
11 |
А. С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр I и Карл XII. Обучение выразительному чтению. |
Знать: сведения о жизни и творчестве А.С. Пушкина; высказывания русских писателей о поэте. Понимать: патриотический пафос произведения; отношение автора к героям. |
Уметь: выразительно читать фрагмент поэмы; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; давать сравнительную характеристику героев; сопоставлять литературные произведения с произведениями других видов искусства |
12 |
А. С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к родине. Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы. |
Знать: историческую основу поэмы «Медный всадник». Понимать: чувства, пронизывающие текст (восхищение, гордость, любовь); высокий патриотический пафос произведения. |
Уметь: выразительно читать текст; прослеживать изменение ритма, настроения, мелодии в произведении; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять литературные произведения с произведениями других видов искусства |
13 |
А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Развитие понятия о балладе. Особенности содержания и формы баллады Пушкина. Смысл сопоставления Олега и волхва. |
Знать: теоретико-литературное понятие баллада; историческую основу, сюжет и содержание «Песни о вещем Олеге». Понимать: аллегорический смысл баллады; мысль о тщете земного всевластия. |
Уметь: выразительно читать балладу; характеризовать героев и их поступки; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять балладу с летописным источником; объяснять значение устаревших слов; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему |
14 |
А. С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях Пушкина» |
Знать: теоретико-литературные понятия драма, диалог, ремарка; историю создания, сюжет и содержание драмы «Борис Годунов». Понимать: значение драмы для русской культуры; отношение автора к героям. |
Уметь: выразительно читать текст; пересказывать сюжет драмы; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение устаревших слов; сопоставлять разные варианты одного текста; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему |
15 |
А. С. Пушкин. «Станционный смотритель» — произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести. |
Знать: историю создания цикла «Повести Белкина»; особенности жанра повести; сюжет и содержание повести «Станционный смотритель». Понимать: гуманистический пафос повести; отношение автора к героям. |
Уметь: выразительно читать и пересказывать эпизоды повести; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение устаревших слов и выражений; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему |
16 |
Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырину Минского» Развитие понятия о повести. |
Знать: сюжет и содержание повести. Понимать: душевное состояние героя; роль деталей в характеристике внутренней жизни героя; роль эпизода в повести; значение открытия темы «маленького человека» для русской литературы; гуманистический пафос повести. |
Уметь: выразительно читать и подробно пересказывать эпизоды повести; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение устаревших слов и выражений |
17 |
М. Ю. Лермонтов, Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы. |
Знать: сведения о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова; сюжет и содержание «Песни про купца Калашникова». Понимать: роль художественных средств, характерных для фольклорных произведений (зачин, повторы, диалоги, концовка; постоянные эпитеты, образный параллелизм), в создании образов; драматический пафос произведения. |
Уметь: выразительно читать произведение; объяснять значение картин старинного быта для понимания характеров, идеи произведения; объяснять значение устаревших слов и выражений; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему |
18 |
Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. Фольклорные начала в «Песне про царя Ивана Васильевича...». Особенности сюжета и художественной формы поэмы Образы гусляров и образ автора. |
Знать: сюжет и содержание «Песни...». Понимать: смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным; отношение автора к изображаемому; роль фольклорных традиций в произведении. |
Уметь: выразительно читать произведение; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение устаревших слов и выражений |
19 |
М. Ю. Лермонтов. Стихи «Когда волнуется желтеющая нива...». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов. Обучение выразительному чтению |
Знать: элементы анализа поэтического текста; содержание стихотворений М.Ю. Лермонтова; одно стихотворение наизусть. Понимать: авторское стремление к гармонии человека и природы. |
Уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения, определять их жанр; сопоставлять свои впечатления от стихотворения «Ангел» с впечатлениями Д.С. Мережковского; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль |
20 |
Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. |
