foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

 Рабочая программа по литературе 10 класс

 

  

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года), Федерального базисного учебного плана (утверждён приказом Минобразования РФ № 1312 от 9 марта 2004 года) программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы под редакцией В. Я. Коровиной (М.: Просвещение, 2010г.) и учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией Ю.В. Лебедева (Литература. В 2ч. М. « Просвещение, 2010 г.).

Всего в году 136 ч. (из расчёта 4 ч. в неделю).

Общая характеристика учебного предмета.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

 

 

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

-воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

-освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

-овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

      Именно поэтому на уроках со второй группой важно  развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.  Сохраняя преемственность с программой начальной школы и 5-9 классов, данная программа, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса, формирует грамотного читателя. Подобный подход поможет учащимся осмыслить сложные произведения художественной литературы каждого периода и осознать, что развитие литературы – это живое поступательное движение.

 

  Требования к уровню подготовленности обучающихся  в 10 классе.

        - уметь устно и письменно составлять пересказы всех видов как прозаических, так и поэтических текстов;

       -уметь подготовить характеристику героя или героев литературного произведений, изучаемых по программе;

        -уметь подготовить рассказ, сообщение, размышление о мастерстве писателя, стилистических особенностях его произведений; производить анализ эпизодов;

         -уметь написать рецензию на самостоятельно прочитанное или увиденное произведение;

         -уметь работать над сочинениями на литературоведческие темы, готовить рефераты, анализировать эпические, лирические и драматические произведения;

        - свободно владеть монологической и диалогической речью;

         - создавать самостоятельно оригинальные произведения;

         -уметь пользоваться полученными знания при подготовке к ЕГЭ, выполняя заданиями группы

 

ЗНАТЬ ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ:

-Художественная литература как искусство слова.

-Художественный образ. Художественное время и пространство.

-Содержание и форма. Поэтика.

-Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.

-Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.

-Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

-Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Фабула. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.

-Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь. Сказ.

Деталь. Символ. Подтекст.

-Психологизм. Народность. Историзм.

-Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

-Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс.

-Гипербола. Аллегория.

-Стиль.

-Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Ритм. Рифма. Строфа.

-Литературная критика.

           Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

-участия в диалоге или дискуссии;

-самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

- определения своего круга чтения оценки литературных произведений;

- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, Интернет).

 

При изучении предмета у учителя остается право на корректировку программы в целях обеспечения высокого уровня образовательного процесса.

 

Содержание программы.

Введение. 2часа  

Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровых прекрасное начало». Отечественная война 1812 года. Движение декабристов. Воцарение Николая !. Расцвет

и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроений. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, «натуральная школа») и профессиональной русской критической мысли. Россия во второй половине XIX века. Падение крепостного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Судебные реформы. Охранительные, либеральные, славянофильские, почвеннические и революционные настроения. Расцвет русского

романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социально-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писарев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и литературы. Чехов как последний великий реалист. Наследие старой драмы, ее гибель и рождение новой драматургии в творчестве Чехова.

Русская литература первой половины XIX века.

А. С. ПУШКИН(11+2) . Жизненный и творческий путь: основные этапы (с обобщением изученного).

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина — три принципа пушкинского творчества. Национально-историческое и общечеловеческое содержании лирики.

Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пустынники и жены непорочны...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия»(«Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я

посетил...», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирика и романтические поэмы. Историзм и народность — основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ(10+2).Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество.

Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлой и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Стихотворения: «Валерик», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу

один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Завещание». Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии.

Н. В. ГОГОЛЬ(8+2). Жизнь и творчество. (Обзор.) Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» — идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и ангельское).

«Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.

Русская литература второй половины XIX века (2).

Расцвет русского реалистического романа. Общечеловеческий и национальный смысл нравственно-философской проблематики русской литературы. Глубина психологического анализа, богат­ство языка.

Проза

И. А. ГОНЧАРОВ(8). Жизнь и творчество. (Обзор.) Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к Обломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» H. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева).

Теория л и т е р а т у р ы . Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего че-

рез индивидуальное. Литературная критика.

А. Н. ОСТРОВСКИЙ(7+1). Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара.

Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света в темном царстве» Н. А. Добролюбова).

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия).

И. С. ТУРГЕНЕВ(8+2). Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Отцы и дети». Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русского человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе («Базаров» Д. И. Писарева). Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).

Из поэзии середины XIX века.

 

Федор Иванович Тютчев. (5) Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр — лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений. Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все былое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Природа — сфинкс...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...». Т е о р и я  л и т е р а т у р ы . Углубление понятия о лирике.

А. А. ФЕТ(3). Жизнь и творчество Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.

Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета — практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия

в поздней лирике Фета. Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях».

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения.

Алексей Константинович Толстой.  (1)Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции. Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...»,

Н. А. НЕКРАСОВ(7+1). Жизнь и творчество (с обобщением изучен­ного).

Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала, Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка. Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...». Теория л и т е р а т у р ы . Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия)

Проза.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. (4) Жизнь и творчество. (Обзор.) «История одного города» — ключевое художественное произведение писателя. Сатирико-гротесковая

хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта. Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа. Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой.(15+1) Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир. «Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии.

Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» — просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя, Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий, Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно- психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души», Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу. Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Углубление понятия о романе. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. (10+2) . Жизнь и творчество. (Обзор,) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа». «Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения, Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев. Достоевский и его значение для русской и мировой культуры. Теория л и т е р а т у р ы . Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского.

Николай Семенович Лесков.(6) Жизнь и творчество. (Обзор.)

Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа. «Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств,

любовь к жизни и людям, нравственная стойкость — основные мотивы повествования Лескова о русском человеке. (Изучается одно произведение по выбору.) Теория литературы. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации.

Антон Павлович Чехов. (9)Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических  журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека». Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов. Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» И др.

 «Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы. Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии.

Из литературы народов России

Коста Хетагуров. (2)Жизнь и творчество осетинского поэта. (Обзор.) Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества

Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.

Из зарубежной литературы

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.

Ги де Мопассан.(1) Слово о писателе. «Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных

людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.

Генрик Ибсен. (1)Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла. Обнажение лицемерия и цинизма социальных отношений. Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идей» и психологическая драма.

Артюр Рембо. Слово о писателе. «Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. Апология стихийности, раскрепощённой, свободы и своеволия художника. Склонность к деформации образа, к смешению пропорций, стиранию грани между реальным и воображаемым. Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка.

 

В результате изучения литературы ученик должен   знать и понимать:

          - образную природу словесного искусства;

         - содержание изученных литературных произведений;

          - основные факты жизни и творчества писателей-классиков конца19 – начала 20в в.;

-основные закономерности историко-литературного процесса; черты литературных направлений и течений;

- основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

-воспроизводить содержание литературного произведения;

-анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы(тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод(сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

-соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

-определять род и жанр литературного произведения;

           - сопоставлять литературные произведения;

           - выделять авторскую позицию;

- выразительно читать произведение (или фрагмент), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

-аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному произведению;

   - писать рецензии на прочитанные произведения, сочинения разных жанров на литературные темы. 

 


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ уроков

Наименование разделов и тем

 

ЗУНы

 

ВВЕДЕНИЕ (2)

знать

уметь

1-2.

Общая характеристика русской литературы XIX века.

Литературная критика и журнальная полемика 60-х годов XIX века.

Знать основные темы и проблемы русской литературы XIX века.

Уметь раскрывать взаимосвязи русской литературы XIX века с мировой. Знать основных поэтических предшественников А.С. Пушкина Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова Инд. сообщения о поэтах (презентации).

 

А.С.ПУШКИН (11часов+2)

 

 

3-4.

-Жизнь и творчество. Гуманизм лирики. Слияние гражданских, философских и личных мотивов

Знать о художественных открытиях А.С. Пушкина.

Уметь анализировать стихотворения поэта, раскрывая их гуманизм и философскую глубину. Сообщение о художественных открытиях А.С. Пушкина

5.

Романтическая лирика Пушкина периода южной и Михайловской ссылок «Погасло дневное светило…»

.Знать сюжетно-композиционный анализ текста, нахождение романтических черт в лирике.

