foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

Рабочая программа по русскому языку 9 класс

 

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. 10-е издание. Москва «Просвещение» 2009 г.

Базовый учебник по русскому языку в 9 классе для образовательных учреждений под редакцией М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой ,Т.А. Ладыженской, и др.; науч. Ред. Н.М. Шанский. Москва. «Просвещение» 2011 г.

Рабочая программа по русскому языку в IX классе рассчитана на 68 учебных часа (2 часа в неделю).

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для IX класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  1. 1.воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  2. 2.совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  3. 3.освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  4. 4.формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

  1. 1.Основное содержание

Международное значение русского языка (1 ч)

Повторение пройденного в 5 - 8 классах (5 ч + 2 ч)

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

Сложное предложение. Культура речи

Сложные предложения (1 ч)

Союзные сложные предложения. (6 ч)

Сложносочиненные предложения (3 ч + 2 ч)

I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Авторское употребление знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

Сложноподчинённые предложения (19 ч + 5 ч)

1. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

Деловые документы (автобиография, заявление).

Бессоюзные сложные предложения (6 ч + 2 ч)

I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Сложные предложения с различными видами связи (5 ч + 2 ч)

I. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Общие сведения о языке (3 ч )

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.

Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. Видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи (4 ч+ 2 ч)

I Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).

Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.

Конспект и тезисный план литературно-критической статьи

  1. 2.Требования к уровню подготовки ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения русского языка ученик должен знать и понимать:

  1. 1.роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  2. 2.смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
  3. 3.основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально делового стилей, языка художественной литературы;
  4. 4.особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
  5. 5.признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания рассуждения);
  6. 6.основные единицы языка, их признаки;
  7. 7.основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. АУДИРОВАНИЕ:

  1. 1.фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
  2. 2.формулировать вопросы по содержанию текста;

- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;

ЧТЕНИЕ:

1. понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;

2. составлять конспект прочитанного текста;

3. оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;

4. прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;

ГОВОРЕНИЕ:

  1. создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
  2. владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
  3. - строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;

ПИСЬМО:

  1. 1.владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
  2. 2.писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
  3. 3.вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);
  4. 4.писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
  5. 5.составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);
  6. 6.совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;

ТЕКСТ:

- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

1. правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;

2. анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

  1. 1.владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
  2. 2.толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);
  3. 3.пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
  4. 4.опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

  1. 1.разъяснять значение слов общественной и морально-этической тематики
  2. 2.пользоваться разными видами толковых словарей;
  3. 3.верно использовать термины в текстах научного стиля;
  4. 4.оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
    1. 5.проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

МОРФОЛОГИЯ:

  1. 1.распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
  2. 2.правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
  3. 3.определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
  4. 4.опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;

ОРФОГРАФИЯ:

  1. 1.применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
  2. 2.пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

  1. 1.проводить орфографический анализ текста;
  2. 2.различать изученные виды простых и сложных предложений;
  3. 3.интонационно выразительно читать предложения изученных видов;

4. составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировав предложения по заданным схемам;

5. уместно пользоваться синтаксическими синонимами;

6. правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;

7. проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;

8. устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;

  1. 9.использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

10. применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические значения;

11. строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;

12. самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;

13. проводить пунктуационный анализ текста;

14. аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.

  

Календарно-тематическое планирование

 

п/п

Тема

 

ЗУНы

знать

уметь

1.

Международное значение русского языка

ЗНАТЬ содержание понятия «мировые языки»; критерии выдвижения языка на роль мирового; знать, что русский язык- один из мировых языков

УМЕТЬ ставить к тексту вопросы, выявляющие его проблематику; определять общую тему для нескольких текстов; формировать общий для нескольких текстов тезис.

Повторение пройденного в 5-8 классах 5+2

2.

Устная и письменная речь. Монолог. Диалог.

ЗНАТЬ признаки устной и письменной речи; понятия МОНОЛОГ, ДИАЛОГ.

УМЕТЬ составлять сообщение на тему «Сравнительная характеристика устной и письменной речи», редактировать текст

3.

Стили речи

ЗНАТЬ основные стили литературного языка.

УМЕТЬ характеризовать стиль предлагаемых фрагментов; определять средства художественной выразительности, используемые авторами текстов.

4.

Простое предложение и его грамматическая основа

ЗНАТЬ виды предложений по наличию главных членов; виды односоставных предложений; способы выражения главного члена в односоставных предложениях; виды сказуемого.