Знать: содержание и героев произведений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Понимать: роль изобразительно-выразительных средств в произведениях; отношение авторов к изображаемому. |
Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; писать небольшие сочинения-рассуждения |
21 |
Н. В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: широта души, самоотверженность, способность к боевому товариществу и подвигам во имя родной земли. |
Знать: сведения о жизни и творчестве Н.В. Гоголя; сюжет и содержание повести «Тарас Бульба». Понимать: патриотический пафос повести; роль портрета, интерьера, изобразительно-выразительных средств в создании характеров; отношение автора к героям. |
Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; выразительно читать текст; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение устаревших и диалектных слов |
22 |
Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. Развитие понятия о литературном герое. |
Знать: сюжет и содержание повести. Понимать: роль пейзажа, изобразительно-выразительных средств в создании образов; поэтический характер изображения природы в повести; отношение автора к героям; патриотический пафос произведения. |
Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение устаревших и диалектных слов; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему |
23 |
Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя. |
Знать: сюжет и героев повести. Понимать: роль изобразительно-выразительных средств в создании образов; позицию автора, его нравственные идеалы. |
Уметь: писать творческие работы; анализировать текст и определять его основную мысль; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения |
24 |
И. С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа. Мастерство И. С. Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека в рассказе «Бирюк». Художественные достоинства рассказа. |
Знать: сведения о жизни и творчестве И.С. Тургенева; сюжет и содержание рассказа «Бирюк». Понимать: роль пейзажа, портрета в создании образов; смысл названия рассказа; отношение автора к героям; гуманистический пафос произведения. |
Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему; сопоставлять описание природы у разных авторов (произведения Н.В. Гоголя и И.С. Тургенева) |
25 |
И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Близнецы». «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Особенности жанра. |
Знать: особенности жанра стихотворений в прозе; содержание стихотворений в прозе И.С. Тургенева. Понимать: авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. |
Уметь: выразительно читать стихотворения в прозе; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль |
26 |
Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. Обучение выразительному чтению. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска». |
Знать: сведения о жизни и творчестве Н.А. Некрасова; историческую основу, сюжет и содержание поэмы «Русские женщины»; теоретико-литературные понятия композиция, диалог. Понимать: восхищение поэта силой духа, мужеством, самоотверженностью, настойчивостью, непреклонностью, уверенностью героини в своей правоте. |
Уметь: выразительно читать поэму; характеризовать героев и их поступки; анализировать эпизод поэмы; сопоставлять произведения литературы и живописи |
27 |
ВН.ЧТ. Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». «Вчерашний день часу в шестом...». Боль поэта за судьбу народа. Некрасовская муза. Обучение выразительному чтению. |
Знать: содержание стихотворений «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом...»; историю создания «Размышлений...»; теоретико-литературные понятия риторический вопрос, поэтическая интонация.Понимать: значение риторических вопросов и восклицаний в стихотворениях; эмоциональный накал, нравственную проблематику произведений. |
Уметь: выразительно читать стихотворения, определять их тему и идею; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль |
28 |
ВН.ЧТ. А. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья. |
Знать: сведения о жизни и творчестве А.К. Толстого; историческую основу, сюжет и содержание баллад «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Понимать: нравственную проблематику произведений; позицию автора. |
Уметь: выразительно читать баллады; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение устаревших слов; сопоставлять литературные произведения друг с другом («Песня про. купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова и баллады А.К. Толстого) |
29 |
М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Изображение нравственных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности. |
Знать: сведения о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина; сюжет и содержание «Повести...»; теоретико-литературные понятия гипербола, гротеск, аллегория, ирония. Понимать: сатирический пафос произведения; позицию автора и его отношение к героям. |
