Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. 10-е издание. Москва «Просвещение» 2009 г.
Базовый учебник по русскому языку в 7 классе для образовательных учреждений под редакцией М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой ,Т.А. Ладыженской, и др.; науч. Ред. Н.М. Шанский. Москва. «Просвещение» 2012 г.
Поурочное планирование составлено в соответствии с программой для 7 класса, которая предусматривает 170 часов в год (5 часов в неделю)
Главная задача, которая должна быть решена в процессе обучения русскому языку, состоит в том, чтобы освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка, овладение его основными нормами, формирование умения пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами органично сочетались с интенсивным развитием речемыслительных интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника.
Программа охватывает весь комплекс требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по русскому языку. Вместе с тем она сохраняет сложившуюся систему подачи материала. Программа строится как переходная от начальных классов к средней школе.
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные его цели преподавания. Вместе с тем русский язык выполняет и общепредметные задачи.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Отсюда вытекают задачи преподавания русского языка. Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем «Русский язык» выполняет и общепредметные задачи. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V1 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию
Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Языковая компетенция, т.е. осведомленность школьников в системе родного языка, реализуется в процессе решения следующих познавательных задач : формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала, т.е. представления о прекрасном в языке и речи.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Коммуникативная компетенция, т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме, реализуется в процессе решения следующих практических задач : формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Общепредметными задачами работы по русскому языку являются: воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие логического мышления школьников; обучения их умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.
Программа содержит:
- отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д.;
- речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;
- сведения о графике, об орфографии и пунктуации;
- перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
При планировании уроков учитывалась новая структура средней школы (начальные классы 1-4) и вариативность методики преподавания предмета на I ступени.
Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, предусматривается обучение русскому языку в 7 классе на высоком, но доступном уровне трудности, изучение материала быстрым темпом, выделяющем ведущую роль теоретических знаний. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа отчетов, качества выполненных заданий.
Для возбуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.
Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.
В программе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 7 классе в разделе «Повторение пройденного в 6 классе» определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.
Разделы учебника «Русский язык» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым предусмотрены интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).
В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
Основное содержание
Русский язык как развивающееся явление 1 ч
Повторение пройденного в 5-6 классах (12+2).
Повторение синтаксиса, пунктуации, лексики, фразеологии, фонетики и морфологии.
Текст и стили литературного языка. Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.
Морфология и орфография. Культура речи. Причастие. (25+6)
Повторение пройденного о глаголе в 5-6 классах.
Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастия.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Не с причастием. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях, правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
Публицистический стиль и его языковые особенности. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии. Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
Деепричастие (10+2)
1. Повторение пройденного о глаголе в 5-6 классах.
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастия. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми. Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование. Не с деепричастиями.
2. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом. Рассказ по картине.
Наречие (28+6).
1. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.
2. Умение правильно ставить ударение в наречиях. Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
3. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
Категория состояния (4+2).
1. Категория состояния как часть речи. Её отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
2. Сжатое изложение с описанием природы.
Служебные части речи. Самостоятельные и служебные части речи.
Повторение. (1)
Предлог (11+2).
1. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов. Слитные и раздельные написания предлогов. Дефис в предлогах из-за, из-под.
2. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки. Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
3. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз (16+2).
1. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соединительные, разделительные, противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в простом и сложном предложениях. Текстообразующая роль союзов. Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
2. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
3. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности. Написание изложения с элементами сочинения.
Частица (18+4).
1.Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие, отрицательные и модальные частицы. Текстообразующая роль частиц. Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
2. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
3.Рассказ по данному сюжету.
Междометие (4).
1. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении. Звукоподражательные слова и их отличия от междометий.
2.Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
3. Умение выразительно читать предложения с междометиями.
Повторение и систематизация пройденного в 7-классе (12+2).
1.Повторение изученного в 5-7классах.
