foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

Интерактивные задания

Призер конкурса

 Рабочая программа по русскому языку 7 класс  

 

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. 10-е издание. Москва «Просвещение» 2009 г.

Базовый учебник по русскому языку в 7 классе для образовательных учреждений под редакцией М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой ,Т.А. Ладыженской, и др.; науч. Ред. Н.М. Шанский. Москва. «Просвещение» 2012 г.

Поурочное планирование составлено в соответствии с программой для 7 класса, которая предусматривает 170 часов в год (5 часов в неделю)

Главная задача, которая должна быть решена в процессе обучения русскому языку, состоит в том, чтобы освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка, овладение его основными нормами, формирование умения пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами органично сочетались с интенсивным развитием речемыслительных интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника.

 

 

Программа охватывает весь комплекс требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по русскому языку. Вместе с тем она сохраняет сложившуюся систему подачи материала. Программа строится как переходная от начальных классов к средней школе.

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные его цели преподавания. Вместе с тем русский язык выполняет и общепредметные задачи.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

 

 Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Отсюда вытекают задачи преподавания русского языка. Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем «Русский язык» выполняет и общепредметные задачи. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V1 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

 

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию

Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Языковая компетенция, т.е. осведомленность школьников в системе родного языка, реализуется в процессе решения следующих познавательных задач : формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала, т.е. представления о прекрасном в языке и речи.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Коммуникативная компетенция, т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме, реализуется в процессе решения следующих практических задач : формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Общепредметными задачами работы по русскому языку являются: воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие логического мышления школьников; обучения их умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.

Программа содержит:

- отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д.;

- речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;

- сведения о графике, об орфографии и пунктуации;

- перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

При планировании уроков учитывалась новая структура средней школы (начальные классы 1-4) и вариативность методики преподавания предмета на I ступени.

Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, предусматривается обучение русскому языку в 7 классе на высоком, но доступном уровне трудности, изучение материала быстрым темпом, выделяющем ведущую роль теоретических знаний. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа отчетов, качества выполненных заданий.

Для возбуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.

Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.

В программе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 7 классе в разделе «Повторение пройденного в 6 классе» определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.

Разделы учебника «Русский язык» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым предусмотрены интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).

В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.

 

 

Основное содержание

Русский язык как развивающееся явление 1 ч

Повторение пройденного в 5-6 классах (12+2).

Повторение синтаксиса, пунктуации, лексики, фразеологии, фонетики и морфологии.

Текст и стили литературного языка. Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.

Морфология и орфография. Культура речи. Причастие. (25+6)

Повторение пройденного о глаголе в 5-6 классах.

Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастия.

Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Не с причастием. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.

Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях, правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.

Публицистический стиль и его языковые особенности. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии. Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.

Деепричастие (10+2)

1. Повторение пройденного о глаголе в 5-6 классах.

Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастия. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми. Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование. Не с деепричастиями.

2. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом. Рассказ по картине.

Наречие (28+6).

1. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.

2. Умение правильно ставить ударение в наречиях. Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.

3. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.

Категория состояния (4+2).

1. Категория состояния как часть речи. Её отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

2. Сжатое изложение с описанием природы.

Служебные части речи. Самостоятельные и служебные части речи.

Повторение. (1)

Предлог (11+2).

1. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов. Слитные и раздельные написания предлогов. Дефис в предлогах из-за, из-под.

2. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки. Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
3. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

Союз (16+2).

1. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соединительные, разделительные, противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в простом и сложном предложениях. Текстообразующая роль союзов. Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.

2. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.

3. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности. Написание изложения с элементами сочинения.

Частица (18+4).

1.Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие, отрицательные и модальные частицы. Текстообразующая роль частиц. Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

2. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.

3.Рассказ по данному сюжету.

Междометие (4).

1. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении. Звукоподражательные слова и их отличия от междометий.

2.Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

3. Умение выразительно читать предложения с междометиями.

Повторение и систематизация пройденного в 7-классе (12+2).

1.Повторение изученного в 5-7классах.

2.Повторить признаки текста, стилей речи

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, а также сложных предложений с изученными союзами

- составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами

- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 7 классе.

По пунктуации. Выделять запятыми причастные и деепричастные обороты.

По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения - рассуждения. Грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях и аргументировать свои выводы.


Календарно - тематическое планирование

п/п

Тема

 

ЗУНы

Знать

Уметь

1.

