Рабочая программа по литературе 9 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года), Федерального базисного учебного плана (утверждён приказом Минобразования РФ № 1312 от 9 марта 2004 года), программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы под редакцией В. Я. Коровиной (М.: Просвещение, 2010 ) и учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной ( Литература. В 2ч. М.: Просвещение, 2010).
Всего в году 102 ч. (из расчёта 3 ч. в неделю).
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- §воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- §развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- §освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- §овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 и 10-11 классы). Внутри первого концентра три возрастные группы (5-6, 7-8, и 9 класс).
Именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять больше внимания чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Сохраняя преемственность с программой начальной школы, данная программа концентра 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса , формирует грамотного читателя. Подобный подход поможет учащимся осмыслить сложные произведения художественной литературы каждого периода и осознать, что развитие литературы – это живое поступательное движение.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 1 ЧАС
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребно общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2 часа
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы после дующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА 10 часов
Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при слу чае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова. Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенно сти повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА 53 часа
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности по этического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые пред сказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средо точие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. 8 часов Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин.14 часов Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (при жизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа миро восприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. 12 часов Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Про рок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. 7 часов Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский. 2 часа Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. 3 ч Слово о писателе.«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой.(1) Слово о писателе.«Юность». Обзор содержания автобиографической три логии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. (3)Слово о писателе.«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького чело века в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
ИЗ ПОЭЗИИ XIX ВЕКА 1 ЧАС
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА 10 часов
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века 14 часов
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений по эта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учи теля и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
ПЕСНИ И РОМАНСЫ НА СТИХИ ПОЭТОВ XIX—XX ВЕКОВ 3 ЧАСА
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на до рогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 6 часов
Античная лирикаГай Валерий Катулл. Слово о поэте.«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным чело веком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гам лета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
ИТОГИ ГОДА 2 часа
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:
1.образную природу словесного искусства;
2.общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
3.авторов и содержание изученных произведений;
4.основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.
уметь:
1.прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
2.определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
3.определять идейную и эстетическую позицию писателя;
4.анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
5.оценивать проблематику современной литературы;
6.анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
7.различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
8.осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
9.сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
10.находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;
11.выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
12.строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема |
ЗУНы |
|
знать |
уметь |
||
1. |
Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека. |
ЗНАТЬ основную проблему изучения литературы в 9 классе (взаимосвязь литературы и истории); содержание и героев произведений, изученных в 5-8 классах. Понимать: роль литературы в духовной жизни человека; значение изучения литературы; гуманизм, гражданский и патриотический пафос русской литературы. |
Уметь: строить развернутые высказывания о прочитанных книгах; пересказывать сюжеты произведений; характеризовать героев и их поступки |
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (2 Ч) |
|||
2. |
Беседа о древнерусской литературе. богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. |
ЗНАТЬ историю открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков; прозаические и стихотворные переводы «Слова…» , |
УМЕТЬ выразительно читать фрагменты древнерусского текста в современном переводе и в оригинале( в том числе наизусть), устно и письменно отвечать на вопросы( с использованием цитирования); участвовать в коллективном диалоге |
3. |
Художественные особенности «Слова»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. |
Знать содержание « Слова» ; что такое тема, идея произведения |
Уметь: выразительно читать и пересказывать текст, определять его тему и идею; сопоставлять тексты разных переводов одного произведения; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять произведения литературы, живописи и музыки |
ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (10 Ч) |
|||
4. |
Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XVIII века. |
ЗНАТЬ понятие о классицизме в мировом искусстве, понятие о сентиментализме,
|
УМЕТЬ сопоставлять конкретные произведения и литературные направления. |
5. |
М.В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. |
ЗНАТЬ краткий рассказ о жизни писателей 18 века и содержание текстов их произведений ;
|
УМЕТЬ устно рассказывать о писателях на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета, выразительно читать фрагменты произведений 18 века, участвовать в коллективном диалоге, устно или письменно отвечать на вопросы, работать со словарём литературоведческих терминов. |
6. |
М.В. Ломоносов. Ода «На день восшествия…» - типичное произведение в духе классицизма. |
Знать, что такое классицизм, содержание оды |
Уметь: выразительно читать произведение, определять его тему и идею; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение устаревших слов и выражений |
7. |
Новая эра русской поэзии . Творчество Г.Р. Державина. Слово о поэте-философе. |
ЗНАТЬ краткий рассказ о жизни писателей 18 века и содержание текстов их произведений ;
|
УМЕТЬ устно рассказывать о писателях на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета, выразительно читать фрагменты произведений 18 века, участвовать в коллективном диалоге, устно или письменно отвечать на вопросы, работать со словарём литературоведческих терминов. |
8. |
Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник» Мысль о бессмертии поэта. |
Знать содержание стихотворения, как определить тему, идею |
Уметь: выразительно читать произведение, определять его тему и идею; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение устаревших слов и выражений |
9. |
А.Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы) Изображение российской действительности.. |
ЗНАТЬ взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие.