2.Повторить признаки текста, стилей речи
Требования к уровню подготовки обучающихся
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, а также сложных предложений с изученными союзами
- составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 7 классе.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные и деепричастные обороты.
По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения - рассуждения. Грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях и аргументировать свои выводы.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
ЗУНы |
|
Знать |
Уметь |
||
1. |
Русский язык как развивающееся явление |
знать системные составляющие системы русского языка. понимать инновационный характер развития системы русского языка |
уметь выделять ключевые фразы в тексте, понимать содержание текстовой информации, ее анализировать. |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V— VI КЛАССАХ (12 + 2) |
|||
2. |
Синтаксис. Синтаксический разбор |
знать основные понятия синтаксиса: слово, словосочетание, грамматическая основа предложения, предложение, текст. |
уметь производить синтаксический разбор предложений, |
3. 4. |
Пунктуация. Пунктуационный разбор |
Знать пунктуационные знаки и понимать их различие в зависимости от их функции |
уметь использовать функции знаков препинания при конструировании предложений |
5. |
Лексика и фразеология |
знать понятие лексики, уметь определять лексическое значение слова |
уметь пользоваться толковым словарем, знать основные лексические понятия и понимать их назначение |
6.7. |
Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова |
знать понятие фонемы, знать основные фонетические понятия, уметь производить фонетический разбор, понимать взаимосвязь орфоэпии, фонетики и орфографии. |
уметь использовать фонетический принцип русской орфографии |
8.9. |
Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор |
Знать понятие морфемы, |
уметь производить морфемный и словообразовательный разборы, знать виды морфем, знать основные способы образования слов |
10.11.12. |
Морфология и орфография. Морфологический разбор слова |
Знать грамматические признаки частей речи, понимать различие функций самостоятельных и служебных частей речи |
уметь производить морфологический разбор слов. |
13. 14 |
(Р) Текст (Р) Стили литературного языка (Р) Публицистический стиль. |
Знать признаки текста Знать определение литературного языка, формы литературного языка; стили (научный, официально-деловой, публицистический, разговорный) их признаки, отличия; знать жанры, характерные для различных стилей |
уметь определять виды связи предложений в тексте, понимать идею текста, уметь определять структуру текста, его композицию Знать признаки текста, уметь выделять абзацное членение, знать признаки выделения микротем в тексте уметь определять принадлежность текста к тому или иному стилю, определять принадлежность жанра к тому или иному стилю. |
15. |
Контрольный диктант |
Знать изученный материал |
Уметь выполнять контрольную работу, организовывать свою деятельность на контрольном уроке |
Морфология. Орфография. Культура речи. Причастие (25 + 6) |
|||
16. |
Причастие как часть речи. |
Знать характеристику причастия по значению, морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическую роль причастия в предложении. |
Уметь находить в тексте причастия, отличать их от глаголов и прилагательных |
17. |
Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. |
Знать о склонении полных причастий в единственном и множественном числе; правописания окончаний причастий, прилагательных |
Уметь согласовывать причастия с существительными, образовывать указанные формы, правильно писать гласную в окончании причастия |
18.19 |
Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. |
Знать определение причастного оборота; что в предложении причастный оборот является одним членом предложения (определением); место причастного оборота по отношению к определяемому слову |
уметь находить в тексте, знать постановку запятых при ПО, уметь конструировать предложения с ПО |
20.21 |
(Р) Описание внешности человека |
знать об описании как о смысловом типе текста; особенности описания внешности; отличительные признаки типов речи. |
уметь находить элементы описания внешности человека в тексте; написать грамотно сочинение – описание внешности человека, применять в письменной речи предложения с причастным оборотом |