Русский язык как развивающееся явление

знать системные составляющие системы русского языка. понимать инновационный характер развития системы русского языка

уметь выделять ключевые фразы в тексте, понимать содержание текстовой информации, ее анализировать.

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В VVI КЛАССАХ (12 + 2)

2.

Синтаксис. Синтаксический разбор

знать основные понятия синтаксиса: слово, словосочетание, грамматическая основа предложения, предложение, текст.

уметь производить синтаксический разбор предложений,

3. 4.

Пунктуация. Пунктуационный разбор

Знать пунктуационные знаки и понимать их различие в зависимости от их функции

уметь использовать функции знаков препинания при конструировании предложений

5.

Лексика и фразеология

знать понятие лексики, уметь определять лексическое значение слова

уметь пользоваться толковым словарем, знать основные лексические понятия и понимать их назначение

6.7.

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова

знать понятие фонемы, знать основные фонетические понятия, уметь производить фонетический разбор, понимать взаимосвязь орфоэпии, фонетики и орфографии.

уметь использовать фонетический принцип русской орфографии

8.9.

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор

Знать понятие морфемы,

уметь производить морфемный и словообразовательный разборы, знать виды морфем, знать основные способы образования слов

10.11.12.

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова

Знать грамматические признаки частей речи, понимать различие функций самостоятельных и служебных частей речи

уметь производить морфологический разбор слов.

13. 14

(Р) Текст

(Р) Стили литературного языка

(Р) Публицистический стиль.

Знать признаки текста

Знать определение литературного языка, формы литературного языка; стили (научный, официально-деловой, публицистический, разговорный) их признаки, отличия; знать жанры, характерные для различных стилей

уметь определять виды связи предложений в тексте, понимать идею текста, уметь определять структуру текста, его композицию Знать признаки текста, уметь выделять абзацное членение, знать признаки выделения микротем в тексте уметь определять принадлежность текста к тому или иному стилю, определять принадлежность жанра к тому или иному стилю.

15.

Контрольный диктант

Знать изученный материал

Уметь выполнять контрольную работу, организовывать свою деятельность на контрольном уроке

Морфология. Орфография. Культура речи.

Причастие (25 + 6)

16.

Причастие как часть речи.

Знать характеристику причастия по значению, морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическую роль причастия в предложении.

Уметь находить в тексте причастия, отличать их от глаголов и прилагательных

17.

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

Знать о склонении полных причастий в единственном и множественном числе; правописания окончаний причастий, прилагательных

Уметь согласовывать причастия с существительными, образовывать указанные формы, правильно писать гласную в окончании причастия

18.19

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

Знать определение причастного оборота; что в предложении причастный оборот является одним членом предложения (определением); место причастного оборота по отношению к определяемому слову

уметь находить в тексте, знать постановку запятых при ПО, уметь конструировать предложения с ПО

20.21

(Р) Описание внешности человека

знать об описании как о смысловом типе текста; особенности описания внешности; отличительные признаки типов речи.

уметь находить элементы описания внешности человека в тексте; написать грамотно сочинение – описание внешности человека, применять в письменной речи предложения с причастным оборотом

22

Действительные и страдательные причастия

знать определение страдательных и действительных причастий; грамматические признаки действительных и страдательных причастий,

уметь их отличать, уметь находить и исправлять ошибки в смешении таких причастий.

23.

Краткие и полные страдатель­ные причастия

знать, что страдательные причастия настоящего и прошедшего времени имеют полную и краткую формы; ударение в кратких страдательных причастий

уметь отличать полные и краткие страдательные причастия, уметь находить их в тексте, отличать от полных и кратких прилагательных, определять их синтаксическую роль.

24.25.

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Знать, как образуются действительные причастия настоящего времени; суффиксы действительных причастий настоящего времени; условия выбора гласных

уметь образовывать действительные причастия настоящего времени; правильно выбирать и писать гласную

26.

Действительные причастия прошедшего времени

Знать, как образуются действительные причастия прошедшего времени; суффиксы действительных причастий прошедшего времени;

уметь образовывать действительные причастия прошедшего времени; правильно выбирать и писать гласную

27.28

(Р) Сжатое изложение

знать способы сжатия

уметь применять способы сжатия для написания работы

.29.30

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

знать, как образуются страдательные причастия настоящего времени; условия выбора гласных –е, -и в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

уметь образовывать страдательные причастия настоящего времени. применять орфограмму на практике. уметь использовать в речи данные причастия.