|
Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС, выявлять авторскую позицию. |
10. |
Особенности повествования в . «Путешествии…Жанр путешествия и его содержательное наполнение |
Знать, как анализируется произведение |
Уметь: воспринимать и анализировать произведение, определять его тему и идею; объяснять значение устаревших слов и выражений, определять их роль; объяснять значение устаревших слов и выражений |
11. |
Понятие о сентиментализме. Н.М. Карамзин – писатель и историк. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. |
Знать биографию Карамзина, его заслуги как историка, журналиста, писателя, новаторский характер его литературного творчества, признаки сентиментализма. |
Уметь строить монологическое высказывание, работать литературоведческим словарем. |
12. |
Повесть «Бедная Лиза». Жизнь простых людей, черты сентиментализма в повести. Новые черты русской литературы |
Знать содержание произведения.
|
Уметь коротко пересказывать содержание произведения формулировать его идею, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств , выявлять авторскую позицию. |
13. |
Подготовка к сочинению «Литература 18 века в восприятии современного читателя»( на примере 1-2 произведений) |
Знать текст произведения, его художественные особенности.
|
Уметь составлять развернутый план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать цитаты, отбирать литературный материал, логически его выстраивая и превращая в связный текст. |
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (53 ч) |
|||
14. |
Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме (обучение конспектированию). |
ЗНАТЬ общую характеристику русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы.
|
Уметь давать развернутый ответ на вопрос. |
15. |
Романтическая лирика начала XIX века. Очерк жизни и творчества В.А. Жуковского. обучение анализу лирического стихотворения |
Знать основные черты романтизма как литературного направления теоретико-литературные понятия элегия, баллада, лирический герой. |
Уметь выразительно читать стихотворение. анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. |
16. |
Жуковский «Светлана» Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы. |
Знать жанровые особенности баллады, сюжет произведения. .
|
Уметь воспринимать романтический характер баллады и анализировать художественное произведение |
17. |
А.С. Грибоедов : личность и судьба драматурга. |
Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Грибоедова. |
Уметь создавать хронологическую канву прочитанного. |
18. |
Комедия «Горе от ума». Знакомство с героями . Обзор содержания. Особенности композиции комедии |
Знать особенности комедии как жанра, |
Уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять внешний конфликт, черты классицизма и реализма, видеть афористичность речи, определять стих комедии. |
19-20. |
Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». |
|
Уметь: характеризовать героев и их по ступки; давать коллективную характеристику героев; анализировать эпизоды, раскрывающие идейную суть фамусовского общества; объяснять значение устаревших слов и выражений |
21-22 |
Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей. |
ЗНАТЬ место Чацкого в системе образов комедии |
Уметь: характеризовать героя и его по ступки; анализировать эпизоды, в которых конфликт Чацкого с обществом проявляется наиболее остро; объяснять значение устаревших слов и выражений Уметь давать характеристику данных персонажей, в том числе речевую, делать их сравнительную характеристику с Чацким, выявлять авторскую позицию. |
23. |
Язык комедии Грибоедова. Обучение анализу эпизода «Бал в доме Фамусова». |
Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала.