Уметь анализировать стихотворения с учетом художественных приёмов поэта, идеи и темы

6-7.

-Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина «Поэт», «Поэту».

Знать анализ стихотворения, художественных приёмов поэта. Анализ лирического текста с выразительным чтением

Уметь анализировать стихотворения, художественных приёмов поэта. Анализ лирического текста с выразительным чтением

8.

Эволюция темы свободы и рабства в лирике Пушкина «Вольность», «Свободы сеятель пустынный…»

Знать стихотворения на тему свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина.

Уметь анализировать стихотворения с учетом тематики, идеи и проблематики. Идейно-тематический анализ текстов стихотворений

9-10

Философская лирика Пушкина Тема жизни и смерти. «Брожу ли я средь улиц шумных…»

Знать нравственно-философскую проблематику стихотворений,

Уметь их анализировать. Идейно-тематический анализ текстов философской лирики

11

Петербургская повесть Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека»

Знать жанрово-композиционную основу произведения

Уметь при анализе текста раскрыть проблему индивидуального бунта. Идейно-тематический, проблемный анализ текста произведения.

12-13

Образ Петра -1 как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». Социально-философские проблемы в поэме.

Знать приемы создания образов в поэме.

Уметь раскрыть конфликт личности и государства. Идейно-тематический, проблемный анализ текста произведения

14-15

Р\р Сочинение по творчеству А.С. Пушкина

Знать сравнительную психологическую характеристику героев.

Уметь создавать творческую работу; выявлять частное и общее, производить идейно-тематический анализ

 

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ (10+2 часа)

 

 

16-17

-М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики поэта. Романтизм и реализм в творчестве поэта.

Знать реалистическое и романтическое начало в лирике Лермонтова

Уметь связывать биографию поэта с мотивами поэта

18-19

-Молитва как жанр в лирике Лермонтова «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»

Знать стихотворения по теме, приемы изображения молитвы в лирике поэта.

Уметь анализировать

20-21

Тема жизни и смерти в лирике Лермонтова. Анализ  стихотворений «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…)

Знать стихотворения по теме, приемы изображения жизни и смерти в лирике поэта.

Уметь анализировать

22-23

Философские мотивы лирики поэта. «Как часто, пёстрою толпою окружён…», «Выхожу один я на дорогу…»

Знать философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова, стихотворения на тему Родины, их философский смысл.

Уметь анализировать

24-25

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова.

Знать основные темы и мотивы в творчестве Лермонтова

Уметь анализировать стихотворения, раскрывая их гуманизм и философскую глубину, подчёркивая развитие в его творчестве пушкинских традиций

26-27

Р\Р Сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова

Знать изученный материал

Уметь писать сочинение по изученным произведениям.

 

Н.В. ГОГОЛЬ (8+ 2 часа)

 

 

28-29

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество. Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Знать факты биографии писателя, связанные с его творчеством, особенности стиля и творческой манеры.

Уметь анализировать прозаическое произведение, входящее в цикл.

30-31

-«Петербургские повести». Образ «маленького человека» в повестях.

Знать аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего; конспектирование материала

Уметь производить  аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего; конспектирование материала

32

Н.В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода.

Знать текст произведения, особенности стиля и манеры писателя. Анализ эпизода, монологическая речь, элементы анализа стиля автора текста, проблемное изложение материала

Уметь анализировать эпизод произведения на основе художественного концепта, выявляя проблемы.

33

Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект»

Знать, что такое правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект»

Уметь находить примеры в тексте

34-35

-Н.В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести»

Знать текст произведения.

Уметь анализировать прозаическое произведение на основе художественного концепта и проблематики.

36-37

Р\р Классное сочинение по творчеству Гоголя

Знать изученный материал

Уметь осмыслить тему, определить её границы, полно раскрыть, правильно и грамотно изложить в письменной речи.

38-39

-Обзор русской литературы второй половины 19 века. Её основные проблемы.

Знать о появлении «новой волны» в русском реализме, революционно-демократической критике, «эстетической критике», религиозно-философской мысли 80-х – 90-х гг.