22 |
Действительные и страдательные причастия |
знать определение страдательных и действительных причастий; грамматические признаки действительных и страдательных причастий, |
уметь их отличать, уметь находить и исправлять ошибки в смешении таких причастий. |
23. |
Краткие и полные страдательные причастия |
знать, что страдательные причастия настоящего и прошедшего времени имеют полную и краткую формы; ударение в кратких страдательных причастий |
уметь отличать полные и краткие страдательные причастия, уметь находить их в тексте, отличать от полных и кратких прилагательных, определять их синтаксическую роль. |
24.25. |
Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени |
Знать, как образуются действительные причастия настоящего времени; суффиксы действительных причастий настоящего времени; условия выбора гласных |
уметь образовывать действительные причастия настоящего времени; правильно выбирать и писать гласную |
26. |
Действительные причастия прошедшего времени |
Знать, как образуются действительные причастия прошедшего времени; суффиксы действительных причастий прошедшего времени; |
уметь образовывать действительные причастия прошедшего времени; правильно выбирать и писать гласную |
27.28 |
(Р) Сжатое изложение |
знать способы сжатия |
уметь применять способы сжатия для написания работы |
.29.30 |
Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени |
знать, как образуются страдательные причастия настоящего времени; условия выбора гласных –е, -и в суффиксах страдательных причастий настоящего времени |
уметь образовывать страдательные причастия настоящего времени. применять орфограмму на практике. уметь использовать в речи данные причастия. |
31. |
Страдательные причастия прошедшего времени |
знать, как образуются страдательные причастия прошедшего времени; суффиксы страдательных причастий прошедшего времени |
уметь образовывать страдательные причастия прошедшего времени. находить страдательные причастия прошедшего времени; определять форму причастий |
32. |
Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях |
знать условия выбора гласных перед –н в полных и кратких страдательных причастиях. |
уметь верно выбрать гласную перед н в полных и кратких страдательных причастиях; применять ход рассуждения |
33.34 |
Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилаг. |
знать правило н и нн в суффиксах причастий и прилагательных, образованных от глаголов |
уметь разграничивать причастия и прилагательные, образованные от глаголов, умение правильно писать н и нн в суффиксах причастий |
35.36 |
Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных |
знать об условиях перехода причастий в прилагательные; признаки различения страдательных причастий и отглагольных прилагательных. понимать значение временного и постоянного признака. |
уметь разграничивать краткие причастия и отглагольные прилагательные, умение правильно писать н и нн в суффиксах причастий. |
37.38 |
(Р) Выборочное изложение с описанием внешности (отрывок из рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека») Упр, 130 |
знать особенности выборочного изложения, структуру текста типа описание, его языковые особенности |
уметь определять основную мысль изложения; составлять план изложения; выделять подтему, излагать подтему исходного текста |
39. |
Морфологический разбор причастия |
Знать порядок морфологического разбора |
уметь анализировать грамматическое значение причастия, производить морфологический разбор |
40. |
Контрольный диктант |
знать изученный материал по теме |
уметь грамотно писать и выполнять дополнительные грамматические задания |
41.42 |
Слитное и раздельное написание не с причастиями |
знать условия выбора слитного и раздельного написания условия выбора слитного и раздельного написания – не с причастиями, прилагательными, существительными |
уметь правильно писать не с причастиями; разграничивать частицу не и приставку не с причастиями; определять слитное или раздельное написание не с причастиями |
43. |
Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени |
знать условия выбора букв, причины выбора е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени |
уметь правильно писать буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени; группировать слова с буквами о,е,ё после шипящих по видам орфограмм |
44 45 |
Повторение |
знать основные орфограммы по теме «Причастие», уметь находить в предложении ПО, определять вид прич. |