Уметь: выразительно читать сказку; давать сравнительную характеристику героев; выяснять значение незнакомых слов и выражений; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему |
30 |
М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. Подготовка к сочинению «Средства создания комического в сказках» |
Знать: сюжет и содержание сказки «Дикий помещик»; теоретико-литературные понятия гипербола, гротеск, аллегория, ирония. Понимать: сатирический пафос произведения; позицию автора и его отношение к герою. |
Уметь: выразительно читать сказку; характеризовать героя и его поступки; выяснять значение незнакомых слов и выражений |
31 |
Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Гоголя, Тургенева, Некрасова, Салтыкова-Щедрина. |
Знать: содержание и героев прочитанных произведений. Понимать: роль изобразительно- выразительных средств в произведениях; отношение авторов к изображаемому. |
Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения |
32 |
Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Детство» 1(главы). Сложность взаимоотношений детей и взрослых. |
Знать: сведения о жизни и творчестве Л.Н. Толстого; сюжет и содержание повести «Детство»; способы создания образов. Понимать: гуманистический пафос произведения; отношение автора к героям; роль лирических отступлений в повести. |
Уметь: объяснять особенности жанра автобиографической повести; выразительно читать и пересказывать повесть; характеризовать героев и их поступки; объяснять слова, называющие реалии XIX века |
33 |
Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир. |
Знать: сюжет и содержание повести; способы изображения внутренней жизни героя. Понимать: роль лирических отступлений в повести; нравственную позицию автора. |
Уметь: определять, от чьего лица ведется повествование; выразительно читать, пересказывать и анализировать текст; сопоставлять поступки героя с его внутренним миром; сопоставлять повесть с иллюстрациями к ней |
34 |
И. А. Бунин. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы. |
Знать: сведения о жизни и творчестве И.А. Бунина; сюжет и содержание рассказа «Цифры». Понимать: смысл названия рассказа; гуманистический пафос произведения; отношение автора к героям. |
Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; сопоставлять рассказ с другими литературными произведениями (Л.Н. Толстой «Детство»); строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения |
35 |
И. А Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Мастерство Бунина-прозаика и поэта. |
Знать: сюжет и содержание рассказа «Лапти». Понимать: гуманистический пафос произведения; отношение автора к герою. |
Уметь: выразительно читать текст; сопоставлять образ героя с образами героев других литературных произведений (Л.Н. Тол стой «Детство», образ Натальи Савишны) |
36 |
А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа. |
Знать: сведения о жизни и творчестве А.П. Чехова; сюжет и содержание рассказа «Хамелеон». Понимать: нравственную проблематику рассказа; отношение автора к героям. |
Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; прослеживать изменения в поведении героя и объяснять причины этих изменений; выяснять значение незнакомых слов |
37 |
Средства создания комического в рассказе Чехова А.П. «Хамелеон». Развитие понятия о юморе и сатире. |
Знать: сюжет и содержание рассказа; теоретико-литературные понятия юмор, сатира, ирония. Понимать: сатирический пафос произведения; отношение автора к героям; роль закулисного персонажа (генерал) в рассказе. |
Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; прослеживать изменения в поведении героя и объяснять причины этих изменений; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему |
38 |
Два лица России в рассказе «Злоумышленник» |
Знать: сюжеты и содержание рассказов «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня». Понимать: позицию автора и его отношение к героям. |
Уметь: выразительно читать по ролям и пересказывать тексты; выявлять особенности стиля чеховских рассказов; характеризовать героев и их поступки; при обсуждении прочитанных произведений аргументированно доказывать свою точку зрения; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль |
39 |
ВН.ЧТ. Смех и слезы в рассказах А. П. Чехова «Тоска», «Размазня». |
Знать: сюжеты и содержание рассказов Понимать: позицию автора и его отношение к героям |
Нравственная оценка героев рассказа. Участие в коллективном диалоге. |
40 |
Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В.А. Жуковский, «Приход весны», А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест» И.А .Бунин «Родина». Обучение анализу лирического текста. Подготовка к домашнему сочинению по русской поэзии XIX века. |
Знать: содержание стихотворений поэтов XIX века о родной природе; одно стихотворение наизусть. Понимать: настроения, выраженные авторами в стихотворениях. |
Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять произведения литературы, музыки и живописи |