Уметь при помощи компьютера систематизировать и презентовать результаты познавательной деятельности

 

И.А. ГОНЧАРОВ (8 часа)

 

 

40-41

-И.А. Гончаров. Краткие сведения о жизни и творчестве

Особенности композиции романа «Обломов». Её социальная и нравственная проблематика.

Знать факты биографии писателя, особенности композиции, социально-нравственную проблематику романа..

Уметь готовить сообщение об основных этапах творчества писателя

42-43

-Образ главного героя. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову.

Знать содержание романа «Обломов», понятия «типичный герой», «диалектика»;

Уметь давать характеристику герою, видеть сложность и противоречивость его характера

44-45

-«Обломов» как роман о любви.

Знать содержание романа «Обломов».

Уметь составлять сравнительную характеристику героев.

46-47

-«Что такое обломовщина?» Роман в русской критике.

Знать понятие «обломовщина»

Уметь находить признаки явления в жизни и в романе.

 

А.Н. ОСТРОВСКИЙ (7 + 1)

 

 

48-

Островский А.Н. Жизнь и творчество «Отец русского театра»

Знать основные моменты биографии писателя, его вкладе в развитие русского национального театра.

Уметь готовить сообщение о писателе.

49-50

Драма «Гроза». История создания, система образов, приёмы раскрытия характеров героев. Смысл названия.

Знать историю создания пьесы, новаторство драматурга, понятия драматургия, драма, трагедия, конфликт.

Уметь характеризовать персонажей, соотносить их характеристики с «говорящими» фамилиями

51-52

-Город Калинов и его обитатели .Изображение «жестоких нравов» «тёмного царства»

Знать законы «Домостроя» как законы жизни Замоскворечья; содержание драмы.

Уметь характеризовать персонажей, выявлять средства характеристики персонажа (речь, ремарка)

53-54

-Душевная трагедия Катерины. Катерина в борьбе за свои права

Знать содержание текста пьесы, законы жизни Замоскворечья, самодурство как национальное явление, роль религиозности в духовном мире человека.

Уметь работать с текстом, составлять подробную характеристику Катерины

55

Споры критиков вокруг драмы «Гроза» Подготовка к домашнему сочинению Р\р

Знать словесную символику драмы, литературную критику.

Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь

 

И.С.ТУРГЕНЕВ (8+2 час)

 

 

56

И.С. Тургенев. Этапы биографии и творчества

Знать о личности и судьбе писателя, жанр записок, стиль писателя.

Уметь делать сообщение о писателе и его творчестве

57.

Творческая история. Анализ романа «Отцы и дети»

Знать содержание текста романа. Отражение в романе политической борьбы 60-х годов, положение пореформенной Росси.

Уметь выявлять нравственную и философскую основу романа.

58-59

-Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя

Знать понятие духовный конфликт, текст произведения.

Уметь представлять психологические портреты героев, анализировать текст

60-61

-«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»

Знать понятия конфликт, идеологический конфликт, содержание текста.

Уметь анализировать текст, составлять сравнительную характеристику героев

62-63.

-Любовь в романе «Отцы и дети»

Знать содержание текста, жизненную позицию Базарова.

Уметь показать, как проходит герой путь испытания любовью

64-65

 Р\р. Анализ эпизода «Смерть Базарова». Подготовка к домашнему сочинению.

Знать особенности анализа эпизода в произведении.

Уметь анализировать эпизод

66

Зачётная работа за 1 полугодие

Знать тексты произведений И.А. Гончарова, А.Н. Островского, И.С. Тургенева, основные теоретико-литературные понятия

Уметь объяснять отдельные события и поступки героев из произведений, сравнивать, находить различное и общее.

 

Ф.И. ТЮТЧЕВ (5)

 

 

67-68

Жизненный и творческий путь Ф.И. Тютчева. Лирика природы. «Ещё земли печален вид…» «Как хорошо ты, о море ночное…»

Знать о романтической литературе второй половины 19 века, ее представителях, об эстетической концепции «чистого искусства», средствах выразительности и философском характере лирики.