|
Уметь давать характеристику персонажа, в том числе речевую, отбирать материал о персонажах пьесы, подбирать цитаты |
24. |
И.А. Гончаров. «Мильон терзаний» Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума» |
ЗНАТЬ основные положения статьи. Знать содержание комедии |
Уметь давать характеристику персонажа, в том числе речевую, отбирать материал из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний» и из заметок А.С. Пушкина о Чацком. Уметь сопоставлять эпизоды, составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, пользуясь учебной картой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст |
25 |
Лекция. А.С. Пушкин: жизнь и судьба. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве поэта |
Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Пушкина, основные черты реализма как литературного направления |
Уметь создавать презентацию информационного проекта. |
26 |
Лирика петербургского периода «К Чаадаеву». Проблема свободы и власти в лирике Пушкина . «К морю», «Анчар» |
Знать философские и христианские мотивы в лирике поэта. |
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразитель-но-выразительных средств. |
27 |
Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С.Пушкина. «На холмах Грузии…»Адресаты любовной лирики поэта. |
Знать адресатов любовной лирики. Понимать образно-стилистическое богатство любовной лирики.
|
Уметь выразительно читать стихотворения, комментировать их, давать развернутые ответы на вопросы. |
28 |
Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Пророк», « Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»Обучение анализу одного стихотворения. |
Знать взгляды поэта на назначение поэта и поэзии. |
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. |
29. |
Контрольная работа по романтической лирике начала 19 века, комедии «горе от ума», лирике Пушкина |
Знать содержание произведений.
|
Уметь находить объяснение фактам, выбирать ответ, давать ответ на вопрос |
30. |
.Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Характер Алеко |
Знать признаки романтизма, сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки, идейно-художественные особенности. . |
Уметь комментировать текст, находить признаки романтизма и реализма, давать сопоставительную характеристику |
31 |
«Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах . Онегинская строфа. |
Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию онегинской строфы.
|
Уметь выделять смысловые части текста |
32. |
Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути |
Знать содержание глав романа, понимать типическое и индивидуальное в героях.
|
Уметь давать характеристику литературному герою. |
33. |
Татьяна Ларина- нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. |
Знать авторское отношение к героиням, оценку Татьяны Белинским.
|
Уметь давать характеристику героя произведения Уметь: составлять устный рассказ о героинях, давать их сравнительную характеристику; прослеживать развитие образа Татьяны; выразительно читать и анализировать эпизоды романа; составлять словесные портреты героинь |
34. |
Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем |
Знать текст художественного произведения.
|
Уметь логично в соответствии с планом изложить материал, соблюдая композицию сочинения Уметь: выразительно читать письма наизусть; анализировать эпизоды; давать сопоставительную характеристику писем |
35 |
Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. |
Знать идею произведения, лирические отступления в романе, авторскую позицию. |
Уметь различать образ автора и героя |
36 |
Пушкинская эпоха в романе «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа |
Знать текст художественного произведения.
|
Уметь: выделять приметы пушкинской эпохи в романе, характеризовать их; давать сопоставительные характеристики (Петербург - деревня, Петербург - Москва, светские салоны - картины сельской жизни и т. д.) |
37 |
Подготовка к домашнему сочинению. |
Знать текст художественного произведения.
|
Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учетом норм русского литературного языка.. |
38 |
Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии |
Знать содержание трагедии, уметь определять основную проблему: талант, труд. Вдохновение
|
Уметь писать рассуждать по поднятым в произведении проблема. |
39 |
М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Мотивы вольности и одиночества в лирике. «Молитва», «Парус» |
Знать основные факты жизни и творческого пути поэта, основные тропы, |
уметь находить их в тексте |
40 |
Образ поэта – пророка в творчестве М,Ю. Лермонтова. «смерть поэта», «Пророк», |
Знать основные мотивы лирики поэта.
|
Уметь анализировать стихотворения по вопросам.
|
41. |
Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним.«нет, не тебя так пылко я любил..» |
Знать адресатов любовной лирики.
|
Уметь анализировать текст на лексическом уровне
|
42 |
Эпоха безвременья в лирике М. Ю. Лермонтова. «Дума», «Предсказанье». Характер лирического героя и его поэзии |
Знать основные признаки эпохи.
|
Уметь выделять смысловые части текста
|
43 |
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век М. Ю. Лермонтова в романе Замысел, смысл названия. |
Знать понятия роман, психологический роман, содержание романа.