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА 22 часа |
|||
41 |
М. Горький. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров. |
Знать: сведения о жизни и творчестве М. Горького; сюжет и содержание повести «Детство». Понимать: отношение автора к героям. |
Уметь: пересказывать сюжет повести; характеризовать героев и их поступки; составлять план повести; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять повесть с другими литературными произведениями (Л.Н. Толстой «Детство», И.А. Бунин «Цифры»); выяснять значение незнакомых слов |
42 |
«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. |
Знать: сюжет и содержание повести. Понимать: идею произведения (влияние детства на формирование характера, вера в человека, его творческие силы); позицию автора и его отношение к героям. |
Уметь: определять тему и пересказывать сюжет повести; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему |
43 |
Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство» (по выбору учителя). Портрет как средство характеристики героя. |
Знать: сюжет и содержание повести. Понимать: роль деталей, портрета, пейзажа в повести; значение эпизода в раскрытии идеи произведения; роль автора-рассказчика; отношение автора к героям. |
Уметь: выделять эпизод в тексте произведения, пересказывать его, определять тему, место и значение в композиции произведения; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль |
44 |
ВН.ЧТ. «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды. |
Знать: сюжет и содержание легенды о Данко; теоретико-литературные понятия легенда, романтический герой. Понимать: идею легенды (идея подвига во имя общего счастья); позицию автора и его отношение к герою. |
Уметь: выразительно пересказывать легенду, определять ее тему и идею; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять легенду с иллюстрациями к ней; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль |
45 |
В. В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения. Обучение выразительному чтению. |
Знать: сведения о жизни и творчестве В.В. Маяковского; теоретико-литературные понятия ритмика, рифма. Понимать: гуманистический пафос произведения. |
Уметь: выразительно читать стихотворение, определять его тему (назначение поэзии) и идею (противостояние серости жизни); характеризовать героев и их по ступки; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять стихотворение с иллюстрациями к нему |
46 |
ВН.ЧТ. В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям», «Скрипка и немножко нервно» и другие стихи. Сложность и тонкость внутреннего мира человека. Понятие о лирическом герое. Его гуманизм и сочувствие ко всему живому. |
Знать: теоретико-литературные понятия лирический герой, ритмика, ритм, звукопись. Понимать: гуманистический пафос произведения. |
Уметь: выразительно читать стихотворение, определять его тему (противостояние гуманизма и бессердечия) и идею (сочувствие, сострадание, добро вселяют веру в жизнь); находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль |
47 |
Л. Н. Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Нравственные проблемы рассказа. Сострадание и бессердечие. |
Знать: сведения о жизни и творчестве Л.Н. Андреева; сюжет и содержание рассказа «Кусака»; способы создания образа Кусаки. Понимать: гуманистический пафос произведения; отношение автора к героям. |
Уметь: выразительно читать и пересказывать текст, определять его тему и идею; характеризовать героев и их поступки; прослеживать изменения в настроении и поведении героев; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему |
48 |
А. П. Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку. |
Знать: сведения о жизни и творчестве А.П. Платонова; сюжет и содержание рассказа «Юшка». Понимать: гуманистический пафос произведения; отношение автора к героям; роль образов природы в рассказе. |
Уметь: определять тему и идею рассказа; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять рассказ с фольклорными произведениями |
49 |
ВН.ЧТ. Мастерство А. П. Платонова в рассказе «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. Вечные нравственные ценности. |
Знать: сюжет и содержание рассказа «В прекрасном и яростном мире». Понимать: гуманистический пафос и смысл названия произведения; отношение автора к героям; своеобразие языка рассказа. |
Уметь: определять тему и идею рассказа; выделять в тексте отдельные эпизоды и пересказывать их; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно - выразительные средства и определять их роль; выяснять значение незнакомых слов |
50 |
Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей XX века). |
Составление плана и письменной характеристики |
Уметь свои мысли излагать грамотно в сочинении |
51 |
Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме…» Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов. |
Знать: сведения о жизни и творчестве Б.Л. Пастернака; содержание стихотворений «Никого не будет в доме...», «Июль». Понимать: настроения, выраженные автором в стихотворениях. |