Уметь анализировать текст в единстве формы и содержания

69

Человек и история в лирике Ф.И. Тютчева. «Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…»

Знать разнообразие тематики стихотворений поэта

Уметь анализировать лирические стихотворениия.

70-71

-Любовная лирика Тютчева. «О, как убийственно мы любим…», «Я встретил вас…»

Знать разнообразие тематики стих-ий поэта, его истории любви, самовыражения в поэзии.

Уметь анализировать любовные лирические стих-ия

 

А.А. ФЕТ (3 часа)

 

 

72

Этапы биографии Фета. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. «Даль», «Я пришёл к тебе с приветом…»

Знать о романтической литературе второй половины 19 века, ее представителях, факты биографии поэта.

Уметь анализировать стих-ия. Раскрывать их философский характер

73-74

-Любовная лирика Фета. «Шёпот. Робкое дыханье», «Сияла ночь. Луной был полон сад…»

Знать стих-ия о любви и понимать их.

Уметь анализировать стих-я о любви.

75

А.К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта. «Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре…»

Знать основные темы, мотивы и образы поэзии А.К. Толстого.

Уметь анализировать стихотворное произведение

 

Н.А. НЕКРАСОВ (7+1 час)

 

 

76.

Н.А. Некрасов. Биографическая и творческая справка

Знать биографию Н.А. Некрасова, особенности его творчества, основные мотивы лирики, новаторство поэта.

Уметь строить сообщение о поэте, анализировать стих-ия поэта.

77

Героическое и жертвенное в образе разночинца – народолюбца. «Рыцарь на час», «Умру я скоро…»

Знать основные мотивы лирики, новаторство поэта.

Уметь анализировать стих-ия поэта с точки зрения их идейного содержания и формы

78.

Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Музе», «Поэт и гражданин». Горькая доля народа пореформенной России

Знать суждения поэта о поэтическом труде в стих-ях.

Уметь анализировать стихотворения

79

Тема любви в лирике Некрасова, её психологизм и бытовая конкретизация «Мы с тобой бестолковые люди», «Я не люблю иронии твоей…» Душа народа русского

Знать основные мотивы лирики, новаторство Некрасова, трёхсложные размеры стиха.

Уметь анализировать стихотворения с точки зрения их идейного содержания и художественной формы

80

«Кому на Руси жить хорошо»; замысел, история создания и композиция поэмы Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка»

Знать историю создания поэмы, ее содержание и композицию

Уметь определять проблематику и композицию, особенности жанра, принцип фольклорного восприятия мира в ней.

81

Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме.

Знать историю создания поэмы; о проблеме нравственного идеала счастья, нравственного долга, греха, покаяния.

Уметь выявлять лучшие черты русского национального в образе крестьян; характеризовать образ Гриши Добросклонова как народного заступника

82

Образы народных заступников в поэме

Знать содержание поэмы.

Уметь характеризовать образы обиженных людей и народных заступников в поэме

83

Особенности языка поэмы. Фольклорное начало в поэме. Домашнее сочинение по творчеству Некрасова. Р\р

Знать фольклорную народную основу языка поэмы.

Уметь анализировать текст с точки зрения языковых особенностей.

 

М.Е.САЛТЫКОВ – ЩЕДРИН (4 часа)

 

 

84-85.

-Сведения о жизни и творчестве. Своеобразие сказок для «детей изрядного возраста» (тематика сказок). Обличение самодурства, произвола, обывательщины в сказках «Медведь на воеводстве», «Вяленая вобла».

Иметь представление о замысле, истории создания, жанре, композиции романа.

Уметь характеризовать образы градоначальников

86-87

Обзор романа «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция. Образы градоначальников

Знать об особенностях сатиры писателя.

Уметь делать индивидуальные сообщения о сатирических приёмах; определять особенности жанра, композиции, проблематику произведения, роль художественных средств в раскрытии его идейного содержания.

 

Л.Н. ТОЛСТОЙ (15+1)

 

 

88-89

-Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого. Духовные искания.

Знать основные этапы жизни и творчества писателя, особенности его творческого метода, суть религиозных и нравственных исканий.