|
Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции
|
44 |
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель портрета поколения. Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» |
Знать текст повести «Бэла».
|
Уметь сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей |
45- 46 |
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» |
Знать содержание «Журнала Печорина».
|
Уметь представлять психологический портрет героя в системе образов. |
47 |
Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина |
Знать содержание «Журнала Печорина».
|
Уметь представлять психологический портрет героя в системе образов; воспринимать и анализировать произведение; выразительно читать и пересказывать эпизоды романа; характеризовать героев и их поступки; аргументированно отвечать на вопросы по прочитанному; выяснять значение незнакомых слов и выражений |
48 |
Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина |
Знать содержание «Журнала Печорина».
|
Уметь представлять психологический портрет героя в системе образов; выразительно читать и пересказывать эпизоды романа; анализировать произведение; характеризовать героев и их поступки; аргументированно отвечать на вопросы по прочитанному |
49 |
Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия М. Ю. Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В. Г. Белинского. Подготовка к сочинению |
Знать понятия реализм и романтизм, оценку романа «Герой нашего времени» В.Г. Белинским
|
Уметь выявлять элементы реализма и романтизма в романе, сопоставлять их.
|
50. |
Контрольная работа по лирике МЮ Лермонтова, роману «Герой нашего времени» |
тестовые задания: уровни А, В, С Знать материал |
Уметь находить верные ответы |
51. |
Н.В. Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. Смысл названия поэмы |
Знать страницы жизни и творчества, проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». Гоголя Знать историю создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие. |
Уметь выделять главное; воспринимать художественное произведение в контексте эпох. |
52 53 |
Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода |
Знать содержание произведения, как анализировать произведение |
Уметь: воспринимать, выразительно читать и пересказывать текст, определять его тему и идею; характеризовать героев и их поступки; определять способы создания образов, приемы сатирического изображения; выявлять особенности авторского стиля; сопоставлять поэму с иллюстрациями к ней; выяснять значение незнакомых слов и выражений |
54 |
Образ города в поэме «Мертвые души» |
Знать содержание произведения |
Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; сопоставлять литературные произведения друг с другом; характеризовать героев и их поступки; писать небольшие сочинения-рассуждения; аргументировать свою точку зрения |
55. |
Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы |
Знать содержание поэмы, представителей помещичьей Руси Манилов, Коробочка, Собакевич и Чичиков. |
Уметь анализировать эпизод , характеризовать образ города, персонажей поэмы, определять позицию автора. |
56. 57 |
Мертвые души» — поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души». Поэма в оценках В. Г. Белинского. Подготовка к сочинению. |
Знать текст произведения, лирические отступления в нем, понятие «чичиковщина» Понимать роль главного героя в системе образов . |
Уметь характеризовать Чичикова и других героев в системе образов, использовать в характеристике критические замечания литературоведа. |
58 |
А.Н. Островский Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада |
Знать творческую биографию писателя, содержание произведения. Понимать патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев, |
уметь характеризовать героев. |
59 |
Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии |
Знать содержание произведения |
Уметь: выразительно читать текст по ролям; прослеживать развитие драматического конфликта; анализировать эпизоды; характеризовать героев и их поступки; давать речевую характеристику героев; выяснять значение незнакомых слов и выражений |
60- 61 |
Ф. М.Д о с т о е в с к и й. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в по вести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира. |
Знать содержание,
|
уметь характеризовать изобразительно-выразительные средства Уметь определять элементы сентиментализма в повести ,анализировать произведение, выделять проблему. |
62. |
Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести |
Знать содержание произведения |
Уметь: выборочно пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять литературные произведения с произведениями других видов искусства; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; выяснять значение незнакомых слов и выражений |
63 |
Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность». Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Л. Н. Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя |
Знать особенности автобиографического произведения, содержание произведения, о трех периодах жизни человека в трилогии
|
Уметь характеризовать внутренний мир героя через внешние проявления.
|
64 |
А. П. Ч е х о в. Слово о писателе. Смерть чиновника. Эволюция образа «маленького человека в русской литературе ХIХ века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора |
Знать творческую биографию писателя, содержание рассказа, индивидуальную особенность рассказов писателя, эволюцию образа «маленького человека».. |
Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему |
65 |
А. П. Чехов. Тоска. Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа |
Знать творческую биографию писателя, содержание рассказа, индивидуальную особенность рассказов писателя, |
Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему |
66 |
Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «в чём особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века?» (на примере произведений Островского, Достоевского, Толстого, Чехова) |
Знать содержание произведений, проблемы, которые поднимают в них авторы.