31.

Страдательные причастия прошедшего времени

знать, как образуются страдательные причастия прошедшего времени; суффиксы страдательных причастий прошедшего времени

уметь образовывать страдательные причастия прошедшего времени. находить страдательные причастия прошедшего времени; определять форму причастий

32.

Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях

знать условия выбора гласных перед –н в полных и кратких страдательных причастиях.

уметь верно выбрать гласную перед н в полных и кратких страдательных причастиях; применять ход рассуждения

33.34

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилаг.

знать правило н и нн в суффиксах причастий и прилагательных, образованных от глаголов

уметь разграничивать причастия и прилагательные, образованные от глаголов, умение правильно писать н и нн в суффиксах причастий

35.36

Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных

знать об условиях перехода причастий в прилагательные; признаки различения страдательных причастий и отглагольных прилагательных. понимать значение временного и постоянного признака.

уметь разграничивать краткие причастия и отглагольные прилагательные, умение правильно писать н и нн в суффиксах причастий.

37.38

(Р) Выборочное изложение с описанием внешности (отрывок из рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека») Упр, 130

знать особенности выборочного изложения, структуру текста типа описание, его языковые особенности

уметь определять основную мысль изложения; составлять план изложения; выделять подтему, излагать подтему исходного текста

39.

Морфологический разбор причастия

Знать порядок морфологического разбора

уметь анализировать грамматическое значение причастия, производить морфологический разбор

40.

Контрольный диктант

знать изученный материал по теме

уметь грамотно писать и выполнять дополнительные грамматические задания

41.42

Слитное и раздельное написание не с причастиями

знать условия выбора слитного и раздельного написания условия выбора слитного и раздельного написания – не с причастиями, прилагательными, существительными

уметь правильно писать не с причастиями; разграничивать частицу не и приставку не с причастиями; определять слитное или раздельное написание не с причастиями

43.

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

знать условия выбора букв, причины выбора е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

уметь правильно писать буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени; группировать слова с буквами о,е,ё после шипящих по видам орфограмм

44 45

Повторение

знать основные орфограммы по теме «Причастие», уметь находить в предложении ПО, определять вид прич.

уметь определять грамматические признаки причастия

46.

Контрольный диктант

знать изученный материал по теме «Причастие»

уметь грамотно писать и выполнять дополнительные грамматические задания

Деепричастие (10+2)

47.

Деепричастие как часть речи

знать грамматические особенностей деепричастия, признаки глагола и наречия, синтаксическая роль деепричастия в предложении; знать, что основное и добавочное действия, относятся к одному и тому же лицу (предмету)

уметь употреблять деепричастия в речи, уметь находить сходство и различия между наречием и деепричастием, определять синтаксическую роль; находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий, определять вид

48.49.50

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

знать определение деепричастного оборота; что в предложении он является обстоятельством; место деепричастного оборота по отношению к глаголу; условия выделения одиночных деепричастий

уметь находить и выделять запятыми деепричастный оборот.

51.

Раздельное написание не с деепричастиями

знать правило написания НЕ с деепричастием

уметь правильно писать не с деепричастием; правильно писать частицу НЕ и приставку НЕ с другими частями речи

52.

Деепричастия несовершенного вида

знать способы образования деепричастия несовершенного вида, суффиксы деепричастий несовершенного вида

уметь образовывать деепричастия несовершенного вида, правильно ставить ударение, использовать деепричастия несовершенного вида на практике

53.54

Деепричастия совершенного вида

знать способы образования деепричастия совершенного вида, суффиксы деепричастий совершенного вида

уметь находить исходную форму глагола; уметь образовывать деепричастия совершенного вида использовать деепричастия совершенного вида на практике

55.56.

(Р) Сочинение рассказ на основе картины С. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц картины

знать отличительные особенности повествования как типа речи

уметь описывать действия, используя деепричастия; создавать текст повествование

57.

Морфологический разбор деепричастия

знать грамматические признаки деепричастия; порядок морфологического разбора

уметь производить морфологический разбор деепричастия

58.

Повторение

знать орфограммы, изученные в теме «Деепричастие»

уметь использовать деепричастия  в речи, не допуская ошибки на изученную тему, определять грамматические признаки деепричастия

Наречие (28 + 6)

59.60.