Уметь строить сообщение о писателе,

90

Народ и война в «Севастопольских рассказах»

Знать историческую основу рассказов, понимать их патриотический смысл.

Уметь анализировать отдельные эпизоды

91

Творческая история романа-эпопеи

Знать историю создания романа-эпопеи, смысл названия, жанровое своеобразие.

Уметь определять систему нравственных ценностей романа

92-93

Поиски плодотворной деятельности П. Безухова и А. Болконского

Знать внутренний монолог как приём психологической характеристики героя

Уметь в ходе анализа характеризовать путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова. Уметь делать сравнительную характеристику героев, выявляя средства характеристики.

94-95

-Женские образы в романе «Война и мир»

Знать содержание текста, особенности изображения женских образов в романе, их внутреннего мира.

Уметь характеризовать женские образы, путь нравственных исканий Наташи Ростовой.

96-97

-Семья Ростовых и семья Болконских

Знать о «мысли семейной в романе».

Уметь через анализ эпизодов сравнивать семьи Ростовых и Болконских, видеть, отношение родителей к воспитанию детей, нравственные ценности.

98-99

«Мысль народная» в романе Толстого «В.и М.»

Знать содержание романа

Уметь видеть в ходе анализа эпизодов, какой смысл вкладывает автор в понятие «народная война».

100

Кутузов и Наполеон в романе

Знать антитезу как центральный композиционный приём.

Уметь делать сопоставительную характеристику героев, определять роль личности в истории.

101-102

Проблемы истинного и ложного в «В. и М.». Художественные особенности романа.

Знать проблемы истинного и ложного героизма в романе.

Уметь во время анализа романа сравнивать жизнь и поступки героев.

103

Р\р. Анализ эпизода из романа «В. И М.». Подготовка к домашнему сочинению.

Знать содержание романа

Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь, анализировать эпизод, определять его роль в романе.

 

Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ (10+2) час)

 

 

104-105

-Ф.М. Достоевский. Этапы биографии и творчества.

Знать основные этапы жизни и творчества писателя, особенности творческого метода: полифонийность, авантюрность сюжетного действия, синтетичность композиции, психологизм.

Уметь выступать с сообщениями о писателе Уметь характеризовать Петербург на основе комментария текста, строить развернутые рассуждения

106-107

-Образ Петербурга в русской литературе. В Петербурге Достоевского.

Знать особенности изображения Петербурга в романе, о приеме контраста.

Уметь находить в тексте подтверждение

108-109

История создания романа «П. и н.» «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя.

Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию романа.

Уметь видеть в тексте художественные приемы создания образов.

110-111

-Роман «Преступление и наказание». «Потрясённый, выбитый из колеи герой» или Раскольников среди униженных и оскорблённых. Теория Раскольникова. Истоки его бунта.

Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию

Уметь выявлять в процессе анализа социальные и философские источники преступления Раскольникова, авторское отношение к его преступлению, развенчание теории.

112-113.

-«Двойники» Раскольникова

Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию.

Уметь сопоставлять «двойников» Раскольникова: Лужина и Свидригайлова

114-115

-Р\р. «Правда» Сони Мармеладовой в романе. Роль эпилога в романе Домашнее сочинение по роману

Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию

Уметь выявлять место Раскольникова в системе образов романа, определять в романе и в жизни Раскольникова место Сони Мармеладовой как ангела-хранителя.

 

Н.С. ЛЕСКОВ (6 часа)

 

 

116-117

-Жизненный и творческий путь Лескова. Повесть-хроника «Очарованный странник». Идейно-художественное своеобразие

Знать факты биографии писателя, его творческий путь, манеру, героев: праведников и злодеев, не принимающих серой будничной жизни.

Уметь делать индивидуальные сообщения о творческом пути писателя, анализировать главы повести с точки зрения художест. своеобразия

118-119.

-Очерк «Леди Макбет Мценского уезда»

Знать текст произведения.

уметь перерабатывать художественный текст с позиций своей роли, используя метод “отстранения”, иметь представление о правах и обязанностях участников уголовного процесса.