Уметь: выразительно читать стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять произведения литературы, музыки и живописи |
52 |
Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения. |
Знать, как анализировать стихотворения |
Уметь применять на практике полученные знания |
53 |
ВН.ЧТ. Интервью как жанр публицистики. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А. Ахматовой, К. Симонова, А. Суркова, А. Твардовского. |
Знать: особенности жанра интервью; содержание стихотворений о Великой Отечественной войне. Понимать: чувства, настроения, интонации, выраженные в стихотворениях, их смену; высокий, патриотический пафос произведений; роль поэзии и искусства вообще в военное время. |
Уметь: формулировать вопросы для интервью; готовить интервью с участником Великой Отечественной войны; выразительно читать стихотворения |
54 |
Ф. А Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-психологические проблемы рассказа. Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе Ф. А. Абрамова «О чем плачут лошади». |
Знать: сведения о жизни и творчестве Ф.А. Абрамова; сюжет и содержание рассказа «О чем плачут лошади»; понятие литературная традиция. Понимать: смысл названия рассказа; гуманистический пафос произведения; позицию автора. |
Уметь: определять тему и идею рассказа; пересказывать эпизоды; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; прослеживать литературные традиции в рассказе (А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и др.); выяснять значение незнакомых слов и выражений |
55 |
Е. И. Носов. Слово о писателе. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. Е.И. Носов «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения. Подготовка к домашнему сочинению. |
Знать: сведения о жизни и творчестве Е.И. Носова; сюжеты и содержание рассказов «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Понимать: смысл названий рассказов; гуманистический пафос произведений; позицию автора (боль за человека, горечь от утраты нравственных ценностей). |
Уметь: определять тему и идею рассказов; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять литературные произведения друг с другом (К.К. Случевский «Кукла», Е.И. Носов «Кукла») |
56 |
ВН.ЧТ. Ю. П. Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека. |
Знать: сведения о жизни и творчестве Ю.П. Казакова; сюжет и содержание рассказа «Тихое утро». Понимать: нравственную проблематику произведения; отношение автора к героям; искренность писателя. |
Уметь: анализировать рассказ; характеризовать героев и их поступки; прослеживать изменения в настроении и поведении героев; находить в тексте изобразительно - выразительные средства и определять их роль; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему |
57 |
ВН.ЧТ. Стихи поэтов XX века о родине, о природе, о восприятии окружающего мира (С. А. Есенин, В. Брюсов, Н. М. Рубцов, Н. А. Заболоцкий и др.). Единство человека и природы. |
Знать: содержание стихотворений поэтов XX века о родной природе; одно стихотворение наизусть. Понимать: лирический пафос стихотворений. |
Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; оценивать актерское чтение; находить общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами; сопоставлять произведения литературы, живописи и музыки; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль |
58 |
А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Стихотворения «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Философские проблемы в лирике Твардовского. Развитие понятия о лирическом герое. |
Знать: сведения о жизни и творчестве А.Т. Твардовского; теоретико-литературное понятие лирический герой. Понимать: настроения, выраженные автором в стихотворениях; философскую проблематику произведений. |
Уметь: выразительно читать стихотворения; определять их темы; сопоставлять литературные произведения друг с другом (Б.Л. Пастернак «Июль», А.Т. Твардовский «Июль - макушка лета...»); находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль |
59 |
ВН.ЧТ. Д. С. Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи. Публицистика, мемуары как жанры литературы. |
Знать: сведения о жизни и творчестве Д.С. Лихачева; понятия публицистика, мемуары; содержание цикла «Земля родная». Понимать: значение трудов Д.С. Лихачева; нравственную проблематику, публицистический, патриотический пафос произведения. |
Уметь: анализировать текст; воспринимать напутствия и советы Д.С. Лихачева |
60 |
М.М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. |
Знать: сведения о жизни и творчестве М.М. Зощенко; сюжет и содержание рассказа «Беда». Понимать: сатирический пафос произведения; особенности авторской иронии; отношение автора к герою. |
Уметь: выразительно читать и анализировать рассказ, определять его тему и идею; характеризовать героя и его поступки |
61 |
ВН.ЧТ. Песни на слова русских поэтов XX века. А. Вертинский «Доченьки», И. Гофф «Русское поле», Б.Ш. Окуджава «По смоленской дороге…» Лирические размышления о жизни, времени. |