уметь определять грамматические признаки причастия |
46. |
Контрольный диктант |
знать изученный материал по теме «Причастие» |
уметь грамотно писать и выполнять дополнительные грамматические задания |
Деепричастие (10+2) |
|||
47. |
Деепричастие как часть речи |
знать грамматические особенностей деепричастия, признаки глагола и наречия, синтаксическая роль деепричастия в предложении; знать, что основное и добавочное действия, относятся к одному и тому же лицу (предмету) |
уметь употреблять деепричастия в речи, уметь находить сходство и различия между наречием и деепричастием, определять синтаксическую роль; находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий, определять вид |
48.49.50 |
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте |
знать определение деепричастного оборота; что в предложении он является обстоятельством; место деепричастного оборота по отношению к глаголу; условия выделения одиночных деепричастий |
уметь находить и выделять запятыми деепричастный оборот. |
51. |
Раздельное написание не с деепричастиями |
знать правило написания НЕ с деепричастием |
уметь правильно писать не с деепричастием; правильно писать частицу НЕ и приставку НЕ с другими частями речи |
52. |
Деепричастия несовершенного вида |
знать способы образования деепричастия несовершенного вида, суффиксы деепричастий несовершенного вида |
уметь образовывать деепричастия несовершенного вида, правильно ставить ударение, использовать деепричастия несовершенного вида на практике |
53.54 |
Деепричастия совершенного вида |
знать способы образования деепричастия совершенного вида, суффиксы деепричастий совершенного вида |
уметь находить исходную форму глагола; уметь образовывать деепричастия совершенного вида использовать деепричастия совершенного вида на практике |
55.56. |
(Р) Сочинение рассказ на основе картины С. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц картины |
знать отличительные особенности повествования как типа речи |
уметь описывать действия, используя деепричастия; создавать текст повествование |
57. |
Морфологический разбор деепричастия |
знать грамматические признаки деепричастия; порядок морфологического разбора |
уметь производить морфологический разбор деепричастия |
58. |
Повторение |
знать орфограммы, изученные в теме «Деепричастие» |
уметь использовать деепричастия в речи, не допуская ошибки на изученную тему, определять грамматические признаки деепричастия |
Наречие (28 + 6) |
|||
59.60. |
Наречие как часть речи |
знать значение наречия; грамматические отличия наречия от других частей речи; наречия не изменяются; синтаксическую роль наречия в предложении |
уметь определять наречие в тексте; группировать словосочетания с наречиями, относящиеся к глаголам, причастиям, деепричастиям, прилагательным и другим наречиям |
61.62 |
Смысловые группы наречий |
знать признаки разрядов наречия, |
уметь определять разряд наречия |
63 |
(Р) Сочинение в форме дневниковых записей (по картине И. Попова «Первый снег») Упр. 211 |
знать отличительные особенности текстов в форме дневниковых записей |
уметь составлять текст в форме дневниковых записей по данному началу |
64.65 |
Степени сравнения наречий |
знать грамматические признаки сравнительной и превосходной степени сравнения наречий, способы образования наречий. знать грамматические признаки сравнительной степени прилагательного и сравнительной степени наречия |
уметь отличать их от степеней сравнения прилагательных, уметь образовывать степени сравнения наречий; использовать различные способы образования наречий на практике, уметь правильно писать орфограммы при образовании наречий; уметь распознавать грамматические признаки сравнительной степени и использовать их в речи |
66 |
Морфологический разбор наречия |
знать грамматические признаки наречия, порядок морфологического разбора |
уметь производить морфологический разбор наречия |
67. |
(Р) Сочинение рассуждение на тему «Прозвища» Упр. 217 |
знать особенности композиции текста-рассуждения |
уметь создавать текст-рассуждение на заданную тему |
68.69.70 |
Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е |
знать причины слитного и раздельного написания НЕ с наречиями; знать о разграничении наречий с НЕ и кратких прилагательных с НЕ |
уметь пользоваться данной орфограммой на практике, разграничивать приставку Не и частицу НЕ |
71.72.73 |
Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий |
знать условия выбора букв Е, И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий, отрицательных местоимений |
уметь правильно выбирать и писать буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- в отрицательных наречиях, отрицательных местоимениях, графически обозначать условия выбора правильных написаний |
74.75. |
Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е |
знать условия выбора одной и двух букв Н в наречиях на о-е |
уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний |
76.77 |
(Р) Сочинение. Описание действий |
знать особенности описания действий как вида текста, его структуру, языковые особенности |
уметь описывать действия и процессы труда; собирать материалы наблюдений за указанными процессами труда; находить и исправлять ошибки в последовательности описания |
78 |
Буквы о и е после шипящих на конце наречий |
знать причины написания О-Ё после шипящих на конце наречий |
уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; определять сильную позицию гласного |
79.80 |
Буквы о и а на конце наречий |
знать правило правописания о, а на конце нареч. с приставками |
уметь определять способ образования наречия и правильно писать слова |
81.82 |
(Р)Сжатое изложение с элементами сочинения |
знать характеристики сжатого изложения; что такое идея текста |
уметь письменно пересказывать исходный текст; понимать точку зрения автора, понимать, о чем говориться тексте, уметь выделять главное в текстовой информации |
83.84.85 |
Дефис между частями слова в наречиях |
знать условия написания наречий с приставками через дефис |
уметь определять способ образования наречий |
86.87 |
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных |
знать условия слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных |
уметь правильно писать слова с изученным видом орфограммы, отличать наречие от существительных, прилагательных, числительных с предлогами, пользоваться орфографическим словарём |
88 |
Мягкий знак после шипящих на конце наречий |
знать условия выбора употребления ь на конце наречий |
уметь находить данную орфограмму |
89.90 |
Повторение |
знать орфограммы, изученные в теме «Наречие» |
уметь определять грамматические признаки наречия, уметь использовать наречия в речи, не допуская ошибки на изученную тему. |
91 |
Контрольный диктант |
знать изученный материал по теме |
уметь использовать теоретические знания на практике |
92 |
Работа над ошибками |
знать пути устранения ошибок |
уметь анализировать свои ошибки |
Категория состояния (4 + 2) |
|||
93.94 |
Категория состояния как часть речи |
знать о словах категории состояния, что слова категории состояния не изменяются |
уметь находить их в предложении, определять их синтаксическую функцию. уметь отличать слова категории состояния по грамматическим признакам, понимать лексическое и грамматическое содержание слов категории состояния |
95.96 |
Морфологический разбор категории состояния |
знать план морфологического разбора. знать грамматические признаки слов категории состояния |
уметь производить морфологический разбор |
97 |
(Р) Сжатое изложение с описанием состояния природы (К. Г. Паустовский «Обыкновенная земля») |
знать способы сжатия текста, знать об обобщённой форме передачи текста |
уметь составлять текст сжатого изложения по исходному |
98 |
Сочинение на лингвистическую тему |
Знать виды текстов, что такое лингвистическая тема |
Уметь составлять текст – рассуждение на лингвистическую тему |
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (1) |
|||
99 |
Самостоятельные и служебные части речи |
знать перечень служебных частей речи, отличие от самостоятельных, грамматические признаки служебных частей речи, |
уметь определять функциональные свойства служебных частей речи |
Предлог (11 +2) |
|||
100.101 |
Предлог как часть речи |
знать определение предлога, грамматические признаки предлогов, |
уметь писать предлоги с другими словами, уметь употреблять предлоги в речи |
102.103. |
Употребление предлогов |
знать об однозначных и многозначных предлогах |
уметь использовать теоретические знания на практике, понимать отличие предлогов по грамматическим признакам |
104.105 |
Непроизводные и производные предлоги |
знать неморфологический способ образования производных предлогов |
уметь отличать непроизводные и производные предлоги, уметь различать предлог и самостоятельные части речи. |