УМЕТЬ выделять грамматическую основу; разграничивать односоставные и двусоставные; определять способ выражения главного члена в односоставных предложениях; определять вид сказуемого

5-6

Предложение с обособленными членами

ЗНАТЬ содержание понятия обособления, об интонации обособления; виды обособленных предложений; условия обособления/ не обособления согласованных и несогласованных определений; способы выражения обособленных обстоятельств, условия их обособления и не обособления.

УМЕТЬ находить определения и обстоятельства, нуждающиеся в обособлении; правильно выделять их запятыми на письме; объяснять устно и графически условия обособления не обособления определений и обстоятельств

7-8.

Обращения, вводные слова и вставные конструкции

ЗНАТЬ способы выражения обращения; правила выделения обращений в устной речи; группы вводных слов по значению; виды вводных предложений (односоставные двусоставные); правила выделения вводных слов, предложений в устной речи и на письме; знать, что такое вставные конструкции, их значение; правила выделения вводных конструкций в устной речи и на письме

УМЕТЬ находить вводные слова и обращения, производить выбор нужных знаков препинания, объяснять графически условия их выделения.

Сложное предложение. Культура речи. 5+2

9.

Сложное предложение 1 час

Понятие о сложном предложении.

ЗНАТЬ  два основных структурных типа предложения (простое и сложное), особенности построения сложных предложений.

УМЕТЬ разграничивать простые и сложные предложения, составлять схемы сложных предложений.

10-11.

Союзные сложные предложения (6 ч)

Союзные и бессоюзные предложения

ЗНАТЬ группы сложных предложений, средства связи в них.

УМЕТЬ разграничивать союзные и бессоюзные, ССП и СПП, расставлять знаки препинания, составлять схемы

12-13

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения

ЗНАТЬ назначение знаков препинания в СП, об особенности интонации ПП и СП.

УМЕТЬ разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях между частями СП; составлять схемы СП; Составлять графические интонационные схемы СП.

14-15

Интонация сложного предложения. РР

ЗНАТЬ, что любое предложение характеризуется интонацией конца предложения; три основных элемента интонации СП: повышение голоса, пауза, понижение голоса.

Уметь правильно читать СП

УМЕТЬ составлять интонационные схемы СП

Сложносочинённые предложения 3+2

16.

Понятие о ССП. Смысловые отношения в ССП.

ЗНАТЬ определение ССП, группы сочинительных союзов, их роль в ССП.

УМЕТЬ находить ССП в ряду указанных СП; составлять схемы ССП

17.

Основные группы сложносочинённых предложений по значению и союзам.

ЗНАТЬ перечень соединительные, разделительные, противительные союзы в ССП.

УМЕТЬ находить границы между простыми предложениями в составе сложного, составлять схемы сложных предложений, расставлять знаки препинания.

18

Разделительные знаки препинания между частями ССП. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП

ЗНАТЬ о назначении знаков препинания в СП; об употреблении знаков препинания в разных функциях ( разделение, выделение) между частями СП; об авторском употреблении знаков препинания в СП

УМЕТЬ разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях между частями СП; составлять схемы, строить СП из указанных простых

19-20

Способы сжатого изложения или рецензия

ЗНАТЬ способы сжатия;

УМЕТЬ составлять план, определять тип и стиль текста, восстанавливать порядок следования выделенных абзацами частей текста.

Сложноподчинённые предложения 19+ 5

21.

Понятие о СПП

ЗНАТЬ определение СПП, способы отношения придаточного предложения к главному.

УМЕТЬ находить главное и придаточное предложения в СПП, определять средства связи придаточного с главным.

22.

Место придаточного предложения по отношению к главному Знаки препинания в СПП

ЗНАТЬ место придаточного предложения по отношению к главному, условия выделения запятыми на письме придаточного предложения

УМЕТЬ находить части СПП, определять место придаточного по отношению к главному, средства его связи с главным; ставить знаки препинания, редактировать неверно построенные СПП.

23

Сочинение - рассуждение

ЗНАТЬ структуру сочинения-рассуждения

УМЕТЬ отбирать аргументы в сочинении-рассуждении.

24.

Союзы и союзные слова в СПП               

ЗНАТЬ, что связь придаточного предложения с главным осуществляется с помощью подчинительных союзов или союзных слов.

УМЕТЬ различать омонимичные подчинительные союзы и союзные слова в СПП, определять, каким членом придаточного предложения является союзное слово; правильно ставить знаки препинания

25.

Сжатое изложение

ЗНАТЬ приёмы сжатия текста

УМЕТЬ составлять план, определять тип и стиль текста, восстанавливать порядок следования выделенных абзацами частей текста.

26.

Роль указательных слов в СПП

ЗНАТЬ, что в главной части СПП могут быть указательные слова, их роль в СПП.

УМЕТЬ находить указательные слова в главной части СПП, определять, каким членом предложения они являются

27.