Знать: сведения о творчестве русских поэтов XX века; содержание песен; одну песню наизусть. Понимать: лирический пафос песен-стихотворений. |
Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; оценивать исполнительское мастерство; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль |
62 |
Из литературы народов России. Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…», «О моей Родине». Размышления поэта об истоках и основах жизни |
Знать: краткие сведения о жизни и творчестве Р. Гамзатова; содержание стихотворений поэта. Понимать: патриотический пафос стихотворений; важность изучения многонациональной российской литературы. |
Уметь: выразительно читать стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5 часов |
|||
63 |
Р. Бернс Слово о поэте. «Честная бедность» и другие стихотворения. Своеобразие лирики Р. Бернса. Представления поэта о справедливости и честности. |
Знать: краткие сведения о жизни и творчестве Р. Бёрнса; содержание стихотворений поэта; одно стихотворение наизусть. Понимать: сатирический, гуманистический пафос стихотворений; значение просторечной лексики в произведениях. |
Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть |
64 |
Дж. Г. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой...» как прославление подвига во имя свободы родины. Анализ поэтических интонаций. Обучение выразительному чтению. |
Знать: краткие сведения о жизни и творчестве Дж. Г. Байрона; содержание стихотворения «Ты кончил жизни путь, герой!..». Понимать: патриотический пафос стихотворения; значение «высокой» лексики в произведении. |
Уметь: выразительно читать стихотворение |
65 |
Японские хокку. Особенности жанра. |
Знать: особенности жанра хокку. Понимать: лирический, философский пафос японских трехстиший. |
Уметь: воспринимать и выразительно читать стихотворения, раскрывать их смысл; создавать собственные трехстишия |
66 |
Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. О. Генри! Слово о писателе. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. |
Знать: сведения о жизни и творчестве О. Генри; сюжеты и содержание рассказа «Дары волхвов» и других произведений писателя. Понимать: смысл названия рассказа; отношение автора к героям; гуманистический пафос произведения. |
Уметь: выразительно пересказывать текст и читать его по ролям; оценивать актерское чтение; характеризовать героев и их поступки; определять голос автора в рассказе; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему |
67 |
ВН.ЧТ. Р.Д. Брэдбери. Слово о поэте. «Каникулы». Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра. |
Знать: сведения о жизни и творчестве Р.Д. Брэдбери; сюжет и содержание рассказа «Каникулы». Понимать: смысл названия рассказа; соотношение реальности и фантастики в рассказе; отношение автора к героям; философский, гуманистический пафос произведения. |
Уметь: характеризовать героев и их по ступки; строить развернутые высказывания на основе прочитанного |
68 |
Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. Итоги года и задание на лето. |
Знать: содержание и героев прочитанных произведений. Понимать: роль изобразительно-выразительных средств в произведениях; отношение авторов к изображаемому; пафос произведений. |
Уметь: пересказывать сюжеты, отдельные эпизоды прочитанных произведений; анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; характеризовать героев и их поступки |
Перечень учебно - методического обеспечения
Для учащихся
Тексты художественной литературы
Учебник под редакцией В.Я. Коровиной. Литература 7 класс. В 2ч. М.: «Просвещение», 2011 г.
Для учителя
Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим; Дидактические материалы: 7 класс-М.: «Просвещение», 2009г.
Коровина В.Я. Литература 7 класс. Методические советы. М.: «Просвещение», 2010г.
Уроки литературы 6- 10 классы. Серия «Современная школа». М.Глобус.2010 г.
Т.С.Анализ художественного текста и творческие работы в школе. М. Московский лицей.2010 г. Материалы на электронных носителях.
Коровина В.Я. Литература: 7 кл.: Метод.советы.
Миронова Н.А. Тематическое и поурочное планирование по лит-ре: 7 кл.: К учебнику В.Я. Коровиной «Литература. 7 кл.».
Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе. 7 кл.: к учебнику-хрестоматии «Литература. 7 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / авт.-сост. В.Я. Коровина и др.»
Турьянская Б.И., Комисарова Е.В. Холодкова Л.А. Литература в 7 кл.: Урок за уроком.
Лит-ра. 7 кл.: Поурочные планы. (по учебнику В.Я. Коровиной)/ Сост. Скоркина Н.М.
Аникина С.М., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 кл..
«Литература. 7 класс. Поурочные планы по учебнику хрестоматии В.Я. Коровиной» авт.-сост. С.Б. Шадрина, Н.Я. Крутова – Волгоград: Учитель 2010.;
Поурочные разработки по литературе 7 класс» авт.-сост. Н.В. Егорова, И.В. Золотарева М: Вако, 2012
«Поурочные разработки по литературе 7 класс» авт.-сост. С.М. Аникина, И.В. Золотарева М: Вако, 2011.;