|
Уметь создавать письменное сочинение
|
ИЗ ПОЭЗИИ 19 ВЕКА (1 Ч) |
|||
67 |
Беседа о стихах Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представления о жанрах лирических произведений . |
Знать представителей русской поэзии второй половины Х IХ века: Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет.
|
Уметь анализировать поэтические произведения
|
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (10 ч) |
|||
68 |
Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений. (Обучение конспектированию). |
Знать особенности русской литературы ХХ века.
|
Иметь представление о многообразии жанров и литерных направлений. |
69 |
И. А. Б у н и н. 2 часа Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы |
Знать о жизни и творчестве писателя, рассказ «Тёмные аллеи».
|
Уметь анализировать произведение
|
70 |
Мастерство И. А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования |
Знать творческую биографию писателя, содержание рассказа, индивидуальную особенность рассказов писателя, |
Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; записывать основные положения лекции |
71 |
М. А. Б у л г а к о в. 2 часа Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести. Сатира на общество шариковых и швондеров. |
Знать основные сведения о жизни и творчестве писателя. Знать содержание повести, особенности булгаковской сатиры, понятие «шариковщины».
|
Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа. Уметь определять нравственную проблематику повести
|
72 |
Поэтика повести М. А. Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести |
Знать содержание повести |
Уметь: пересказывать фрагменты повести; определять тему и идею произведения; анализировать текст; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение слов и выражений, называющих реалии 20-х годов XX века; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль |
73 |
М. А. Ш о л о х о в. 2 часа Слово о писателе. « Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя |
Знать особенности композиции рассказа «Судьба человека».
|
Уметь характеризовать образ главного героя
|
74 |
Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее |
Знать содержание рассказа |
Уметь: выборочно пересказывать текст, определять его тему и идею; характеризовать героя и его поступки |
75 |
А. И. Солженицын.2 часа Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе |
Знать автобиографическую основу рассказа «Матренин двор».
|
Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа
|
76 |
Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи |
Знать текст произведения, понятие «праведничество», |
уметь объяснять смысл праведничества в рассказе, поднятые писателем проблемы. |
77 |
Контрольная работа или зачетное занятие по произведениям второй половины ХIХ и ХХ века |
Знать основные факты из жизни и творчества писателя. Знать проблематику и идейное содержание произведения |
Уметь находить верные ответы |
ИЗ РУССКОЙ ПОЭЗИИ 20 ВЕКА (14Ч) |
|||
78 |
Русская поэзия Серебряного века. (Обучение конспектированию). |
Знать содержание теоретико-литературных терминов.
|
Уметь выделять главное и значимое в учебном материале Уметь конспектировать лекцию |
79 |
А. А. Б л о к. Слово о поэте. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта |
Знать основные факты биографии поэта. Знать особенности трагедии лирического героя в «страшном мире»., своеобразие лирических интонаций.
|
Уметь выразительно читать наизусть стихотворения А. Блока |
80 |
С. А. Е с е н и н. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С. А. Есенина. |
Знать основные события творческой биографии поэта, его программные произведения. |
Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы |
81 |
Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С. А. Есенина. Народно-песенная основа лирики С. А. Есенина |
Знать: стихотворения С.А. Есенина наизусть (по выбору). Понимать: искренность настроений, чувств, интонаций лирики поэта; философскую глубину, народность произведений. |
Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть, определять их темы и идеи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль |
82- 83 |
В. В. М а я к о в с к и й. Слово о поэте. Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта |
Знать: сведения о жизни и творчестве В.В. Маяковского; особенности художественного метода поэта; теоретико-литературное понятие футуризм. Понимать: в чем своеобразие лирического героя В.В. Маяковского; новаторский характер произведений поэта.
|
Уметь: записывать основные положения лекции; воспринимать и выразитель но читать стихотворения, определять их темы и идеи; объяснять неологизмы В.В. Маяковского; создавать словесные иллюстрации к стихотворениям; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль |
84 |
М. И. Ц в е т а е в а. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. Особенности поэтики Цветаевой |
Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений.