Сжатое изложение

ЗНАТЬ приёмы сжатия текста

УМЕТЬ применять способы сжатия, составлять план, определять тип и стиль текста, восстанавливать порядок следования выделенных абзацами частей текста.

28-29

Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению. СПП с придаточными определительными.

ЗНАТЬ основные группы СПП и их признаки, признаки придаточного определительного; знать о возможности и целесообразности синонимической замены придаточных определительных.

УМЕТЬ определять значение придаточных, ставить к ним вопросы, определять средства связи придаточного с главным, строить схемы предложений; правильно употреблять их в речи, производить синонимическую замену придаточных определительных причастными оборотам; правильно ставить необходимые знаки препинания.

30-31

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

ЗНАТЬ признаки придаточных изъяснительных.

УМЕТЬ определять значение придаточных изъяснительных, ставить к ним вопросы, определять средства связи придаточного с главным, правильно ставить знаки препинания.

32

Сжатое изложение

ЗНАТЬ способы сжатия

УМЕТЬ применять способы сжатия, составлять план, определять тип и стиль текста, восстанавливать порядок следования выделенных абзацами частей текста.

33

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.

ЗНАТЬ виды обстоятельственных придаточных.

УМЕТЬ ставить вопросы к обстоятельственным придаточным, определять средства связи.

34

Сложноподчинённые предложения с придаточными места и времени.

ЗНАТЬ признаки придаточных времени и места.

УМЕТЬ определять значение придаточных  времени и места; сост. по указанным схемам предложения с придаточными, правильно ставить знаки препинания

35 -36

Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия.

ЗНАТЬ признаки придаточных, их общее значение обусловленности; о возможности синонимической замены придаточных причины, уступки

УМЕТЬ определять значение придаточных, отличать изученные и указанные виды придаточных от других видов, ставить знаки препинания.

37 -38

Сложноподчинённые предложения с придаточными степени, образа действия, сравнительными

ЗНАТЬ признаки придаточных.

УМЕТЬ определять значение придаточных, их место по отношению к главному, составлять схемы СПП, ставить знаки препинания.

39-40

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

ЗНАТЬ, какие СПП называются многочленными, виды подчинительной связи в предложениях с несколькими придаточными; правила постановки знаков препинания в таких предложениях

УМЕТЬ определять  виды подчинительной связи; составлять схемы, ставить знаки препинания.

41.

Синтаксический разбор СПП.

ЗНАТЬ: порядок разбора СПП.

 

УМЕТЬ производить устный и письменный разбор СПП.

42

Пунктуационный разбор СПП.

ЗНАТЬ порядок пунктуационного разбора СПП.

УМЕТЬ производить устный и письменный пунктуационный разбор СПП.

43.

Сжатое изложение

ЗНАТЬ способы сжатия

УМЕТЬ применять способы сжатия, составлять план, определять тип и стиль текста, восстанавливать порядок следования выделенных абзацами частей текста.

44.

Диктант с грамматическим заданием

Знать изученный материал по теме

УМЕТЬ осуществлять самоконтроль, самоанализ языковых явлений, владеть орфографическими и пунктуационными навыками.

Бессоюзные сложные предложения 6+2

45.

Понятие о БСП. Интонация в БСП

ЗНАТЬ определение БСП, особенности интонации в БСП.

УМЕТЬ определять смысловые отношения между частями БСП, уметь произносить указанные БСП.

46.

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предл.

ЗНАТЬ условия постановки запятой и точки с запятой между частями БСП.

УМЕТЬ определять смысловые отношения между частями БСП, различать ПП с однородными членами, связанными только перечислительной интонаций, и БСП со значением перечисления; правильно ставить знаки препинания, составлять БСП.

47.

Сжатое изложение

ЗНАТЬ способы сжатия

УМЕТЬ применять способы сжатия, составлять план, определять тип и стиль текста, восстанавливать порядок следования выделенных абзацами частей текста.

48.

БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

ЗНАТЬ условия постановки двоеточия в БСП.

УМЕТЬ обосновывать условия выбора знака препинания между частями БСП, ставить знаки препинания, составлять БСП.

49.

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия, следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении

ЗНАТЬ условия постановки тире в БСП.

УМЕТЬ произносить БСП; определять смысловые отношения между частями БСП; ставить знаки препинания, составлять схемы БСП.

50

Сочинение- рассуждение на лингвистическую тему

ЗНАТЬ структуру сочинения-рассуждения

УМЕТЬ отбирать аргументы в сочинении-рассуждении; уметь составлять сочинение на лингвистическую тему

51.

Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. Повторение.

ЗНАТЬ порядок синтаксического и пунктуационного разбора БСП

УМЕТЬ производить устный и письменный синтаксический и пунктуационный разборы БСП, уметь составлять схемы БСП, расставлять знаки препинания.