106 |
Простые и составные предлоги |
знать, какие предлоги являются простыми, какие-составными; |
уметь различать простые и составные предлоги, |
107 |
Морфологический разбор предлога |
знать порядок морфологического разбора предлога; знать грамматические признаки предлога; |
уметь производить разбор, уметь использовать предлоги в речи, определять на практике |
108.109 |
(Р) Рассказ-репортаж на основе увиденного на картине (А. В. Сайкина «Детская спортивная школа») по данному началу |
знать особенности рассказа-репортажа, его композицию, описание внешности и действий человека |
уметь создавать рассказ-репортаж на основе изображённого на картине по данному началу с описанием внешности и действий человека |
110.111.112 |
Слитное и раздельное написание производных предлогов |
знать условия слитного и раздельного написания производных предлогов |
уметь отличать производные предлоги от частей речи, которых они образованы |
Союз (16 + 2) |
|||
113. |
Союз как часть речи |
знать определение союза, грамматические признаки союза, синтаксическая роль союза; |
уметь определять синтаксическую роль союзов в предложении, уметь определять условия постановки знаков препинания при однородных членах и в СП, уметь различать простые и составные союзы |
114 |
Простые и составные союзы |
Знать, какие союзы являются простыми, какие - составными |
уметь различать простые и составные союзы |
115.116 |
Союзы сочинительные и подчинительные |
знать признаки сочинительных и подчинительных союзов |
уметь различать сочинит. и подчинит. союзы, уметь определять и их роль |
117 |
Запятая между простыми предположениями в союзном сложном предложении |
знать условия постановки знаков препинания между простыми предложениями в союзном сложном предложении |
уметь находить границу между простыми предложениями в составе союзных сложных; составлять схемы союзных предложений составлять сложносочинённые предложения по указанным схемам |
118.119 |
Сочинительные союзы |
знать разряды сочинительных союзов по значению, |
уметь ставить запятые в ССП |
120.121 |
Подчинительные союзы |
знать разряды подчинительных союзов по значению |
уметь определять условия постановки запятых в СПП |
122 |
Морфологический разбор союза |
знать порядок морфологического разбора союза |
уметь производить морфологический разбор союза |
123.124 |
(Р) Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему «Книга — наш друг и советчик» |
знать структуру текста-рассуждения, определение тезиса, аргумента |
уметь создавать текст-рассуждение, понимать актуальность проблемы, обозначенной в заглавии, уметь доказательно раскрывать тему |
125.126.127. |
Слитное написание союзов также, тоже, чтобы |
знать условия слитного -раздельного написания союзов также, тоже, чтобы |
уметь различать союзы от омонимичных сочетаний, правильно писать союзы |
128.129 |
Повторение сведений о предлогах и союзах |
знать грамматические признаки союзов, предлогов, знать изученные орфограммы |
уметь определять грамматические признаки, |
130 |
Контрольный диктант |
Знать изученный материал |
уметь применять теоретические знания на практике |
Частицы (18 + 4) |
|||
131 |
Частица как часть речи |
знать определение частицы как части речи |
уметь находить частицы, которые вносят дополнительные оттенки значения в предложение, и частицы, которые служат для образования наклонений глаголов |
132.133 |
Разряды частиц. Формообразующие частицы |
знать грамматические признаки частицы |
уметь выделять формообразующие частицы в речи, понимать формообразующую функцию частиц |
134.135.136 |
Смысловые частицы |
знать смысловые группы частиц |
уметь определять значение частицы, её функцию |
137.138 |
Раздельное и дефисное написание частиц |
знать условия раздельного и дефисного написания частиц |
уметь определять условия написания частиц и употреблять их в речи. |
139.140 |
Сочинение на лингвистическую тему |
знать виды текстов, что такое лингвистическая тема |
уметь составлять текст – рассуждение на лингвистическую тему |
141 |
Морфологический разбор частицы |
знать порядок морфологического разбора частицы |
уметь производить морфологический разбор частицы |
142.143 |
Отрицательные частицы не и ни |
знать признаки отрицательных частиц, понимать значение частиц не и ни в предложении, |
уметь разграничить частицы не и ни, составлять предложения |
144.145 |
Различение частицы и приставки не- |