|
Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. |
85 |
«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М. И. Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта |
Знать , какое значение имела тема «Родины» в творчестве поэтессы,
|
Уметь формулировать вопросы по тексту, давать письменные или устные ответы |
86 |
Н. А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. Философский характер лирики Заболоцкого |
Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, их философский характер.
|
Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. |
87 |
А. А. А х м а т о в а. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике |
Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений, трагические интонации в любовной лирике, отношение к поэту и поэзии. |
Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения |
88 |
Стихи А. А. Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики |
Знать: сведения о жизни и творчестве А.А. Ахматовой; тексты стихотворений наизусть (по выбору); особенности поэтики А.А. Ахматовой. Понимать: своеобразие лирической героини стихотворений А.А. Ахматовой. |
Уметь: записывать основные положения лекции; воспринимать, выразительно читать наизусть и анализировать стихотворения, определять их темы и идеи; находить в поэтических текстах изобразительно - выразительные средства и определять их роль |
89 |
Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. Философская глубина лирики Пастернака |
Знать факты биографии поэта, тематику стихотворений, их философский характер. . |
Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения |
90 |
А. Т. Т в а р д о в с к и й. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки» |
Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, особенности творческого метода поэта. . |
Уметь выразительно читать, пересказывать и анализировать стихотворения |
91 |
А. Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне |
Знать о способах рифмовки,
|
Уметь подбирать цитаты из текста стихотворения по заданной теме |
ПЕСНИ И РОМАНСЫ НА СТИХИ РУССКИХ ПОЭТОВ ХIХ—ХХ ВЕКОВ (3 Ч) |
|||
92 93 |
Песни и романсы на стихи русских поэтов ХIХ—ХХ веков |
Знать наизусть несколько стихотворений, положенных на музыку. ;понятие Русский романс
|
Уметь рецензировать выразительное чтение одноклассников, исполнение актёров; составлять отзыв о песне, романсе |
94 |
Зачетное занятие по русской лирике ХХ века |
Знать изученный материал по лирике 20 века |
Уметь анализировать произведение русской лирики ХХ века. |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6Ч) |
|||
95 |
Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. Гораций. Слово о поэте. Традиции оды Горация в русской поэзии |
Знать понятие античная лирика, особенности взгляда римлян на человека и эпоху.
|
Уметь Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их анализ. |
96 |
Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер |
Иметь представление о творчестве Данте, о героях произведения и знать содержание 1-3 песен «Ада».
|
Уметь выразительно читать текст песен, определять их аллегорический характер. |
97 |
У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен.) Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века» |
Знать основные факты из жизни Шекспира, содержание трагедии «Гамлет». Иметь представление о героях трагедии.
|
Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения |
98 |
Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы |
Знать содержание трагедии |
Уметь: выразительно читать текст по ролям; анализировать эпизоды трагедии; характеризовать героев и их поступки; прослеживать развитие драматического конфликта; сопоставлять трагедию с ее кинематографической версией и иллюстрациями к ней |
99 |
И.-В. Гете. Слово о поэте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен.) Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни |
Знать основные факты из жизни Гете, содержание отдельных сцен.
|
Уметь раскрывать мотивы поступков героев
|
100 |
Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы |
Знать содержание отдельных сцен.
|
Уметь раскрывать мотивы поступков героев, сопоставлять героев |
ИТОГИ ГОДА (2ч) |
|||
101 102 |
Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задания для летнего чтения |
Ответы на вопросы (по уровням) |
Уметь выбирать верный ответ |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Для учащихся:
1.Тексты художественной литературы.
2.Учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной ( Литература. В 2ч. М.: Просвещение, 2011.
Для учителя:
1.Репин А.В. Литература. 9 кл. Проверочные работы. - Саратов: Лицей, 2010.
2.Контрольно-измерительные материалы. Литература.9 класс. Составитель ВАКО. 2010г.
3.Фонохрестоматия к учебнику «Литература 9 класс». (Формат МР3).
М.: Аудио-школа, Просвещение, 2012
4. Портреты писателей 18-20-х веков
5.Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска.
6.Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 2001.