Наречие как часть речи

знать значение наречия; грамматические отличия наречия от других частей речи; наречия не изменяются; синтаксическую роль наречия в предложении

уметь определять наречие в тексте; группировать словосочетания с наречиями, относящиеся к глаголам, причастиям, деепричастиям, прилагательным и другим наречиям

61.62

Смысловые группы наречий

знать признаки разрядов наречия,

уметь определять разряд наречия

63

(Р) Сочинение в форме дневниковых записей (по картине И. Попова «Первый снег») Упр. 211

знать отличительные особенности текстов в форме дневниковых записей

уметь составлять текст в форме дневниковых записей по данному началу

64.65

Степени сравнения наречий

знать грамматические признаки сравнительной и превосходной степени сравнения наречий, способы образования наречий. знать грамматические признаки сравнительной степени прилагательного и сравнительной степени наречия

уметь отличать их от степеней сравнения прилагательных, уметь образовывать степени сравнения наречий; использовать различные способы образования наречий на практике, уметь правильно писать орфограммы при образовании наречий; уметь распознавать грамматические признаки сравнительной степени и использовать их в речи

66

Морфологический разбор наречия

знать грамматические признаки наречия, порядок морфологического разбора

уметь производить морфологический разбор наречия

67.

(Р) Сочинение рассуждение на тему «Прозвища» Упр. 217

знать особенности композиции текста-рассуждения

уметь создавать текст-рассуждение на заданную тему

68.69.70

Слитное и раздельное написание не с наречиями на и

знать причины слитного и раздельного написания НЕ с наречиями; знать о разграничении наречий с НЕ и кратких прилагательных с НЕ

уметь пользоваться данной орфограммой на практике, разграничивать приставку Не и частицу НЕ

71.72.73

Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий

знать условия выбора букв Е, И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий, отрицательных местоимений

уметь правильно выбирать и писать буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- в отрицательных наречиях, отрицательных местоимениях, графически обозначать условия выбора правильных написаний

74.75.

Одна и две буквы н в наречиях на и

знать условия выбора одной и двух букв Н в наречиях на о-е

уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний

76.77

(Р) Сочинение. Описание действий

знать особенности описания действий как вида текста, его структуру, языковые особенности

уметь описывать действия и процессы труда; собирать материалы наблюдений за указанными процессами труда; находить и исправлять ошибки в последовательности описания

78

Буквы о и е после шипящих на конце наречий

знать причины написания О-Ё после шипящих на конце наречий

уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; определять сильную позицию гласного

79.80

Буквы о и а на конце наречий

знать правило правописания о, а на конце нареч. с приставками

уметь определять способ образования наречия и правильно писать слова

81.82

(Р)Сжатое изложение с элементами сочинения

знать характеристики сжатого изложения; что такое идея текста

уметь письменно пересказывать исходный текст; понимать точку зрения автора, понимать, о чем говориться тексте, уметь выделять главное в текстовой информации

83.84.85

Дефис между частями слова в наречиях

знать условия написания наречий с приставками через дефис

уметь определять способ образования наречий

86.87

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

знать условия слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

уметь правильно писать слова с изученным видом орфограммы,

отличать наречие от существительных, прилагательных, числительных с предлогами, пользоваться орфографическим словарём

88

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

знать условия выбора употребления ь на конце наречий

уметь находить данную орфограмму

89.90

Повторение

знать орфограммы, изученные в теме «Наречие»

уметь определять грамматические признаки наречия, уметь использовать наречия в речи, не допуская ошибки на изученную тему.

91

Контрольный диктант

знать изученный материал по теме

уметь использовать теоретические знания на практике

92

Работа над ошибками

знать пути устранения ошибок

уметь анализировать свои ошибки

Категория состояния (4 + 2)

93.94

Категория состояния как часть речи

знать о словах категории состояния, что слова категории состояния не изменяются

уметь находить их в предложении, определять их синтаксическую функцию. уметь отличать слова категории состояния по грамматическим признакам, понимать лексическое и грамматическое содержание слов категории состояния

95.96

Морфологический разбор категории состояния

знать план морфологического разбора. знать грамматические признаки слов категории состояния

уметь производить морфологический разбор

97

(Р) Сжатое изложение с описанием состояния природы (К. Г. Паустовский «Обыкновенная земля»)

знать способы сжатия текста, знать об обобщённой форме передачи текста

уметь составлять текст сжатого изложения по исходному

98

Сочинение на лингвистическую тему

Знать виды текстов, что такое лингвистическая тема

Уметь составлять текст – рассуждение на лингвистическую тему

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (1)

99

Самостоятельные и служебные части речи

знать перечень служебных частей речи, отличие от самостоятельных, грамматические признаки служебных частей речи,

уметь определять функциональные свойства служебных частей речи

Предлог (11 +2)

100.101

Предлог как часть речи

знать определение предлога, грамматические признаки предлогов,

уметь писать предлоги с другими словами, уметь употреблять предлоги в речи

102.103.