знать определение приставки, знать грамматические признаки частицы, условия раздельного и слитного написания НЕ |
уметь отличать приставку НЕ от частицы НЕ, уметь определять условия их написания |
146.147. |
(Р) Сочинение-рассказ по данному сюжету |
знать особенности рассказа по данному сюжету; роль описаний в рассказе; роль возможного диалога |
уметь составлять текст-рассказ по данному сюжету от лица одного из его героев |
148.149 |
Частица ни, приставка ни-, союз ни — ни |
знать грамматические признаки частицы ни, союза ни-ни, приставки ни, |
уметь различать их и определять условия написания. |
150.151 |
Повторение |
знать грамматические признаки частицы, знать основные теоретические понятия по теме |
уметь определять частицу и её свойства в речи |
152 |
Контрольный диктант |
знать изученный материал |
уметь использовать теоретические знания на практике |
Междометие (4) |
|||
153.154 |
Междометие как часть речи |
знать определение междометия как особой части речи; назначение междометий в языке; отличие междометий от самостоятельных и служебных частей речи; производные и непроизводные междометия грамматические признаки междометия |
уметь определять условия знаков препинания при междометии, уметь находить в тексте и употреблять междометия в своей речи. |
155.156 |
Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях |
знать условия употребления дефиса в междометиях, о знаках препинания при междометиях |
уметь правильно писать слова с изученным видом орфограммы; графически обозначать условия выбора правильных написаний; выразительно читать предложения с междометиями |
Повторение и систематизация изученного в VI—VII классах (12+2) |
|||
157 |
Разделы науки о русском языке |
знать разделы науки о языке; единицы языка, изучаемые в них; роль русского языка как средства общения народов в нашей стране, его место в международной жизни |
уметь рассказывать о разделах науки о русском языке и единицах языка, о роли языка в нашей стране и о его месте в международной жизни в форме научного описания |
158 |
Фонетика. Графика. Орфография |
знать теоретические сведения по теме: «фонетика» |
уметь использовать теоретические знания на практике |
159.160 |
Контрольное сочинение на предложенную тему |
знать изученный материал |
уметь применять на практике |
161 |
Лексика и фразеология. Орфография. |
знать теоретические сведения по теме: «Лексика и фразеология» |
уметь использовать теоретические знания на практике |
162 |
Морфемика. Словообразование. Орфография. |
знать определение морфемики и словообразования, назначение значимых частей слова |
уметь определять способы словообразования, использовать способы словообразования на практике |
163.164 165.166 |
Морфология. Орфография |
знать определение морфологи, орфографии как науках о языке; определение частей речи; три группы частей речи в русском языке, морфологические признаки частей речи, их синтаксическая роль, буквенные и небуквенные орфограммы; условия выбора орфограмм |
уметь определять части речи; производить морфологический разбор слов; находить орфограммы; правильно писать слова |
167.168 |
Синтаксис. Пунктуация |
знать определения синтаксиса и пунктуации, их связь, строение словосочетаний, синтаксические функции частей речи |
уметь определять синтаксические характеристики конструкций, использовать теоретические знания синтаксиса и пунктуации на практике |
169 |
Итоговый контрольный диктант |
знать весь изученный материал за курс 7 класса |
уметь применять теоретические знания на практике |
170 |
Работа над ошибками |
знать пути устранения ошибок |
уметь анализировать свои ошибки, пути их устранения |
Перечень учебно-методического обеспечения
Для учеников
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс/Научный редактор акад. РАО Н.М. Шанский. М. Просвещение. 2010.
Тестовые материалы для оценки качества обучения. Русский язык 7 класс. Учебное пособие./ Л.И. Пучкова, В.И. Капинос. Москва: «Интеллект-центр»,2014
Для учителя
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 7 класса.
Нестандартные уроки. Русский язык 7 класс. Волгоград: Учитель,
Мультимедийные пособия.
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-7 класс.
Полный мультимедийный курс по русскому языку для 5–7 классов, 40 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий.
Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.
Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.
Интернет-ресурсы Сайт ФИПИ.