52.

Контрольный диктант с грамматическим заданием

ЗНАТЬ возможности БСП.

Уметь анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые единицы, средства связи, соблюдать пунктуационные правила.

Сложные предложения с различными видами связи 5+2

53.

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях.

ЗНАТЬ, какие СП называются многочленными, виды синтаксической связи.

УМЕТЬ находить многочленные СП, определять виды синтаксической связи, сост. схемы, ставить знаки препинания

54-55

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

ЗНАТЬ правила постановки знаков препинания в многочленных СП.

УМЕТЬ находить границы СП, производить выбор знаков препинания,

56.

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи.

ЗНАТЬ порядок синтаксического и пунктуационного разборов СП с разными видами связи.

УМЕТЬ производить разборы СП с различными видами связи.

57.

Сжатое изложение.

ЗНАТЬ способы сжатия

УМЕТЬ составлять план, определять тип и стиль текста, восстанавливать порядок следования выделенных абзацами частей текста.

58.

Публичная речь

ЗНАТЬ признаки публичной речи

УМЕТЬ анализировать такую речь

59

Повторение

ЗНАТЬ, что существуют СП с различными видами связи

УМЕТЬ находить такие предложения, выполнять синтаксический и пунктуационный разбор СП с различными видами связи

Общие сведения  о  языке 3 ч

60.

Роль языка в жизни общества

ЗНАТЬ роль языка в жизни общества.

УМЕТЬ работать с различными видами лингвистических словарей.

61

Роль старославянского языка в развитии русского языка

ЗНАТЬ роль языка в жизни общества; языковые контакты русского языка; русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность

УМЕТЬ различать стили русского языка; использовать в своей речи богатство, выразительность русского языка.

62

Наука о русском языке. Видные учёные – русисты, исследовавшие русский язык

ЗНАТЬ роль языка в жизни общества

УМЕТЬ работать над докладом на темы «Видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык».

Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах 4+2

63.

Фонетика и графика Лексика и фразеология

ЗНАТЬ определение фонетики и графики, характеристику, гласных согласных звуков, порядок фонетического разбора. ЗНАТЬ определение омонимов, синонимов. антонимов и др.

УМЕТЬ составлять фонетическую транскрипцию, определять звуковое значение букв. Уметь определять лексическое и грамматическое значение слов.

64

Морфемика Словообразование

ЗНАТЬ определение наук о языке, способы образования слов, порядок разбора слов по составу.

УМЕТЬ делить слова на морфемы, различать однокоренные слова и формы слова, производить разбор слов по составу.

65-66

Контрольная работа в форме ОГЭ (изложение, тесты, сочинение)

Знать изученный материал

УМЕТЬ осуществлять самоконтроль, самоанализ языковых явлений, владеть орфографическими и пунктуационными навыками.

67-68

Морфология. Синтаксис. Орфография. Пунктуация

ЗНАТЬ части речи, их роль в русском языке, порядок морфологического разбора, назначение словосочетаний, предложений и текста в русском языке

УМЕТЬ группировать слова по частям речи, производить морфологический разбор, отличать предложения от словосочетаний, определять виды синтаксической связи и др.

   

Перечень учебно-методического обеспечения.

Литература для учащихся

  1. 1.ГИА: Тесты по русскому языку: 9кл. – Цыбулько И.П. 2013
  2. 2.Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста: Рабочая тетрадь: 9 класс А. Б. Малюшкин. - М.: ТЦ «Сфера», 2011
  3. 3.Пахнова Т. М. Русский язык: Комплексная работа с текстом: Рабочая тетрадь: 9 класс / Т. М. Пахнова. - М.: Экзамен, 2011
  4. 4.ГИА Русский язык. 9 класс. С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. Москва. Интеллект-центр 2015.

Литература для учителя

  1. 1.Тростенцова Л. А. Обучение русскому языку в 9 классе/ Л. А. Тростенцова. -М.: Просвещение, 2009.
  2. 2.Костяева Т. А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 кл.: Пособие для учителя/ Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2009.
  3. 3.Текучева И. В. Русский язык: Контрольные и проверочные работы: 9 кл. / И. В. Текучева. - М.: Астрель, 2008.
  4. 4.Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2006.
  5. 5.Голуб И. Б. Основы культуры речи / И. Б. Голуб. - М.: Просвещение, 2005. Цыбулько И. П. ГИА: Русский язык: Методика подготовки/ И. П. Цыбулько. - М.: Просвещение, 2013.

Мультимедийные пособия.

«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

 

 

 

 

 

 

Copyright © 2024 Cайт учителя русского языка и литературы Огибалиной Виктории Михайловны.

Яндекс.Метрика