Употребление предлогов

знать об однозначных и многозначных предлогах

уметь использовать теоретические знания на практике, понимать отличие предлогов по грамматическим признакам

104.105

Непроизводные и производные предлоги

знать неморфологический способ образования производных предлогов

уметь отличать непроизводные и производные предлоги, уметь различать предлог и самостоятельные части речи.

106

Простые и составные предлоги

знать, какие предлоги являются простыми, какие-составными;

уметь различать простые и составные предлоги,

107

Морфологический разбор предлога

знать порядок морфологического разбора предлога; знать грамматические признаки предлога;

уметь производить разбор, уметь использовать предлоги в речи, определять на практике

108.109

(Р) Рассказ-репортаж на основе увиденного на картине (А. В. Сайкина «Детская спортивная школа») по данному началу

знать особенности рассказа-репортажа, его композицию, описание внешности и действий человека

уметь создавать рассказ-репортаж на основе изображённого на картине по данному началу с описанием внешности и действий человека

110.111.112

Слитное и раздельное написание производных предлогов

знать условия слитного и раздельного написания производных предлогов

уметь отличать производные предлоги от частей речи, которых они образованы

Союз (16 + 2)

113.

Союз как часть речи

знать определение союза, грамматические признаки союза, синтаксическая роль союза;

уметь определять синтаксическую роль союзов в предложении, уметь определять условия постановки знаков препинания при однородных членах и в СП, уметь различать простые и составные союзы

114

Простые и составные союзы

Знать, какие союзы являются простыми, какие - составными

уметь различать простые и составные союзы

115.116

Союзы сочинительные и подчинительные

знать признаки сочинительных и подчинительных союзов

уметь различать сочинит. и подчинит. союзы, уметь определять и их роль

117

Запятая между простыми предположениями в союзном сложном предложении

знать условия постановки знаков препинания между простыми предложениями в союзном сложном предложении

уметь находить границу между простыми предложениями в составе союзных сложных; составлять схемы союзных предложений составлять сложносочинённые предложения по указанным схемам

118.119

Сочинительные союзы

знать разряды сочинительных союзов по значению,

уметь ставить запятые в ССП

120.121

Подчинительные союзы

знать разряды подчинительных союзов по значению

уметь определять условия постановки запятых в СПП

122

Морфологический разбор союза

знать порядок морфологического разбора союза

уметь производить морфологический разбор союза

123.124

(Р) Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему «Книга — наш друг и советчик»

знать структуру текста-рассуждения, определение тезиса, аргумента

уметь создавать текст-рассуждение, понимать актуальность проблемы, обозначенной в заглавии, уметь доказательно раскрывать тему

125.126.127.

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы

знать условия слитного -раздельного написания союзов также, тоже, чтобы

уметь различать союзы от омонимичных сочетаний, правильно писать союзы

128.129

Повторение сведений о предлогах и союзах

знать грамматические признаки союзов, предлогов, знать изученные орфограммы

уметь определять грамматические признаки,

130

Контрольный диктант

Знать изученный материал

уметь применять теоретические знания на практике

Частицы (18 + 4)

131

Частица как часть речи

знать определение частицы как части речи

уметь находить частицы, которые вносят дополнительные оттенки значения в предложение, и частицы, которые служат для образования наклонений глаголов

132.133

Разряды частиц. Формообразующие частицы

знать грамматические признаки частицы

уметь выделять формообразующие частицы в речи, понимать формообразующую функцию частиц

134.135.136

Смысловые частицы

знать смысловые группы частиц

уметь определять значение частицы, её функцию

137.138

Раздельное и дефисное написание частиц

знать условия раздельного и дефисного написания частиц

уметь определять условия написания частиц и употреблять их в речи.