120-121

-Катерина Кабанова и Катерина Измайлова (по пьесе Островского «Гроза» и рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)

Знать, что две Катерины были представительницами купеческого сословия. Но в одной соединились исключительно темные стороны человеческой натуры, другая же, наоборот, светла и поэтична.

Уметь сравнивать героев рассказов

 

А.П. ЧЕХОВ (9 часов)

 

 

122-123

-Этапы биографии и творчества А.П. Чехова Особенности рассказов 80-90 – годов. «Человек в футляре»

Знать жизненный и творческий путь А.П. Чехова, его идейную и эстетическую позицию, основную проблематику чеховского творчества.

Уметь делать индивидуальные сообщения о творческом пути писателя, анализировать рассказы художественного своеобразия

124-125

-Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов «Дом с мезонином», «Студент», «Случай из практики»

Знать содержание рассказов

уметь выявлять проблему протеста против догматической активности и общественной пассивности в рассказах

126

Тема гибели человеческой души в рассказе «Ионыч»

Знать текст рассказа.

Уметь раскрывать проблематику истинных и ложных ценностей, выявлять принцип нисходящего развития личности.

127-128

-Особенности драматургии А.П. Чехова

Знать особенности драматургии Чехова.

Уметь определять жанровое своеобразие, конфликт (внутренний и внешний), средства характеристики персонажей.

129

«Вишнёвый сад»; история создания, жанр, действующие лица и авторское отношение к ним

Знать содержание пьесы

Умение определять жанровое своеобразие, основной конфликт, принципы группировки действующих лиц, средства характеристики персонажей

130

Символ сада в комедии «Вишнёвый сад». Своеобразие чеховского стиля

Знать содержание пьесы

Уметь видеть особенности чеховской драматургии, актуальность звучания пьесы в наше время.

131

Зачётная работа за второе полугодие

Знать тексты произведений Л.Н. Толстого, Тютчева Ф.И., А.А. Фета, Н.А. Некрасова, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова, А.П. Чехова, основные теоретико-литературные понятия

уметь объяснять отдельные события и поступки героев из произведений, сравнивать, находить различное и общее.

132-133

-К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира». Изображение тяжёлой жизни простого народа.

Знать факты биографии писателя, специфику художественной образности

Уметь анализировать стихотворения с точки зрения проблематики и художественного своеобразия.

134-135

«Вечные» вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, реализм и символизм в произведениях зарубежной литературы. Г. Ибсен «Кукольный дом»

Знать факты биографии писателя, его творческий путь, манеру, героев: праведников и злодеев, не принимающих серой будничной жизни.

Уметь делать индивидуальные сообщения о творческом пути писателя, анализировать главы повести с точки зрения художественного своеобразия

136

Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы 19 века.

Викторина. Презентация проектов, творческих работ.

Уметь правильно излагать материал


ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Для учащихся

Тексты художественной литературы.

Учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч. под редакцией В.И. Коровина.- 14-е изд.-М.: Просвещение, 2014.

Для учителя

Н.В. Беляева, А.И. Иллюминарская. Литература. 10 класс. Поурочные разработки. 2012г.

И.В. Золотарёва, Т.И. Михайлова. Поурочные разработки по русской литературе. М.ВАКО, 2010 г.

Лебедев Ю.В., РомановаА.Н. Литература 10 класс. Поурочные разработки.- М. Просвещение. 2010г.

В.Ф. Чертов. Тесты, вопросы, задания по русской литературе 19 века. – М.: Просвещение, 10 класс, 2009.

И.В. Каплан. Анализ лирики в старших классах 10-11. – М.: «Экзамен», 2009.

Литература: работа с литературными текстами: практические задания 9-11 кл. /Е.В.Коркина, М.И.Свердлова. – М.: НЦ ЭНАС, 2010.

Серия книг «Писатель в школе». – М.: Дрофа, 2009г.

Русская литература 19-20 веков. Тесты, контрольные вопросы./ Н.И. Ломилина, В.К. Сигов – М.: Интеллект-Центр, 2009.

 

 

Copyright © 2024 Cайт учителя русского языка и литературы Огибалиной Виктории Михайловны.

Яндекс.Метрика