139.140

Сочинение на лингвистическую тему

знать виды текстов, что такое лингвистическая тема

уметь составлять текст – рассуждение на лингвистическую тему

141

Морфологический разбор частицы

знать порядок морфологического разбора частицы

уметь производить морфологический разбор частицы

142.143

Отрицательные частицы не и ни

знать признаки отрицательных частиц, понимать значение частиц не и ни в предложении,

уметь разграничить частицы не и ни, составлять предложения

144.145

Различение частицы и приставки не-

знать определение приставки, знать грамматические признаки частицы, условия раздельного и слитного написания НЕ

уметь отличать приставку НЕ от частицы НЕ, уметь определять условия их написания

146.147.

(Р) Сочинение-рассказ по данному сюжету

знать особенности рассказа по данному сюжету; роль описаний в рассказе; роль возможного диалога

уметь составлять текст-рассказ по данному сюжету от лица одного из его героев

148.149

Частица ни, приставка ни-, союз ни ни

знать грамматические признаки частицы ни, союза ни-ни, приставки ни,

уметь различать их и определять условия написания.

150.151

Повторение

знать грамматические признаки частицы, знать основные теоретические понятия по теме

уметь определять частицу и её свойства в речи

152

Контрольный диктант

знать изученный материал

уметь использовать теоретические знания на практике

Междометие (4)

153.154

Междометие как часть речи

знать определение междометия как особой части речи; назначение междометий в языке; отличие междометий от самостоятельных и служебных частей речи; производные и непроизводные междометия грамматические признаки междометия

уметь определять условия знаков препинания при междометии, уметь находить в тексте и употреблять междометия в своей речи.

155.156

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях

знать условия употребления дефиса в междометиях, о знаках препинания при междометиях

уметь правильно писать слова с изученным видом орфограммы; графически обозначать условия выбора правильных написаний; выразительно читать предложения с междометиями

Повторение и систематизация изученного в VIVII классах (12+2)

157

Разделы науки о русском языке

знать разделы науки о языке; единицы языка, изучаемые в них; роль русского языка как средства общения народов в нашей стране, его место в международной жизни

уметь рассказывать о разделах науки о русском языке и единицах языка, о роли языка в нашей стране и о его месте в международной жизни в форме научного описания

158

Фонетика. Графика. Орфография

знать теоретические сведения по теме: «фонетика»

уметь использовать теоретические знания на практике

159.160

Контрольное сочинение на предложенную тему

знать изученный материал

уметь применять на практике

161

Лексика и фразеология. Орфография.

знать теоретические сведения по теме: «Лексика и фразеология»

уметь использовать теоретические знания на практике

162

Морфемика. Словообразование. Орфография.

знать определение морфемики и словообразования, назначение значимых частей слова

уметь определять способы словообразования, использовать способы словообразования на практике

163.164

165.166

Морфология.

 Орфография

знать определение морфологи, орфографии как науках о языке; определение частей речи; три группы частей речи в русском языке, морфологические признаки частей речи, их синтаксическая роль, буквенные и небуквенные орфограммы; условия выбора орфограмм

уметь определять части речи; производить морфологический разбор слов; находить орфограммы; правильно писать слова

167.168

Синтаксис. Пунктуация

знать определения синтаксиса и пунктуации, их связь, строение словосочетаний, синтаксические функции частей речи

уметь определять синтаксические характеристики конструкций, использовать теоретические знания синтаксиса и пунктуации на практике

169

Итоговый контрольный диктант

знать весь изученный материал за курс 7 класса

уметь применять теоретические знания на практике

170

Работа над ошибками

знать пути устранения ошибок

уметь анализировать свои ошибки, пути их устранения


Перечень учебно-методического обеспечения

Для учеников

Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс/Научный редактор акад. РАО Н.М. Шанский. М. Просвещение. 2010.

Тестовые материалы для оценки качества обучения. Русский язык 7 класс. Учебное пособие./ Л.И. Пучкова, В.И. Капинос. Москва: «Интеллект-центр»,2014

Для учителя

Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 7 класса.

Нестандартные уроки. Русский язык 7 класс. Волгоград: Учитель, 2010 г.

Мультимедийные пособия.

«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий

Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-7 класс.

Полный мультимедийный курс по русскому языку для 5–7 классов, 40 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий.

Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.

Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.

Интернет-ресурсы Сайт ФИПИ.

 

Copyright © 2017 Cайт учителя русского языка и литературы Огибалиной Виктории Михайловны.

Яндекс.Метрика